Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков

Назначение:

§     выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;

§     совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;

§     корректировать восприятие подростками других людей.

                 6. Откровенно говоря…

                 7. Подведение итогов.

Занятие №5

Цели:

§     Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;

§     Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.

1.                 Приветствие: "Мне приятно с тобой общаться, потому что…"

2.                 Анализ анкет "О.г.". Необходимые комментарии.

3.                 Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.

Дискуссионные вопросы:

§     Куда поехать летом на каникулы?

§     Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?

Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

При анализе первые высказываются наблюдатели, потом - участники.

4.                 Упр. "Чувствую себя хорошо".

Упр. "Вверх по радуге".

Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

5.                 Упр. "Грани различия".

Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.

6.                 Упр. "Установить контакт с группой":

а)                 грубияны;

б)                самоуверенные, считающие себя "избранными".

Назначение: дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.

7.                 Разминка. Упр. "Сплетня".

Назначение:

§     снять усталость;

§     продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации "от третьего лица".

8.                 "Необитаемый остров".

Назначение:

§     усилить чувство необходимости слушать друг друга;

§     продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;

§     развивать навыки общения.

9.                 Откровенно говоря…

10.            Подведение итогов.

Результативность работы.

Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, должны повысить свой социальный интеллект: должен повыситься уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), или повышается общий уровень социального интеллекта.


Заключение


Таким образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);

психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Проанализировав психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения мы можем выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению. Это - потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.

Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм и граффити.

Основными видами девиантного поведения являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения.


Список использованных источников


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: За экономическую грамотность, 1995.

2. Басаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР.

3. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995.

4. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психол. журнал. 1991. Том 12.

5. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.

6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.П. Практическая патопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

7. Боголюбова Т. А, Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации.М., 1993.

8. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989.

9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996.

10. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. № 2.

11. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. № 2.

12. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. М.: Независ. фирма "Класс", 1997.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.

14. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.М., 1971.

15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988.

ости и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.

16. Максимова Н.Ю. О Склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. 1996. Т.17. № 3.

17. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.

18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

19. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного, начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.

20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1996.

21. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

22. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: 1997.

23. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1991.

24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

25. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.

26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

27. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного, начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.


Приложения


Приложение 1

 

(Таблица 2.1.)

Характерологический тест Шмишека

 №

n/n

 Испытуемый/

Тип акцентуации (баллы)


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

1.

Оксана Р.

20

8

12

18

15

9

9

18

21

24

2.

Светлана К.

16

10

14

21

18

15

21

18

18

18

3.

Виктория С.

24

16

12

15

18

6

18

24

24

24

4.

Александр К.

22

16

12

12

24

6

18

15

21

15

5.

Дамир А.

18

14

10

21

12

9

15

21

18

21

6.

София Ш.

24

18

16

18

24

12

6

18

24

21

7.

Вадим Р.

18

12

18

21

21

12

15

15

15

24

8.

Александр Н.

18

8

20

18

24

15

9

21

18

18

9.

Вячеслав М.

20

12

14

21

15

12

9

12

18

12

10.

Алексей Г.

16

16

18

15

24

9

12

9

15

12

11.

Анна В.

24

12

12

21

18

18

6

21

15

24

12.

Мария Н.

22

16

12

21

21

6

12

24

21

24

13.

Алена Д.

24

14

8

24

21

12

9

24

9

18

14.

Павел Ш.

16

8

16

24

24

12

15

12

18

18

15.

Игорь Б.

16

12

12

21

24

6

18

15

15

24


 №

n/n

Испытуемый/

Типы межличностных отношений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

Оксана Р.

8

2

2

3

1

3

4

1

2.

Светлана К.

4

2

0

2

2

3

7

1

3.

Виктория С.

6

4

4

2

1

3

8

1

4.

Александр К.

2

2

8

4

1

2

4

2

5.

Дамир А.

3

8

9

3

0

4

3

1

6.

София Ш.

4

3

2

5

2

5

4

3

7.

Вадим Р.

6

4

9

3

1

1

2

1

8.

Александр Н.

7

1

8

2

1

5

2

0

9.

Вячеслав М.

4

1

9

2

0

1

3

1

10.

Алексей Г.

4

2

9

3

2

1

4

1

11.

Анна В.

7

1

3

1

3

2

5

3

12.

Мария Н.

6

4

1

4

2

3

6

5

13.

Алена Д.

2

3

2

2

4

1

5

3

14.

Павел Ш.

5

3

10

2

1

4

3

1

15.

Игорь Б.

1

5

8

3

1

3

2

1



Приложение 2

(Таблица 2.2)

Методика диагностики межличностных отношений Лири

 №

n/n

Испытуемый/

Форма агрессии

Физ.

агр.

Кос.

агр.

Раздр.

Негат.

Обида

Подозр.

Верб.

агр.

Ч.

вин

Вражд.

Агрессив.

1.

Оксана Р.

4

4

4

6

3

7

6

5

10

14

2.

Светлана К.

3

3

4

3

5

5

4

3

10

11

3.

Виктория С.

3

3

3

3

3

4

4

4

7

10

4.

Александр К.

5

3

6

5

6

7

8

6

13

19

5.

Дамир А.

4

4

4

3

5

7

6

6

12

14

6.

София Ш.

2

3

3

4

5

5

4

4

10

9

7.

Вадим Р.

5

5

5

4

6

8

7

5

14

17

8.

Александр Н.

4

3

5

6

6

6

9

5

12

18

9.

Вячеслав М.

5

6

4

5

3

5

6

5

8

15

10.

Алексей Г.

5

4

4

3

4

6

8

6

10

17

11.

Анна В.

3

2

3

4

5

3

5

4

8

11

12.

Мария Н.

4

2

3

6

3

5

3

3

8

10

13.

Алена Д.

4

4

4

5

3

5

6

5

8

14

14.

Павел Ш.

8

4

8

5

4

7

8

5

11

24

15.

Игорь Б.

5

5

4

3

5

6

7

6

11

16



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты