Психодиагностика самосознания

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

3. Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

1.      Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.

2.      Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.

3.      Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

4.      Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.


4.     Шкала самоуважения М. Розенберга

Методика относится к классу стандартизованных самоотчетов. Шкала может быть использована для выявления глобального самоотношения. Шкала состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: полностью согласен, согласен, не согласен, абсолютно не согласен.

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.


5.     Тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда

Тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности.

Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Полученные ответы подвергаются контент-анализу и кластерному анализу. Регистрируемые показатели: ответы испытуемых, их количество и количество всех слов в ответах.

Направления интерпретации: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания. При проведении психологической консультации может проводиться дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) – каких ответов больше?.

Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.

Регистрируемыми показателями, измеряющими рефлексивную активность по данной методике, выступают: количество ответов и количество всех слов в ответе на вопрос "Кто я такой?".


6. Проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир"

Проективная рисуночная проба "Рисунок "Мой мир" описана С. Т. Посоховой.

Данная методика широко применяется для диагностики различных сфер самосознания. Для изучения рефлексивной активности мы используем модифицированный вариант рисуночной пробы. Методика направлена на изучение таких рефлексивных аспектов как эмоциональная включенность в рефлексирование в процессе взаимодействия с собственным Я; фокусирование сознания на собственном Я. Регистрируемые показатели: количество цветов в рисунке, количество нарисованных образов предметов в рисунке.

7. Проективная рисуночная проба "Нарисуй букву Я"

Основное назначение данной методики состоит в выявлении неосознаваемого эмоционального отношения к себе, к своим установкам, к своему поведению, чувствам. При интерпретации рисунков используются различные параметры рисунка: расположение рисунка на листе (центральное, смещение влево-вправо, вверх-вниз), размер буквы, использование разных цветов, дополнительных предметов, украшений, форма буквы и др.

В исследовании рефлексивной активности используются следующие показатели: количество использованных цветов, количество элементов самолюбования, количество дополнительных образов. Данные показатели помогают оценивать такие характеристики рефлексивной активности, как эмоциональная включенность в процесс взаимодействия с собственным Я, фокусирование сознания на собственном Я.

8. Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн

Основное назначение методики заключается в изучении самооценок личности по заданным характеристикам. Предлагается несколько горизонтальных линий в 10см, каждая линия представляет собой шкалу оценивания здоровья, ума, счастья, самой личности. Слева находятся самые волевые, самые умные, самые здоровые, добрые, самые счастливые, самые общительные, самые хорошие, самые способные, самые смелые люди. Справа – наоборот, безвольные, глупые и т.д. Испытуемый должен отметить знаком "х" на линии место, где он находится. Интерпретация дается на основании оценки местоположения на линии по каждому из параметров (подсчитывается расстояние от отметки, сделанной испытуемым до правого конца шкалы). Полученные данные по методике позволяют судить не только об общем самопринятии (принятии себя) и частных самооценках, но и позволяет выявить глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему "Я" – уровень самопринятия. Такая методика дает возможность не только выявить самооценку индивида, но и сравнить с групповым показателем.

Диагностические особенности методики заключаются в простоте проведения и организации исследования, возможно делать повторные замеры , а также в вариативности характеристик для самооценки. Регистрируемые показатели: самооценка воли, самооценка ума, самооценка доброты, самооценка здоровья, самооценка счастливости, самооценка общительности, оценка себя как хорошего человека, самооценка способностей.

9. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов)

Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков: юношей и девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения.

Инструкция: «Сейчас будет показан набор рисунков. На них изображены преподаватель, родители и сверстники. Вам предлагается представить себя на месте изображенного юноши (девушки), дать за него ответ и сказать, что бы Вы стали делать на его (ее) месте». При этом юноше (девушке) показывают тот персонаж, от лица которого он будет отвечать во всех предъявляемых ситуациях.

При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания: имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время, общий уровень адаптированности.

Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используются другие методики.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА, УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ


Испытуемый 1. Прохорова Наташа

Учащаяся ТУ 19 г. Кирова по профессии разрисовщик игрушек.

Наташа сама попросила провести диагностику. Цель ее просьбы в том, чтобы с помощью результатов исследования понять сможет ли она заниматься предпринимательской деятельностью.

Результаты наблюдения и беседы.

Диагностика проводилась два дня, т.к. была учтена просьба Наташи, подобран комплекс методик, характеризующий темперамент, характер, уровень тревожности, самооценки и притязаний, а так же методики, характеризующие мотивацию и внутренний потенциал.

В начале каждого исследования Наташа проявляла интерес, любопытство и активность. Она внимательно изучала инструкции, спрашивала то, что было непонятно. При заполнении первых бланков методик ошибок практически не было. По мере приближения к концу, появлялась некоторая рассеянность, торопливость, в бланках встречались ошибки. Но общий эмоциональный фон не менялся, любопытство и интерес оставались до конца исследования.

В ознакомительной беседе Наташа рассказала про себя, что в дальнейшем помогло понять и интерпретировать результаты исследования.

В данный момент Наташа живет с мамой. Она окончила 9 классов в школе - интернате для слепых и слабовидящих детей г. Белая Холуница. Во время учебы в этой школе неоднократно просила маму перевести ее в обычную школу в г. Кирове, т.к. По состоянию зрения могла учиться в массовой школе, но мама так и не перевела ее. После окончания 9 классов Наташа уехала в г. Верхняя Пышма Свердловской области для дальнейшего обучения в 10-11 классе. Таким образом, за время учебы Наташа приезжала домой только на каникулы. Школу девушка окончила с тремя четверками, остальные в аттестате пятерки. За время учебы закончила музыкальную школу, посещала кружок рисования, играла и пела в школьном ансамбле, вела активную общественную деятельность, часто была представителем от школы на различных городских мероприятиях.

 После школы подала документы в УРГУ, но, приехав на каникулы домой в Киров, передумала, т.к. стало жалко маму, которая плакала и уговаривала не уезжать, мол ей плохо одной, да и учить неначто. (Мама — человек непьющий, работает диспетчером, неплохо зарабатывает, еще подрабатывает, разведена).

Мама смогла уговорить Наташу, и девушка забрала документы из университета и по настоянию мамы подала их у училище, где платят стипендию, нужно учиться всего один год, а потом можно работать.

Сейчас девушка живет с мамой, но отношения не складываются. Нет взаимопонимания, потому часто возникают ссоры, в которых мама всегда старается одержать верх и зачастую не хочет понять своей неправоты. При этом Наташа просто уходит из дома, потому что «Мама не хочет добиться взаимопонимания, а ругается до тех пор, пока не доведет до слез. Тогда успокаивается».

Учиться Наташе интересно, но она пока не знает, как же с ослабленным зрением она будет разрисовывать игрушки. Она уже думает открыть свое дело, может быть связанное с народными промыслами. Еще Наташа очень хочет уехать от мамы и жить своей жизнью.

Наташа очень четко излагает свои мысли, начитанна, умна, хорошо анализирует ситуации. Общительна, доброжелательна, даже слегка наивна, доверчива. Временами, когда девушка рассказывала о себе, она с трудом сдерживала слезы, но видимо жизнь в интернате приучила Наташу сдерживать эмоции и чувства, научила самостоятельности и постоянному контролю ситуаций. Так же чувствуется некоторая необычность взглядов и растерянность. Есть в девушке и неуверенность в себе. Передавая свои ощущения, она говорит: «интернат воспитал во мне чувство волчьей стаи, но я совершенно не знаю, как жить, ведь там все по-другому».


Результаты диагностики

Методика Стреляу (диагностика темперамента)

Сила процессов возбуждения

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов

уравновешенность

72

50

60

1,2


По условиям методики результат выше 42 баллов считается выраженным.

Таким образом, у испытуемой выражены все три показателя нервной деятельности. Но возбуждение преобладает над торможением.

Испытуемая может выдерживать длительные нагрузки, выражена способность к осуществлению эффективной деятельности в ситуации, требующей энергичных действий. Но в условиях запретов характерен отказ от активности. При столкновении с новыми ситуациями быстро перестраивается, активно взаимодействует с новыми явлениями и предметами.

Индекс уравновешенности больше 1, что указывает на сдвиг баланса в сторону возбуждения. У испытуемой это проявляется в эмоциональных переживаниях, неустойчивом настроении, переоценке своих возможностей, хорошей адаптации к новому, рискованности, в сильном стремлении к цели с полной отдачей, в боевом отношении к опасности без особого расчета.

Методика Кетелла (диагностика характера)

MD

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

12

9

8

10

9

6

5

7

9

5

7

6

10

12

5

3

4


Умна, быстро соображает, хорошо обучается, способна решать абстрактные задачи. Имеет разнообразные интеллектуальные интересы и широкий кругозор. Отличается критичным мышлением, никакую информацию не принимает на веру. Отличается гибкостью, восприимчив к новым идеям и взглядам, терпима к противоречиям. Аналитик. Не доверяет авторитетам.

Эмоционально уравновешена, спокойна, понимает свои чувства и находит адекватные способы для их выражения, осознает требования действительности, признает собственные недостатки. Склонна к эмоциональным переживаниям, откликается на происходящие события. Обладает развитым чувством долга в связи со склонностью испытывать чувство вины.

Общительна, готова к сотрудничеству, в общении открыта, доброжелательна, склонна к оказанию помощи. Но в обществе чувствует себя неуютно и неуверенно.

Достаточно энергична, активна, зачастую склонна доминировать. Тенденция к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Иногда может агрессивно отстаивать лидерскую позицию, игнорировать социальные условности.

Вместе с тем она человек мягкий, утонченный, склонный к художественному восприятию мира. Старается избежать ситуаций, связанных с проявлением враждебности. Ранима во взаимоотношениях с людьми, в неблагоприятных бытовых условиях, на работе. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих, т.к. На данный момент плохо справляется с жизненными трудностями и тяжело их переживает. Склонна к тревожному, настроению, печальным размышлениям в одиночестве. Не верит в себя, склонна к самоупрекам и недооценке своих возможностей. Настроение и самооценка сильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих.


Шкала тревожности Спилберга

Ситуативная

тревожность

Личностная

тревожность

54

48

 

Выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Вместе с тем личностная тревожность так же на довольно высоком уровне. Но в настоящее время уровень ситуативной тревожности выше, чем личностной.


Диагностика копинг-стратегий Лазарус


Конфронтационный копинг

Дистанциирование

Самоконтроль

Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности

Бегство, избегание

Планирование решения

Положительная переоценка

балл

4

5

11

10

7

6

13

18

%

33,3

27,8

52,4

55,5

58,3

25

72,2

85,7

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты