Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)

По первой главе дипломной работы, необходимо отметить, что нами были изучены подходы авторов к понятию психологическая совместимость. Обобщая их выводы, можно сказать, что существует достаточно много подходов к ее изучению, таких как техника шкал, анализ конфликтов, социометрия, аппаратурные и некоторые другие. Многие исследователи пытались изучать психологическую совместимость не полностью, а в разрезе каких-либо конкретных критериев, например, тревожности, сочетания лидер-ведомый, экстраверт-интроверт. Такой подход, с нашей точки зрения, является неполным, поэтому мы предложили свой вариант формирования троек, основанный на комплексном сочетании психологических качеств.









Глава 2. Задачи и методы исследования

Целью настоящего исследования является изучение психологической совместимости в женской групповой акробатике.


2.1. Задачи исследования


Исходя из цели исследования, в работе  были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности взаимодействия партнеров в женских групповых составах с различной степенью срабатываемости.

2. Выявить индивидуально-психологические особенности женских троек и их сочетания между партнерами.

3. Разработать критерии совместимости индивидуально-психологических особенностей женских групповых составов, обусловливающие срабатываемость акробатических составов.


2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач в данной работе применялись следующие методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Опрос.

3. Анкетирование.

4. Наблюдение.

5. Тестирование.

6. Педагогический эксперимент.

7. Математические и статистические методы обработки результатов исследований.

При анализе и обобщении данных специальной литературы особое внимание уделялось работам, в которых говорилось о психологической совместимости  в спорте. Всего было проанализировано 29 источников литературы по изучаемой теме.

Опрос – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. /11/. Было опрошено 15 спортсменов, каждому из которых задавался стандартный вопрос: “Важна ли психологическая совместимость при комплектовании женских троек?”.

Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляла собой набор вопросов,  каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Были использованы как открытые вопросы (позволяющие опрашиваемому строить  ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме), так и закрытые (допускающими обычно лишь ответы “да” или “нет”).

Анкеты заполняло 30 спортсменов, то есть десять женских троек, которые участвовали в  дальнейшем исследовании.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскании смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа. Но, несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения. /11/

Наблюдение велось над тридцатью спортсменами (10 троек) при изучении их срабатываемости – стабильности выполнения групповых элементов, временем освоения пирамид и вальтижа.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Для изучения психологической совместимости в работе были использованы следующие тесты: 1) методика Т.Лири “Межличностные отношения”; 2) оценка личностной тревожности; 3) экспресс-методика по изучению социально-психологической атмосферы в спортивном коллективе; 4) тест на определение темперамента. В тестировании приняли участие те же семь троек.

Педагогический эксперимент – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования, в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или нескольким переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией факта между переменными.

Математические и статистические методы обработки результатов исследования. Результаты исследований были обработаны с помощью методов математической статистики. /25/

2.3. Организация исследования

Задачи, поставленные в исследовании, решались в педагогическом эксперименте, который проводился в СДЮШОР №2 с 10.02.1999 по 30.04.2000 г.

Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап – это исследование, направленное на   выявление критериев психологической совместимости в женской групповой акробатике. В исследовании принимало участие семь троек (21 человек). Первый этап продолжался один месяц – с 10 февраля по 10 марта.

Второй этап – экспериментальная проверка предлагаемой методики формирования троек. В этапе приняли участие десять троек, из них пять  входили в состав контрольной группы, пять – в состав экспериментальной. Продолжительность этапа  с 11 марта по 30 апреля 2000 года.

Всего в опытных группах было проведено 400 занятий.

С контрольной группой занятия проводил тренер СДЮШОР №2 – Татаринцева Елена Леонидовна, с экспериментальной группой – Славский Николай Афанасьевич. 













Глава 3. Экспериментальное обоснование методики подбора партнеров в женских тройках


В данной главе рассматриваются результаты преимуществ экспериментальной методики формирования троек в сравнении с общепринятой.

3.1. Анализ психологической совместимости женских троек в СДЮШОР №2

Для выяснения мнения о необходимости психологической совместимости в женских группах проводился опрос среди спортсменов и тренеров. Каждому из них мы задавали один и тот же вопрос о важности и необходимости регулирования отношений между партнерами в тройках. Из опрошенных 98,3 % считают, что психологический фактор также важен, как и технический, а 1,7%  не признают необходимости формирования троек по принципу психологической совместимости.

 Кроме того, 27% считают, что плохие отношения отрицательно влияют на подготовку к соревнованиям, их нужно обязательно регулировать. 31% спортсменов сказали о том, что отношения между партнерами оказывают огромное влияние на результат в соревнованиях, когда отношения в тройке доброжелательные, то появляется чувство свободного выполнения элементов, пропадает боязнь срыва. 15% опрошенных заявили, что в тройке обязательно должен быть лидер, который следит за изменениями во взаимоотношениях партнеров и сообщает их тренеру, регулировать эти отношения необходимо, при создании малой спортивной группы надо учитывать характеры и индивидуально-психологические особенности спортсменов. Взаимопонимание и дружелюбие - залог  успешной спортивной деятельности тройки.

  83% тренеров говорили о том, что когда нет психологических конфликтов между воспитанницами, когда существует взаимопонимание между ними, работать легко не только им, но и девочкам. Определяющая роль в регулировании отношений между партнерами принадлежит тренерам. Большую помощь в этой работе может оказать психолог и лидер в группе. Никогда не надо возвышать одного спортсмена над другими. Это, как правило, приводит к неправильному развитию взаимоотношений в тройке.

Следующим этапом исследования стало изучение совместимости “экстраверсия-интроверсия” путем тестирование спортсменов.

В исследовании приняли участие двадцать один человек, то есть семь троек, среди которых одна тройка – мастера спорта международного класса, две – мастера спорта, две – кандидаты в мастера спорта и одна тройка имеет первый взрослый разряд.

Результаты тестирования сведены в табл. 2:


Таблица 2

Сочетания “экстраверсия-интроверсия” в женских тройках

Тройка

Разряд

Наличие интровертов (чел.)

Наличие экстравертов (чел.)

1

2

3

4

1.

Мастера спорта

2

1

2.

Мастера спорта

2

1

3.

Кандидаты в мастера спорта


1


2

4.

Кандидаты в мастера спорта

3

-

5.

Мастера спорта международного класса


2


1

6.

I взрослый разряд

-

3

7.

Кандидаты в мастера спорта

2

1


Анализ таблицы 3.1 показывает, что в тройках, имеющих более высокий разряд, присутствует гетерогенный характер сочетаний, при этом чаще встречается наличие только одного партнера в составе с экстравертной направленностью. Я считаю, что данное сочетание способствует повышению информационного обмена, что, возможно, повышает сплоченность состава, его привлекательность. Вследствие того, что энергия экстраверта направлена во вне и одной из его черт является невольное стремление приспособить других под себя, навязать свои правила игры, то взаимодействие в составе таких типов (спортсменов-экстравертов) нежелательно.

В работе не учитывался темперамент спортсменов (по тесту в приложении определялось сочетание экстраверт-интроверт). Но, как следует из теста, интроверты - это меланхолики и флегматики, а экстраверты - холерики и сангвиники. Холерик и меланхолик являются слабыми типами темперамента, поэтому, конечно, желательно присутствие в тройке партнеров с сильным темпераментом - сангвиника и флегматика. Но здесь надо учитывать такой факт, что тип темперамента по-разному проявляется в особенностях коммуникативного поведения участников совместной деятельности. Установлено, например, что у спортсменок  сангвинического и холерического темперамента в условиях соревнований резко уменьшается число попыток управлять поведением и действиями партнеров. Спортсменки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудной ситуации успокоить или поддержать партнеров. Холерики и меланхолики реже объясняют ошибки партнерам, а флегматики чаще вступают в пререкания с товарищами. /27/

Конечно, не следует комплектование троек ограничивать жесткими рамками, ведь каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Следовательно, одна из задач тренера при комплектовании троек будет состоять не в том, чтобы в процессе тренировки переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а, с другой стороны, - ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении спортсмена. /13/

Следующим шагом в работе стало исследование совместимости личностных черт (лидер, ведомый). Для определения лидера в тройке я использовала методику Т.Лири “Межличностные отношения”  (Приложение 1) Данные анкетного опроса сведены табл. 3 :


Таблица 3

Сочетание характера “лидер-ведомый” в женских тройках

Разряд

Лидер

1. Мастера спорта

Лидер – нижняя

2. Мастера спорта

Лидер – средняя

3. Кандидаты в мастера спорта

Два лидера - нижняя и средняя

4. Кандидаты в мастера спорта

Лидеры - верхняя и нижняя

5.Мастера спорта международного класса

Лидер – нижняя

6. I взрослый разряд

Лидер – верхняя

7. Кандидаты в мастера спорта

Лидер – средняя


Из таблицы следует, что в тройках высших разрядов - один лидер. Наличие одного лидера способствует  организованности состава скоординированности действий партнеров. Лидерские функции возложены на нижних  спортсменов. При формировании тройки считается, что лидерами и должны быть нижние партнеры, так как они обладают большим опытом и знаниями в спортивной деятельности. Наличие в составе одного лидера способствует сплоченности состава, повышает его организованность.

При комплектовании женских троек очень важно учесть тревожность спортсменов, так как именно она является фактором успешного выступления на соревнованиях, поэтому очередным шагом исследования стало изучение тревожности спортсменов.

Тревожность - довольно сложное эмоциональное переживание. Прежде всего, это отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, чувства необходимости каких-то поисков, взбудораженность, переходящее в возбуждение непродуктивного демобилизующего характера. В состоянии тревожности переживается собственная неполноценность, неприспособленность, ощущение потери сил и возможностей. И, наконец, это состояние деятельное. Сознание мечется в поисках выхода, наблюдается двигательное возбуждение, мышление ускорено, движения быстрые и хаотичные. /18/

Таким образом, тревожность спортсмена описывается характерной триадой: 1) пониженным настроением; 2) потерей надежд на будущее; 3) повышенной активностью.

Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. В соревнованиях низкого ранга спортсмены с высокой тревожностью способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.

Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.

В исследовании приняли участие те же семь троек. Результаты получены путем обработки анкеты (приложение 2) и сведены в табл. 4:


Таблица 4

Характер тревожности у спортсменок в женских тройках

Тройки

Уровень тревожности

1.

Верхняя – средний, средняя - низкий, нижняя – средний

2.

Верхняя- средний, средняя - низкий, нижняя – низкий

3.

Верхняя – высокий, средняя - низкий, нижняя – высокий

4.

Верхняя – средний, средняя - высокий, нижняя – средний

5.

Верхняя – средний, средняя - низкий, нижняя – низкий

6.

Верхняя – высокий, средняя - низкий, нижняя – средний

7.

Верхняя – высокий, средняя -высокий, нижняя – средний


Используемая в процессе педагогического эксперимента методика определения тревожности в определенной мере субъективна, так как основана на самооценке человеком собственного состояния. Поэтому, желательно использовать комплексную методику, сочетающую субъективные и объективные показатели (характеристики кожно-гальванической реакции, количество и сумма амплитуд колебаний). Эта методика позволила бы не только оценить степень тревожности, но и контролировать, а, возможно, и прогнозировать эффективность коррекционных процедур. /1/

Следующим этапом исследования стал учет чувства времени партнеров.  Точность восприятия временных интервалов определялась с помощью следующей методики. Спортсмену предоставляют возможность трижды со зрительным контролем по секундомеру представить временной интервал 10с. Затем по команде он в течение одной минуты через представляемые десятисекундные интервалы на листе бумаги делает шесть отметок. Вместе с этой командой руководитель одновременно пускал шесть  секундомеров и останавливал их по одному во время очередной отметки спортсмена. Из шести полученных результатов определялась средняя арифметическая величина со знаком “плюс” или “минус”. /9/

Процентная точность оценки интервалов времени определяется по формуле 3.1:


                           Т= х 100                                    (3.1)


где С2 - сумма разности времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого);

      С - сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике /12/ выставляется по табл. 5:

Таблица 5

Оценка точности восприятия времени

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Процентная точность интервалов времени




99.5




99




88.5




88




86




84




80




75




70

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты