Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет

В. Обычно эти 2 признака неуспеваемости ребенка объединены определенными причинно-следственными связями, возможно дальше одновременное их проявление. В соответствие с их вариантами учащиеся данного типа могут быть разделены на 3 группы:

1группа является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности, предшествовавшей ей низкой интенсивностью. В начале обучения в 1 классе наблюдается старательность, переживание неудач в учении, которое сменяется тупой пассивностью, отношения к учителям, сверстникам, родителям спокойные.

2  группа детей являются обусловленностью низкой эффективности учебной деятельности её низкой интенсивностью на начальном этапе обучения. Источник последней - это либо несформированность мотивов учения на начальном этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы.

3   группа является одновременно независимые проявления низкой интенсивности, и низкой эффективности с 1 дней обучения в школе. Специфические признаки тотальная психическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психологическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально волевую, но и другие сферы условия:

1) Отсутствие существенных недостатков умственного развития.

2) Недостаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня.

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека.

4)Мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста, имеют гораздо большие познавательные возможности.

Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель который часто выступает как своего рода центр его жизни именно на учителя оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка.

Целью определения готовности является раннее выявление тех детей которые для организации их деятельности на уроке нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, помимо функциональной готовности, диагностируются также такие компоненты психологической готовности, как развитие произвольности. Эффективным методом диагностики в этом плане является методика «Графический диктант». Д.Б. Эльконина анализируя результаты выполнения задания следует оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Определить психологическую готовность к школе.

Очень сложным для первоклассников является адаптация к школе. В этот период дети очень шумны, кричат, ведут себя развязно или зажаты, скованны, робки, смущаются при обращении к ним. Нарушается аппетит, вдруг возрастает интерес к игрушкам, играм.. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требовании, которым ребенок должен отвечать. Есть первоклассники где наблюдается множественное функциональное отклонение. В течении адаптационного периода психологу целесообразно оставить класс наедине с учителем и вмешиваться лишь по просьбе педагога. Наиболее полезной формой работы психолога здесь может быть его выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию в школе.

Можно выделить три уровня адаптации: высокий, средний, низкий.

Дезадаптация - это психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и в семье и затрагивают учебную и внеучебную активность ученика.

Существуют множество подходов к выделению различных категории детей слабоуспевающих. Интересный подход предлагают детские психоневрологи В.П. Петрунеки и Л.Н.Таран.

С их точки зрения, все многообразие индивидуальных вариантов неуспеваемости можно свести к двум основным; неуспеваемость у чрезмерно подвижных детей и у чрезмерно медлительных детей,авторы специально подчеркивают что речь идет о чрезмерности.

1. Неусидчивые, беспокойны, быстро отвлекаются не могут надолго сосредоточить на чем-нибудь свое внимание, часто торопятся ответить даже не дослушав рассказа, задачи и т.д.

2. Ведут себя хорошо, но крайне инертны, вялы, стараются выполнить все, что скажет учитель но самостоятельного интереса, собственной инициативы в занятиях не проявляют. Медлительность проявляется не только в классе, но и в других видах деятельности, медлительность связана с быстрой истощаемостью нервной системы.

Т.В. Дорожовец изучила шести - семилетних детей первоклассников и обнаружила три дезадаптационных стиля;

1.Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения к требованиям среды.(Хороший ученик подчиняется всем нормам и правилам школьной жизни.)

2.Ассимиляционный стиль- стремление ребенка подчинить социальную среду своим требованиям. (Выполнение школьных правил только в присутствии учителя, негативные оценки учащихся в присутствии одноклассников ведут, к общему снижению их авторитета.)

3.Незрелый стиль связан с психологической незрелостью данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития. (Недостаточным развитием воли, неспособны скоординировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни).

Младший школьный возраст 6-7 и 9-10 лет. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становиться общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Также младший школьник включен и в другие виды деятельности.(кроме учебной)С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка в ходе усвоения научных знаний, перестраиваются и другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие- думающим.

В этом возрасте ребенок становится самостоятельным. Сам выбирает как ему поступать в определенных ситуациях, старается следовать определенным правилам и законам которые часто связаны с эгоистичными мотивами и желанием быть одобренными в группе сверстников и взрослыми. Он активно начинает размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной неуспеваемости, оценки взрослого, он сильно подвержен внешнему влиянию. Именно в этом возрасте также переживает свою уникальность, он осознает себя личностью стремиться к совершенству.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последних лет обучения, к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе причин неуспеваемости и предотвращение или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе. Причины:

1.Неправильно сформировавшееся отношение к учению.

2.Трудность усвоения учебного материала, что обычно называют отсутствием способностей ученика.

3.Отсутствие правильных навыков учебной работы.

4.Неумение трудиться, преодолевать трудности.

5.Неразвитость познавательных и учебных процессов.

 Нередко причинами неуспеваемости является аффективные переживания школьника. Суть этого явления заключается в том, что на основе отрицательных аффективных переживаний, возникающий у ученика при общений с учителем, он начинает неадекватно воспринимать отношения учителя к себе, считая, что тот несправедливо к нему относиться. Ученик перестает воспринимать учителя в каждом случае взаимодействия с ним. Это приводит к нарушению учебно-воспитательного процесса и в результате неуспеваемости учащегося.

Школьный психолог проводит профилактическую, диагностическую, коррекционную и консультативную работу с детьми, учителями и родителями.

2. Экспериментальное исследование психологической готовности и адаптации детей в возрасте 6-7 лет

 

2.1 Программа исследования

Цели:. Определение готовности детей 6-ти лет к школьному обучении.

Задача: школьной психологической службы в совместной работе с учителями- создать благоприятные условия для развития каждого ребенка обеспечить с 1-х же дней его пребывания в школе, индивидуальный подход к нему. Однако разная степень готовности к школьному обучению обусловленная разными уровнями психологического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладеть школьной программой, поэтому с самого начало школьной жизни учителям необходимы знания особенности развития детей и для осуществления индивидуального дифференцированного подхода к ребенку, самое главное- знать уровень определения готовности каждого из учеников к школьному обучению.

Эксперимент проводился на базе школы-гимназии№51 г. Алматы. В эксперименте принимали участие 46 учащихся в возрасте 6-7лет. Экспериментальную группу составили дети первого класса

2.2 Психодиагностическое исследование направленное на готовность к обучению в школе детей 6-7 лет


Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школьному обучению используются адаптационные часы на темы:»Я школьник.», «Школьный распорядок.». и т.д.

Организационная работа при первоначальной общей диагностике, обнаруживающая при массовых обследованиях детей в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.

Психологический аспект диагностики готовности детей 6-ти лет осуществляется с помощью методик:

1. методика определения умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.

2. методика определения умения самостоятельно действовать по заданию взрослого и умение правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий.

3. методика определения познавательных процессов: кратковременная зрительная память.

Диагностика: Изучение уровня развития когнитивных процессов. Уровень внимания

Методика «Графический диктант»

Методика «Графический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить па листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения исследования каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. Перед исследованием психолог объясняет детям: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу как надо проводить следующую. Следующую -линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите она указывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете - к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Теперь я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево. Все поняли как надо рисовать?»

После этого психолог переходит к рисованию тренировочного узора: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаша от бумаги: одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке психолог должен делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали окончить предыдущие линии.

На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Детей предупреждают, что узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе проведения работы психолог наблюдает, чтобы дети начинали работу каждый раз с указанной точки, подбадривает детей. В тоже время никакие конкретные указания по выполнению не даются.

После самостоятельного выполнения детьми тренировочного узора, психолог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь, начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.

Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Спустя 1,5-2 минуты, психолог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не будем. Рисуем следующий узор. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо.

Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать узор».

Через 1,5-2 минуты начинается диктовка заключительного узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх.

Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров порознь оцениваются выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

-   точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая линия, грязь не учитываются и не снижают оценку);

-   воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии - 3 балла;

-воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл

-отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 балла.

За самостоятельно продолженный узор оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе оценки колеблются от 0 до 4. итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.

Таблица по результатам обследования на готовность 6-ти летних детей к школе.

1 –ое полугодие

Определения умения.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Умение внимательно слушать и точно выполнять зад.

40%

37%

22%

2.Умение самостоятельно действовать.

26%

30%

36%

2-ое полугодие

1.

67%

20%

5%

2.

56%

20%

20%


2.Результаты обследования учащихся 1-го Д класса на определение типологии детей с точки зрения ученичества в плане организации дифференцированного подхода в обучении детей 6-ти лет.

Основная трудность с которой сталкивается учитель начиная работу с 6-летними детьми это ярко выраженная разнородность восприятия. Одна и также объективная ситуация урока для одних может выступать как учебная а для других как ситуация игры, общения и т.д. причем игнорирование этих различии лишает учителя возможности эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Поэтому важно, чтобы в своей работе учитель работающий в классе с 6-тилетками опирался на результаты обследования детей с точки зрения ученичества.

Класс 1 «Г» обследование проходили 24 ученика 1-е полугодие


Определения умения.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Умение внимательно слушать и точно выполнять зад.

50%

35%

15%

2.Умение самостоятельно действовать.

33%

47%

20%

2-ое полугодие

1.

60%

35%

5%

2.

68%

27%

5%


Таблица обследования учащихся на определение типов детей с точки зрения ученичества (методика Дерево и Елочка).

Методика «Елочка»

Включает две серии. В первой проверяющий, дав 'задание, садится в стороне от ребенка, во второй - сидит рядом, поощряя его.

Серия I

Инструкция

«Детям в детском саду дали задание: раскрасить елочки (предъявляется раскрашенный рисунок елочки и аналогичный контурный рисунок (Приложение VII, рис. 1 и 2), но оказалось, что 01111 еще не могут этого сделать. Они умеют раскрашивать только игрушки на елке, а саму елку им раскрашивать трудно. Мы решили сделать так: елочку раскрашивают школьники, а игрушки нарисуют малыши. Поэтому ты должен раскрасить эту елку зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Игрушки дотом нарисуют маленькие, дети в детском саду».

Выполнение

Ребенок работает самостоятельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты