Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Воронежский государственный институт физической культуры
Московской государственной академии физической культуры
Кафедра СК и ПВС
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Исполнитель: студентка 5 курса 3 группы
заочного факультета
Скулова Татьяна Александровна
Научный руководитель:
доцент Хатунцева Э.М.
Воронеж-2000
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………….5
1.1. Понятие психологической совместимости…………………..5
1.2. Критерии психологической совместимости………………...8
1.3. Лидерство……………………………………………………..
1.4. Социометрия как метод изучения психологической
совместимости……………………………………………….16
1.5. Конфликты и оптимизация общения………………………..19
1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности..
Глава 2. Задачи и методы исследования…………………………………..
2.1. Задачи исследования………………………………
2.2. Методы исследования…………………………………….
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики подбора
партнеров в женских тройках………………………………….
3.1. Анализ психологической совместимости в женских
тройках в СДЮШОР № 2………………………………………
3.2. Обоснование экспериментальной методики формирования
женских троек…………………………………………
3.3. Обсуждение результатов исследований……………………….
Выводы…………………………………………………………………
Практические рекомендации……………………………………………
Литература………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения тренеров и ученых. Однако многие вопросы остаются на сегодня неразрешенными, в частности, комплектование женских групповых составов в спортивной акробатике.
Вопросы организации троек никем не оспариваются и, более того, признаются проблемами первостепенной важности, но решение их на практике еще нередко осуществляется методом проб и ошибок. Если подобный способ был, в какой-то мере, допустим в прошлом, то сегодня он совершенно неприемлем. /22/
Практика показывает, что большинство женских троек формируется без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи одной из важных задач психологического обеспечения тренировочного процесса женских троек является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов.
Актуальность данной работы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, это обусловливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости акробатов при совместной деятельности и оптимизацию взаимоотношений.
Объектом исследования в работе является совместимость индивидуально-психологических особенностей партнеров акробатических составов и срабатываемость женских групп.
Предполагалось, что изучение совместимости партнеров женских групповых видов спортивной акробатики позволит выявить критерии совместимости, учет которых при комплектовании женских составов позволит ускорить процесс срабатываемости партнеров и обеспечит благоприятный психологический климат.
Научная новизна работы заключается в разработке критериев психологической совместимости в женской групповой акробатике.
Практическая значимость данной работы в том, что разработанная система формирования женских спортивных троек на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров применялась в детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва №2 г. Воронежа и может быть использована на тренировочных занятиях в других физкультурных и учебных заведениях.
Положение, выносимое на защиту. На защиту выносится методика формирования женских троек на основе разработанной совокупности критериев.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Понятия психологической совместимости и женской тройки
Психологическая совместимость - схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстраверсии-интроверсии, а также целому ряду других психических качеств. /10/ Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. /14/
В условиях спортивной деятельности совместимость между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения.
Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместимости по ряду социальных, психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствует о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые попавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
Совместимыми можно считать тех людей, которые ситуативно неделимы и автономны. Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения.
В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров: критериями функциональной совместимости в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. /19/
Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.
Психофизиологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Социально-психологическая совместимость базируется на единстве ближайших, отдаленных и перспективных целей, на общности интересов и установок спортивной группы.
В работе рассматривается психологическая совместимость в женской групповой акробатике. Женская тройка - это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. /24/
Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и потому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения). Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому в группе ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные самим себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важными психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщенности и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат в тройке в целом, а также отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами. /3/
Отношения между партнерами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества.
Женская групповая акробатика не существует вне общения, интенсивных межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.
1.2. Критерии психологической совместимости
Перед началом комплектования составов Ратушина Е.В. рекомендует изучить склонность спортсменов к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При недостаточном развитии данных личностных черт необходимо выявить причины (неадекватная оценка, повышенная агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, склонность к конфликтному взаимодействию) и путем проведения коррекционно-развивающей работы способствовать их оптимизации. /20/
Комплексы средств и методов коррекционно-развивающей работы с детьми описаны в табл.1.1 /16/:
Таблица 1
Приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми
Предмет коррекции |
Педагогические приемы |
Психологические методы |
1 |
2 |
3 |
Дисгармония развития, неразвитость произвольности психологических процессов в сравнении со сверстниками |
Понимание, сочувствие; Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей |
Развитие произвольности в двигательной сфере; развитие произвольности в эмоциональной сфере, в общении |
Высокая тревожность; Трудности общения |
Доверие к личности ребенка; Формирование реально действующих мотивов поведения; Анализ конфликтных ситуаций |
Игровая коррекция поведения в группе; развитие позитивного общения; ролевое научение; рассматривание позиционных ролей |
1 |
2 |
3 |
Неадекватная самооценка; комплекс неполноценности |
Выборочное игнорирование негативных поступков; Эмоциональное поглаживание ребенка; Ожидание завтрашней радости |
подтверждение уникальности ребенка; |
Вторым критерием психологической совместимости является сплоченность. Это устойчивое качество спортивной группы, процесс формирования которого длителен и иногда противоречив. Сплоченность помогает группе противостоять различным неблагоприятным воздействиям. /6/ Индекс сплоченности рассчитывается как отношение количества выборов внутри группы к общему числу возможных выборов. /7/
Подход к изучению сплоченности, представленный, в основном, техникой шкал, основан на эмоциональной оценке группы в целом.
Испытуемых обычно просят дать общую индифферентную оценку группы:
1. Насколько привлекательна для вас эта тройка?
2. В какой степени привязаны вы к своим партнерам в тройке?
3. Насколько важна для вас эта тройка?
4. Хотите ли вы остаться членом данной тройки?
5. Если бы вам предложили перейти в другую тройку с тем же разрядом, чтобы вы сказали насчет перехода?
Ханин И.О. предлагает свой вариант шкалы приемлемости. /27/ Каждый из партнеров ранжирует двух других по степени их приемлемости для решения определенной задачи или свободного общения, отмечая, кого из партнеров он:
1) оставил бы обязательно, в первую очередь;
2) тоже оставил бы;
3) мог оставить, а мог и не оставить;
4) скорее всего не оставил бы;
5) ни в коем случае не оставил бы.
Первые выборы характеризуют самую близкую межличностную дистанцию и наибольшую приемлемость партнера в деловом или межличностном плане. Сочетание индивидуальных и групповых оценок дает представление о том, насколько партнеры приемлемы друг для друга и для всей тройки в целом.
Таким образом, с помощью шкалы приемлемости можно достаточно оперативно выявить как индивидуальные предпочтения, так и самую общую картину, главным образом, эмоциональных межличностных отношений в тройке.
Однако симпатии и антипатии обязательно учитываются тренером, но взаимовлияния участников, тем не менее, организуются часто вопреки их выборам или отказам. И дело здесь не только в необходимости исходить из логики и требований совместной деятельности и специфики коллективных задач. Управление, а тем более оптимизация внутригрупповых связей и отношений, совместной деятельности членов тройки невозможны без выявления круга лиц, на мнение и оценку которых человек готов ориентироваться и которые, следовательно, являются для него референтными. /27/
Существует индекс референтности, который указывает на степень взаимных положительных связей по отношению к числу связей в группе:
Индекс референтности = Число взаимных положительных выборов в группе / Число положительных выборов в группе.
Суть методики определения референтного круга заключается: а) в оценке каждым членом группы всех остальных участников с помощью набора личностных качеств; б) в выявлении избирательного отношения каждого опрашиваемого к некоторым членам коллектива. После первой, оценочной серии опроса каждому из участников эксперимента разрешают ознакомиться с мнением о нем лиц, наиболее его интересующих. Именно этот выбор имеет особое значение в выявлении ранжированного референтного круга общения данного человека. В результате косвенно устанавливается порядок предпочтения лиц, мнения которых наиболее значимы для испытуемого, а также референтное качество, то есть то качество его личности, в оценке которого со стороны партнеров по тройке человек наиболее нуждается. Результаты опросов с помощью социометрического теста и референтометрической процедуры могут и не совпадать.
Диагностика референтного круга общения членов тройки позволит, в частности, выяснить вопрос о том, как формируется референтный круг общения у участников совместной деятельности и можно ли его изменить, формируя соответствующие ценностные ориентации у членов тройки и создавая те или иные ситуации вынужденного общения.
Идеальным вариантом является наличие референтного круга общения внутри конкретной тройки.
В подготовке женских групп многое определяет психологический микроклимат, существующий между партнерами. Психологическая подготовка такого коллектива базируется на хороших взаимоотношениях в составе. Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, при сплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при предупреждении или прекращении конфликтов между партнерами, установление контакта с новыми “верхними” или “нижними”.
Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н. считают, что психологический климат в сравнении со сплоченностью - менее устойчивая характеристика женской тройки. Она отражает общую групповую атмосферу и рассматривается как определенное состояние группы, как общее настроение ее членов. Показателями психологического климата являются: наличие или отсутствие психологических конфликтов, постоянство или сменяемость составов, удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, комфорт или напряженность и недоброжелательность во взаимоотношениях. Психологический климат существенно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса и выступления спортсменов в соревнованиях, на их самочувствие и работоспособность. /6/
Существует еще одно понятие, необходимое при исследовании психологической совместимости, – сработанность.
Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. /14/ При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой успешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров.
Одной из важнейших характеристик сработанности тройки является ее устойчивость к внешним помехам.
Если два индивида сработались в какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимные симпатии. Но эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретным видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что сработавшаяся пара может быть несовместимой, а совместимая - несработавшейся.
Между срабатываемостью (Ср) и совместимостью существуют противоречивые зависимости. Формализуя их соотношения, можно получить следующие четыре сочетания /14/:
Ср(max) + Со(max) - оптимальное сочетание;
Ср(min) + Со(max); Ср(max)+Со(min); Ср(min) + Со(min) - нежелательное сочетание.
В малой группе поведение человека изменяется в соответствии с установками и нормами поведения этой группы. Это изменение связано с двумя причинами. В одних случаях человек принимает мнение группы, потому что не желает вступать с ней в конфликт. При этом его убеждения, установки на те или иные явления жизни остаются прежними, следовательно, человек проявляет приспособленчество, конформизм.