Психосемантические механизмы формирования "образа героя" у подростков и работников МВД Украины (на примере анализа произведений искусства)

При оценке «Героя» в седьмой фактор «Любовь» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Любовь», «Ограниченный» и «Правдивый». Характеризуя Сашу Белого, подростки отмечают и допускают тот факт, что настоящий герой, по их мнению, может говорить неправду, если этого требует ситуация (например, своей любимой девушке, а в последствии и жене, Александр говорит неправду относительно своей работы и т. д.). Восприятие подростками любви как настоящего чувства может быть искаженным или неполным, так как они, возможно, еще не испытали этого чувства.

Поэтому «Любовь» как характеристика личности настоящего героя входит в фактор, который имеет наименьшее значение в процессе достижения жизненных целей подростков.

Особенностью реального, идеального образа подростка и образа настоящего героя является то, что во всех этих образах одно из последних мест принадлежит правдивости.

Это говорит о том, что, по мнению испытуемых, иногда, в зависимости от обстоятельств, лучше соврать, чем сказать правду.

Можно сделать вывод о том, что подростковой субкультуре свойственна подмена такой ценности, как правда, так как в реальном, и идеальном образах «правда» включается в последний фактор, играющий малую роль в достижении целей.

Таким образом, можно сказать, что реальный образ «Я» у подростков отличен от идеального образа «Я». Однако, субъективный образ «Я – идеальный» по своей сути близок к образу главного героя из кинофильма «Бригада».

Выводы ко второй главе


По итогам проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

·                Наиболее значимыми шкалами вошедшими в факторы для испытуемых подростков являются смелость, справедливость, уверенность в себе и гордость. Именно эти качества способствуют тому, чтобы реальный образ подростка приблизился к идеальному образу настоящего героя.

·                Менее значимыми шкалами у испытуемых подростков выступают правдивость и ограниченность. Эти шкалы имеют наименьшую силу в процессе приближения реального образа подростка к его идеальным представлениям настоящего героя.

·                Субъективный образ «Я – идеальный» испытуемых подростков идентичен образу главного героя художественного фильма «Бригада» Александру Белову.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «ГЛАВНОГО ГЕРОЯ» РАБОТНИКАМИ МВД УКРАИНЫ


3.1        Исходные положения и методика исследования «главного героя» у работников МВД Украины. Анализ полученных результатов


Исследование проводилось на базе районных отделений милиции г. Харькова и пгт. Гурзуф. В исследовании принимали участие работники правоохранительных органов мужского пола, их возраст от 20-30 лет, занимающие разные должности. Большинство из испытуемых состоят в браке, воспитывают детей, многие имеют высшее образование, что обусловило высокий уровень культуры и облегчило нам сотрудничество с ними во время проводимой исследовательской работы. Общее количество испытуемых – 40 человек, психическое развитие которых, соответствует возрастным особенностям и профессиональной направленности.

Следует отметить, что все испытуемые к исследованию отнеслись заинтересованно. Задания выполняли тщательно, к замечаниям и советам относились критично. Вызванный интерес со стороны испытуемых позволил нам получить максимально объективные результаты.

Основываясь на поставленные нами задачи, в исследовательской работе были использованы:

1.      Метод беседы;

2.      Направленный ассоциативный эксперимент;

3.      Метод личностного семантического дифференциала (Ч.Осгуд.)

Описание методов исследования.

Метод беседы – это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования. Во время беседы осуществляется задачи, которые перед собой ставит исследователь такие как: «введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству; «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы. В нашей работе беседа имела цель, определить работников МВД, которые составят экспериментальную группу.

Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанная техника семантического анализа. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможен как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный, где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса. В нашем случае, мы, использовали свободный ассоциативный эксперимент. Принято подразделять ассоциации на парадигматические и синтагматические. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова - стимула. В первом приближении можно интерпретировать парадигматические ассоциации как отражающие языковые отношения, а синтагматические – речевые отношения.

Ассоциативный эксперимент проводиться на группе испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов – реакций на слово – стимул. Мерой семантической близости (расстояние) пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций.

Главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, т.к. он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения. В нашей работе нами был использован направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось слово – стимул «герой». Работники МВД должны были дать личностные характеристики, которыми по их мнению обладает «Главный герой» художественного фильма «Бригада».

Личностные семантические дифференциалы – являются одной из разновидностей частных семантических пространств, построенные на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку самого себя или другого человека [33, 82 -84].

 Процедура построения личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными, оценивается множество реальных людей или литературных персонажей, героев кинофильмов и т.д., и на основе сходства оценок этих объектов по шкалам строится матрица сходства шкал, которая затем подвергается факторному анализу. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры категоризации, через призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, «наивную», обыденную «теорию личности», выработанную житейской практикой испытуемых.

В нашей исследовательской работе применялся метод личностного семантического дифференциала (Ч. Осгуд.). Для оптимального достижения цели данного исследования эта методика была модифицирована. В нее были включены те категории-ассоциации, которые, по мнению испытуемых работников МВД, являются значимыми и в полной мере характеризуют «Главного героя» художественного фильма «Бригада» (взятые после проведения ассоциативного эксперимента, как наиболее часто встречающиеся ассоциации, характеризующие всю группу испытуемых).

В нашем исследовании личностный семантический дифференциал строился на базе шкалирования испытуемыми трех образов: «Я-идеальное», «Я-реальное», «Главный герой» по 21 биполярным шкалам. Полученные результаты – подверглись процедуре факторного анализа.

Структура «образа героя» у сотрудников МВД Украины

На первом этапе эмпирического исследования с работниками прав МВД была проведена беседа. Цель этой беседы заключалась в том, чтобы определить работников правоохранительных органов, которые составят экспериментальную группу. Критерием, который является основным в отборе работников МВД в экспериментальную группу, является знакомство подростков с художественным фильмом «Бригада».

Следует отметить, что первоначально работники правоохранительных органов шли с экспериментатором на контакт без особого желания, сказывалась специфика работы и возраст. Из 48 – опрошенных работников МВД только восемь не смотрели кинофильм «Бригада». Поэтому в экспериментальную группу вошло 40 опрошенных, которые просмотрели этот кинофильм.

В ходе беседы так же было выявлено, что на самом деле многие этот фильм смотрели без удовольствия. НО при этом очень хорошо помнят и называют главных героев этого кинофильма: «Космос», «Филл», «Пчел». В ходе беседы был выявлен «Главный герой» им оказался Белов Саше (актер Сергей Безруков), именно этот герой оставил наиболее яркие впечатления у работников МВД.

Большинство работников правоохранительных органов отметили, что если бы была возможность ещё раз просмотреть этот фильм, это не вызвало бы у них восторга. Так как им хватает общения с такими людьми в реальной жизни, это обусловлено спецификой их работы.

На втором этапе эмпирического исследования был проведен направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым дать личностные характеристики «Главного героя», которые в полной мере характеризовали бы его. Работники МВД называли характеристики, которые ассоциируются у них с этим героем. Среди ассоциаций, которые приходят на ум испытуемым относительно слова – стимула «Главный герой» чаще всего встречается такая характеристика, как «Смелый» - 38 работников МВД (95% испытуемых). Можно сказать, что для большинства работников МВД поступки и действия героя ассоциируются со смелостью. По их мнению, только смелый человек может решиться на определенные поступки.

Большинство работников МВД (38 испытуемых или 95%) так же проводят ассоциацию героя с такой характеристикой, как «Жёсткий». Только жёсткость, позволяет человеку совершать поступки и не задумываться о последствиях. Жёсткость по отношению к людям, позволяет хладнокровно с ними расправляться и не сомневаться в справедливости своих поступков. Можно предположить, что этим испытуемые могут оправдывать применение крайних мер героем в решении сложных жизненных ситуаций, которые даже приводят к убийству другого человека. Следует отметить, что испытуемые не относят крайние меры к жестокости, а воспринимают их как один из способов взаимодействия между собой бандитских группировок.

«Гордый» как характеристика настоящего героя встречается у 36-ти работников МВД (90% испытуемых). Можно предположить, что этим испытуемые хотели показать, что в любых сложившихся ситуациях «Главный герой» не теряет своей гордости, ни когда не пойдёт на «поклоны» перед кем – нибудь, даже если от этого будет зависеть его жизнь и жизнь его близких.

Следующей наиболее часто встречающейся характеристикой главного героя является «Дружелюбие» - 35 работников МВД (88% испытуемых). Работники МВД отмечают, что не смотря на разбойные мотивы действия, настоящая мужская дружба является одним из основных показателей взаимопомощи, которую должны проявлять настоящие друзья по отношению друг к другу. Дружба во многом определяет и направляет действия и поступки главного героя, стремящегося помогать своим друзьям. Можно предположить, что эти испытуемые готовы жертвовать своими интересами и личным временем ради своих друзей, помогать им в беде и вместе добиваться успеха, что способствует укреплению и закалке их дружбы.

«Нерассудительность» как характеристика главного героя встречается у 35-ти работников МВД (88% испытуемых). Способность здраво рассуждать и, как следствие, находить правильные, выгодные для себя и друзей пути решения сложных жизненных ситуаций способствуют тому, что подросток может чувствовать себя настоящим героем. Рассудительность помогает им в выборе способов поведения относительно не только себя, но и тех людей, которые после смелых действий подростка могут считать его настоящим героем.

Следующей наиболее часто встречающейся характеристикой главного героя является «Наглый» - 35 работников МВД (88% испытуемых). Это говорит о том, что сотрудники правоохранительных органов считают присутствие такой характеристики основополагающей в специфике жизнедеятельности преступных структур. Именно эта характеристика помогает представителям этих структур успешно действовать в своих кругах, по достижению определённой цели. Но, не смотря на это работники МВД, считают это качество не всегда положительно сказывается на поступках и портит отношения с близкими и друзьями.

«Верный» как характеристика настоящего героя встречается у 34 работников МВД (85% испытуемых). Главный герой верен своему делу, своим друзьям и, конечно же, самому себе и своим принципам его «справедливости». Верность способствует тому, что настоящие друзья героя, который руководствуется принципами справедливости, не смогут предать, поэтому главный герой может рассчитывать на понимание, преданность и верность с их стороны.

«Вспыльчивый» как характеристика главного героя встречается у 28-ми работников МВД (70% испытуемых). Эта характеристика говорит о том, что в решениях проблем и в целом в общении у главного героя наблюдается проявление вспыльчивости. Что может указывать на то, что главный герой привык чтобы всё шло согласно его плана, малейшее не соответствие вызывает в нём приступы ярости, которую он с трудом, но пытается контролировать.

В характеристику главного героя входят любовь (24 работника МВД или 60%), умный (24 работника МВД или 60%), борющийся (24 работника МВД или 60%),управляющий (23 работника МВД или 57,5%), безответственный (23 работника МВД или 57,5%), ненадёжный (23 работника МВД или 57,5%), авторитарный (21 работника МВД или 52,2%) и жестокий (21 работника МВД или 52,2%). Все эти качества, по мнению испытуемых, присутствуют у «Главного героя» и влияют на формирование его личности, на строение отношений с Законом, обуславливает формирование негативной установки, у представителей правоохранительных органов.

Реже у работников МВД встречаются такие качества главного героя, как честный (14 работников МВД или 35%), ненасытность к деньгам (13 работников МВД или 32,5%), разбойник (12 работников МВД или 30%), строгий (11 работников МВД или 27,5%), хитрость (11 работников МВД или 27,5%), беспокойный (11 работников МВД или 27,5%) и бизнесмен (11 работников МВД или 27,5%). Эти качества в меньшей мере присущи настоящему герою, но присутствуют в обиходе главного героя, по мнению испытуемых, для достижения цели и осуществления задуманного.

Таким образом, можно отметить, что главными характеристиками главного героя по мнению работников МВД являются смелость, жёсткость, гордость, дружелюбие, рассудительность, наглость, верность и вспыльчивость.

На третьем этапе эмпирического исследования нами был проведен метод личностного семантического дифференциала (Ч.Осгуд.). Для оптимального достижения цели данного исследования эта методика была модифицирована. В нее были включены те категории, которые, по мнению испытуемых подростков, являются значимыми и необходимыми для настоящего героя (по итогам ассоциативного эксперимента). Это такие категории, как смелый, жёсткий, гордый, дружелюбный, рассудительный, наглый, верный, вспыльчивый. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ З).

Был проведен факторный анализ по результатам модифицированной методики «Личностный дифференциал», где были определены 9 основных факторов (См. ПРИЛОЖЕНИЕ: И, К, Л).

При оценке «Я – реальный» в первый фактор «Дружелюбный», большую нагрузку несёт такая характеристика, как «Дружелюбный» .Можно сказать, что работники МВД не смотря на специфику профессиональной деятельности, отличаются высоким уровнем понимания дружбы. Стремятся во всём и везде помогать друг другу, а иногда если надо и заслонить от «шальной пули» товарища. Дружба по мнению работников МВД, является главной составляющей успешной работы правоохранительных органов

При оценке «Я – идеальный» в первый фактор «Смелый» наибольшую нагрузку получила такая характеристика, как «Смелый» По мнению испытуемых – работников МВД эти качества личности могут способствовать тому, чтобы сотрудник правоохранительных органов смог осуществить свои жизненные мечты и достичь высоких жизненных целей. Можно так же предположить, что работники МВД считают необходимыми эти личностные качества для того, чтобы занимать именно то место и статус, которое, по их мнению, должно соответствовать их чувству достоинства.

При оценке «Главный герой» в первый фактор «Вспыльчивый» наибольшую нагрузку получила такая характеристика, как «Вспыльчивый». Проводя ассоциацию с Александром Беловым (главным героем кинофильма «Бригада»), работники МВД склонны приписывать его характеру вспыльчивость. Это качество личности проявляется не только в разрешении, каких – либо сложившихся ситуаций касающихся бизнеса, но и по отношению к другим людям. Что несомненно усугубляет межличностные отношения и ведёт к образованию новых конфликтных ситуаций, которые как правило в среде «бандитов» принято разрешать не совсем мирным путём.

Таким образом, можно отметить, что в первый фактор при оценивании «Я – реальный», «Я – идеальный» и «Главный герой» сгруппированы неодинаковые и неблизкие по своему содержанию личностные характеристики. Это говорит о том, что испытуемые работники МВД не выделяют каких – то общих характеристик для себя и главного героя, он далеко не является эталоном для подражания. Характеристики качественно отличаются друг от друга, а именно характеристика присущая «Главному герою» несёт на себе оттенок негативного так, как его образ был рассмотрен сотрудниками правоохранительных органов через призму своего профессионального сознания, в котором уже сформированы негативные установки по отношению к представителям преступного мира.

Во второй фактор «Смелый» при оценке «Я – реальный» наибольшую нагрузку получила такая личностная характеристика работников МВД, как «Смелый». Можно сказать, что в жизни этих испытуемых значимое место принадлежит смелости. Уверенные в себе, сотрудники правоохранительных органов могут поступать порою необдуманно, и при этом руководствуются чувством долга, которое может иметь не всегда положительную направленность. Они представляют реальный образ себя как человека, способного самостоятельно и уверенно выбирать тот образ жизни, который они ведут, но при этом не забывать про «честь мундира».

Во второй фактор «Скромный» при оценке «Я – идеальный» сгруппированы такие характеристики личности работников МВД, как «Скромный» и «Вспыльчивый». Можно отметить, что реальный образ работников МВД (какими они видят себя) очень близок к идеальному. Им, возможно, не хватает спокойствия, чтобы приблизиться к идеальному образу. В сложных жизненных ситуациях и конфликтах они могут проявлять сильные эмоциональные реакции, что затрудняет поиск правильных и верных решений. Они могут быть целеустремленными и справедливыми, но если не смогут управлять своими эмоциями, могут допустить неисправимые ошибки.

Во второй фактор «Авторитарный» при оценке «Главный герой» наибольшую загрузку получила такая характеристика, как «Авторитарный». Образ «главного героя», ассоциирующийся с образом Саши Белого из кинофильма «Бригада», для которого работники МВД отмечают наличие авторитарного отношения по отношению к своим подчиненным, что как правило вызывает недовольстве и приводит появлению новых недругов в окружении «Главного героя». целеустремленность, по мнению испытуемых, Главному герою кинофильма «Бригада» удалось достичь высокого положения в обществе, и всё это практически зависеть от власти официальной и неофициальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты