Назначение:
§ выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
§ совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
§ корректировать восприятие подростками других людей.
6. Откровенно говоря…
7. Подведение итогов.
Занятие №5
Цели:
§ Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
§ Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
1. Приветствие: "Мне приятно с тобой общаться, потому что…"
2. Анализ анкет "О.г.". Необходимые комментарии.
3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы:
§ Куда поехать летом на каникулы?
§ Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом - участники.
4. Упр. "Чувствую себя хорошо".
Упр. "Вверх по радуге".
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
5. Упр. "Грани различия".
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
6. Упр. "Установить контакт с группой":
а) грубияны;
б) самоуверенные, считающие себя "избранными".
Назначение: дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.
7. Разминка. Упр. "Сплетня".
Назначение:
§ снять усталость;
§ продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации "от третьего лица".
8. "Необитаемый остров".
Назначение:
§ усилить чувство необходимости слушать друг друга;
§ продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
§ развивать навыки общения.
9. Откровенно говоря…
10. Подведение итогов.
Результативность работы.
Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, должны повысить свой социальный интеллект: должен повыситься уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), или повышается общий уровень социального интеллекта.
Заключение
Таким образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);
психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Проанализировав психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения мы можем выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению. Это - потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.
Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм и граффити.
Основными видами девиантного поведения являются следующие варианты социальной дезадаптации:
1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.
2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения.
Список использованных источников
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: За экономическую грамотность, 1995.
2. Басаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР.
3. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995.
4. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психол. журнал. 1991. Том 12.
5. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.П. Практическая патопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
7. Боголюбова Т. А, Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации.М., 1993.
8. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989.
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996.
10. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. № 2.
11. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. № 2.
12. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. М.: Независ. фирма "Класс", 1997.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.
14. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.М., 1971.
15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988.
ости и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
16. Максимова Н.Ю. О Склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. 1996. Т.17. № 3.
17. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.
18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
19. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного, начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.
20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1996.
21. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
22. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: 1997.
23. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1991.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
25. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.
26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
27. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного, начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.
Приложения
Приложение 1
(Таблица 2.1.)
Характерологический тест Шмишека
№ n/n |
Испытуемый/ Тип акцентуации (баллы) |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
1. |
Оксана Р. |
20 |
8 |
12 |
18 |
15 |
9 |
9 |
18 |
21 |
24 |
2. |
Светлана К. |
16 |
10 |
14 |
21 |
18 |
15 |
21 |
18 |
18 |
18 |
3. |
Виктория С. |
24 |
16 |
12 |
15 |
18 |
6 |
18 |
24 |
24 |
24 |
4. |
Александр К. |
22 |
16 |
12 |
12 |
24 |
6 |
18 |
15 |
21 |
15 |
5. |
Дамир А. |
18 |
14 |
10 |
21 |
12 |
9 |
15 |
21 |
18 |
21 |
6. |
София Ш. |
24 |
18 |
16 |
18 |
24 |
12 |
6 |
18 |
24 |
21 |
7. |
Вадим Р. |
18 |
12 |
18 |
21 |
21 |
12 |
15 |
15 |
15 |
24 |
8. |
Александр Н. |
18 |
8 |
20 |
18 |
24 |
15 |
9 |
21 |
18 |
18 |
9. |
Вячеслав М. |
20 |
12 |
14 |
21 |
15 |
12 |
9 |
12 |
18 |
12 |
10. |
Алексей Г. |
16 |
16 |
18 |
15 |
24 |
9 |
12 |
9 |
15 |
12 |
11. |
Анна В. |
24 |
12 |
12 |
21 |
18 |
18 |
6 |
21 |
15 |
24 |
12. |
Мария Н. |
22 |
16 |
12 |
21 |
21 |
6 |
12 |
24 |
21 |
24 |
13. |
Алена Д. |
24 |
14 |
8 |
24 |
21 |
12 |
9 |
24 |
9 |
18 |
14. |
Павел Ш. |
16 |
8 |
16 |
24 |
24 |
12 |
15 |
12 |
18 |
18 |
15. |
Игорь Б. |
16 |
12 |
12 |
21 |
24 |
6 |
18 |
15 |
15 |
24 |
№ n/n |
Испытуемый/ Типы межличностных отношений |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
1. |
Оксана Р. |
8 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
1 |
2. |
Светлана К. |
4 |
2 |
0 |
2 |
2 |
3 |
7 |
1 |
3. |
Виктория С. |
6 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 |
8 |
1 |
4. |
Александр К. |
2 |
2 |
8 |
4 |
1 |
2 |
4 |
2 |
5. |
Дамир А. |
3 |
8 |
9 |
3 |
0 |
4 |
3 |
1 |
6. |
София Ш. |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7. |
Вадим Р. |
6 |
4 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8. |
Александр Н. |
7 |
1 |
8 |
2 |
1 |
5 |
2 |
0 |
9. |
Вячеслав М. |
4 |
1 |
9 |
2 |
0 |
1 |
3 |
1 |
10. |
Алексей Г. |
4 |
2 |
9 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
11. |
Анна В. |
7 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
12. |
Мария Н. |
6 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
6 |
5 |
13. |
Алена Д. |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
14. |
Павел Ш. |
5 |
3 |
10 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
15. |
Игорь Б. |
1 |
5 |
8 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Приложение 2
(Таблица 2.2)
Методика диагностики межличностных отношений Лири
№ n/n |
Испытуемый/ Форма агрессии |
Физ. агр. |
Кос. агр. |
Раздр. |
Негат. |
Обида |
Подозр. |
Верб. агр. |
Ч. вин |
Вражд. |
Агрессив. |
1. |
Оксана Р. |
4 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
6 |
5 |
10 |
14 |
2. |
Светлана К. |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
10 |
11 |
3. |
Виктория С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
7 |
10 |
4. |
Александр К. |
5 |
3 |
6 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
13 |
19 |
5. |
Дамир А. |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
7 |
6 |
6 |
12 |
14 |
6. |
София Ш. |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
10 |
9 |
7. |
Вадим Р. |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
8 |
7 |
5 |
14 |
17 |
8. |
Александр Н. |
4 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
9 |
5 |
12 |
18 |
9. |
Вячеслав М. |
5 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
5 |
8 |
15 |
10. |
Алексей Г. |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
8 |
6 |
10 |
17 |
11. |
Анна В. |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
8 |
11 |
12. |
Мария Н. |
4 |
2 |
3 |
6 |
3 |
5 |
3 |
3 |
8 |
10 |
13. |
Алена Д. |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
5 |
8 |
14 |
14. |
Павел Ш. |
8 |
4 |
8 |
5 |
4 |
7 |
8 |
5 |
11 |
24 |
15. |
Игорь Б. |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
6 |
7 |
6 |
11 |
16 |