А.А.Катаева – Вагнер отмечает, что подростку требуется спокойная, стабильная обстановка. Дестабилизация обстановки, даже непринципиальные перемены, как правило, приводят подростка к дезорганизации деятельности. Подросток подвержен нарушению деятельности в условиях, когда он не может поставить свою личность, свое формирующееся «Я» в соответствующую позицию. Не может самоутвердиться. За такой дестабилизацией ситуации часто следует полная дезорганизации всей деятельности, и в первую очередь познавательной. Свое индивидуальное место в коллективе ищет каждый подросток. Кто-то становится техническим экспертом группы, кто-то «Фомой неверующим», сомневающимся и критикующим, а кто-то и козлом отпущения. Некоторых действительно устраивает и эта последняя роль. Жизнь рядом со сверстниками, причастность к их заботам, делам и разговорам для них более ценная вещь, чем собственное достоинство.
Подростковый возраст - это период становления образа «Я» и развития самосознания, стремления к независимости и обретения личностной зрелости. В этом возрасте стойкий неуспех , невозможность самореализации на определенном уровне может оказаться причиной тяжелых личностных срывов. В подростковом возрасте, когда «Я – система» быстро развивается и возникает сильное чувство собственной ценности, у многих подростков существенно усиливается тревожность, что связано с новой мотивацией и переживанием собственной сексуальной активности. (Г.С.Салливен и К.Хорни).
В понятие нормального благополучного протекания периода подросткового кризиса входят, в первую очередь, два параметра – социальная адаптация подростка и его психическое развитие. Оба эти процесса взаимосвязаны между собой. Оба они в очень большой степени зависят от ряда условий, среди которых на первый план выходят внутрисемейные отношения и отношения с коллективом сверстников. Это важный фактор, характеризующий успешность адаптации.
Глава 2. Адаптация, понятие и структура
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/
Понятие «адаптация» обозначает «приспособление». Первоначально данное понятие, заимствованное из биологических наук, обозначало приспособление живого организма к среде обитания. В настоящее время философское осмысление процессов приспособления позволяет считать адаптацию всеобщим свойством живой материи, в том числе и человека. Дальнейшее развитие наук привело к тому, что это понятие стали широко использовать в психологии и социологии, обозначая двумя терминами «адаптация» (adaptation) и «приспособление» (adjustment). Причем, первый означает приспособление в широком смысле, второй – в более узком – «приспосабливать, приспособиться» и, по существу, выражает ситуативное приспособление. Термин «adjustment» более широко используется учеными на Западе, которые понимают его, как пассивное приспособление личности к окружающей среде.
Адаптация – составная часть приспособительных реакций психобиологической системы на изменение условий среды существования.
При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменения среды.
Компенсация же направлена на сохранение функции системы в случае нарушения деятельности функционального элемента. То есть адаптация направлена на изменение функций и структуры, а компенсация – на сохранение функций и структуры. (Воложин, Субботин, 1988) это два полюса реакций организма на возмущение среды, два полюса одного континуума.
Основой адаптации как приспособления является изменчивость психосоматических признаков в результате воздействия на них внешних сил.
Когда ребенок пребывает в младенчестве, он подчинен законам природы своего тела и психики, своего естества, в нем заложено и стремление к здоровью. По мере взросления ему приходится учиться «игнорировать» или «нарушать» эти законы, сдерживать удовлетворение потребностей, запросов тела и психики, что в свою очередь ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма. Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации».
«Норма адаптации» - это пределы изменения структуры (или элемента ) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы. ( Воложин, Субботин, 1987). Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако форма психической адаптации формируется благодаря научению, т.е. является приобретенным фактором.
Нет единства в интерпретации понятия «социальная адаптация».
В.С.Олейников понимает под адаптацией личности процесс овладения опытом социальной жизни, что близко к понятию «социализация личности».
Д.А.Андреева считает, что социальная адаптация – это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия», в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Б.Рубин и Ю.Колесникова под адаптацией понимают процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности.
Данные определения адаптации сводятся к пониманию её, как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения.
С точки зрения О.И.Зотовой и И.К.Кряжевой процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям.
Характеризуя социальную адаптацию как процесс, исследователи выделяют следующие компоненты: «адаптивная среда», «адаптирующий элемент» (личность, или группа лиц), «адаптивная ситуация», «адаптивная потребность».
Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социально- экономическими условиями общества, в каждом конкретном случае подразделяет на предметную (вещественную) и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которые должны освоить личность и общество, а под личностной – состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат. Адаптирующийся элемент – личность – представляет собой, по утверждению А.Л. Леонтьева, «относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами. Понятие «личность» широко исследовано психологами, поэтому мы используем основные, установленные ими научные положения о направленности, знаниях, умениях, привычках, индивидуальных особенностях психических процессов, свойствах темперамента. Адаптирующийся элемент также может представлять собой группу лиц или коллектив.
Адаптивная ситуация возникает только в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующегося элемента. Это взаимодействие порождается перемещением элемента в новую среду или изменением положения и взаимоотношений элемента в прежней среде. Адаптивная ситуация является началом, толчком процесса адаптации. Адаптивная среда и адаптивная ситуация как компоненты адаптации не заменяют друг друга, а тесно взаимодействуют между собой и опосредованы личностью.
Исследователи, выделяющие в процессе социальной адаптации «адаптивную ситуацию» и «адаптивную потребность», несомненно, правы, но выделение лишь этих компонентов ведет к отрыву от личности, испытывающей адаптивную потребность. Необходимо в качестве компонента адаптации рассматривать личность, основным признаком который является наличие у нее адаптивной потребности.
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая характеризует процессы, свойственные личности. Проявляется адаптивная потребность в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоение человеком определенной формы деятельности.
Динамика становления адаптивной потребности представляется следующим образом:
- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;
- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического напряжения, беспокойства, когнитивного диссонанса, стресса и т.п.;
- осознание личностью этого рассогласования, его причин, содержания, форм проявления;
- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;
- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.
Следует иметь в виду, что рассогласование между личностью и средой может наступить: а) в результате изменений как предметной, так и личностной среды адаптации; б) на различных подструктурах личности: мотивы, направленность, знания, умения, навыки и т.д. Степень рассогласования усиливает или уменьшает адаптивную потребность.
В самой адаптивной потребности можно выделить отдельные элементы:
а) потребность в получении информации о среде;
б) потребность в усвоении необходимых умений и навыков;
в) потребность в установлении положительных связей и отношений.
Дальнейший анализ понятия «социальная адаптация» требует рассмотрения ее видов.
По психологическому содержанию выделяются этапы адаптации:
- предадаптация (приспособление к будущим воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию);
- дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни);
- реадаптация (отвыкание от одних «новых», но уже ставших в какой-то мере привычных условий жизни к другим – «прежним»);
- деадаптация (не-адаптированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды).
Необходимо отметить, что личность оказывается субъектом не одного, а целого ряда адаптивных процессов. Различные виды адаптации требуют от личности неодинаковых затрат времени и нервно-психической энергии, они по-разному актуализируют и реализуют социальный и познавательный опыт. Поэтому при анализе конкретного вида адаптации следует рассматривать его не изолированно, а во взаимодействии с другими адаптационными процессами. По характеру взаимодействия субъекта и адаптивной среды выделяются различные уровни, темп и скорость адаптации. Результат адаптации проявляется как качественно новый этап, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности:
- уподобление (полная адаптация, высокая активность, психологическая переориентация, высокое мастерство, широкий подход);
- приноравливание (средняя активность, сужение круга интересов до узкоспециальных принятие только основных ценностей);
- уравновешивание (низкая активность, пассивность в копировании чужого опыта, приспособление с целью добиться покровительства);
- псевдоадаптация (неадаптация – внешний прием образа жизни, подавление своего неудовольствия, отрицательное отношение к какой-либо сфере жизнедеятельности).
Выделение уровней адаптации неизбежно связано с необходимостью определения критериев адаптированности личности. Их можно разделить на три группы:
а) относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);
б) относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью, то есть существующие и вне его (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);
в) не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты адаптации (профессиональный рост, изменение социального статуса, оценка коллективом либо обществом в качестве полноправного члена).
Критерии адаптированности раскрывают картину адаптационных процессов, происходящих «внутри» личности и скрытых от глаз наблюдателя.
Наиболее перспективным направлением в изучении процесса социальной адаптации является изучение факторов адаптации. Это позволяет создать механизм интенсивного психологического воздействия на адаптацию. Под факторами адаптации исследователи понимают «совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат адаптации. Мы считаем, что факторы – это и причины, и движущие силы явления. Факторы адаптации можно разделить на две большие группы, положив в основу деления два основных компонента процесса адаптации:
а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень предшествующей подготовки, психофизиологические особенности, система мотивов, характерологические черты); б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, производственные, организационные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).
Подвижность среды требует и большей мобильности от человека, следовательно, в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало. Процесс социальной адаптации детерминирован постоянными изменениями среды адаптации, которые связаны с социальным и научно-техническим прогрессом общества.
Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношения активности и адаптированности для всей целостной картины преодоления жизненных трудностей, решения встающих проблем. И для внутренних адаптивных изменений и для внешней активности (преобразования в окружающей среде) необходима энергия. С различной степенью осознанности индивид вынужден разделять имеющийся энергетический ресурс. Такое разделение может быть сбалансированным или с доминированием одного из направлений расходования энергии – на преобразование среды или приспособления к ней. Динамика адаптивных реакций при длительном напряжении включает 4 основные стадии (Шафранская, 1983):
1. – деструктивной реактивности, которая характеризуется рассогласованием функций и процессов из-за гипер-, гипо-эффектов физиологических, когнитивных, регуляторных параметров.
2. – стабилизации, которая характеризуется устойчивой структурой взаимосвязанных показателей, обеспечивающих оптимально адекватные энергозатраты организма, а также устойчивостью выполняемой деятельности и однообразием модальности эмоционального состояния.
3. – функциональной агрессии, происходит перестройка взаимосвязей показателей при возрастании одних и снижении других, увеличении числа стереотипных форм поведения и нарастании отрицательного эмоционального состояния.
4. – актуализации резервов, возможна вследствие повышения мотивационных и волевых компонентов деятельности, которые приводят к коррекции ранее сформированных свойств личности или выработке новых.
Первые три стадии – преходящие, они проходят спонтанно, с изменениями психического состояния, четвертая – «необратимая», т.к. затрагивает структуру свойств личности, опосредствуя взаимодействие психических процессов и свойств личности. В зависимости оп психологической специфики ситуации, её продолжительности и индивидуально-типических особенностей субъекта меняется длительность выделенных стадий и их сменяемость.
Изменения во время адаптивных перестроек в наибольшей степени зависят от степени адекватности личностной мобилизации. Уровень мобилизации во многом определяет протекание адаптационных процессов и успешность преодоления трудностей.
Решающее значение имеет общий уровень личностной мобилизации.
Феномены адаптации
Характеристика |
Мобилизация |
||
недостаточная |
адекватная |
избыточная |
|
Отношение к ситуации; доминирующий мотив |
Эмоциональное неприятие цели до адекватной когнитивной оценки |
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели |
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным, часто приятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Характер адаптации |
Адаптация не полна без достаточной активности |
Адаптация укрепляет активностью |
Адаптация ослабляется излишней активностью |
Поведение |
Пассивное (капитуляция) |
Активное организованное |
Активно дезорганизованное |
Продуктивность: - ориентировочной активности - волевой активности |
Отсутствует Отсутствует |
Есть Есть |
Есть Отсутствует |
Энергетическая характеристика физиологических процессов |
Сниженное расходование энергии или трата её на торможение |
Адекватное устойчивое расходование энергии |
Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса |
Фаза истощения |
Фаза резистентности |
Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Главная характеристика состояния |
Апатия |
Активация |
Высокое напряжение |
Настроение |
Снижение настроения, уныние |
Ровное настроение, бодрость |
Неровное настроение, беспокойство |
Вероятный исход |
Гипотимия, депрессивный синдром |
Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией |
Астения |