Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет

Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский государственный женский педагогический институт

Факультет педагогики и психологии

Кафедра теоретической и практической психологии

Квалификационная работа по теме

«Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет»


Алматы 2007

Введение


В связи с переходом на 12-летнее обучение в нашей Республике,как никогда стоит проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Традиционно психологическая помощь детям-дошкольникам сконцентрирована вокруг их подготовки к школе. Мы считаем, что социально-психологическая помощь дошкольникам наряду с готовностью в школе самого дошкольника должна включать в себя, и готовность родителей, а также адаптацию к школьному обучению.

В настоящее время готовность к школе состоит из трех компонентов:1) интеллектуальная готовность; 2) личностная готовность; 3) социально психологическая готовность.

Актуальность работы психолога с детьми данного возраста категории обусловлена несколькими причинами.

1. Вхождение в этот период связаны с возрастным кризисом, когда формируется качественно новые свойства и особенности ребенка.

2. Период младшего школьного возраста связан с переходом в новую социальную среду, что существенно влияет на формирование его психологических процессов и межличностной сферы, а значит и на личность в целом.

3. Приобретение учебных навыков, оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка, а следовательно на успешность его последующего обучения.

Практическая работа школьного психолога требует глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Переход на обучение с 6 лет предъявляет новые требования к будущим первоклассникам, свою особенность имеет и адаптация к школьному обучению у современных младших школьников.

Предоставленные методики, которые позволяют наиболее полно и систематизировано составить психолого-педагогический портрет младшего школьника и класса в целом, прослеживают динамику развития, поступления в школу и при переходе его в другое звено. Особое внимание уделяется диагностике школьных трудностей ребенка, дезадаптаций.

Цель исследования - изучение особенностей адаптации детей 6-7 летнего возраста.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования - проблема адаптации к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

Гипотеза исследования - сравнение адаптации к школьному обучению детей 6-7 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1)                Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

2)                Исследовать особенности психологической готовности к школьному обучению и уровень адаптации данных возрастных групп.

3)                Сопоставить данные результаты исследования детей 6-7летнего возраста.

Комплекс методов исследования предоставлен следующими группами:

1)                анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме адаптации детей 6-7летнего возраста и психологической готовности к школьному обучению.

2)                Эксперимент направленный на интеллектуальную, личностную готовность к школе.

3)                Эксперимент (в форме индивидуальных коррекцоинно-развивающих занятий).

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана систематизация теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами.

Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключение, литература, приложение.

В первой главе дается теоретическое обоснование адаптации к школьному обучению детей 6-7летнего возраста.

Во второй главе описывается проведенные экспериментальные исследования, которое состоит из трех методик:

1)                диагностика интеллектуальной готовности.

2)                диагностика личностной готовности.

3)                методика «Изучение типов памяти.

В данной главе предоставлены результаты исследования психологической готовности, адаптации к школьному обучению, сравнение типов памяти 6-7летних детей.

1. Психологическая готовность к школьному обучению

Психологические особенности детей поступающих в школу

Поступления ребёнка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими 1-классниками:

- выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, поведения, психологических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.

- по возможности компенсировать возможные проблемы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптаций.

- спланировать стратегию и тактику обучения будущего 1-классника с учетом его индивидуальных возможности.

Решения этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников которые приходят в школу в 6-7 лет с разными “багажом”, представляющим совокупность психологических логических новообразований предыдущего возрастного этапа- дошкольного детства.

 Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Сенсорные развития старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется (8). Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям обоснованных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к 6- летнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формам, цветами, размерами и т.д. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств, предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствует о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.

Усвоение общественно выработанных эталонов или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрарии) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действии с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:

- ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания попробовать свои силы

- складываются предпосылки таких качеств ума как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Таким образом, в основе ориентации в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте [58.]

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношение к ней. С возрастом значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание становится опосредованным, появляется элементы послепроизвольного внимания.

Соотношение произвольной и непроизвольных форм, аналогичное памяти, отмечается и в такой психической функций, как воображение. Воображение постоянно приобретает произвольный характер, ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов: воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [8].

При всей важности познавательного развития ребенка 6-7л его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами нормами общества.

Дошкольное детство – период, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая ему специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и лабильностью эмоциональных реакций, непосредственность в проявлений своих чувств, быстрой сменой настроения.

Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется – чувство становиться более осознанными, обобщенными, разумными, производными, внеситуативными, формируется высшие чувства – нравственности, интеллектуальные, эстетичные, которые у шестилетних детей нередко становиться мотивом поведения.

Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, по мнению А.С. Выготского в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поведение, что связано с утратой деткой непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоции, обобщением переживании (интеллектуализация аффекта) [25].

На протяжении дошкольного возраста детства развиваются и эмоциональные процессы, осуществляющие регуляцию детской деятельности. Основные новообразования в эмоциональной сфере ребенка 6-7 лет, на которые необходимо обращать внимание, в том числе и при диагностике психологической готовности к школе, приведены ниже:

1. Изменение содержания аффектов, выражающийся, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, чему способствует развивающаяся эмоциональная децентрация.

2. Изменение листа 7 эмоций во временной структуре деятельности по мере усложнения и отдаления, начальных ее компонентов от конечных результатов (эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи). Такое «эмоциональное предвосхищение». А.В. запорожец и П.З. Неверович связывают и с возникающей деятельностью эмоционального воображения [44]

П.Л. Коломинский и Е.А. Панько при рассмотрении развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника обращают внимание на его тесную связь с формирующейся волей ребенка.

К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия, ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия его недостаточно развиты, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяются трудностью задания, длительностью его выполнения.

Рассматривая произвольное поведение в качестве одного из основных психологических нового образования дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин определяет его как поведение, опосредованное определенным представлениям:

Ряд исследований (Г.Г. Кравцов, Н.А. Семаго) считают, что развитие произвольность в старшем дошкольном возрасте идет по трем уровням, которые имеют периоды « перекрытий»

- формирование двигательной произвольности

- уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций.

- произвольная регуляция собственных эмоций [73].

При этом стоит отметить, что, по данным Н.. Гуткиной семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу, сенсомоторная координация) по сравнению с шестилетними, соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному показателю готовности к школе.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Принятие наиболее значимого на момент мотивы являются основой позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время старший дошкольник становится все более активным в поиске новой информации.

Н.И. Гуткина, сравнивая мотивы 6 и 7 лет, отмечает, что значимых различий в степенях выраженности познавательного мотива у 6-к и 7-к нет, что свидетельствует о том, что по данному параметру психического развития шестилетнее и семилетние дети могут рассматриваться как одна возрастная группа. [32]

Существенное изменение претерпевает и мотивация к установлнию положительногт отношений окружающих.

Становление мотивационной сферы, соподчинение, развитие познавательной мотивации, определенного отношения к школе теснейшим образом связаны с развитием самосознания ребенка, переходом его на новый уровень, с изменением его отношения к себе, у ребенка появится осознание своего социального «Я». Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю системы отношений его к действительности, в том числе к школке, взрослым и т.д. Как заметила Л.И. Божович, исследуя проблему «кризиса семи лет», осознание своего социального «Я! И возникновение на этой основе внутренней позиций, т.е. целостного отношения к окружаемому и к самому себе, которое выражает новый уровень самосознание и рефлексии, пробуждает соответствующие потребности и стремление ребенка, в том

Числе и потребности выйти за рамки привычного детского образа жизни, занять новое, более значимое в обществе [44].

Старший дошкольник, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть желание занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович внутренней позиции школьника, которая, по ее мнению, может выступать как один из критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению [32].

При этом как отмечала в своем исследовании Н.И. Гуткина, внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена у семилетних детей, чем у шестилетних, что говорит о невозможности рассмотрения 6-к и 7-к единой возрастной группы по данному параметру развития мотивационной сферы [32].

Рассматривая возникновение личностного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими людьми.. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени, обусловлено возникающей именно в этот период децентрацией, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.

Поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними[11].

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на системы «ребенок – учитель» и «ребенок – родитель». Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых ер для оценки [58] В настойчивом стремлении стать учеником, обнаруживаемом у детей к концу школьного возраста, находят свое воплощение ведущее потребности ребенка, познавательная потребность, выражающаяся в стремлении учиться, приобретать новые знания, навык и умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельности. Все требования, связанные с учением или положением школьника, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить. Хотя санкции взрослого практически не меняются, учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. [11]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты