Психология розыскной деятельности

Психология розыскной деятельности

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оценки личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности

1.1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

1.2. Особенности психологии личности интересующего лица

1.3. Психологические типы интересующих лиц

1.4. Психологические черты личности интересующего лица

1.5. Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

Глава 2. Методы и приемы психологического воздействия на личность интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Психология опроса

2.2. Учет психологических особенностей темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности

2.3. Особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица

2.4. Приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом

2.5. Схема психологического изучения личности интересующего лица

2.6. Способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности

2.6.1. Внушение

2.6.2. Наблюдение

2.6.3. Метод обобщения независимых характеристик

2.6.4. Изучение жизненного пути

2.6.5. Склонение

2.7. Анализ и использование результатов изучения психологии интересующего лица оперативным работником

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

В настоящее время проблема изучения и оценки психологических особенностей интересующих лиц в оперативно-розыскной деятельности привлекает внимание многих отечественных юристов и психологов.

Понятие личности интересующего лица выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих качеств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, психологическими особенностями. Понять поведение личности интересующего лица невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко психиатрических факторов.

Сотрудники оперативных подразделений могут содействовать более успешному раскрытию преступлений, если в полном объеме будут учитывать психологические особенности тех или иных интересующих лиц.

Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Анализ специальной юридической и психологической литературы позволил выявить следующие приемы установления психологических особенностей интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности:

1. Изучение образа жизни интересующего лица.

2. Изучение криминальной ситуации (связи между событием преступления и установками, взглядами, потребностями и мотивами находящихся в поле зрения оперативных работников интересующих лиц с целью поиска и установления причастных к преступлению лиц).

3. Изучение на основе житейского и профессионального опыта оперативного работника (путем наблюдения) эмоциональных, интеллектуальных и иных особенностей интересующего лица, влияющих на поведение в острых и конфликтных ситуациях, на принятие решений, устойчивость к психическому напряжению, реагирование на новые и неожиданные обстоятельства и пр.

Данная тема дипломной работы является актуальной, так как психология оперативно-розыскной деятельности является важным и основополагающим направлением исследований.

Цель работы: раскрытие и анализ особенностей психологии личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности.

Задачи работы:

- провести анализ литературы по теме исследования;

- выявить особенности психологии личности интересующего лица;

- рассмотреть психологические типы интересующих лиц;

- выделить психологические черты личности интересующего лица;

- проанализировать Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности;

- указать психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- рассмотреть психологию опроса;

- выявить психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности;

- найти особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица;

- выделить приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом;

- рассмотреть схему психологического изучения личности интересующего лица;

- указать способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником.


Глава 1. Теоретические аспекты оценки личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности

 

1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности


Известно, что Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности 1995 года (ниже ОРД) в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно [2, c. 43].

В данной статье указывается, что для успешного выполнения тактических целей целесообразно учитывать не только личные качества субъекта оперативно-розыскной деятельности, но необходимо руководствоваться и морально-этическими нормами взаимоотношений между этим субъектом и лицами, вовлекаемыми в его сферу деятельности. Кроме этого, требуются серьезные знания о криминальной ситуации в стране в целом, о региональной криминальной ситуации, включающей в себя сведения обо всех факторах, влияющих на успешность борьбы с преступностью [3, c. 54].

Оперативно-розыскная тактика — это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по осуществлению совокупности действий, операций, производимых субъектами оперативно-розыскной деятельности, учитывающих особенности складывающейся криминальной ситуации, основанных на требованиях Федерального закона об ОРД и на нормах Морально-этического кодекса оперативного работника и направленных на решение задач, стоящих перед оперативным сотрудником на данном этапе [1, c. 56].

Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона об ОРД и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами, содержателями явочных квартир. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.

Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Эти принципы имеют прямое отношение к оперативно-розыскной тактике, они нашли свое отражение в Федеральном Законе об ОРД 1995 года [2, c. 30].

Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).

Под конспирацией понимают комплекс методов, используемых субъектом оперативно-розыскной деятельности для сохранения в тайне определенных аспектов своей работы. В Федеральном Законе об ОРД не только закреплена система гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, но и предусмотрены положения, не подлежащие разглашению.

К ним относятся [2, c. 49]:

1) сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12 Федерального Закона об ОРД),

2) сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе (ст. 18 указанного Закона).

Эти и другие положения позволяют определить оптимальный уровень, пределы негласности в оперативно-розыскной деятельности.

Представляется, что без такого сочетания общеправовых и специальных принципов разработка оперативно-тактических рекомендаций потеряла бы свой смысл, поскольку затруднительно выполнять возложенные на оперативные подразделения задачи, используя лишь гласные методы работы.

Значение оперативно-розыскной тактики состоит в том, что ее рекомендации способствуют решению стратегических задач борьбы с преступностью, и в первую очередь — с организованной. Существует ряд объективных факторов, предопределяющих необходимость существования оперативно-розыскной тактики и указанных в Федеральном Законе об ОРД..

К ним, в частности, можно отнести следующие [5, c. 34]:

·                     наличие достаточно развитой криминальной и преступной среды, проникновение в которую осложняется в силу специфичности взаимоотношений между лицами, входящими в них;

·                     стремление лидеров преступного мира к насаждению норм поведения и отношений, которые возбуждают и поддерживают чувство страха у причастных к преступлениям и осведомленных о них лиц, толкают их на сокрытие истины;

·                     обеспечение конфиденциальности сведений, полученных о личной жизни граждан, случайно вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности;

·                     исключение фактов опубликования сведений об участии лица в преступной деятельности до вступления приговора суда в законную силу и т.п.

Иными словами, использование оперативно-розыскной тактики обусловлено не только существованием преступной среды и специальных средств противодействия ее развитию, но и морально-этическими нормами поведения сотрудников оперативных аппаратов.

Также в Федеральном Законе об ОРД выделены задачи оперативно-розыскной тактики [2, c. 32]:

·                   изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;

·                   получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;

·                   определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);

·                   изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый " изолирующий слой ", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;

·                   изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число " боевиков ". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы " боевиков ", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;

·                   определение того, какова схема воспроизводства преступной деятельности. В частности, отыскание форм и способов легализации преступных доходов. Лишение организованной преступности финансовой поддержки — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом.

Решение перечисленного комплекса задач позволит активизировать борьбу с лидерами (организаторами) преступной деятельности в регионе. Эти задачи ранее перед оперативными подразделениями также ставились и касались изучения деятельности какой-либо одной конкретной группы, что явилось одной из причин явного провала в изобличении лидеров (организаторов) преступной деятельности.

Уже на современном этапе борьбы с преступностью сотрудники правоохранительных органов, использовавшие негласные методы, выступают в судебных заседаниях в качестве свидетелей и в соответствии со ст. 12 Федерального Закона об ОРД подробно информируют о своей деятельности, не раскрывая конкретные источники получения информации и другие сведения, в частности [6, c. 23]:

1) силы, средства, методы и планы, используемые при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;

2) организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий;

3) данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности;

4) методы и средства защиты секретной информации.

Также в Федеральном Законе об ОРД указывается список оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся [2, c. 43]:

·                     опрос граждан;

·                     наведение справок;

·                     изъятие образцов для сравнительного исследования;

·                     проверочная закупка;

·                     исследование предметов и документов;

·                     наблюдение;

·                     отождествление личности;

·                     обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

·                     контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

·                     прослушивание телефонных переговоров;

·                     съем информации с технических каналов связи;

·                     оперативное внедрение;

·                     контролируемая поставка;

·                     оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации [1, c. 45]:

1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

2) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

3) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

4) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

5) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты