Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)

Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)

Воронежский государственный институт физической культуры

Московской государственной академии физической культуры



Кафедра СК и ПВС

ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА

Психологическая совместимость  в  групповой акробатике (на примере троек)

                                       Исполнитель:  студентка 5 курса 3 группы                                                                         

                                              заочного факультета

                                                                           Скулова Татьяна Александровна

                  Научный руководитель:                                         

                                                      доцент  Хатунцева Э.М.                                         

                                                                

           

Воронеж-2000                                                         

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Обзор литературы………………………………………………….5

                                      1.1. Понятие психологической совместимости…………………..5

                       1.2. Критерии психологической совместимости………………...8    

                       1.3. Лидерство……………………………………………………..

                       1.4. Социометрия как метод изучения психологической

                              совместимости……………………………………………….16

                       1.5. Конфликты и оптимизация общения………………………..19 

                       1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности..

Глава 2. Задачи и методы исследования…………………………………..

                        2.1. Задачи исследования………………………………

                        2.2. Методы исследования…………………………………….

Глава 3. Экспериментальное обоснование методики подбора

              партнеров в женских тройках………………………………….

          3.1. Анализ психологической совместимости в женских

                 тройках в СДЮШОР № 2………………………………………

          3.2. Обоснование экспериментальной методики формирования

                 женских троек…………………………………………

          3.3. Обсуждение результатов исследований……………………….

Выводы…………………………………………………………………

Практические рекомендации……………………………………………

Литература………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ


Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения тренеров и ученых. Однако многие вопросы остаются на сегодня неразрешенными, в частности, комплектование женских групповых составов в спортивной акробатике.

Вопросы организации троек никем не оспариваются и, более того, признаются проблемами первостепенной важности, но решение их на практике еще нередко осуществляется методом проб и ошибок. Если подобный способ был, в какой-то мере, допустим в прошлом, то сегодня он совершенно неприемлем. /22/

 Практика показывает, что большинство женских троек формируется без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи одной из важных задач психологического обеспечения тренировочного процесса женских троек является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов.

Актуальность данной работы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, это обусловливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости акробатов при совместной деятельности и оптимизацию взаимоотношений.

Объектом исследования в работе является совместимость индивидуально-психологических особенностей партнеров акробатических составов и срабатываемость женских групп.

Предполагалось, что изучение совместимости партнеров женских групповых видов спортивной акробатики позволит выявить критерии совместимости, учет которых при комплектовании женских составов позволит ускорить процесс срабатываемости партнеров и обеспечит благоприятный психологический климат.

Научная новизна работы заключается в разработке критериев психологической совместимости в женской групповой акробатике.

Практическая значимость данной работы в том, что разработанная система формирования женских спортивных троек на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров применялась в детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва №2 г. Воронежа  и может быть использована на тренировочных занятиях в других физкультурных и учебных заведениях.

Положение, выносимое на защиту. На защиту выносится методика формирования женских троек на основе разработанной совокупности критериев.
















Глава 1. Обзор литературы

1.1. Понятия психологической совместимости и женской тройки


Психологическая совместимость - схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстраверсии-интроверсии, а также целому ряду других психических качеств. /10/ Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. /14/

В условиях спортивной деятельности совместимость между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения.

Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместимости по ряду социальных, психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствует о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые попавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.

Совместимыми можно считать тех людей, которые ситуативно неделимы и автономны. Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения.

В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров:  критериями функциональной совместимости в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. /19/

Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в  совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.

Психофизиологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.

Социально-психологическая совместимость базируется на единстве ближайших, отдаленных и перспективных целей, на общности интересов и установок спортивной группы.

В работе рассматривается психологическая совместимость в женской групповой акробатике. Женская тройка - это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. /24/

Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и потому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения).  Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому в группе ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные самим себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.

Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.

Наиболее важными психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщенности и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат  в тройке в целом, а также  отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами. /3/

Отношения между партнерами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества.

Женская групповая акробатика не существует вне общения, интенсивных межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.

 
1.2. Критерии психологической совместимости

Перед началом комплектования составов Ратушина Е.В. рекомендует изучить склонность спортсменов к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При недостаточном развитии данных личностных черт необходимо выявить причины (неадекватная оценка, повышенная агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, склонность к конфликтному взаимодействию) и путем проведения коррекционно-развивающей работы способствовать их оптимизации. /20/

Комплексы средств и методов коррекционно-развивающей работы с детьми описаны в табл.1.1 /16/:


Таблица 1

Приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми

Предмет коррекции

Педагогические приемы

Психологические методы

1

2

3

Дисгармония развития, неразвитость произвольности психологических процессов в сравнении со сверстниками

Понимание, сочувствие;

Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей

Развитие произвольности в двигательной сфере;

развитие произвольности в эмоциональной сфере, в общении

Высокая тревожность;

Трудности общения

Доверие к личности ребенка;

Формирование реально действующих мотивов поведения;

Анализ конфликтных ситуаций

Игровая коррекция поведения в группе;

развитие позитивного общения;

ролевое научение;

рассматривание позиционных ролей

1

2

3

Неадекватная самооценка;

комплекс неполноценности

Выборочное игнорирование негативных поступков;

Эмоциональное поглаживание ребенка;

Ожидание завтрашней радости

подтверждение уникальности ребенка;



Вторым критерием психологической совместимости является сплоченность. Это устойчивое качество спортивной группы, процесс формирования которого длителен и иногда противоречив.  Сплоченность помогает группе противостоять различным неблагоприятным воздействиям. /6/ Индекс сплоченности рассчитывается как отношение количества выборов внутри группы к общему числу возможных выборов. /7/

Подход к изучению сплоченности, представленный, в основном,  техникой шкал, основан на эмоциональной оценке группы в целом.

Испытуемых обычно просят дать общую индифферентную оценку группы:

1. Насколько привлекательна для вас эта тройка?

2. В какой степени привязаны вы к своим партнерам в тройке?

3. Насколько важна для вас эта тройка?

4. Хотите ли вы остаться членом данной тройки?

5. Если бы вам предложили перейти в другую тройку с тем же разрядом, чтобы вы сказали насчет перехода?

Ханин И.О. предлагает свой вариант шкалы приемлемости. /27/  Каждый из партнеров ранжирует двух других по степени их приемлемости для решения определенной задачи или свободного общения, отмечая, кого из партнеров он:

1) оставил бы обязательно, в первую очередь;

2) тоже оставил бы;

3) мог оставить, а мог и не оставить;

4) скорее всего не оставил бы;

5) ни в коем случае не оставил бы.

Первые выборы характеризуют самую близкую межличностную дистанцию и наибольшую приемлемость партнера в деловом или межличностном плане. Сочетание индивидуальных и групповых оценок дает представление о том, насколько партнеры приемлемы друг для друга и для всей тройки в целом.

Таким образом, с помощью шкалы приемлемости можно достаточно оперативно выявить как индивидуальные предпочтения, так и самую общую картину, главным образом, эмоциональных межличностных отношений в тройке.

Однако симпатии и антипатии обязательно учитываются тренером, но взаимовлияния участников, тем не менее, организуются часто вопреки их выборам или отказам. И дело здесь не только в необходимости исходить из логики и требований совместной деятельности и специфики коллективных задач. Управление, а тем более оптимизация внутригрупповых связей и отношений, совместной деятельности членов тройки невозможны без выявления круга лиц,  на мнение и оценку которых  человек готов ориентироваться  и которые, следовательно, являются для него референтными. /27/

Существует индекс референтности, который указывает на степень взаимных положительных связей по отношению к числу связей в группе:


Индекс референтности = Число взаимных положительных выборов в группе / Число положительных выборов в группе.


Суть методики определения референтного круга заключается: а) в оценке каждым членом группы всех остальных участников с помощью набора личностных качеств; б) в выявлении избирательного отношения каждого опрашиваемого к некоторым членам коллектива. После первой, оценочной серии опроса каждому из участников эксперимента разрешают ознакомиться с мнением о нем лиц, наиболее его интересующих. Именно этот выбор имеет особое значение в выявлении ранжированного референтного круга общения данного человека. В результате косвенно устанавливается порядок предпочтения лиц, мнения которых наиболее значимы для испытуемого, а также референтное качество, то есть то качество его личности, в оценке которого со стороны партнеров по тройке человек наиболее нуждается. Результаты опросов с помощью социометрического теста и референтометрической процедуры могут и не совпадать.

Диагностика референтного круга общения членов тройки позволит, в частности, выяснить вопрос о том, как формируется референтный круг общения у участников совместной деятельности и можно ли его изменить, формируя соответствующие ценностные ориентации у членов тройки и создавая те или иные ситуации вынужденного общения.

Идеальным вариантом является наличие референтного круга общения внутри конкретной тройки.

В подготовке женских групп многое определяет психологический микроклимат, существующий между партнерами. Психологическая подготовка такого коллектива базируется на хороших взаимоотношениях в составе. Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, при сплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при предупреждении или прекращении конфликтов между партнерами, установление контакта с новыми “верхними” или “нижними”.

Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н. считают, что психологический климат в сравнении со сплоченностью - менее устойчивая характеристика женской тройки. Она отражает общую групповую атмосферу и рассматривается как определенное состояние группы, как общее настроение ее членов. Показателями психологического климата являются: наличие или отсутствие психологических конфликтов, постоянство или сменяемость составов, удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, комфорт или напряженность и недоброжелательность во взаимоотношениях. Психологический климат существенно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса и выступления спортсменов в соревнованиях, на их самочувствие и работоспособность. /6/

Существует еще одно понятие, необходимое при исследовании психологической совместимости, – сработанность.

Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. /14/ При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой успешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но  и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров.

Одной из важнейших характеристик сработанности тройки является ее устойчивость к внешним помехам.

Если два индивида сработались в какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимные симпатии. Но эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретным видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что сработавшаяся пара может быть несовместимой, а совместимая - несработавшейся.

Между срабатываемостью (Ср) и совместимостью существуют противоречивые зависимости. Формализуя их соотношения, можно получить следующие четыре сочетания /14/:

Ср(max) + Со(max) - оптимальное сочетание;

Ср(min) + Со(max); Ср(max)+Со(min); Ср(min) + Со(min) - нежелательное сочетание.

В малой группе поведение человека изменяется в соответствии с установками и нормами поведения этой группы. Это изменение связано с двумя причинами. В одних случаях человек принимает мнение группы, потому что не желает вступать с ней в конфликт. При этом его убеждения, установки на те или иные явления жизни остаются прежними, следовательно, человек проявляет приспособленчество, конформизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты