ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В настоящее время наблюдается обострение проблем вхождения подростков в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей, в особенности подростков, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им. Что, в свою очередь, и служит сигналом для изучения социальной ситуации развития и создания оптимальных условий для формирования морально-нравственных ориентаций у подростков, с учетом духовно-нравственного кризиса в котором прибывает общество.
Вообще в психологии самосознание рассматривают с разных позиций. Одни исследователи подходят к данной проблеме с позиции психологии личности – «изнутри»; другие – с позиции общей психологии, – процессуально. Одни обозначают феномен самосознания в структурных терминах; другие, – с точки зрения функций, механизмов; одни рассматривают как формирование, становление; другие – как субстанцию.
Мы же под самосознанием, в частности моральным самосознанием, будем понимать процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом.
Поводя итоги эмпирического исследования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики, возрастной динамики и уровня субъективного контроля можно отметить следующее:
1) наблюдаются следующие особенности морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: незрелость морального самосознания у мальчиков, проявляющеяся в стремлении руководствоваться эгоистическими побуждениями, стремлении быть значимыми. У девочек –сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане;
2) особенности морального самосознания подростков, как девочек, так и мальчиков, с учетом возрастной динамики заключаются в развитии морального самосознания по мере взросления подростков. При этом у мальчиков при устойчивом функционировании «праморального» уровня самосознания заметен рост и в морально-нравственном плане. Однако он определяется лишь жизненным опытом, осознанием и принятием моральных норм и ценностей, а не готовностью ими руководствоваться. У девочек так же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане: от интериоризации моральных ценностей, через экспериментирование в их выборе к руководству ими относительно собственного поведения. Но, при этом их выбор моральных ценностей не всегда однозначно одобряем обществом, так как девочки – подростки используют окружающих людей в качестве средства достижения целей;
3) особенности морального самосознания мальчиков и девочек, – подростков в зависимости от уровня субъективного контроля заключаются в том, что его развитие идет в следующем направлении: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» уровням морального самосознания по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальности в области неудач. Но у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется в противоположном направлении, – по мере списания с себя ответственности: частично – у «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что выдвинутые ранее гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и уровня субъективного контроля подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы – частично, а вторая, – относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.
Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.
Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков – подростков, так и у девочек –подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично – у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов.
Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии. А так же служит поводом для разработки программы по формированию морального самосознания с учетом социальной ситуации развития подростков, наличным уровнем развития морального самосознания.
В данной дипломной работе была разработана тренинговая программа формирования морального самосознания подростков для профилактики делинквентного поведения. В ней развитие морального самосознания подростков осуществляется сообразно определенной последовательности в соответствии с теоретическими взглядами на природу и развитие самосознания Л.С. Выготского:
1. Рост и возникновение собственного образа.
2. Перенесение собственного образа «вовнутрь».
3. Интегрирование. Осознание себя как единого целого.
4. Отграничение личности от окружающего мира, осознание отличия и
своеобразия своей личности.
5. Переход к суждению о себе по внутренним, моральным критериям.
6. Нарастание интериндивидуальной вариации.
Данная программа еще не была реализована, поэтому нельзя говорить о ее эффективности в формировании морального самосознания подростков, возможно, по ходу ее реализации содержательная структура и последовательность отдельных упражнений будет подлежать коррекции. И, тем не менее, мы надеемся, что в целом специфика данной тренинговой программы позволит достичь своего назначения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова – Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. / Под ред. К.А.Абульхановой, А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – С. 7-38.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред Е.Г. Трошихиной. –СПб.: «Речь», 2001. – 216 с.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004. – 271 с.
4. Антилогова Л.К. Нравственное сознание личности (этико-психологический) аспект. – Омск: Ассоциация «Интеллектика», 1998. – 192 с.
5. Архангельский Л.М. Социально – этические проблемы теории личности. – М.: Мысль, 1974. – 221 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
7. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. // Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностики. – СПб.:Питер, 2002. – 460 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.4. Педология подростка: Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
12. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2002. – 159 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо при участии изд-ва Юрайт, 2002. – 336 с.
14. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека: нормативная лексика и психология нравственного сознания // Психол. журн. – 1993. – Т14. – №1. – С. 32–43.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная психодиагностика в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 208с.
16. Келли Дж. Теория личности. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
17. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
18. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 293 с.
19. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
20. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1998. – 532 с.
21. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
22. Лэнг Р. Расколотое «Я» // Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
23. Налчаджан А.А Социально-психологическая адаптация (фомы, механизмы, стратегия). – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – 262 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
25. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 640 с.
26. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
27. Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
28. Психология. Словарь / Под общ ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная психологическая психология. – СПб.:Питер, 2000. – 413 с.
30 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
31 Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. – Изд-во Ленингр ун-та,1974. – 117 с.
32 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
33. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. – Свердловск: Изд-во Свердл. пед. ин-та, 1986. – 142 с.
34. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 180 с.
35. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 215 с.
36. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. –672 с.
38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.
39. Франселла Ф., Баннистр Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. ред. и прдисл. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
40. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. – №3. – С. 33-40.
41. Хвостов А.А., Иванова А.А. психология морального самосознания личности: Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2001. – 130 с.
42. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторова. – СПб.: Питер, 1997. – 606 с.
43. Цековникова Н.Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: Автореф. дис. … канд. психол наук. Екатеринбург, 2004. – 24 с.
44. Церковникова Н.Г., Зеер Э.Ф. Деформация морального сознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО, 2003. – № 5 (23). С. 91–99.
45. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1997. – 143 с.
46. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я» // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. – 1999. – №2. – С. 21-23.
47. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. – 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа тренинга
Занятие 1. Знакомство, рост и возникновение собственного образа, перенос собственного образа во внутрь. (Развитие уровня 1, 2)
Цель:
1. Создание условий для установления доверительной атмосферы в тренинговой группе.
2. Создание условий для самоанализа подростков собственного «Я – образа».
Примерное содержание занятия.
Упражнение 1. «Снежный ком».
Цель: знакомство, создание доверительной рабочей атмосферы. Рефлексия участниками своего состояния.
Методика проведения: Участники тренинга сидят по кругу. Тренер говорит группе: «Начнем нашу работу со знакомства. Я попрошу каждого по очереди назвать свое имя и ассоциацию, описывающую Ваше состояние на данный момент. Например, «меня зовут Ася, я чувствую себя как кошка, греющаяся на солнышке». Каждый участник повторяет то, что говорили перед ним, а потом свое имя и ассоциацию, то есть действуем по принципу «снежного кома». Давайте будем внимательны и слушать друг друга».
Последний, как правило, это ведущий, называет имена и ассоциации всех участников группы. Если кто-то из участников затрудняется повторить все, что сказали перед ним, тренер просит членов группы помочь ему.
Упражнение 2. «Что такое тренинг?».
Цель: знакомство участников с тренинговой формой работы. Методика проведения:
Участники сидят по кругу. Тренер задает группе вопросы: «Кто-нибудь знает, что такое тренинг? Кто участвовал когда-нибудь в тренингах? А есть какие-нибудь предположения?». Групповое обсуждение.
Упражнение 3. «Правила группы» [25, С. 14-16]
Цель: знакомство с правилами групповой работы в тренинге, принятие их.
Методика проведения:
Участники сидят по кругу. Тренер говорит участникам: «У любой группы: есть свои правила, которых придерживаются ее участники. Давайте обсудим правила тренинговой группы и примем свои». Тренер предлагает правила:
1. Правило «Микрофона».
2. Правило «Стоп».
3. «Безоценочность суждений».
4. «Конфиденциальность всего происходящего в группе».
5. «Говорить в круг».
6. «Активное участие в происходящем».
7. «По имени и на ты».
8. «Общение по принципу «здесь и теперь».
9. «Я-высказывания».
10. «Право тренера».
Участники обсуждают предложенные правила. Коллективно принимают правила своей группы, которые записываются на ватмане. Ватман размещается на видное место в помещении, в котором проводится тренинговая программа.
Упражнение 4. «Мое физическое «Я» [25].
Цель: сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.
«На занятиях этого тренинга мы будем в основном работать над своими привычками, личностными качествами. Но человек - это не только психология, у него есть еще и тело. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост? А вес? Запишите свои основные физические показатели в таблицу.
Таблица: Мое физическое «Я»
рост |
|
вес |
|
цвет глаз |
|
цвет волос |
|
объем груди |
|
Объем талии |
|
объем бедер |
|
размер обуви |
|
размер одежды |
|
Наверное, многие из вас не смогут сразу указать точные цифры. Напишите хотя бы приблизительно. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Кто уверен в своих ответах и готов поделиться со всей группой, мы его внимательно выслушаем».
После того, как все участники заполнят все показатели, необходимо объединить их в большой круг и дать возможность высказаться. При этом подчеркивается, что следует говорить не только о фактической стороне (зачитывать свои основные физические показатели), но и о тех чувствах, которые возникли во время выполнения этого упражнения.
Упражнение 4. «Гимнастика» [21].
Цель: снять напряжение.
Ведущий просит всех участников игры встать перед ним так, чтобы всем было удобно и его видно. Далее он предлагает всем повторять его действия. Начинает ведущий с простейших движений – поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и пр.
Можно выполнять и мимические действия: показывать язык, мигать, гримасничать и пр. Представляется уместным в какой-то момент передать свою роль ведущего одному из игроков, потом другому. Длительность выполнения каждого действия не должна быть чрезмерной: необходимо все время поддерживать интерес к этой гимнастике. Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования – «обязательно участвовать» – здесь быть не может.
Упражнение 5. «Свет мой, зеркальце, скажи» [25].
Цель: задать личностную установку на самоанализ.
«Помните сказу А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? Давайте попробуем ответить на вопрос: «Кто Я?»
Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз, Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете, останется у вас. Если вы захотите, вы сможете поговорить об этом с другими членами группы. А теперь ваши 5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто Я?»
Упражнение 6. Мой герб.
Цель: углубление процесса самопознания, осознание своих достижений, рей, отличий от других.
Методика проведения: Участники сидят по кругу. Инструкция: «В средние века у каждого знатного человека был герб. Он олицетворял особенности данного рода. Давайте и мы создадим собственные гербы. На листах с помощью карандашей или фломастеров изобразите свой личный герб, в котором должно отражаться 4 момента:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8