Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)

В других случаях партнер принимает мнение тройки, потому что соглашается с его правильностью. В этом случае нормы и установки тройки становятся нормами и установками этого человека. Такое принятие человеком мнения группы, называется конформностью. Она облегчает осуществление группой единообразного спортивного поведения. /8/

Смена личностью своих мнений и установок происходит с различной степенью трудности. У многих возникает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс в связи с тем, что прежние представления человека вступают в противоречие с мнением и установками группы и ему надо решить, где же истина. В зависимости от трудности или легкости разрешения этого конфликта различают низкую и высокую конформность субъекта. Низкая конформность субъекта означает, что мнение группы либо отвергается, либо принимается с трудом. Высокая конформность означает легкое и быстрое принятие мнения группы.

В совместной коллективной деятельности людей между ними неизбежно и закономерно возникают объективные отношения и связи. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения. Исследования межличностных отношений  в спортивных группах показали, что адекватные и правильно организованные межличностные отношения положительно сказываются на успешности действий спортсменов, а нарушения привычных взаимоотношения, являясь дополнительным стрессогенным фактором, понижают эффективность спортивной деятельности.

У людей с различной силой нервной системы исследуемые взаимоотношения под влиянием стресса изменяются по-разному. Спортсмены с сильной нервной системой при стрессе увеличивают интенсивность общения, порицание партнеров. Для спортсменов со слабой нервной системой характерно снижение интенсивности общения, уменьшение отрицательной ответной реакции.

Итак, стресс ухудшает взаимоотношения в группе спортсменов со слабой нервной системой. Таким образом, влияние стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, на различные уровни индивидуальных свойств спортсменов обусловлено, прежде всего, свойствами их нервной системы и темперамента. Этот факт необходимо учитывать, так как особенности нервной системы и темперамента – наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, которые не могут существенно изменяться в процессе занятий спортом, в процессе подготовки к соревнованиям. /5/


1.3. Лидерство

Поверхностные наблюдения за спортивной тройкой нередко наводят на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены тройки занимаются у одного тренера, выполняют одинаковые упражнения, несут одинаковую ответственность.

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из партнеров тройки, в ее иерархической структуре, нет.

Ряд исследований, проведенных в тройках, позволил установить, что в них есть лица, пользующиеся большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели другие. Это лидеры. Вместе с тем, в тройках, как правило, могут быть спортсмены, которые не пользуются авторитетом. К ним зачастую относятся негативно, стараясь избежать длительных контактов, общаются с ними вынужденно. Это аутсайдеры тройки. Кроме этих двух категорий, есть спортсмены, занимающие как бы среднее промежуточное положение. /10/

Вопросы лидерства в межличностных отношениях занимают особое место. Известно, что у каждой группы имеется определенная потребность в лидерстве, однако эта потребность может быть выражена по-разному. Быть ведомым одновременно означает что-то отдать от своей личности и индивидуальности и что-то для нее приобрести.

Поэтому все взаимоотношения в тройке формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Этот момент необходимо учитывать и при создании троек, поэтому, желательно, чтобы в каждой тройке были свои, определенные, сочетания лидеров, спортсменов, занимающих промежуточное положение и  аутсайдеров. Здесь важно также отметить, что в женских тройках большее значение имеет эмоциональный лидер, нежели деловой. Именно эмоциональный лидер не только чувствует состояние своих партнеров, но и пытается задавать тройке определенный “эмоциональный тонус”. Такой лидер играет важную роль в условиях соревнований. Идеальным вариантом является, конечно, сочетание двух типов лидера в одном человеке.

Но следует подчеркнуть, что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. На самом деле - в спорте это проявляется особенно отчетливо - дружеские или неприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповая задача. Кроме того, в силу высокой значимости в спорте высокие достижения совместной деятельности и деловые отношения спортсменов всегда связаны с интенсивными эмоциональными проявлениями и активным формированием личностного отношения к партнерам. /27/

Лидеру принадлежит большая роль в нормализации отношений между партнерами в женской тройке. Это тот человек, который может пожертвовать своими собственными интересами ради разрешения противоречия между партнерами. Улаживая спорную ситуацию, он пытается найти поддержку у другого, старается сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Лидер старается успокоить других и сохранить оптимальный психологический климат в спортивной группе, не занимает позиции, которая может вызвать споры.


1.4. Социометрия  как метод изучения психологической совместимости

Проблемы психологической совместимости разрабатывались многими учеными. Поэтому существует достаточно много различных методов ее изучения.

Так, например, Тюренков Ю.В., Коломейцев Ю.А., Обозов Н.Н., Параносич В. предлагают сравнительно простой и доступный каждому тренеру социологический метод проверки женских троек как коллектива, использующий количественные характеристики при изучении взаимодействий в группе, - социометрию. /10, 15, 17, 26/

Социометрия - эти система некоторых приемов, позволяющих выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые адресованы индивидам или исходят  от них в процессе межличностного общения и взаимодействия. /26/

Социометрическая процедура исследования позволяет определить реальные и желаемые потребности человека быть вместе с другими в тех или иных условиях.

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера. Содержание вопросов называют социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные - сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желанный объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям;

2) дизъюнктивные - разъединяющие людей чувства. Другая сторона выступает как неприемлемая.

Предлагаемая Ю.В. Тюренковым социометрическая методика проверки на психоэмоциональную надежность включает в себя методы сбора информации (наблюдение, опрос, тестирование) и методы ее обработки.

Опрос проводится в двух направлениях:

- “положительном” - укажите фамилию спортсменов, с которыми вам хотелось бы выступать, жить в  одной комнате;

- “отрицательное” - укажите, с кем бы вам не хотелось тренироваться, выступать.

Психоэмоциональная надежность (ПЭН) данной тройки выражается коэффициентом ПЭН /26/:


Кпэн = (1- ) · 100%


∑ R  - общее число отрицательных выборов;

∑No   - общее число “свободных” партнеров в тройке;

∑R  - общее число положительных выборов;

 N  - количество человек (N=3).

В социометрической методике заложено выявление влиятельности членов тройки. Критерии социометрических выборов направлены на оценку интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных качеств. Выбор “интересного человека” - члена группы предполагает оценку таких качеств личности, как степень осведомленности в различных вопросах, касающихся искусства, литературы, политики. /15/

Практическая ценность метода не вызывает сомнения. С его помощью можно получить интересные данные, касающиеся динамики межличностных отношений. Симпатии, антипатии, изолированность или отвергнутость возникают как из-за различного отношения к целям группы, так и в случаях, когда они являются выражением взаимных эмоциональных отношений. /17/

Одним из достоинств социометрии можно также назвать то, что по задаче социометрического критерия выявляется степень групповой активности в выборах друг друга - экспансивность группы, которая равна сумме сделанных группой выборов независимо от знака, деленной на количество человек. /4/

Преувеличивать возможности метода все же не следует. Ведь отношения между людьми опосредованы многими факторами, а социометрический выбор затрагивает лишь небольшую часть сознательных элементов в этих отношениях. Использование социометрического метода имеет много спорных вопросов и, опираясь только на подсчет симпатий и антипатий, не надо делать далеко идущие выводы  о сущности и механизме группового воздействия. Но и не работать в этом направлении тоже нельзя. /26/


1.5. Конфликты и оптимизация общения

Психологическая совместимость неразделимо связана с таким понятием, как межличностный конфликт. Межличностный конфликт - это столкновение интересов и взглядов личностей, несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворенность значимых для них потребностей и ценностей. /10/

Под влиянием внутренних или внешних причин в группе наступает состояние нарушения равновесия, ее структура разрушается. Это состояние является не статическим, а динамическим. Оно предполагает напряжение или систему напряжений, что ведет к поиску нового равновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояние равновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре.

Жизнь групп представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений.

В группах существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.

Исходя из этого, можно дать определение групповому конфликту. Это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествовавшему равновесию. /21/

Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психологическую напряженность конфликтующих личностей.

В практике нередко применяется индекс конфликтности, который указывает на наличие и степень взаимно отрицательных пар. Присутствие таких пар в тройке снижает процесс консолидации структуры, уменьшает способность тройки сохранять равновесие в общении при интенсивности воздействия средовых факторов.

 Индекс конфликтности объясняет взаимное столкновение и связи в группе со знаком “минус”:

Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н. предприняли специальное педагогическое исследование, исходя из предположения, что существует взаимосвязь межличностных отношений с эффективностью подготовки акробатов к соревнованиям, а также результативностью их спортивной деятельности.

        Заключалось это исследование в том, что в течение подготовительного периода фиксировалось количество конфликтных ситуаций, и по этим данным определялся психологический климат - психологический климат оценивали в пять баллов, если психологических конфликтов не отмечалось или фиксировался один. В психологическом дневнике отмечали, между кем возникали эти конфликты, причины их возникновения, намечались пути их ликвидации. В результате была выявлена закономерность: чем меньше конфликтов между партнерами, чем лучше психологический климат в группе, тем эффективнее ее подготовка и выступление на соревнованиях. /6/

Этими авторами также было отмечено, что психологические конфликты возникают в основном между одними и теми же партнерами. Одни спортсмены больше склонны к конфликтам, чем другие. Это объясняется различными индивидуально-психологическими особенностями акробатов. Учитывая это обстоятельство, было  установлено, между кем из партнеров существует наибольшая вероятность возникновения трудно разрешимого противоречия. Наибольшая вероятность оценивалась в пять баллов.

Работой по регулированию отношений между конфликтуемыми партнерами должен заниматься тренер и психолог команды. Эта работа должна быть направлена на развитие дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия, доброжелательности. Необходимо разъяснять спортсменам взаимную зависимость их друг от друга, а также и ответственность друг перед другом.

Спортсмены должны сознательно развивать и улучшать отношения между собой на основе дружбы и взаимопонимания.

При оптимизации межличностных отношений, следует знать, что каждый конфликт имеет свои мотивы и причины. Все разновидности конфликтообразующих мотивов можно объединить в следующие основные группы /10/:

1 Уровень специфических качеств. Неодинаковый уровень физической и технической подготовки, например, у средней и у нижней, проявляющийся в экстремальных условиях, может стать причиной конфликта между ними.

2. Росто-весовые данные спортсменов. В акробатике рост и вес имеют немаловажное значение в достижении высоких результатов. Спортсмен, не контролирующий свой вес, может вызвать серьезное недовольство и претензии у партнеров.

3. Различия в психофизиологических характеристиках. Различная скорость переработки информации, мышления, темпа и ритма выполняемых движений могут вызвать взаимное недовольство.

4. Качества личности взаимодействующих сторон.

5. Причины, кроющиеся в процессе общения, межличностных контактов и коммуникаций.

6. Негативное психологическое состояние:

    1) повышенная возбудимость, психологическая напряженность;

    2) неустойчивое настроение, раздражительность;

    3) чувство беспокойства, тревоги;

   4) усталость в результате психического и физического утомления. Эти психические состояния могут быть не только причинами, но и следствием предыдущих конфликтов, результатом определенной деятельности, поступков.

Конфликтные ситуации необходимо разрешать с учетом интересов всех членов спортивной группы.

 Социометрические исследования и анализ конфликтов показали, что психологическая совместимость - один из основных видов  общения.  Из исследований, выполненных в рамках социометрического направления, следует, что межличностные симпатии (или антипатии) однозначно определяют характер взаимовлияний партнеров: в дружеских парах будет интенсивное продуктивное общение, в нейтральных его меньше или оно вообще отсутствует, а в неприязненных парах можно ожидать как отсутствия общения, так и межличностных конфликтов.

При оптимизации общения непосредственно взаимодействующих партнеров принципиально возможны три основных подхода  /23/:

1) реорганизация структуры группы (изменение состава, перегруппировка и перестановка партнеров);

2) целенаправленная реконструкция задач;

3) непосредственная регламентация характера взаимовлияния партнеров с целью их срочной взаимной адаптации.

Основным достоинством первого подхода является то, что ориентация на наиболее благоприятные сочетания индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик партнеров позволяет создавать необходимые предпосылки оптимизации общения на стадии комплектования группы.

В дальнейшем же кардинальная перестройка тройки бывает невозможна по соображениям спортивного характера.

Второй подход с преобразованием структуры выполняемой деятельности является более перспективным для оперативного и срочного изменения основных параметров общения. Здесь речь идет о преобразовании: а) условий протекания деятельности; б) взаимосвязи с деятельностью других групп; в) наличия отчетливых промежуточных и итоговых результатов деятельности.

Особенно перспективным в условиях совместной деятельности представляется третий подход. Регламентированная межличностная адаптация высоко- и низкостатусных партнеров требует срочной перестройки содержания, направленности, интенсивности и последовательности их контактов. В основу таких преобразований была положена структурно-функциональная модель, предполагающая: а) создание сильной мотивации эффективно воздействовать на партнера и б) кардинальную строчную перестройку поведенческой программы в структуре ситуативной установке по отношению к конкретному партнеру. При этом познавательный и эмоциональный компоненты первоначально как наиболее устойчивые не затрагивались.

Поэтому общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной ситуации и имеющих примерно одинаковый статус в команде, тем не менее, может существенно отличаться. Объяснить эти различия в ряде случаев невозможно без знания индивидуально-психологических и личностных особенностей спортсменов. Знание зависимости между личностными особенностями и типом коммуникативного  поведения позволит тренеру в известной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, успешно комплектовать составы, способные с более краткий срок достичь высокой степени сработанности. /26/


1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности


Помимо опросных методов, существуют и аппаратурные методы изучения групповой деятельности. Одним из наиболее известных аппаратурных методов является гомеостатический метод Ф.Д.Горбова, основанный на моделировании совместной и взаимосвязанной деятельности на специальной установке, получившей название “Гомеостат”. /18/ В ней использован принцип взаимоперекрестных связей, через которые каждый из испытуемых, решая свою частную задачу, влияет на результаты деятельности всех остальных испытуемых. Он может вращать одну из рукояток управления; поворот ручек влияет на положение индикаторов, которые находятся в поле зрения испытуемых. Между рукоятками управления и индикаторами  помещены усилительные звенья. Первое задает степень влияния основного управления, а второе - степень взаимного влияния управляющих действий, которые могут быть как отрицательными, так и положительными.

Задача группы испытуемых заключается в следующем: нужно, поворачивая ручки управления как можно быстрее, установить стрелки индикаторов в нулевое положение.

В процессе деятельности регистрируется движение стрелок всех индикаторов и ручек управления. Вычисляя коэффициенты корреляции между спортсменами, можно определить степень сработанности группы и распределения ролей в ней.

Другим аппаратурным методом, предназначенным для опосредованного изучения динамики эмоциональных состояний в малой группе, является групповой ритмограф. /23/ Групповой ритмограф  состоит из нескольких блоков и работает в комплексе с устройствами, вводящими информацию различной степени значимости. Этот аппарат позволяет производить автоматическую регистрацию измерения состояния членов группы испытуемых в виде ритмографической записи психомоторных реакций - ритмограммы.  Создаваемые модели эмоциональных состояний определяются устойчивостью и ситуативной значимостью внешних воздействий одновременно на всех членов группы. Все участники группы располагаются за столом и работают в удобном для каждого ритме. Затем группе дается значимая информация и наблюдается, какие изменения происходят в ритме деятельности. Высокосплоченные группы показывают сближение индивидуальных ритмов деятельности, причем в группах, где есть лидер, ритм его деятельности несколько отличается от ритма других участников. При использовании ритмографа существует возможность для диагностики развития группы по параметру эмоциональной совместимости, для изучения стрессовых состояний, мотивации групповой деятельности и роли в них лидера.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты