Психофизиологические особенности подростка

Психофизиологические особенности подростка

Содержание


Введение

Глава 1 Психофизиологические особенности подростка

Глава 2 Адаптация

·                    2.1 Общее понятие адаптации

·                    2.2. Личностная адаптация

·                    2.3. Понятие дезадаптации

Глава 3 Психологическая устойчивость

·                    3.1. Понятие психологической устойчивости

·                    3.2. Составляющие психологической устойчивости

·                    3.4.Факторы психологической устойчивости

Глава 4 Методика и организация исследования

·                    4.1. Результаты и их анализ

·                    4.2. Выводы и рекомендации

Литература

Приложение.

Введение


Все больше внимания в педагогике уделяется здоровьесбережению и здоровьесберегающим технологиям. Поднят вопрос на государственном уровне. В 2001 году Министерство Образования и Здравоохранения РФ утвердили федеральную программу «Здоровье» для учащихся 1-11 классов. Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д.

В энциклопедическом словаре термином «здоровье» обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (т.1с.391)

По данным академика РАМН Ю.П.Лисицина, являющимся признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25% всех воздействий; 20 % составляют наследственные; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором , влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55 %, является образ жизни.

На достаточном уровне изучены вопросы об адаптивных реакциях организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Проведены исследования по выявлению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы человека на основных этапах онтогенеза, установлено влияние половых различий в развитии утомления. Исследования по установлению адаптационных механизмов на изменение физической нагрузки выявили, что занятия спортом на уровне массовых разрядов способствуют нормальному и гармоничному развитию подростков, укрепляют их здоровье, усиливают сопротивляемость ко всем заболеваниям, повышают эффективность учебы в школе, помогают адаптироваться к изменению внешних условий.

В настоящее время в медицинской литературе и практике широко употребляется термин «психическое здоровье». При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен (ВОЗ) Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Определенный интерес в плане решения проблемы психологического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П.Б.Ганнушкиным (1964),и получившая значительное распространение в последние годы (А.Е.Личко, 1977, 1979; Э.Г. Эйдмиллер, В.В.Юстицкий, 1983 и др.). В соответствие с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптаций, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями к определенным типам ситуаций. Это ситуации, требующие от подростка сдержанности проявлений своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном отклонении). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при сензитивном – «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом – необходимостью делать выбор, принять решение. Во всех случаях, подчеркивают Э.Г.Эйдмиллер и В.В. Юстицкий(1983)), причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией. Конечно, возникает множество вопросов: можно ли говорить о психологическом здоровье ребенка, подростка, юноши, взрослого? Человек, обладающий психологическим здоровьем, - каков он? В каких условиях он рос, развивался? Каковы его самоощущения, взаимоотношения с жизнью, чем он отличается от людей, имеющих различного рода «психологическое здоровье»? Все эти вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком. В эпоху перемен и кризисов, резкого ускорения темпов жизни острой проблемой встает вопрос сохранения и развития психологического здоровья населения, в первую очередь – детского.

По данным ряда исследователей (Смирнов Н.К., 1998; Громов М.Ю.,1999; Кулеев И.С., 2001; Кузнецов М.Л. с соавт.,2000), дети и подростки, испытывающие потребность в психологической поддержке составляют 80% учащихся общеобразовательных школ. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье. Проблема психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальна.

Сейчас образование переживает время больших перемен, время модернизации и оптимизации образования. Проводимые мероприятия оказывают влияние, прежде всего на формирование нового поколения. Каким образом это отражается на состоянии психологического здоровья подростков? Какая связь между психологической устойчивостью и адаптационными возможностями? Как сказываются действия по оптимизации, предпринимаемые в конкретном слиянии классов, школ на адаптации подростков? Какова продолжительность периода времени, который нужен подростку, чтобы его адаптация в цифровых показателях оказалась в норме? Своевременное выявление нарушений у детей социально-психологической адаптации личности и предпосылок таких нарушений у детей является важнейшим условием для своевременно коррекции и формирования здоровой личности.

Цель исследования:

Изучить уровень адаптированности старших подростков, выявить взаимосвязь психологической устойчивости и личностной адаптации старших подростков.

Задачи:

-        изучить литературу по разработке понятий «личностная адаптация», « психологическая устойчивость»

-                     выявить уровень адаптации подростков 8-х классов СОШ №1 и установить её связь с психологической устойчивостью.

Предмет исследования: социально-психологическая адаптированность подростков

Объект исследования: учащиеся 8-х классов, возраст 13 – 14 лет

Гипотеза: Низкие показатели адаптации – следствие снижения психологической устойчивости учащихся

Существует прямая зависимость между адаптационными возможностями личности и ее психологической устойчивостью.

Понятие психологической устойчивости мы рассматриваем как совокупность таких личностных качеств: эмоциональная устойчивость, способность к внутреннему контролю, принятие себя таким как есть, принятие других, эмпатийность, среднего уровня тревожность и интернальность.

Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста


Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который может не совпадать с физиологическим и паспортным. Говоря о психологическом возрасте, имеют в виду, в частности , то, что для большинства людей в тот или иной период времени становится важным определенный круг проблем, что их отношения с окружающими приобретают определенный характер. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития как физиологического, так и психического подвергаются качественной перестройке; возникают и формируются новые психологические новообразования: рефлексия, чувство взрослости, способность к саморегуляции, произвольность, формируется самосознание. Этот процесс преобразований и определяет все особенности личности детей подросткового возраста.

Подростковый возраст – это так называемый «переходный период»,в основе которого лежит физиологическая перестройка всего организма, начинающаяся у детей в 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Ускоряется обмен веществ, начинается бурный рост тела в длину. Наблюдается так называемый пубертатный скачок роста. Кости конечностей опережают в своем развитии кости грудной клетки и таза. Рост мышечной ткани не успевает за увеличением длины тела. Младшие подростки становятся непропорциональными, нескладными: длинные руки, узкие плечи и бедра, впалая грудь. Нарушается координация движений. Меняется походка, осанка. Часто подростки «вдруг» начинают шаркать ногами, как старички, раздражая взрослых, которым кажется, что делают они это нарочно, демонстративно. Спустя несколько месяцев под воздействием гормонов щитовидной железы и гипофиза «пробуждаются« железы коры надпочечников. Их усиленная деятельность способствует активному росту мышц, развитию вторичных половых признаков и формированию соответствующего полу строения тела. Временный разрыв в перестройке различных систем органов приводит не только к внешней диспропорции тела, но и к несбалансированному функционированию организма. 11-13-летние подростки нередко испытывают недомогание, физический дискомфорт, они быстро утомляются, сонливы. Неприятности и беспокойство многим доставляют перебои в сердце, покалывание в груди. Случаются затруднения в дыхании, возникает ощущение нехватки воздуха, неполного вдоха. Отстают в развитии легкие, сдерживаемые узкой грудной клеткой. Мышцы растут медленнее костей, в том числе и сердечная. Получается, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают, что называется, «со скрипом», с перебоями. Они с трудом могут «обслужить» удлинившееся выросшее тело. Особенно чувствителен к недостатку кровоснабжения мозг. У младших подростков могут появляться шум в ушах, ощущение «ватной головы». Их работоспособность снижена, при умственной нагрузке быстро развиваются утомление, вялость.

К 14-15 годам исчезает диссонанс в развитии основных систем организма, а вместе с ним и большинство выше перечисленных симптомов. Но в сознании некоторых подростков и их родителей еще надолго задерживается страх перед мнимой болезнью. Одним из результатов ипохондрии (мнимой болезни) может стать сидячий образ жизни. Такие дети ищут себе занятия, не связанные с активным движением, не любят уроков физкультуры, стараются их избегать. Это плохо сказывается на дальнейшем развитии организма.

Если энергетические возможности, обусловленные гормональным воздействием, не находят выхода вовне, могут пострадать тонкие биохимические процессы организма. И тогда развитие подростка затягивается, нарушается гармония во взаимоотношениях различных органов и систем, снижается сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям.

Гормоны коры надпочечников пробуждают и стимулируют усиленную работу половых желез. Парадокс, но половых гормонов у 13-15-летних подростков вырабатывается больше, чем у взрослых. Проявляют они себя не столько во влечении к противоположному полу (хотя и это, конечно, тоже), сколько в огромном количестве энергии, требующей реализации. Многим учителям доводилось слышать сочувственные слова от людей, редко попадающих в школу: «Это же сумасшедший дом. Как вы это выносите?» Крик, визг, прыжки через несколько ступеней лестницы или с одной парты на другую, толчки, дерганье друг друга – все это неотъемлемые признаки средней школы. А какие сумасшедшие танцы предпочитают подростки! Причина – не дурное воспитание, а насущные потребности организма. Физиологи-гигиенисты считают, что мышечная активность подростка должна быть не менее 4-5 ч в сутки.

Подростковый возраст – важный период в формировании опорно-двигательного аппарата. Малоподвижный образ жизни может привести к нарушениям осанки, что не только портит внешность, но и неблагоприятно сказывается на развитии и работе многих внутренних органов.

Еще одно возможное последствие сидячего образа жизни подростков – привычка к онанизму. В переполненных кровью тазовых органах развивается напряжение. Отсутствие общей физической активности и явная взаимосвязь напряжения с половыми органами приводят к сексуальной самостимуляции. Вероятность такого развития событий возрастает, если низкая физическая активность сочетается с любовью к обильной, богатой белками и жирами пище, к острым и пряным блюдам, к тонизирующими напитками.

Влечение к противоположному полу у подростков имеет свои особенности. Дело в том, что на этом этапе плотское влечение и чистая, восторженная любовь, как правило, не пересекаются, а сосуществуют, направленные на разные объекты. Мальчик проигрывает в своем воображении сцены и ситуации, которые им самим воспринимаются как грязные и непристойные, хотя и неотразимо соблазнительные, и одновременно восторженно влюблен в девочку, с которой не только поцелуй для него немыслим, но и прикосновение к руке которой кажется кощунством.

Активность гормональных процессов определяет высокую эмоциональность подростков. Они находят смешное в таких словах и событиях, в которых взрослые ничего подробно обнаружить не могут, они бурно радуются сущим пустякам и рыдают при расставании с друзьями по летнему лагерю, проведя вместе всего две недели. Какая-нибудь мелкая оплошность может представляться колоссальным провалом и портить жизнь в течении дней и недель. Эмоции подростков отличаются не только силой, но и большой неустойчивостью. Настроение часто и резко меняется, возможны бурные аффективные вспышки. На пустяковую просьбу или замечание подросток может ответить криком, слезами, хлопаньем двери. Взрослому человеку крайне редко приходится испытывать такие сильные чувства, которые сопровождают повседневную жизнь ребенка.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью. У младшего подростка повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших подростков – со взрослыми.

Переход от детства к взрослости – подростковый возраст – имеет свои психологические закономерности. Важные изменения происходят в мыслительных процессах подростка. В это время ребенок начинает овладевать абстрактным мышлением. На первых порах оно весьма несовершенно, что ведет к появлению типичного подросткового максимализма, отсутствию гибкости и упрощенчеству. Поясним это на примере. Если спросить младшего школьника, что такое друг, он ответит, что друг – это Вася (или Петя, или Маша); что друг тот, кто даст списать, кто даст поиграть на своем компьютере и т.д., т.е. опишет конкретные ситуации проявления дружбы или назовет конкретного человека. Подросток ответит иначе: друг – тот, кто не предаст, кто всегда поймет и поможет, на кого можно положиться и т.п. И тогда у него возникает вопрос: «А друг ли Вася?» (с которым он дружит с детского сада). Более того, если вдруг в один несчастный момент день этот Вася не поймет его состояние, не разделит какое-то его увлечение или сделает еще что-либо, что не подпадает под сформулированное вчера определение, то подросток со всей определенностью (хотя и с великим огорчением) констатирует, что Вася, оказывается, ему не друг. Причем чем дольше и тщательнее будет подросток проверять своих знакомых на предмет их соответствия понятию «друг», тем все больше будет думать, что друзей у него нет.

Неполноценность абстрактного мышления подростка на первом этапе его освоения состоит прежде всего в неумении ребенка учитывать контекст. Создавая свой идеальный образ человека, он берет лучшие черты разных людей, реальных и выдуманных (родственники и мировые знаменитости, литературные персонажи и киногерои). Полученный таким способом образец примеряется на себя самого и окружающих, и реальность уличается в безнадежной убогости. От этого страдают как близкие подростка, которых он периодически обливает презрением за то, что они «ничего не достигли в жизни» (не президенты, не герои), так и он сам. Потому что, победив в какой–нибудь потасовке, он, конечно, иногда чувствует себя Рэмбо, но чаще он видит себя полным и безнадежным ничтожеством. Ведь ему уже 14 лет, а он еще ничего не добился в жизни. Подростки совершенно серьезно переживают, что они не так красивы, как Шварценеггер или Клаудиа Шиффер, и не так знамениты, как Евгений Кафельников. И на этом фоне родительские упреки за тройку по географии и разбросанные по коридору ботинки выглядят как-то примитивно.

В общении с другими людьми главная задача подростка – добиться к себе отношения, как к взрослому. Основной показатель этого – самостоятельность, избавление от опеки. Объективных оснований для предоставления ему большой самостоятельности недостаточно. Развивается реакция эмансипации. От поведения взрослых во многих зависит то, насколько остро она будет протекать. Это может быть затяжной открытый конфликт, если взрослые не учитывают изменившейся реальности и пытаются сохранить прежний стиль отношений. Попытки решать за подростка, во что ему одеваться, с кем дружить и как проводить свободное время, как правило, не просто кончаются безрезультатно, а ведут к потере контакта между сторонами. Это может быть и довольно «мирный» вариант сосуществования, когда ребенку предоставляется определенная свобода в обмен на обязательное выполнение некоторых правил. Но и при таком благоприятном развитии событий вполне возможны конфликтные ситуации.

Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность полностью добиться этого в общении со взрослыми заставляют ребенка искать другую сферу удовлетворения потребности – коллектив сверстников. Такую особенность подростков психологи называют реакцией группировки. Тинэйджер неудержимо стремиться к общению с себе подобными. Он не просто ищет друга. Он хочет быть принят в некое сообщество, группу ребят. Здесь его признают как самостоятельную социальную единицу. В группе 11 – 12-летних подростков еще нет четкой иерархии. В ней каждый имеет право на свое слово и свой поступок и признает право другого. Чтобы при этих условиях группа могла существовать, вырабатывается определенный свод правил. Так формируется модель социума со своими законами и моральными нормами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты