Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания











ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА

 

Самосознание, как важный структурный компонент личности, является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно восприн6имать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Самосознание с одной стороны «… как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах ее существования, …а с другой стороны, в качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Оно одно из существенных условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения» [9]

В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».

В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10]

По мнению В.Г. Маралова «Самосознание – это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я. (Я концепции)0 в свою очередь образ Я, включаясь в структуру Я, как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию». [5]

В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Критерии самосознания таковы:

1.               выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;

2.               осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3.               осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;

4.               моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников. По их мнению, ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности.

Л.С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:

1.            накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности

2.            углубление знаний о себе

3.            психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире)

4.            интеграция (осознание себя единым целым)

5.            осознание собственной индивидуальности

6.            развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания по Л.С. Выготскому зависит от той социальной среды, к которой человек принадлежит [2].

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:

1.            Познание (самопознание);

2.            Эмоционально - ценностное отношение к себе (самоотношение)

3.            Действенно-волевое саморегулирование поведение личности [10].

Процесс накопления знаний о себе не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.

Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания:

1.            Самочувствие

2.            Самопознание

3.            Самооценка

4.            Самоконтроль

5.            Самокритичность

6.            Саморегуляция.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный.

На органическом уровне самосознание отражает физическое "Я" человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности.

"Я"-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др.

Личностный уровень предписывает человеку то, что его Я – концепция целостна и сформировалась в единый личностный образ. [8]

Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.

Способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от индивида, но воспринимается посредством образов, формируется у ребенка уже в течение первого года жизни и развивается впоследствии. Именно она составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

Первый из механизмов самосознания - это способность к осознран6ию психических явлений. По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает и выделяет объект из среды («я это вижу») то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя («я как-то отношусь к тому, что я вижу») [8]. Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т.е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок во взаимодействии с самой средой и людьми каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я-концепции».

Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1.                принятие точки зрения другого на себя (прямое или опосредованное усвоение чужой точки зрения);

2.                прямое или косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3.                трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4.                система контроля за ребенком;

5.                система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6.                семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.

Действие названных механизмов помогает ответить на вопрос «как происходит процесс наполнения Я-концепции, т.е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.

Согласно И.И. Чесноковой, развитие самосознания представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного "Я". В результате этого процесса формируется обобщенный "образ Я". [10]

В.С. Мерлин считает, что самосознание складывается на протяжении всей жизни индивида. Под воздействием многочисленных социальных влияний. В динамике самосознание представлено четырьмя стадиями развития:

1. сознание отличий себя от остального мира;

2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

3. сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].

Таким образом, самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают, что становление самосознания включено в процесс становления личности и потому оно не подстраивается под него, а является одним из компонентов личности.

Общепризнанна многоуровневая структура самосознания. В зависимости от основания деления принято выделять: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, в основе которого лежит самоотношение, и поведенческий компонент, характеризующийся процессом саморегуляции.

Самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов выделяется система «образов Я»: «Я» реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я» идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я» - прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я» - будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка - становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый возраст.


Диагностика самосознания

1. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Цель: исследование особенностей самоотношения.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

2. Тест самоактуализации (САТ)

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация результятов.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты