Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время

И. В. Дубровина отметила, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредованную, произвольную. Память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.[16]

И. В. Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, который обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаёт необходимые условия для освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.

Развитие моторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего  психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

 Так же Дубровина подытожила, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.[15]

 А. А. Реан считает, что в младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие  и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.[36]

Реан отметил, что развитие внимания у детей  в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но, в первую очередь, той деятельностью, которой занимается ребенок.

 Также он считает, что особую роль в развитии произвольного внимания  у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

 По мнению Реана, в 1-х классах ребенок не может ещё полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, с периодической сменой методов подачи учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядное. Поэтому для того, чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.[36]

В. А. Крутецкий, считает, что «если у человека сформировалась привычка быть всегда внимательным, то внимание становится  закрепленной, постоянной его особенностью, которая называется  внимательностью. Крутецкийй отметил: внимательность – важное качество личности. Внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и трудится гораздо успешнее, чем человек, не обладающий  этим свойством личности». Автор утверждает, что обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности  оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания.[22]

          Крутецкий отметил следующее: внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.Первокласснику трудно распределить внимание. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы. Возрастная особенность внимания первоклассника – сравнительная слабость произвольного внимания.

Значительно лучше в этом возрасте развивать непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны.

К возрастным особенностям внимания, считает Крутецкий, относится  и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники ещё не умеют длительно сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. [22]

          По мнению Мухиной В. С., младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.[26]

Мухина отметила: хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

И добавила, что первоклассники способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и ориентации высокой мотивации.[26]

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

          Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредоточиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания.  В результате  дети могут не выполнить задание в срок, потерять  темп и ритм деятельности, пропустить буквы  в слове и слова в предложении.

Отсюда вытекает одна из важных задач учителя: использовать такие педагогические условия при проведении различных экскурсий, которые будут способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей.

В. А. Крутецкий считает, что развитию внимания первоклассников способствует метод планомерного и систематического наблюдения за какими – либо явлениями или объектами.[22]

Также Крутецкий отметил: наблюдение учащихся 1 – 2 –х классов может быть значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых.

Лишь в процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.[42]

У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного.[43]

В. А. Крутецкий отметил следующее: развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.[22]

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Возраст от 6 до 11 лет является  чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится  школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь  не только взрослыми, но и  окружающими его  сверстниками.

Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира, но и от индивидуальных особенностей человека.

Первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов.

В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления.

Развитие моторики, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.

А внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.


1.2. Особенности проведения экскурсий во внеурочное время.


Задачами данного параграфа являются:

1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время».

2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с первоклассниками.

Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью они проводятся,  мы раскроем содержание основных понятий данного параграфа, таких, как: «внеурочное время» и «экскурсия».

В «Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный процесс (время) характеризуется как процесс, происходящий, производящийся  сверх или помимо уроков. (Внеурочные занятия) [17]

В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся помимо положенного, установленного. (Внеурочное время) – [17]

Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в том же словаре это понятие определяется и как процесс, производящийся помимо  положенного, установленного.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением:  «внеурочное время  - это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков».

Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы.

Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует  экскурсию как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, и т.д. [40]

Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников. [44]

Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в  «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход  на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З.  И. – это один из основных  видов занятий  и особая формаорганизации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы  мы будем пользоваться определением  из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.[14]

          В рамках нашей работы  нам необходимо  выделить важнейшие особенности проведения экскурсий  во внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их значение для первоклассников.

          Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм  обучения в целом, дадим им характеристику.

Р. А. Петросова, отмечает, что  к внеурочным относят те формы  организации учебной  деятельности школьников, которые вынесены  за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны  с целями урока  и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается  и тем, что  задания, выполняемые  вне урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках.[33]

Петросова выделяет главную задачу  начального обучения: организация познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В этой работе можно выделить несколько направлений:

          - проведение  факультативных курсов, содержанием которых является  ознакомление с окружающим миром;

          - экскурсионная работа по краеведению;

- организация кружков, углубляющих  интерес детей  к объектам окружающего мира;

          - проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов  и т.п.

Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий  касалась разных сторон окружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений  людей, искусства и др.

Р. А. Петросова определяет основную и  самую главную цель  внеурочных занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить  для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.

          Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического  процесса -обучающей, воспитывающей  и развивающей.

Обучающая  функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам  поведения, коллективной жизни.

Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Развивающая функция  внеурочной работы  заключается в  выявлении скрытых  способностей, интересов ребенка.[33]

Теперь определим место  внеурочной воспитательной работы  в педагогическом процессе школы.

Петросова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой  совокупность различных видов деятельности и обладает  широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Итак, рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда  удается рассмотреть на уроке.

 Во-вторых, включение  в различные виды внеурочной работы  обогащает личный опыт ребенка.

В-третьих, разнообразная внеурочная  воспитательная работа  способствует развитию у детей  интереса к различным  видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети  не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся  жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.[24]

Петросова добавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной работы будут более эффективны  в воспитательном воздействии  на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Известно, что семья играет  существенную роль  в ознакомлении ребенка с природой и социальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит положительный эффект.  Учитель может руководить  этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.[40]

Опосредованное руководство  проявляется  в обсуждении на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника.

Обязательным элементом  таких собраний является обсуждение опыта семейного воспитания.  Родители  рассказывают о  своих успехах и неудачах  в воспитании детей, о семейных традициях, о совместном труде и отдыхе.[24]

Она выделяет, что непосредственное участие  семьи в процессе  ознакомления младших школьников  с окружающим миром  может проявляться в следующем:

Учитель предлагает  школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только при участии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своих прародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны)  родного края; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать  о каком-либо эпизоде из его  жизни; собрать на прогулке в лесу  природный материал для поделок.

Родители присутствуют  на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о  своей профессии; принимают участие в  викторинах, конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.[24]

Теперь перейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя с младшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают? С какой целью проводятся? Какое значение имеют  для младших школьников, и вообще, каким образом они проводятся?

Л. Н. Олесюк отмечает следующее: в педагогике начальной школы  широко распространен термин «экскурсия» как форма организации процесса познания окружающей природы. В дополнение к принятому нами за основу определению можно дополнить, что экскурсию можно воспринимать как форму организации учебного процесса, направленную на усвоение учебного материала, но проводимую вне школы.[32]           

Н. Ф. Виноградова выделяет педагогическое значение экскурсий.  Кроме этого, она отметила ее огромное  общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует  программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. [6]

З. И. Тюмасёва считает, что для детей экскурсия – путешествие, выход из тесных официальных стен учебного учреждения на вольный простор. Любое путешествие создает особый своеобразный мир  ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение  люди становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется внутреннее чувство свободы и своеобразное жадное  желание без всякого принуждения воспринимать окружающий мир. [44]

Она отмечает, что вся гамма положительных  переживаний, рожденных даже кратковременным путешествием, делает его особенно  привлекательным и желанным для детей.

Н. Ф. Виноградова выделяет следующие виды экскурсий:

                   - на природу;

                   - в музеи и на вставки;

                   - на производства.

  Она отмечает, что  методика проведения любой экскурсии должна исходить из  специфики ее как небольшого путешествия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты