Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время

- объём внимания: средний уровень (преобладает 71%);

- устойчивость внимания: низкий уровень (преобладает 55%);

- переключаемость внимания: высокий уровень (преобладает 75%).

          Для контрольного эксперимента мы взяли те же диагностические методики по выявлению у детей уровня развития внимания по этим же трём показателям.

Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%).

Все три отличия нашли 12 человек, т.е. 42,8%. Это высокий уровень. Два отличия нашли 16 человек, т. е. 57,1%. Это средний уровень. И детей, которые нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет.

Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данный тест выполняло 28 человек (28 мы взяли за 100%). Результаты получились следующие:

Все 5 фигур нашло 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили средний уровень: 4 человека или 14,2%.

И детей, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, нет.  [39]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по объёму внимания всех детей:



По данной диаграмме видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий  уровень объёма внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунд нужно было  найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все три слова нашло 9 учеников, т.е. 32,1%. Это высокий уровень.

Два слова нашли 15 учеников, т.е. 53,5%. Это средний уровень.

И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 4 человека, т. е. 14,2%. Это низкий уровень.

Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 28 учеников. Результаты получились следующие:

Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (17 человек или 60,7%).

Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (7 человек или 30%).

И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы присудили низкий уровень (4 человека или 14,2%).  [31]

          Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по устойчивости внимания всех детей:


          По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень устойчивости внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается 3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые обозначали какой – то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду – растение, и в третьем – фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось 15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие:

Все слова нашло 22 человека. (78,5%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли тех детей, которые не нашли одного слова из всех).

Не нашли два-три слова – 4 ученика (14,2%). Это средний уровень.

Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного слова – 2 человека (7,1%). Это низкий уровень.

          Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В. Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 3 человека или 10,7%. Это средний уровень.

И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица (1 человек или 3,5%), мы присвоили низкий уровень.  [4]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по переключаемости внимания всех детей:


         

По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания.

          Ниже представим сравнительный анализ по результатам констатирующего и контрольного экспериментов:

КОНСТАТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ

  ЭКСПЕРИМЕНТ:ЭКСПЕРИМЕНТ:УРОВЕНЬ:

 Конст. э.: Контр. э.

Показатели объёма внимания:

  71% 64,25%среднийвысокий

Показатели устойчивости внимания:

  45,5% 46,2%низкийсредний

Показатели переключаемости внимания:

  75% 82,1% высокий  высокий

Таким образом, по результатам сравнительного анализа, видно, что у детей 1 «В» класса показатели объёма внимания  поднялись со среднего уровня до высокого; показатели устойчивости- с низкого до среднего уровня; и показатели переключаемости внимания по - прежнему  остались на высоком уровне.

По результатам проведённой нами работы можно сделать вывод о том, что гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.


Выводы по 2 главе:


Для выявления  уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностические методики из следующих источников:

- «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47]

- «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4]

- «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38]

- «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19]

           Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания. А также провести констатирующий и контрольный эксперименты на выявление уровней развития внимания детей по трём данным показателям и описать методические рекомендации по проведению экскурсий.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень объёма внимания, высокий уровень переключаемости внимания и низкий уровень устойчивости внимания.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса повысился уровень объёма  (высокий) и устойчивости внимания (средний). А уровень переключаемости внимания по-прежнему остался на высоком уровне.

Мы провели с детьми комплекс экскурсий, способствующих развитию их внимания и наблюдательности на следующие темы: «Экскурсия в сад – огород», «Кто построил этот дом?», «Осенние явления в живой природе», «Признаки зимы», «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД» и сделали главный вывод: гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.

Заключение:


Возраст от 6 до 11 лет является  чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится  школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь  не только взрослыми, но и  окружающими его  сверстниками.

Внимание младших школьников неустойчивое, отличается  частым и непроизвольным  перемещением с одного объекта на другой.

Возрастная особенность внимания младших школьников  - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием  общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания  своей ответственности за успех учебной деятельности.

Возрастной особенностью  внимания первоклассника  является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания.

Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком – то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали  и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Библиография.

 

1. Андрианов П.  Н. // «Развитие технического творчества младших школьников». – СПб.: ТОО «Золотой век», 1999. Стр. 23-24.

2. Амонашвили Ш. А. // Ежемесячный научно – методический и психолого – педагогический журнал «Начальная школа» №4 2005. – Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баласс». Стр. 35.

3. Анисимова Е.  Н. // «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» - М.: АСТ – ПРЕСС, 2000. 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).

4. Богданова Т.  Г. // «Диагностика познавательной сферы ребёнка». – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 20 -23.

5. Вахрушев А. А. // «Методические рекомендации по проведению уроков окружающего мира в 1 классе» - М.: «Зелёная планета», 2001. 148с. – Стр. 120-121.

6. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир в начальной школе» - 2 часть. – М.: «Премьера», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 104 -110.

7. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир». Методические беседы в 1 -2 классе. – М.: «Премьера», ООО « Фирма «Издательство АСТ», 1998. - Стр. 48-51.

8. Виноградова Наталья Сергеевна // Научно – методический журнал «Начальное образование» №2 2006 г. (13) ЗАО Издательство «Русский журнал». Стр. 44.

9. Голованова Н. Л. // «Общая педагогика» - М.: «Учитель» - СПб, 2005. – С. 219

10. Горбунова Т. В., Гордиенко Н. С. // «Школьный философский словарь». – М.: Русский язык, 1996. -Стр. 207

11. Герасимова И.  А. // Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Стр. 58.

12. Губский Е. Ф. // «Философский энциклопедический словарь». – М.: «Родное слово», 1996. - Стр. 35

13. Давыдов В. В. // «Психическое развитие младших школьников:

- 57 -

Экспериментальное психологическое исследование» - М.: 2 «Педагогика», 1999. – 160 с.: ил. – Стр. 52-53.

14. Даль В.  И. // «Толковый словарь русского языка». – М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341

15. Дубровина И.  В. // «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – М.,: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.  Стр. 64 -70

16. Дубровина И.  В. // «Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений» - М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

17. Евгеньева А.  П. // «Словарь русского языка».- М.: «Родное слово», 1999. - Стр. 90.

18. Ефимова Н.  С. // «Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА – М, 2007. – 288 с.: ил. – (Профессиональное образование).

19. Завязкин О.  В. // «Играя, развиваем логику: сопоставляем и анализируем». – Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2005. -16с.

20. Истратова О. Н. // «Справочник психолога начальной школы/ - Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442, (1) с.: ил. – (Справочник).

21. Кохановский Валерий Павлович // «Современная философия: словарь и хрестоматия». – М.: «Родное слово», 2000. - Стр. 24

22. Крутецкий В.  А. // «Психология». – М.: Издательский центр «Академия», 1988. - Стр. 72 – 85.

23. Люблинская А.  А. // «Учителю о психологии младшего школьника». Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 2000. Стр. 114-121

24. Макова Н. Н. //  Методическая газета для учителей «Здоровье детей»; 2007, №4. издательский дом «Первое сентября».

25. Мещеряков Б. Г. // «Большой психологический словарь».- М.: «Родное слово», 1990. 700 стр. - Стр. 49

26. Мухина В.  С. // «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 5 – е издание, стереотип. – М.,: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. Стр. 251 -269.

27. Научно – методический журнал «Начальное образование» под редакцией Н. Виноградовой; №2 за 2004 год. Стр. 16-18

28. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание» под редакцией В. М. Кузина; №4 за 2006 год. Стр. 30 -31

29. Научно – методический журнал «Начальная школа» под редакцией В.Г. Горецкого. – М.: «Альфа», 2006. 340 стр. Стр. 54-58.

30. Непомнящая Н. И. // «Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. – М.: «Педагогика», 1997.- 160 с.

31. Обухова Л. Ф. // «Возрастная психология. Учебное пособие». – М.: «Педагогическое общество России», 2000 – 448 с.

32. Олесюк Любовь Никитична // «Учите детей любить прекрасное». – М.: «Просвещение», 1996.- Стр.34-36

33. Петросова Р.  А. // «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе». – М.: «Просвещение», Москва, 1998. Стр.77- 82

34. Петухов П. А. «Заочная экскурсия по родному городу» - М.: «Начальная школа плюс». – 2005. №8 – с. 25

35. Подласый И.  П. // Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.: ил.- ISBN

36. Реан А.  А. // Научно – методическое пособие «От рождения до смерти».- М.: «Альфа», 2003. – 882 с.: Стр. 345- 357

37. Ривес – Коробков Ю. Е. // Научно – теоретический, методический и организационно- педагогический журнал «Школа и производство». Изд. дом «Школа – ПРЕСС 1» №7 2003. Стр. 12.

38. Рогов Е. И. // «Настольная книга практического психолога». Изд. дом «ШКОЛА – ПРЕСС 1», 2004. Стр. 65-66

39. Силаев А. В. //  «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах». – М: «Россия», 2003. – с. 255

40. Сластёнин В.  А. // «Педагогика»: Учеб. для  студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. Стр. 167-170

- 59 -

41. Смирнов С.  А. // «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512 с. Стр. 398- 399

42. Смирнов В. Ф. // Журнал для родителей «Семья и школа» 10*87. – М.: Издательство «Педагогика», «Семья и школа». 2003.

43. Соловейчик М.  А. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» №10 (16-31) май 2007. Издательский дом «Первое сентября» . Стр. 39.

44.  Тюмасёва З.  И. // «Экологическое строительство детской души». – М.: Издательский центр «Просвещение», 1997. - Стр.87-88

45. Фролов И. Т. // «Философский словарь». – М.: Издательский центр «Родное слово», 1995. - Стр. 43

46. Чередов Иван Михеевич  // «Формы учебной работы в средней школе». – М.: Издательский центр «Альфа», 1997. - Стр. 95-98

47. Черемошкина Л.  В. // «Развитие внимания детей». – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - Стр. 100-105

48. Чернавин Н. С. // «Словарь- справочник по обществоведению». – М.: Издательский центр «Родное слово», 1996. – Стр. 14.

49. Шапкина Л. В. // Методическое пособие «В помощь учителю» «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК». – М.:  АРТ - ПРЕСС», СПб, 2006. – Стр. 10.

50. Янова М. П. // «Как научить ребёнка жить в гармонии с природой». – М.: «Глобус». 2-е. изд., 2001, с. 213-214

Приложения:


Нина Фёдоровна Виноградова выделяет несколько правил проведения различных экскурсий. Используя и придерживаясь их, учителю будет несложно организовать экскурсию, хорошо к ней подготовиться и заинтересовать детей. Рассмотрим их:

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаёт задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.[49]

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочётов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах:

Основное требование – это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов.

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от экскурсантов больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Но вследствие необходимости в краткий срок охватить большее количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель, совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и знаний у детей.[50]

Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после неё, во время обработки результатов.[48]

Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8 - 10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно - популярной и художественной литературы.[39]

Для учителя необходимо умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое - либо объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.[13]

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. [30]

Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.[31]


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты