Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям [25].

Обоснование:

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме [2,26].

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

Задачи:

1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.

2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.

2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.

3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе "учитель - ученик".

Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10-12 человек.

Объём тренинговой работы - 21 час.

Режим работы:

§     тренинг - семь 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;

§     индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики; далее - по запросу.

Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.

Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

1.                 Измерение социального интеллекта подростков.

2.                 Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.

3.                 Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 21 час.

4.                 Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

1 занятие - создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;

2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;

3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;

4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие - приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.

Занятие №1

Цели:

§     создание благоприятных условий для работы группы;

§     принятие правил работы;

§     определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;

§     начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.

1.                 Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).

2.                 Принятие правил работы в группе.

3.                 Ожидания, связанные с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.

4.                 Игра "Встаньте в круг".

Назначение:

§     создание общей атмосферы тренинга;

§     построение доверительных отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

5.                 Игра "Меняются местами те, кто…".

Назначение:

§     интенсивное физическое взаимодействие;

§     создание общей атмосферы тренинга;

§     диагностика динамики поведения участников.

6.                 Упр. "Мои добрые дела"

Назначение:

§     развитие умений анализировать свои поступки;

§     настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

7.                 Разминка.

Изобразить, как ходит:

§     глубокий старик;

§     младенец, только начавший ходить;

§     солдат;

§     пьяный;

§     влюблённый, ожидающий свидания;

§     робот;

§     горилла и т.п.

Назначение: снять напряжение и усталость.

8.                 Упр. "Мои сильные стороны".

Назначение:

§     формирование доверия к самому себе;

§     развитие умений думать о себе положительно.

9.                 Обратная связь: анкетирование "Откровенно говоря…"

Дата занятия________________

Тренинговое имя____________

1)                Во время занятий я понял, что…

2)                Самым полезным для меня было…

3)                Я был бы более откровенным, если…

4)                Мне не понравилось…

5)                Больше всего мне понравилось, как работал (а) …

6)                На следующем занятии я хотел бы…

Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

10.            Подведение итогов.

Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос "Как вы себя чувствуете?"

Занятие №2

Цели:

§     способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;

§     совершенствовать коммуникативные навыки.

1.                 Приветствие "Я рад тебя видеть".

2.                 а) Анализ анкет "Откровенно говоря…"

б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.

3.                 Упражнения на представление чувства собственного достоинства. Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

I.                  а) "Ругать - это значит…"

б) "Если человека ругают, то он…"

"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого ругают.

Обратная связь:

§     какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;

§     какую позу принял бы, если бы сам был своим "скульптором".

II.               а) "Хвалить" - это значит…"

б) "Если человека хвалят, то он…"

"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого хвалят.

Обратная связь - аналогично I.

Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

Назначение упражнения:

§     проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;

§     Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.

4.                 Разминка. Игра "Леди и джентльмены".

5.                 Упр. "Список претензий".

Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.

6.                 Игра "Воздушный шар".

Назначение:

§     демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;

§     подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.

7.                 Разминка. Физические упражнения - ведущие по очереди.

Назначение: снятие напряжения и усталости.

8.                 Откровенно говоря…

9.                 Подведение итогов.

Занятие №3

Цели:

§     способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;

§     формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;

§     возможная коррекция восприятия участниками др. людей;

§     развитие внеязыковых средств общения.

1.                 Приветствие (невербальное).

2.                 Анализ анкет. Необходимые комментарии.

3.                 Психологический этюд "Замочная скважина".

Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

а)                 впечатления от поступка этого человека;

б)                в комнате находится "Я". Свои чувства к этому человеку, действия.

Назначение:

§     обеспечение личностной конфиденциальности участников;

§     возможная коррекция поведения.

4.                 Упр. "Грани сходства".

Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.

5.                 Упр. "Мимика и жесты".

Назначение:

§     развитие невербальных средств общения;

§     формирование более свободного стиля общения.

Невербально выразить два противоположных состояния:

§     гнев и спокойствие;

§     усталость, бодрость;

§     разочарование, восхищение;

§     обида, прощение;

§     печаль, радость;

§     волнение, безмятежность;

§     досада, удовлетворённость;

§     сомнение, уверенность;

6.                 Разминка "Путаница".

Назначение: групповое сплочение.

7.                 Конструирование образов. Психодрама.

1.                 Конструирование образов подростка и его друга.

2.                 Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)

Назначение:

§     выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;

§     формирование эффективных способов общения.

8.                 Откровенно говоря…

9.                 Подведение итогов.

Занятие №4

Цели:

§     продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;

§     выявить индивидуальные особенности общения;

§     формировать эффективные способы общения.

1.                 Приветствие. Каждый участник (по очереди) - в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.

2.                 Анализ анкет. Необходимые комментарии.

3.                 Упр. "Ассоциации".

Назначение:

§     дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;

§     коррекция собственного восприятия других людей.

4.                 Ролевая гимнастика.

Продекламировать "У лукоморья…"

Назначение:

§     снятие напряжения;

§     подготовка к ролевым играм.

5.                 Конструирование образов. Психодрама.

1.                 Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.

2.                 Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты