Психосемантические механизмы формирования "образа героя" у подростков и работников МВД Украины (на примере анализа произведений искусства)

1.2 Значения и образы, как компоненты сознания


Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практически в любом разделе психологической науки исследователи, так или иначе, затрагивают проблемы, связанные с усвоением значения и его функционированием.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, анализ значения требует разработки семантических методов. «Анализ исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод изучения смысловой стороны речи, метод изучения словесных значений» [33, 46].

 Обобщения на основе сходства эмоциональных переживаний, впечатлений от образа вещей, событий и т.д. – типичная форма обобщения в обыденной житейской практике. Большинство значений, которыми пользуется человек в обыденной жизни, не подпадает под определение научных или теоретических. Для обыденного сознания «вода» - это скорее «то, что пьют», а не Н2О; люди делятся на «плохих» и «хороших», а не, например, экстравертов и интровертов; круг – это не «геометрическое место точек, равноудаленных от центра», а некоторая «картинка» - образ круга.

Очевидно, научное осознание мира не устраняет полностью ни более архаические пласты мировосприятия, ни его образно-художественные формы, создавая внутри индивидуального или общественного сознания взаимодополняющие или конфликтующие гетерогенные образования. Наивная картинка участка мира может разительно отличаться от чисто логической, научной картины того же участка мира. Исследования индивидуального сознания подразумевает необходимость реконструкции различных содержательных сфер обыденного, житейского сознания, описания их в системе категорий, отличных от понятийных [6].

Одной из важнейших проблем изучения значения является исследование его невербальных форм, в частности существование значения в системе визуальных образов. В исследовании значения наиболее изученными являются формы фиксации его в языке, т.е. значения слов, предложений. Значения же, носителями которых выступают образы, а конкретнее – значения изображений, плакатов, эмблем, мимических, выразительных движений, гораздо менее изучены.

Малоизученной проблемой является влияние эмоций на семантическую организацию значений, данных в вербальной или образной формах репрезентации. Психический образ в единстве его визуальных, вербальных, тактильных, слуховых и т.д. форм репрезентации является модельным отображением объектного мира, изоморфными в его топике и метрике. Эмоциональные состояния способны трансформировать психический образ и, увеличивая субъективный вес тех или иных параметров, нарушать его предметную логику, а значит, и трансформировать его значение [15].

Эмоции, таким образом, способны влиять на сознание, трансформировать его значение. В Теории А.Н. Леонтьева подчеркивается двойственная природа значения. С одной стороны, значение выступает как единица общественного сознания, а с другой – как образующая индивидуального сознания. Под личностным смыслом понимается отношение субъекта к миру, выраженному в значениях, неразрывно связанное с ее мотивами, ее общей направленностью. Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознаваемые установки или готовности и трансформации психического образ. Представление о значении как единице общественного сознания, кристализирующей совокупный общественный опыт, относится, в первую очередь, к его развитым понятийным формам, к формам фиксации общечеловеческих знаний. Но общественное сознание, как и индивидуальное, гетерогенно и наряду с научным знанием в нем содержатся житейские представления, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью истинности, и даже суеверия и предрассудки. Последние также передаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания [33].

Системе представлений каждого индивида есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «хорошего родителя», «идеального учителя» формируются через непосредственное подражание. Усвоение опыта родительской семьи, через прочитанные книги, каналы коммуникации (кино, СМИ) и обуславливают формирование нравственных эталонов, «идеальных мерок», с которыми индивид подходит к оценки себя или других, и, в конечном счете, обуславливают организацию всей его жизни, определяют его личность. Понятие чести, долга, и другие этические категории также имеют свою когнитивную представленность. И, наконец, самосознание индивида, осознание им жизненных целей и мотивов, характера его отношений с другими людьми, очевидно, также взводит в тот интегральный уровень регуляции индивида, который называют личностью. Выделение таких категориальных структур, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, - структур «обыденного» сознания – необходимая задача, т.к. воспитание, обучение или перевоспитание направлены не на абстрактную человеческую особь, а на реальных людей, обладающих индивидуальным опытом, своим «виденьем» мира [15].

Психосемантический подход, или экспериментальная психосемантика, - сравнительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 70-х годов и представленная в первую очередь работами психологов Московского университета.

Реконструкция «видения мира» глазами другого реализуется в исследованиях В.Ф. Петренко, в реконструкции систем индивидуальных значений, через призму которых происходит восприятие мира субъектом. Методическим средством решения этой задачи выступает построение субъективных семантических пространств для различных содержательных областей.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, коммуникативные и ритуальные действия, а также словесные понятия) [15].

Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантических пространств Ч. Осгуда (так называемый метод семантического дифференциала) и теории личностных конструктов Дж. Келли (метод репертуарных решеток) и включает в себя использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.

Психосемантика, являясь областью психологии, имеет, тем не менее, ярко выраженный междисциплинарный аспект, перекликаясь с философией и культурологией, социологией, информатикой.

Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъективного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. Психосемантический подход позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторой микрокосм индивидуальных значений и смыслов [6].

Идеи Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева явились определяющими для становления психосемантического подхода к исследованию сознания и личности в отечественной психологии. На начальном этапе исследования по психосемантике затрагивали такие проблемы, как семантический анализ чувственного образа, соотношение вербальной и перцептивной семантики, и развивались в рамках понимания образа как своеобразного перцептивного высказывания о мире, позволяющего использовать лингвистические и психолингвистические методы для исследования этой проблематики [33].

Заданность мира через переживание особенно рельефно просматривается в простейшей и, очевидно, филогенетически первичной форме восприятия и эмоций – в переживании боли, где раздражитель для переживающего организма лишен каких-либо предметных качеств, за исключением широты локализации воздействия и интенсивности (тупая или острая боль). Для следующей филогенетической ступени отражения – для ощущений – объектные характеристики также заданы через переживания субъекта. Например, ощущение некоторой поверхности как гладкой характеризует текстуру этой поверхности через субъективное переживание «гладкости». Объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом.

Механизм осознанного отражения, эмансипирующим содержание отражения от наличных потребностей субъекта, является выражение содержания в некоторой знаковой форме, в первую очередь – в слове. Чтобы эмансипировать объект от наличных потребностей субъекта, надо выразить его в чем-то отличном от эмоционально-чувственной «субстанции» субъекта, в чем-то противостоящем субъекту. Такой формой отчуждения, выражения отраженного содержания (отражение отражения) в устойчивой константной форме является фиксация его в знаковой форме, в словесном значении [33, 59].

За счет социальной нормированности, общественной конвенции слово обладает фиксированным содержанием. В сознании, таким образом, за счет устойчивости содержания значения изживается сиюминутная субъективность отражения, пристрастность, обусловленная наличной потребностью.

Структуры сознания как отражение отражения в некой знаковой форме не просто изоморфно дублируют исходное содержание, а дополняют, обобщают его, вводя в новые связи и отношения. За словом стоит совокупный общественный опыт, фиксированный и кристаллизованный в значениях. Благодаря языку человек может обращаться к знаниям других людей, к опыту предыдущих поколений.

Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупности общественной деятельности. Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой [15].

В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опосредованы значением (в форме слова, визуального символа, чертежа, схемы, ритуального действия танцевального па, общепринятого жеста или мимически выражения), они являются потенциально осознаваемыми. И наоборот, сбои в нормированном функционировании значения ведут к нарушению осознания.

Значение, несет в себе семантические компоненты: идеальные эталоны, мерки, которые выделяют, вычленяют в отражаемой действительности те или иные аспекты. Семантические компоненты лексики – единицы более дробные, чем значении, образующие его структуру, - являются носителями этих эталонов, и соответствующие им (полное или неполное) признаков отражаемого фрагмента действительности позволяет выразить этот фрагмент в слове. Способность высказать суждение об увиденном и услышанном – это способность отделять, выделять и вновь связывать в уже расчлененном высшем единстве предмет и его свойства, отдельные объекты и отношения между ними, действие, его результат и т.д. Эта способность составляет некую черту сознания человека как высшей формы отражения [6]. Осознавать действительность – значит, расчленять ее на элементы и устанавливать между ними определенные связи и отношения: сходства, тождества, различия, принадлежности, последовательности и т.д. И чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации может быть вычленено и вновь связанно, тем выше уровень осознания действительности.

План содержания слов, текстов, образов объектов и явлений, действий и событий принято описывать с помощью понятия значения. Поскольку в значении фиксируются свойства объекта, где в качестве признаков значения содержатся виртуальные свойства объекта, которые могут быть раскрыты в той или иной общественно значимой деятельности субъекта или общества.


1.3 Особенности становления личности в подростковом возрасте


 В подростковом периоде происходит важнейший психологический процесс этого возраста – становление самосознания и устойчивого формирования «Я». Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос «Кто Я?». Это ценнейшее психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира [31, 221 – 229].

К психическим новообразованиям относят и самосознание личности. Формирующееся отношение к себе как к самостоятельной личности, является существенной характеристикой подростка и типа темперамента. Размышления о себе имеют преднамеренный характер, так важнейшим стимулом является потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников, быть успешным в межличностном взаимодействии. Развитие самопонимания, связано, как правило, с критическим самоотношением, а потому служит основой для совершенствования личностной культуры.

Как считает И.С. Кон, подросток начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует его к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах [18, 84 – 106].

Эмоции самосознания в большей мере влияет на развитие самопонимания и обуславливает его эмоциональный тон, чувство собственной ценности.

Исследователи Деймон и Харт, работающие в направлении психологии развития, утверждали, что стремление понять себя, связано с поиском самоидентификации, с «промериванием на себя» разнообразных ролей, характерных для взрослых.

Не менее важно для развития самопонимания и сознание своей преемственности, устойчивости во времени.

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменениями жизненной перспективы юноши. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего [9, 15 – 28].

Становление самопонимания личности подростка включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я»- сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств.

«Образ «Я»- не просто отражение (в форме представления или понятия) объективных данных, не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение, и поведенческий- то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов”- считает И. С. Кон [18, 95].

Исследование С. Кук-Грейгер (работающей в рамках психологии развития) посвящено редким формам самопонимания и затрагивает проблемы личностных изменений данного возраста.

Развитие «Я», как пишет автор, представляет собой последовательность стадий понимания и оценки себя и окружающего мира, то есть развитие личности непосредственно зависит от способа когнитивной репрезентации себя и мира вокруг.

Чем больше личность дифференцирована, тем больше элементов и разнообразных источников она может одновременно перерабатывать и интегрировать в целостную смысловую структуру. На самых высоких уровнях элементами могут быть целые структуры знания или опыта, связанные между собой и образующие новую целостность. Внутри этой целостности происходит динамическое взаимодействие между «Я – концепцией»и концепцией окружающего мира [9].

Именно «Я – концепцию», когнитивную репрезентацию себя, своего внутреннего мира, автор и называет самопониманием человека – личности.

Также важным механизмом самосознания, самопонимания выступает личностная рефлексия, предоставляющая собой форму сознания подростков, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

Это создаёт благоприятные условия для эффективного самоконтроля и всестороннего развития личности.

Рефлексивное самосознание пробуждается и активно функционирует в раннем юношеском возрасте. В это время оно вызывается состоянием отчаяния и депрессией, а также самоутверждением. Стрессы, жизненные трудности стимулируют рефлексивное самосознание, однако только в том случае, если они не являются слишком сильными или длительными [18].

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: развитие самопонимания подростков, своего внутреннего «Я», создавшегося на основе саморефлексии, создавшихся глубинных личных ценностях личности позволяет ей найти своё место в мире человеческих отношений, способствует сохранению психического здоровья.


1.4 Основы профессионального самосознания в составе психосемантики


Профессиональная деятельность представителей разных служб и должностных позиций органов внутренних дел как особая социальная роль имеет специфику, существенным образом отличающую ее от других видов общественной деятельности. Это обстоятельство ставит перед необходимостью конкретизации личностных характеристик, являющихся в конечном итоге результатом глубины интериоризации субъектом деятельности (сотрудников МВД) объективно существующих признаков их труда.

В настоящие время разработаны классификации профессиональных требований применительно к различным категориям сотрудников МВД: оперативному работнику (Гребельский Д.В., Ввозный А.Ф., Синилов Г.К.), следователю (Васильев В.Л., Котов Д.П., Ратинов А.Р. ), требование к сотруднику МВД по осуществлению профилактической деятельности ( Алексеев А.И., Еремичев И.А., Сундиев И.Ю.). Кроме того, имеются ведомственные нормативные акты, содержащие требования к личности сотрудника МВД в зависимости от рода служебной деятельности.

Ряд профессионально необходимых качеств личности сотрудника МВД вообще не имеет природных задатков, а целиком и полностью формируются под воздействием социальной среды. Прежде всего, это морально – политические качества личности сотрудника МВД, его профессиональная позиция. Определяющая роль в процессе их формирования играют профессиональные обучение и воспитание, опирающиеся на ведущие общественные отношения, на условия жизни и характеристику микросреды, на логику развития и усвоения правовых, политических и нравственных ценностей.

Совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, определяющих достижение им объективно необходимой эффективности в профессиональной деятельности, называется профессиональной пригодностью. Профессиональная пригодность личности сотрудника МВД формируется в процессе его труда и при наличии положительной профессиональной мотивации применительно к личности сотрудника МВД:

 на объективное содержание деятельности (например, стремление участвовать в борьбе с преступностью);

 на внешние стороны деятельности (например, её престижность, романтику и т.д.);

 на деятельность как средство удовлетворения улитарных личных потребностей (например, соображения материального порядка).

 Не все из перечисленных типов мотивации равноценны в отношении положительного влияния на формирование профессиональных качеств. Например, ориентировка на деятельность как на средство удовлетворения утилитарных потребностей может привести сотрудника МВД к снижению активности, когда он столкнется с необходимостью подчинять свои личные интересы служебным. В то же время деловая мотивация, ориентация на объективное содержание деятельности, напротив, может только мобилизовать сотрудника на выполнение служебного долга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты