Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет

Социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной деятельностью.

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы.

Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Хотя мотив к общественно необходимой деятельности в принципе остается, но побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо формировать учебную мотивацию. [58]

Если удается сформировать такие мотивы у учащегося, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позиции школьника,9

Осуществлением общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Таким образом наполняется содержание широкие социальные мотивы, конкретно связанные с деятельностью, которые осуществляются школьником.

Позиция школьника- это не просто позиция ученика, посещающего школу и актуально выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность.

Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Отличие от познавательных интересов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений, окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области, изучаемого предмета. Познавательные интересы удовлетворяются самыми разными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержаться в рассказах книг для чтения. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности, то есть стихийно(85). В школе способ приобретения знания отличается систематичностью, и то, примет ли ребенок этот новый способ, будет зависеть от его готовности к школе.

В исследованиях Л.И. Божович новообразования, возникающее на рубеже дошкольного и младше школьного возраста или в период кризиса 7 лет. И представляющий собой сплав 2-х потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне (внутренняя позиция школьника) Было предложено в качестве низшего актуального уровня психического развития необходимо и достаточного для начала обучения в школе. Именно сочетание этих 2-х потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, и, другими словами, произвольном поведении ученика (32)

Однако, как правило, в мотивационной сфере поступающих в школу ребенка представлены разные мотивы учения, какой – либо один может доминировать.

В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знание. Которые дает учитель а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В общих чертах 1-классник знает, что он должен делать как ученик, т.е. он должен исполнять роль ученика. Такой первоклассник полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

Такая структура мотивационной сферы позволит ученику успешно справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для него будет притягательна социальная позиция школьника. Но как только эта позиция станет для него привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие. Если к этому времени у ученика не сформируются собственно учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или если у него не возникнут новые социальные мотивы типа получения в будущем определенной специальности, для которой необходим хороший школьный аттестат, то ученик может стать неуспевающим.

У детей мотивационная сфера обучения которых больше представлена познавательными мотивами, скорее всего можно охарактеризовать как любознательные. Поскольку у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремление хорошо выполнять обязанности ученика в силу того, что они относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социальной значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциях переживаний, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу.

Говоря о доминировании отдельно взятого мотива, не следует забывать о том, что таким образом создается некая абстрактная модель, позволяющая лучше понять роль того или иного мотива в мотивационной сфере, но лишь приблизительно отражающая действительность, в которой абсолютное доминирование какого-то одного мотива почти не встречается.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности [32.]. Однако помимо индивидуальных свойств ребенка в доминировании в мотивационной сфере познавательного и социального мотива находятся и причины возрастно-психологического происхождения. Как уже отмечалось выше доминирование социальной мотивации при подготовке и посещение школ – свойство мотивационной сферы шестилетних первоклассников.

По мнению Ш.А. Амонашвили, основная характеристика мотивационной сферы шестилетнего ребенка – преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности. У ребенка 6 лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е. актуальное, хотение. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание, взвешивание, решение, стоит ли сделать это, поступить так. Утомление повышающую эмоциональную возбудимость, усиливает импульсную активность детей, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Актуальные потребности и импульсная активность присущи и 7-летним детям, однако большой социальный опыт помогает им лучше регулировать своё поведение.[3]

Следовательно, по - разному у детей шести семи лет будет формироваться учетная деятельнос0ть. Различным будет вхождение в условия школьного обучения, адаптация к нему. Так, трудность шестилетнего ребенка заключается в отсутствии необходимого уровня произвольности, что осложняет процесс принятия новых правил преобладание позиционной мотивацией приводит к сложности формирования низшего уровня актуального развития для обучения в школе внутренней позицией школьника.

Психолого-педогогический статус первоклассника

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов

1.Познавательная сфера:

1.1Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности.

Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий

Совершение учебных действий по правилу и образцу.

Поддерживать внимание на учебной задаче.

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи.

1.2 Уровень развития мышления.

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычисления существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

1.3.Сформированность важнейших учебных действий.

Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана действия.

1.4.Уровень развития речи.

Понимание смысла текста и простых понятий. Использование речи как инструмента мышления(владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)

1.5.Уровень развития тонкой моторики.

Способность к сложной двигательной активности при обучении письма и рисованию.

1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Способность сосредоточенно работать в течении 15-20минут.Сохранение удовлетворительной работоспособности в течении всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2.Особенности общения и поведения.2.1.Взаймодействие со сверстниками.

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.

2.2Взаимодействие с педагогами.

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и внеуроков. Проявление уважения к учителю.

2.3.Соблюдение социальных и этических норм.

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4.Поведенческая саморегуляция.

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и др. ситуациях внутришкольного взаймодействия. Сдержаний непроизвольных эмоции желаний. Способность к ответственному поведению.(в рамках возрастных требований)

2.5.Активность и автономность поведения.

Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности.

3.Особенности мотивационно-личностной сферы.3.1.Наличие в характере учебной мотивации.

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива учения.

3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе.

Отсутствие выраженных противоречий между -требованиями школы(педагога и родителей)

-требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе.

4.1.Отношения со сверстниками,с педагогами.

Эмоционально -положительное восприятия ребенком системы своих отношений со сверстниками.

Эмоционально-положительное восприятия ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.2Отношение к значимой деятельности.

Отношение к себе.

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Устойчивая положительная самооценка.


Компоненты психологической готовности

В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимают одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, получающая эффективности обучения, благоприятная профессиональное становление во многом определяется тем, на сколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению

В данной работе предлагается понимание школьной готовности как многокомплектного образования. У истоков этого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отличая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [67].

Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемая Л.А.Венгером, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть школьных качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, до которой они необходимы.

И следовательно, не могут сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производства по различным критериям, а на разных основаниях.

Некоторые авторы (Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько др.) идут по жизни дифференциации общего психологического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность [67].

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребёнка с окружающим миром и выделят показатели психологической готовности в школе, связанные с развитием различных видов отношений ребёнка с окружающим миром.

В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются:

- произвольность в общении со взрослыми,

- произвольность в общении со сверстниками,

- адекватно сформированное отношении к самому себе [14].

По возможности, сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие её компоненты.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важным показателем интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является характеристики развития его мышления и речь. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

К концу дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-образном мышлении являющиеся естественным его продолжением 6-ний ребенок способен к простейшему анализу окруженного мира: разведению основного и несущественного, несложными рассуждениями, правильным выводом.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних средств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцировано воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. О использует выражения «если, то, потому что, поэтому» и т.д. Это бытовые рассуждения вполне логичных Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями. К концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в понятийные группы мебель, посуда, одежда и т.д.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

-  дифференцированное восприятие;

-  аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связи между явлениями, способность воспроизвести образец).

-  рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии).

-  логическое запоминание;

-  интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

-  овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-  развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации [56]

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Личностная готовность ребенка в школе

Для самого человека личность выступает как его образ Я, Я - концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка.

Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка была уделено в теоретических работах Л.И. Божович. С этих же позиции рассматривалось психическая готовность к школе, т.е. наиболее важными признавался мотивационный план. Были выделены 2 группы мотивов учения. [32]

1 Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность также предполагает уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоции деятельности ребенка, формируется эмоциональная предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические (8).Таким образом к началу школьного обучения ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности (67).

Многие авторы, рассматривающие личностные документы психологической готовности к школе, уделяют особое внимание проблеме развития произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности - основная причина неуспеваемости в 1 классе (32). Но в какой степени должна быть развита произвольность начала в школе - вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны у детей произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающим внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, с другой стороны,слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты