Психология розыскной деятельности

·                     трудности при длительных контактах с людьми,

·                     злопамятность, агрессивность,

·                     тенденция переносить ответственность за решения, вину на других людей,

·                     сильно выраженное стремление к самоутверждению,

·                     некритичность в выборе средств самоутверждения,

·                     субъективные трудности в установлении нормальных межличностных контактов,

·                     агрессивность,

·                     злобность,

·                     жестокость,

·                     склонность к неконтролируемым эмоциональным вспышкам,

·                     специфические черты сексуальности.

Использование результатов психологического изучения личности обвиняемого выразилось в том, что в период расследования они постоянно учитывались при проведении следственных действий, выборе приемов воздействия на подозреваемого, для разработки версии о возможности совершения преступления по мотивам, связанным с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, озлобленностью, агрессивностью, жестокостью, а также со специфическими особенностями сексуальности обвиняемого.

Кроме того, сведения о психологии подозреваемого были использованы для квалификации преступления.


Заключение


В результате проделанной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены особенности психологии личности интересующего лица; рассмотрены психологические типы интересующих лиц; выделены психологические черты личности интересующего лица; проанализирован Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности; указаны психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий; рассмотрена психология опроса; выявлены психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности; найдены особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица; выделены приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом; рассмотрена схема психологического изучения личности интересующего лица; указаны способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности; проанализированы результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником.

В результате проделанной работы нами внесены следующие предложения в деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица:

1. Психологию личности интересующего лица следует изучать в тех пределах, которые позволяют оперативному работнику обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических, исправительных задач по конкретному делу.

2. Квалифицированная оценка личности интересующего требует учета его психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с интересующими лицами.

3. Деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица должна начинаться с проведения диагностики истинности показаний при помощи системы приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний.

4. Изучение личности интересующего лица должно быть направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения. Планируя преодоление возможного противодействия, необходимо учитывать такие личностные особенности интересующего лица, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества - агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности опрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего опросу интересующего лица и вариантов тактики его опроса.

5. Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Таким образом, цель работ, заключающаяся в раскрытии и анализе особенностей психологии личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности достигнута, задачи выполнены.


Список литературы


Нормативно-правовые акты:

1.                 Конституция Российской Федерации.

2.                 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. (с изм.).

3.                 Уголовный кодекс Российской Федерации.

4.                 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

5.                 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Специальная литература:

6.                 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2006.

7.                 Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. – М., 2004.

8.                 Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – М., 2001.

9.                 Бандурка А.М., Горбачев А.В., Оперативно-розыскная деятельность: правовой анализ, Киев: РИО МВД Украины, 2004.

10.             Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд–во «Бек», 2007.

11.             Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 2001.

12.             Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. – Томск, 2008.

13.             Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Комментарий, М.: Международные отношения, 2007.

14.             Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии. – М., 2005.

15.             Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. М., 2003.

16.             Кертэс И. Тактика и психологические основы опроса. – М., 2006.

17.             Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М., 2003.

18.             Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1995.

19.             Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. М., 2001.

20.             Общая психология / Под ред. проф. А В Петровского. – М, 2007.

21.             Олейник А.М. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. – М., 2000.

22.             Пиз А. Язык письма. – Воронеж, 2002.

23.             Пиз А. Язык разговора. – Воронеж, 2002.

24.             Пиз А. Язык жестов. – Воронеж, 2002.

25.             Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды.// В сб.: Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях, Калининград: Калининградская ВШ МВД РФ, 2006.

26.             Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2006.

27.             Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. – М, 2007.

28.             Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.

29.             Сорокотянин И.Н. Психология юриста. – М., 2006.

30.             Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид. вузов.,СПб.,2002.

31.             Сурков К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск., СПб., 2006.

32.             Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого. – М, 2003.

33.             Чуфаровский Ю.В.: Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие / Чуфаровский Ю.В. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 c.

34.             Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2007.

35.             Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2003.

36.             Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2002.

37.             Шумилов А.Ю. Закон и ОРД: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области ОРД. М.: Фирма АВС, 2006.

38.             Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций., М., Фирма АВС, 2007.


Приложение 1

 

Примерная схема изучения психологии интересующего лица

I. Условия жизни интересующего лица:

·                     место жительства,

·                     жилищные условия,

·                     социальное положение, профессия,

·                     состав семьи (женат, имеет детей),

·                     материальное положение семьи,

·                     физическое здоровье,

·                     психическое здоровье,

·                     физическое здоровье членов семьи,

·                     психическое здоровье членов семьи,

·                     отношения в семье,

·                     отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.)

II. Образ жизни интересующего лица:

·                     занят квалифицированным трудом,

·                     занят неквалифицированным трудом,

·                     имеет постоянную работу, редко меняет место работы,

·                     часто меняет места работы,

·                     жил на заработанные деньги,

·                     жил случайным заработком,

·                     жил на нетрудовые доходы,

·                     жил на иждивении,

·                     занимался попрошайничеством,

·                     совершал преступления (один или в группе),

·                     занимался домашним хозяйством (сад, огород и пр ),

·                     имел побочные заработки (ремонтировал машины, квартиры, уезжал на стройки и пр ),

·                     вел праздный образ жизни,

·                     бродяжничал,

·                     предпочитал проводить время в семье,

·                     предпочитал проводить время с друзьями,

·                     проводил время со случайными знакомыми,

·                     любил развлечения (какие),

·                     отношение к алкоголю,

·                     сексуальное поведение.

III. Направленность личности:

·                     отношение к работе (учебе), отношение к семье,

·                     стремился обрести профессию, специальность (интересную, выгодную, престижную),

·                     хотел повысить квалификацию,

·                     хотел занять высокую должность,

·                     стремился к материальному благополучию,

·                     стремился к обогащению,

·                     основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.),

·                     планы на будущее,

·                     оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.)

IV. Интеллектуальные особенности:

·                     уровень образования,

·                     запас знаний (общих и специальных),

·                     качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.),

·                     свойства памяти (точность, легкость запоминания, прочность запоминания и пр.),

·                     свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, реалистичность, оторванность от реальных условий и т.д. )

V. Характер:

а) отношение к собственной личности

·                     самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все), 

·                     уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть, принимает существующее положение),

·                     уверенность в своих силах, 

·                     самолюбие, 

·                     эгоизм,

·                     склонность к самообвинению, 

·                     обидчивость,

б) отношение к людям

·                     уважение к человеческой жизни,

·                     уважение к личности, 

·                     доброжелательность, 

·                     способность к сопереживанию, 

·                     общительность, легкость установления отношений,

·                     отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане),

·                     застенчивость (в каких ситуациях),

·                     грубость (по отношению к кому)

·                     лживость,

·                     агрессивность,

·                     жестокость,

·                     умение подчинить себе,

·                     подчиняемость,

·                     внушаемость,

·                     конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы раз решения),

в) отношение к вещам, материальным ценностям бережливость,

·                     расточительность,

·                     жадность,

·                     склонность к накопительству,

·                     стяжательство,

г) принятие решений самостоятельность, смелость,

·                     продуманность (обоснованность),

·                     быстрота,

·                     склонность к колебаниям,

·                     импульсивность,

·                     легкомыслие.

VI. Эмоциональность:

·                     сила эмоциональных реакций, глубина переживаний,

·                     склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность),

·                     склонность к аффективным взрывам,

·                     устойчивость настроения,

·                     преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр.),

·                     способность контролировать, сдерживать проявления эмоций.

VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый):

·                     в семье,

·                     на работе,

·                     в неформальных группах.

VIII. Странности в поведении.



Приложение 2

 

Примерные схемы характеристик на интересующее лицо

Производственная характеристика:

·                     с какого времени работает в данной организации,

·                     как часто в прошлом менял места работы,

·                     профессия, специальность,

·                     квалификация, соответствие занимаемой должности,

·                     стремится ли к повышению квалификации,

·                     общий культурный уровень (круг интересов),

·                     отношение к работе (заинтересованное, равнодушное, халатное и т п ),

·                     удовлетворен ли профессией, занимаемым на работе положением,

·                     имел ли поощрения или взыскания, когда и за что,

·                     участие в общественной работе,

·                     отношения с сослуживцами (пользуется ли авторитетом, были ли конфликты, чем они вызывались),

·                     особенности поведения в напряженных, конфликтных ситуациях,

·                     имеет ли близких приятелей по месту работы, как они характеризуются,

·                     злоупотребляет ли спиртными напитками,

·                     какие черты характера наиболее выражены.

Характеристика с места учебы:

·                     с какого времени учится в данном учебном заведении,

·                     почему выбрал именно это учебное заведение,

·                     успеваемость,

·                     отношение к учебе,

·                     способности, общее развитие,

·                     круг интересов (кроме учебы),

·                     к каким учебным дисциплинам проявляет интерес,

·                     имел ли поощрения или взыскания, когда и за что,

·                     участие в общественной жизни,

·                     отношение к соучастникам, были ли конфликты,

·                     особенности поведения в напряженных, конфликтных ситуациях,

·                     имеет ли близких приятелей по месту учебы, как они характеризуются,

·                     употребляет ли спиртные напитки,

·                     какие черты характера наиболее выражены.

Характеристика с места жительства:

·                     с какого времени проживает,

·                     состав семьи,

·                     жилищные условия,

·                     отношения с женой (мужем),

·                     отношение к детям, участие в их воспитании,

·                     отношение к соседям, были ли ссоры, чем они вызывались,

·                     интересы, увлечения, как проводит свободное время,

·                     участие в общественных делах,

·                     нарушал ли общественный порядок,

·                     имеет ли близких приятелей по месту жительства, как они характеризуются,

·                     отношение к спиртным напиткам,

·                     какие черты характера наиболее выражены.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты