Психосемантические механизмы формирования "образа героя" у подростков и работников МВД Украины (на примере анализа произведений искусства)

Таким образом, можно отметить, что многие характеристики реального образа работников МВД приближены к идеальному образу, который сочетается и переплетается с представлениями сотрудников правоохранительных органов, о том каким должен быть представитель силовых структур. Работники МВД оценивают действия Александра Белова как своевольные и своенравные, позволяющий себе командовать другими, но при этом опасающийся попасть к кому–нибудь в подчинение, и быть в зависимости.

При оценке «Я – реальный» в третий фактор «Безразличный к деньгам» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Безразличный к деньгам» и «Жёсткий». Эти характеристики менее значимы для работников МВД, и играю менее важную роль в их жизни по сравнению со смелостью, целеустремленностью, уверенностью в себе и т.д. Это является значимым фактором для работника МВД в структуре его реального образа, так как на самом деле он стремиться к независимости и свободе, борется и защищает интересы свои окружающих. Для этого работники МВД часто используют отвагу и жесткость в принятии жизненно важных решений. Поэтому сочетание этих личностных качеств сотрудника правоохранительных органов составляют один из главных факторов реального образа работников МВД. Можно предположить, что для испытуемых очень важно быть верным не только своим друзьям, но и своим принципам.

При оценке «Я – идеальный» в третий фактор «Нерассудительный» наибольшую нагрузку получила такая характеристика, как «Нерассудительный». Можно предположить, что в идеале работники МВД допускают возможность присутствия нерассудительности в поступках, так как, это связано со спецификой профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, где необходимо действовать моментально не задумываясь о последствиях. Но, испытуемые отмечают, что всё должно быть в норме, которая бы не заходила за рамки Закона.

При оценке «Главный герой» в третий фактор «Управляющий» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Управляющий» и «Жёсткий». Эти характеристики работники МВД приписывают Александру Белову, главному герою кинофильма «Бригада», так как он остается верным своим принципам и жёсткий по отношению осуществления этих принципов . Попадая в жестокий мир реальности, где доминирует власть и сила, чтобы выжить главный герой использует те приемы и методы борьбы с несправедливостью, которые применяют его враги. Эти жесткие приемы и методы являются самооправданием и приемлемы для главного героя, так как он руководствуется высшими мотивами: дружбой, верностью, отвагой. Можно предположить, что главный герой любит и стремится управлять не только своей жизнью, но и судьбами других людей.

Таким образом, можно выделить значительные отличия в представлениях работников МВД своего реального образа и идеального образа. Это связано с тем, сотрудники правоохранительных органов, по – видимому, самоопределились с главными качествами, которые наиболее значимы для достижения цели. Все остальные качества для них могут изменять свою значимость в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Однако, идеальный образ работников МВД достаточно приближен к образу главного героя, что может быть свидетельством подражания работников МВД поступкам и действиям Александра Белова из кинофильма «Бригада», для того чтобы лучше понять специфику взаимодействия с представителями преступного мира.

В четвертый фактор «Борющийся» при оценке «Я – реальный» сгруппированы такие характеристики личности работников МВД, как «Борющийся» и «Верный». Можно предположить, что особое место в идеальном образе работника МВД принадлежит верности, для поддержания которой готовы на безрассудные поступки и действия, при этом они руководствуются убежденностью в том, что они правы. Они постоянно находятся в ситуации борьбы не только с преступным миром, но и постоянно отстаивает свои интересы и принципы, что весьма сказывается на профессиональном сознании сотрудников правоохранительных органов. Отметим, что главным принципом остаётся для работников МВД, оставаться верным себе и своим принципам.

В четвертый фактор «Справедливый» при оценке «Я – идеальный» сгруппированы такие характеристики личности работников МВД, как «Справедливый» и «Авторитарный». Стоит отметить, что в идеальном образе сотрудников правоохранительных органов справедливость сочетается с относительной авторитарность в поступках работников МВД. Это проявляется в том, что прежде всего в выборе своих действий и поступков сотрудники МВД руководствуется принципами справедливости, которые принимает он сам. Авторитарность в действиях работников МВД способствуют тому, что таким способом имеет возможность руководить не только людьми, но и сложившимися обстоятельствами, чем высши идеалы которые преследуются, тем жёстче принципы справедливости.

В четвертый фактор «Дружелюбный» при оценке «Главного героя» наибольшую нагрузку получила такая характеристика личности главного героя, как «Дружелюбный». Можно сказать, что для Саши Белого не смотря на его бандитскую направленность,. на первом месте всегда были друзья, преданные ему и верные, поэтому он сам дорожил этой дружбой. Часто позволяет безрассудные поступки ради друзей и их благополучия.

Таким образом, можно отметить реальный образ не совсем близок к идеальному работников МВД, что может говорить о том, что испытуемые оценивают себя адекватно, не преувеличивая своих возможностей и реальных характеристик.

При оценке «Я – реальный» в пятый фактор «Авторитарный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Авторитарный». Работники МВД отмечают, что в реальной жизни присутствие авторитарности в поступках, это проявление часто прослеживается. Иногда характерны проявления превышения своих полномочий, что может приводить к негативным последствиям, которые могут влиять на межличностные отношения.

При оценке «Я – идеальный» в пятый фактор «Рассудительный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Рассудительный» и «Управляющий». Сочетание этих характеристик личности работника МВД в одном факторе может говорить о том, что в идеальном образе «Я» эти характеристики располагаются на равных позициях по отношению к значимости их роли в достижении жизненных целей. По мнению испытуемых – сотрудников правоохранительных органов находчивый и мужественный человек, способный управлять своими поступками и контролировать поступки других людей ,который здраво рассуждает, может достигать поставленных целей и принимать правильные и справедливые решения.

При оценке «Главный герой» в пятый фактор «Любовь» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Любовь» и «Скромный». Образ героя Александра Белова для испытуемых – работников МВД сочетается любовь со скромностью, что свидетельствует о скромности в поступках которые касаются любви, именно любви, а не мимолётного увлечения. Можно отметить, что главный герой не смотря ни на что всегда остаётся верным своей любимой женщине, что характеризует его с положительной стороны и даёт повод, хотя бы за это ,его уважать.

Таким образом, можно выделить различия между реальным и идеальным образами «Я» работников МВД. Идеальный образ работников Все характеристики личности, входящие в пятый фактор, имеют определенное значение в жизни испытуемых, однако назвать их главными и необходимыми для работников МВД нельзя. Эти характеристики в сочетании образуют пятый фактор, роль которого зависит от доминирования более значимых факторов.

В шестой фактор «Мягкий» при оценке «Я – реальный» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика, как «Мягкий». В реальности не смотря на всю жёсткость правил ,которые диктует жизнь и Закон, под которыми неосознанно становишься жёстким и черствым, все же сотрудники правоохранительных органов остаются мягкими и покладистыми по отношению к своим близким, проявляя к ним чуткость, чувствуя вину за недостаточное внимание с их стороны. Но в профессиональной деятельности, отмечают испытуемые, проявление мягкости на допустимо, это может привести к непродуктивности труда сотрудников правоохранительных органов.

В шестой фактор «Негордый» при оценке «Я – идеальный» сгруппированы такие, характеристики личности работников МВД, как «Негордый» и «Дружелюбный». Такие характеристики личности идеального сотрудника правоохранительных органов могут говорить о том, что дружба находится на первом плане, ради которой человек способен на любой поступок. Отсутствие гордыни способствует налаживанию крепких дружеских связей, такие отношения очень важны для профессиональной деятельности, где хорошие, налаженные отношения залог успеха всей команды.

В шестой фактор «Смелый» при оценке «Главного героя» наибольшую нагрузку получила такая характеристика личности главного героя, как «Смелость». Это говорит о том, что работники МВД отмечают, что это качество личности способствует тому, чтобы главный герой смог осуществить свои жизненные мечты и достичь высоких жизненных целей. Можно так же предположить, что работники МВД считают необходимыми эти личностные качества для того, чтобы занимать те лидерские позиции, которые занимает главный герой в своей бандитской структуре.

Таким образом, можно сказать, что личностные характеристики, сгруппированные в шестой фактор, оказывают меньшее влияние на процесс достижения жизненных целей, на поступки и действия самого работника МВД. Идеальный образ сотрудников правоохранительных органов отличен от реального образа «Я», но в то же время несёт качественно положительную нагрузку личностных характеристик.

При оценке «Я – реальный» в седьмой фактор «Скромный» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика работников МВД, как «Скромный». Можно сказать, что это личностное качество имеют наименьший вес в реальном образе подростка потому, что они не позволяют достигать высоких жизненных целей в полной мере. Применение этих личностных качеств не достаточно, чтобы достичь успеха. Поэтому работники МВД могут считать, что не всегда стоит быть скромным. Иногда они могут повести себя весьма агрессивно и нагло, так как считают, что это может помочь им в достижении желаемых целей. Возможно, по мнению сотрудников правоохранительных органов скромность и рассудительность занимают много времени, когда нужно срочно и быстро принимать жизненно важные решения, поэтому значимость этих характеристик личности для работников МВД не велика.

При оценке «Я – идеальный» в седьмой фактор «Любовь» ,наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика, как «Любовь». В идеальном образе работников МВД ведущую роль занимает любовь, это характеризует их как настоящих мужчин, которые придерживаются своих принципов и нравственных устоев. Можно предположить, что такое чувство, как любовь придает им уверенности в профессиональной и обыденной жизнедеятельности.

При оценке «Главный герой» в седьмой фактор «Разбойник» сгруппированы такие личностные характеристики главного героя, как «Справедливый» и «Разбойник». Характеризуя Сашу Белого, работники МВД отмечают и допускают тот факт, что главный герой, по их мнению, может позволить себе разбойный образ жизни, в решении вопросов связанных с его интересами, позволяет проявление агрессивных настроев, которые, как правило выливаются в разбойные разборки, с применением оружия и с наличием человеческих жертв.

Таким образом, можно сказать, личностные характеристики данных факторов, для реального и идеального образов работников МВД несут меньшую значимость, не имеют влияния на достижения поставленной ими цели.

При оценке «Я – реальный» в восьмой фактор «Гордый» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика работников МВД, как «Гордый». Можно сказать, что это гордость способствует тому, что, несмотря на трудности, сотрудники правоохранительных органов поступает только так, как считает правильным и справедливым, а целеустремленность помогает им в достижении поставленных целей. Свои поступки часто оправдывают, как, необходимость, вызванная реальными событиями. Но исключают возможность гордыни в дружеских отношениях.

При оценке «Я – идеального» в восьмой фактор «Надёжный» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика, как «Надёжный». Можно предположить, что в понимании работников МВД – надёжность, когда на человека можно положиться во всех вопросах, в любой ситуации, быть уверенным в человеке который рядом до конца, верить ему как самому себе. Такое качество личности необходимо, для достижения общего результата, а не только удовлетворение своих личных интересов и потребностей.

При оценке «Главного героя» в восьмой фактор «Нерассудительный» сгруппированы такие личностные характеристики главного героя, как «Умный» и «Нерассудительный». Такое сочетание личностных качеств при оценивании главного героя, сотрудниками правоохранительных органов, может говорить о том, что не смотря на нерассудительные поступки совершённые Александром Беловым, он отнюдь не глупый человек. С холодным расчетом подходит к планированию своих действий, иногда просчитывая несколько вариантов, что указывает на стратегические способности, гибкость ума, здравый рассудок и высокий уровень интеллектуальных способностей.

При оценке «Я – реального» в девятый фактор «Несправедливый» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика, как «Несправедливый». Такое качество личности, выделенное работниками МВД при оценивании себя реального, может указывать на адекватность самооценки, где они признают за собой наличия несправедливости по отношению к другим, которая часто препятствует достижению поставленной цели.

При оценке «Я – идеального» в девятый фактор «Честный» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика, как «Честный». Это очень важная, по мнению работников МВД качество которым необходимо обладать человеку, который связал свою профессиональную деятельность с правоохранительными органами. Можно предположить, что в их понимании, работник должен быть честен в первую очередь перед самим собой, перед своей совестью, не отступая от благородных принципов.

При оценке «Главного героя» в девятый фактор «Ненасытный к деньгам» сгруппированы такие личностные характеристики главного героя, как «Ненасытный к деньгам» и «Безответственность». Можно сказать, что для Саши Белого деньги очень важны, главный герой кинофильма «Бригада» достигает своих жизненных целей, при этом руководствуется жизненными целями, иметь постоянный материальный достаток. Для него на первом месте материальные блага, ради которого он готов совершать необдуманные поступки, и при этом не чувствовать ответственность за их последствия.

Таким образом, можно сказать, что реальный образ «Я» у сотрудников правоохранительных органов отличен от идеального образа «Я» и не имеет ни чего общего с образом главного героя художественного фильма «Бригада».


Выводы к третьей главе


По итогам проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

·                    Наиболее значимыми шкалами вошедшими в факторы для испытуемых работников МВД являются характеристиками «главного героя», по мнению такие, как: смелость, жёсткость, гордость, дружелюбие, нерассудительность, наглость, верность и вспыльчивость.

·                    Менее значимыми шкалами у испытуемых работников МВД выступают. любовь, умный, борющийся, управляющий, безответственный, ненадёжный, авторитарный и жестокий. Все эти качества, по мнению испытуемых, присутствуют у «Главного героя» и влияют на формирование его личности, на строение отношений с Законом, обуславливает формирование негативной установки, у представителей правоохранительных органов.

·                    Таким образом, можно сказать, что реальный образ «Я» у сотрудников правоохранительных органов отличен от идеального образа «Я» и не имеет ни чего общего с образом главного героя художественного фильма «Бригада».

ГЛАВА 4. Сравнительный анализ «образа героя» подростков и работников МВД Украины


4.1 Критериальные характеристики сформированного «образа героя» у подростков и работников МВД Украины


Исследование показало, что развитие и усложнение жизни человеческого общества, взаимопроникновение культур, традиций и стилей жизни, приводящие к лучшему пониманию людьми друг друга, а в особенности как в нашем случае, во взаимоотношениях подростков и работников МВД Украины. Выявлено что, это прежде всего, относится к «значениям»-стереотипам, в которых закреплены типичные для данных групп «понятия», «значения», «умения», «нормы поведения». Факты свидетельствуют, что дети и взрослые не просто обмениваются значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл.

Установлено, что важное место в системе значений-стереотипов занимают представления человека об окружающей его действительности, о себе самом, о своём отношении к этой действительности. Кроме этого, человеческое восприятие и осознание мира несёт в себе тот общественный опыт, который присущ той или иной культуре. Многообразие значений, следовательно, ведёт к множественности картин мира, характеризующих разные возрастные, профессиональные культуры. «Различные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные виденья его» - говорил В.фон Гумбальт. Об этом же писал и Э. Фромм : «Изучая реакции какой-либо социальной группы мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т.е. отдельных людей, однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данных групп». (Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990,с.24)

В психосемантическом подходе личность рассматривается не как набор объективных характеристик, получаемых с помощью диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, присущее обыденному сознанию людей, принадлежащих к тому или иной группе, даёт воможность анализировать все то, что относится к значениям, фиксирующим типичные для этих групп ( в нашем случае: подростки и работники МВД) понятия, значения, умения.

В проведённом нами исследовании рассматриваются семантические прстранства «образа героя» у подростков и работников МВД Украины( на примере анализа главного героя х/ф «Бригада»). Как следует из результатов факторного анализа представленного в таблицах (смотри приложение) у работников МВД Украины преобладает количество выделившихся факторорв и состовляет: 9 факторов, когда у подростков их всего 7. Результаты показали, что факторы, свидетельствующие об «образе героя» у подростков несут большую нагруженность связанную с фильмом, у работников МВД «образ героя» не зависит от фильма, что может свидетельствовать о повышенной значимости и актуальности для подростков «главного героя» х/ф «Бригада». Это подтверждает даже то, что в своих высказываниях подростки эмоционально привязаны к событиям фильма и к главному герою, чем сотрудники правоохранительных органов. Подростки отличаются богатым воображением и разнообразием форм ощущений, представлений, которые проявляются как характеристики специфичны для их возраста, что влияет и на формирование у них «образа героя». При описании «образа героя» и испытуемые подростки и представители правоохранительных органов, и те и другие дали большое количество ассоциаций. У подростков это может свидетельствовать об повышенном интересе к личности «главного героя», так как именно в этом возрасте идет формирование самосознания, в процессе которого подросткам свойственно искать объект для подражания. Часто под влиянием фильмов и сериалов у подростков искажаются представления о том, кокам он хочет стать, что потом пагубно сказывается на становлении его личности. А что касается работников МВД Украины, то здесь можно говорить о профессиональном взгляде на «главного героя», где они рассматривают героя, как потенциального их «клиента», видя в нём качества которые характеризуют его, как личность которая нарушает закон, который они призваны защищать. Но не смотря на это работники МВД видят человека в целом, поэтому и выделяют такие особенности личности, которые характеризуют её как «главного героя» с положительной стороны, что даёт основания предположить, что правонарушителей они оценивают в комплексе и выделяют психологическую сущность человека. Исследования показали, что семантические пространства подростков богаче в содержательном плане, насыщеннее эмоционально. Они более полно и развёрнуто описывают свои переживания, чувства и проявления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты