Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям [25].
Обоснование:
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме [2,26].
Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
Задачи:
1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.
2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе "учитель - ученик".
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.
Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10-12 человек.
Объём тренинговой работы - 21 час.
Режим работы:
§ тренинг - семь 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;
§ индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики; далее - по запросу.
Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.
Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.
В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
1. Измерение социального интеллекта подростков.
2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 21 час.
4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие - создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие - приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.
Занятие №1
Цели:
§ создание благоприятных условий для работы группы;
§ принятие правил работы;
§ определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
§ начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
2. Принятие правил работы в группе.
3. Ожидания, связанные с работой в группе.
Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.
4. Игра "Встаньте в круг".
Назначение:
§ создание общей атмосферы тренинга;
§ построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
5. Игра "Меняются местами те, кто…".
Назначение:
§ интенсивное физическое взаимодействие;
§ создание общей атмосферы тренинга;
§ диагностика динамики поведения участников.
6. Упр. "Мои добрые дела"
Назначение:
§ развитие умений анализировать свои поступки;
§ настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
7. Разминка.
Изобразить, как ходит:
§ глубокий старик;
§ младенец, только начавший ходить;
§ солдат;
§ пьяный;
§ влюблённый, ожидающий свидания;
§ робот;
§ горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
8. Упр. "Мои сильные стороны".
Назначение:
§ формирование доверия к самому себе;
§ развитие умений думать о себе положительно.
9. Обратная связь: анкетирование "Откровенно говоря…"
Дата занятия________________
Тренинговое имя____________
1) Во время занятий я понял, что…
2) Самым полезным для меня было…
3) Я был бы более откровенным, если…
4) Мне не понравилось…
5) Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
6) На следующем занятии я хотел бы…
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.
10. Подведение итогов.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос "Как вы себя чувствуете?"
Занятие №2
Цели:
§ способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
§ совершенствовать коммуникативные навыки.
1. Приветствие "Я рад тебя видеть".
2. а) Анализ анкет "Откровенно говоря…"
б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
3. Упражнения на представление чувства собственного достоинства. Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
I. а) "Ругать - это значит…"
б) "Если человека ругают, то он…"
"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого ругают.
Обратная связь:
§ какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
§ какую позу принял бы, если бы сам был своим "скульптором".
II. а) "Хвалить" - это значит…"
б) "Если человека хвалят, то он…"
"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь - аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
§ проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
§ Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
4. Разминка. Игра "Леди и джентльмены".
5. Упр. "Список претензий".
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
6. Игра "Воздушный шар".
Назначение:
§ демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
§ подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
7. Разминка. Физические упражнения - ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №3
Цели:
§ способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
§ формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
§ возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
§ развитие внеязыковых средств общения.
1. Приветствие (невербальное).
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд "Замочная скважина".
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
а) впечатления от поступка этого человека;
б) в комнате находится "Я". Свои чувства к этому человеку, действия.
Назначение:
§ обеспечение личностной конфиденциальности участников;
§ возможная коррекция поведения.
4. Упр. "Грани сходства".
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
5. Упр. "Мимика и жесты".
Назначение:
§ развитие невербальных средств общения;
§ формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
§ гнев и спокойствие;
§ усталость, бодрость;
§ разочарование, восхищение;
§ обида, прощение;
§ печаль, радость;
§ волнение, безмятежность;
§ досада, удовлетворённость;
§ сомнение, уверенность;
6. Разминка "Путаница".
Назначение: групповое сплочение.
7. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов подростка и его друга.
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)
Назначение:
§ выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
§ формирование эффективных способов общения.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №4
Цели:
§ продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
§ выявить индивидуальные особенности общения;
§ формировать эффективные способы общения.
1. Приветствие. Каждый участник (по очереди) - в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Упр. "Ассоциации".
Назначение:
§ дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
§ коррекция собственного восприятия других людей.
4. Ролевая гимнастика.
Продекламировать "У лукоморья…"
Назначение:
§ снятие напряжения;
§ подготовка к ролевым играм.
5. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.