Психология розыскной деятельности

А. Внешний облик. Выражение лица, мимика (выразительные движения) с большей или меньшей полнотой передают как временные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. Поэтому лицо обвиняемого должно быть одним из главных объектов наблюдения. Мимика в каждый отдельный момент выражает одно из четырех главных психических состояний: удовольствие, неудовольствие (огорчение, досаду, стыд и др.), гнев и страх.

Напряженность, неестественность мимики, покраснение лица или чрезмерная бледность, дрожание губ могут указывать на сильное эмоциональное напряжение. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных событиях) бывает вызвана неуверенностью, отсутствием твердой внутренней позиции или желанием скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Аффектированная, демонстративная мимика обычно свидетельствует о желании обратить на себя внимание собеседника, создать у него определенное впечатление. Бедность, невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности.

Оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отражает образ жизни человека, некоторые мотивы его поведения, отношение к себе, эстетические представления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола [25, c. 78].

Некоторые признаки оформления внешности указывают на солидаризацию с традициями, вкусами, моралью определенных социальных групп. Например, татуировки в виде колец, женских головок, некоторых надписей могут свидетельствовать о принадлежности к преступному миру; подчеркнутое следование последней моде в одежде, обилие украшений из золота и драгоценных камней — о связях со спекулянтами и расхитителями.

Б. Поведение (действия). По содержанию все действия интересующего лица, наблюдаемые оперативным работником, являются способствующими или препятствующими установлению истины. В большинстве случаев препятствование, сопротивление вызывает у интересующего лица внутреннее напряжение, связанное с повышенным самоконтролем, что внешне выражается в неестественности, скованности действий [36, c. 54].

Внешние признаки действий, доступные наблюдению, обусловлены врожденными свойствами человека (типологическими свойствами высшей нервной деятельности), воспитанием, временными психическими состояниями. Так, большая двигательная активность, резкость движений, частое изменение позы могут свидетельствовать о легкой возбудимости, недостаточном умении сдерживать желания, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание.

Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии [19, c. 43].

Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии Интересующего лица— важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно несколько секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния.

Например, предупредительность, мягкость, корректность интересующего лица во время опроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере интересующего лица держаться нуждается в тщательной проверке [11, c. 65].

В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция.

По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах лица.

Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности [21, c. 78].

Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния интересующего лица: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр.

Результаты наблюдения обычно используются оперативным работником для определения тактики оперативно-розыскных действий, в первую очередь проведения опроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении.

Например, оперативный работник, в результате наблюдения отметил у интересующего лица такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда он психологически был готов дать правдивые показания, оперативный работник, учитывая особенности характера интересующего лица, предложил провести допрос руководителю следственной бригады. Это дало положительный результат [19, c. 54].


2.6.3 Метод обобщения независимых характеристик

Этот метод заключается в собирании сведений о психологии интересующего лица со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства интересующего лица. Те психологические особенности, на которые опрашиваемые указывают чаще, как правило, и являются действительно присущими интересующему лицу. Целесообразно для сбора информации использовать единый план опроса, ориентированный на получение сведений о психологических особенностях интересующего лица, представляющих наибольший интерес для оперативного работника.

Метод обобщения независимых характеристик позволяет выявить у интересующего лица черты его характера, в том числе определяющие способы достижения целей (рискованность, осторожность, настырность, изобретательность, настойчивость и т.д.), мотивы и стиль деятельности, его место в иерархии групп в семье, на работе, среди друзей, особенности его поведения в условиях групповой деятельности и др. [16, c. 65].

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

а) характеристика с места работы, учебы, жительства;

б) старые уголовные дела, если интересующее лицо было ранее судимо. Большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания (если он записан хорошим секретарем). В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам, чувство товарищества или эгоизм и т. д.);

в) медицинские карты, истории болезни;

д) акты судебно-психиатрических экспертиз, в особенности разделы, содержащие сведения о психическом развитии и психологических особенностях обвиняемого.

Дать исчерпывающий перечень вопросов для включения в характеристики невозможно, поскольку их содержание определяется особенностями дела и видом характеристики (производственная, бытовая и др.). Поэтому мы приводим только примерный перечень сведений, которые должны содержаться в различных характеристиках (приложение 2).


2.6.4 Изучение жизненного пути

Один из главных методов психологического изучения личности — анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств [19, c. 54].

Источниками сведений биографического характера могут служить сообщения интересующего лица о различных периодах его жизни, поведении в тех или иных ситуациях; свидетельства родственников, знакомых, сослуживцев; документы (дневниковые записи; характеристики с места работы, учебы, жительства; материалы уголовных дел, если обвиняемый ранее уже привлекался к уголовной ответственности). Психологическое изучение жизненного пути интересующего лица не требует применения специальных познаний в области психологии и использования методов научной психологии. Оно может быть осуществлено в пределах профессиональных знаний и умений оперативного работника [17, c. 43].


2.6.5 Склонение

В понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности слово «склонение» означает психологический прием, предпринимаемый для достижения целей, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений. Оно употребляется в контексте «получения правдивых показаний», признания своей вины лицами, причастными к совершению преступлений, раскаянием, как моральной оценке содеянного, явке с повинной и т. д. Причем, склонение означает одностороннюю направленность влияния соответствующих представителей правоохранительных органов, действующих в пределах своих полномочий. Правовые, психологические, тактические, этические и другие аспекты рассмотрены в литературе, хотя практика свидетельствует о случаях злоупотребления этим во-общем-то основанным на законном приеме [29, c. 32].

Основные черты усилий, называемых склонением, проявляются и в случаях переговоров с интересующими лицом: оперативные работники стремятся, используя этот прием, достичь отказа от противоправного поведения, способствования раскрытию и расследованию преступлений. Однако имеется и отличие. Дело в том, что лица, причастные к совершению преступлений, «склоняют» в переговорах другую сторону к совершению определенных действий или к воздержанию от действий. Иными словами, переговоры — это двустороннее использование возможностей, заложенных в понятии «склонение», образно говоря,— «встречное движение», разрешаемое компромиссом, насколько он допустим из правовых, нравственных и иных соображений, если судить с позиции правоохранительных органов. Это один из специфичных психологических механизмов переговоров с интересующим лицом, исследование которого позволит уточнить его функциональные особенности, выявить оправдавшие себя способы применения его переговорщиками [11, c.5].


2.7 Анализ и использование результатов изучения психологии интересующего лица оперативным работником


По плану, в основном соответствующему приведенной схеме (приложение 1), оперативный работник Б.Е. Свидерский проводил психологическое изучение личности интересующего лица Т., подозревающего в участии в тяжком насильственном преступлении.

Данные психологического изучения личности, проведенного оперативным работником. Подозреваемый вырос в городе, в семье служащих, материальное положение семьи было хорошим, никто из членов семьи к уголовной ответственности не привлекался. Родители с детства предъявляли к Т. строгие требования, были придирчивы в мелочах, добивались безоговорочного повиновения. Эти требования сохранились до окончания Т. школы. Обвиняемый в пререкания с родителями не вступал, но если контроль ослабевал, запреты нарушал. Например, пропускал уроки, когда чувствовал, что не подготовлен к ним, часто не ходил на занятия по физкультуре, поскольку физически был развит плохо. Легкую подчиняемость Т. отмечали в показаниях его школьные учителя, преподаватели института.

С товарищами, сверстниками Т. держался иначе часто возражал им, разговаривал с ними свысока.

Успеваемость в школе была слабой, удовлетворительной оценки иногда не мог получить, даже если готовился к уроку. По мнению учителей, общее развитие было плохим, читал мало, знания имел очень ограниченные Много раз давал обещания подтянуться, но держать обещания не мог — не хватало настойчивости.

На неудачи внешне почти не реагировал, но внутренне переживал их тяжело. Стеснялся отвечать на уроках, боясь неудачи, постоянно стремился уклониться, избегать ситуаций, в которых могла обнаружиться его несостоятельность.

До пятнадцати-шестнадцати лет друзей среди сверстников не имел, проводил время с детьми, младшими по возрасту. Пытался командовать ими. В подростковом возрасте увлечения часто менялись. Под влиянием приятелей пытался заниматься спортом, коллекционированием, но быстро оставлял эти занятия. В старших классах стал заниматься в школьном драмкружке, где быстро добился успеха. По словам обвиняемого, он, конечно, бросил бы и драмкружок, если бы не было успеха. Выступления на сцене нравились тем, что он мог влиять на людей, на их настроение, быть в центре внимания.

Однако глубокого интереса к театру не сформировалось. Суждения о драматическом искусстве, пьесах оставались очень поверхностными. Тем, что отец перед экзаменами перестал пускать обвиняемого на занятия кружка, огорчен не был, принял это равнодушно.

В подростковом возрасте в драках участия не принимал, был, по словам свидетелей, трусливым. Любил стрелять из рогатки, что-нибудь разбить, испортить. Чаще делал это не сам, а подбивал на шалости других ребят, указывал им, например, что разбить, сломать. Ему доставляло удовольствие чувствовать свою осведомленность, когда начинали искать виновных.

Пытался участвовать в общественной работе, но ко всему быстро остывал, настойчиво ничего не добивался.

Держался замкнуто, был стеснителен, но не упускал случая высмеять товарища, злорадно усмехался, когда кто-нибудь плохо отвечал на уроке. В общении с одноклассниками держался высокомерно, но в конфликтных ситуациях вел себя трусливо.

На будущее обвиняемый планов не имел, полностью предоставив родителям решить вопрос о его дальнейшем жизненном пути. Выбрал институт по указанию отца. Когда поступил в институт, был очень горд этим, стал держаться с прежними знакомыми свободнее. К новым условиям и требованиям адаптировался, но с трудом. Как и в школе, был в числе слабейших по успеваемости и усердия или желания повысить знания не проявлял, по словам свидетелей, «плыл по течению». По-прежнему был замкнут, держался высокомерно Товарищи считали, что он очень высоко оценивает свою личность и свои возможности, хотя объективных оснований для этого не было.

Инициативы Т. в студенческие годы ни в чем не проявлял, но отличался педантичной аккуратностью

Вне института Т. держался менее скованно, любил поговорить с девушками о литературе, театре, танцевал. Свидетели сообщают, что суждения Т. о прочитанном были поверхностны, он чаще пересказывал содержание книги, чем давал ей оценку.

После окончания института уехал на работу. С самого начала самостоятельной деятельности Т. стали преследовать неудачи. Выяснилось, что он плохо подготовлен к профессиональной деятельности, пополнять знания самостоятельно не умел Интереса к своей профессии не проявлял, хотя и говорил, что любит технику

С подчиненными Т. правильных отношений установить не умел то держался фамильярно, то начинал предъявлять чрезмерные требования, становился мелочно придирчив На замечания руководителей обижался, реакция была оборонительной говорил, что вообще не будет ничего делать, потому что к нему несправедливы, не ценят его

Дружеских отношений ни с кем в поселке не установил, с сослуживцами не сближался. Все наблюдавшие Т. в этот период отмечают его крайнюю замкнутость, настороженность, временами грубость, раздражительность, злобность. Время проводил преимущественно в одиночестве, сидел в своей комнате и решал кроссворды, играл сам с собой в шашки. Читал только те книги, в которых говорилось об убийствах, преступлениях и т.п.

О своих неудачах на работе Т. никому не рассказывал. Знакомым и родителям сообщал, что у него все хорошо, руководители им довольны, увлекается охотой и подружился с егерем. Знакомым в поселке Т. рассказывал, что у него есть невеста, в прошлом было много девушек, что он якобы привык вести веселый образ жизни. Эти сообщения подтверждения не имели.

Совершенно иначе Т. держался с малознакомыми людьми. При случайных встречах легко завязывал знакомства, был разговорчив, старался показать себя эрудированным, внутренне содержательным, рисовался, по словам одного из свидетелей, «хорошо играл на публику».

В общении с оперативным работником был хвастлив, лжив, пытался держаться свободно и дружелюбно, однако чувствовалась настороженность, напряженность. Часто без видимых причин его настроение менялось он делался раздражительным, озлобленным, агрессивным, грубым.

В заключении сексопатологической экспертизы указано, что он обнаруживает специфические черты сексуальности садистического и гомосексуального типа.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы, психическими заболеваниями не страдал и не страдает.

Выводы. В результате анализа полученных данных оперативный Работник пришел к заключению, что Т., учитывая его образование и профессию, имеет относительно низкий уровень интеллектуального развития, малый запас знаний, как общих, так и специальных. Мышление конкретное, негибкое, замедленное, уровень обобщения и абстракции низкий. Суждения поверхностные. Проницательности не проявляет, к длительному интеллектуальному напряжению не способен. Память формальная, запоминание происходит без глубокого понимания запоминаемого. Воображение живое, обвиняемый склонен к наивному, незрелому фантазированию, оторванному от реальных условий жизни. Среди других психологических особенностей личности Т. важное место занимают

·                     высокий уровень притязаний, несоответствие способностей притязаниям,

·                     завышенная самооценка, некритичность, неумение учитывать жизненный опыт,

·                     отсутствие склонности к самоанализу и анализу поведения окружающих,

·                     стремление быть в центре внимания, демонстративность в поведении,

·                     замкнутость, стремление скрывать свои переживания,

·                     поверхностность межличностных связей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты