Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих

Сводная таблица данных по методике «Адаптивность» позволяет выявить уровень развитости основных составляющих личностного адаптационного потенциала личности муниципальных служащих, а также в целом охарактеризовать уровень профессиональной адаптации испытуемых. Рассмотрим результаты, полученные по каждой из составляющих в отдельности.


Таблица 1. Результаты исследования личностного адаптационного потенциала муниципальных служащих

Уровень

ПР

КП

МН

ЛАП

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

13

27

10

21

3

6

4

8

Средний

21

44

29

60

40

84

22

46

Низкий

14

29

9

19

5

10

22

46

Итого:

48

100

48

100

48

100

48

100


Из таблицы 1 видно, что поведенческая регуляция (ПР) у 44% опрошенных находится на среднем уровне, что свидетельствует о неустойчивости, как самооценки муниципальных служащих, так и адекватного восприятия действительности.

Коммуникативный потенциал (КП) испытуемых находится в целом на среднем уровне, что составило 60% опрошенных. Данные показатели указывают на средний уровень умения служащих выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, данный показатель зависит скорее от внешних условий и ситуации в целом, чем от усилий и навыков самого индивида.

Моральная нормативность (МН) находится также у большинства испытуемых (84%) на среднем уровне. Данный показатель определяет уровень социализации опрошенных муниципальных служащих как средний, где адекватность оценки своей роли в коллективе зависит также от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Подытоживающей и наиболее значимой характеристикой данной методики является личностный адаптационный потенциал индивида (ЛАП). Показатели по данной шкале распределились неоднозначно: одинаковую значимость имеют как средний, так и низкий уровни ее выраженности.

– Средний уровень личностного адаптационного потенциала можно наблюдать у 46% опрошенных. Данные показатели свидетельствуют о наличие удовлетворительной профессиональной адаптации служащих. Где успех адаптации зависит от условий внешней среды, в силу того, что характеристики особенностей служащих проявляются при смене деятельности. Такая характеристика, как правило, отмечается у лиц с невысокой эмоциональной устойчивостью, процесс социализации которой осложнен.

– Низкий уровень отмечается также у 46% испытуемых. Характеристика данного уровня включает в себя заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению.

Результаты, полученные в ходе проведения опросника «Адаптивность» можно объяснить спецификой деятельности муниципальных служащих. Так средний уровень поведенческой регуляции может свидетельствовать о недостаточном умении муниципальных служащих противостоять профессиональной деформации и ежедневным стрессовым воздействиям. С другой стороны, это как раз подтверждает актуальность внедрения психологического сопровождения в муниципальные структуры города Самары.

Средний уровень коммуникативного потенциала также подтверждает необходимость научения муниципальных служащих и развития в них коммуникативной пластичности. Наличие такого уровня КП может объясняться работой с огромным информационным потоком в ситуации постоянного общения. Ежедневное повторение данной ситуации приводит к стереотипному восприятию различных ситуаций и выработке ригидных установок и принципов в процессе коммуникации, мешающих развитию личности и противостоянию профессиональной деформации.

Различные ярко выраженные уровни личностного адаптационного потенциала можно объяснить наличием специфичных типов муниципальных служащих. Выраженность составляющих ЛАП и их степень развития зависят от индивидуальных особенностей личности самого служащего.

Анализ данных полученных в ходе проведения Миннесотинского многофакторного личностного опросника.

Общие показатели по шкалам многофакторного личностного опросника позволяют вычислить средние значения (см. прил. 3).

По результатам данной методики мы получили среднестатистические женский и мужской профили муниципального служащего. Результаты по каждому профилю были закодированы с помощью метода Уэлша Г. По каждому из профилей, была составлена социально-психологическая характеристика.

Мужской профиль имеет следующее кодирование:

-61/48239570

Доминирующие шкалы ригидности (6) и сверхконтроля (1) в сочетании с занижением по шкале социальных контактов (0) обуславливают следующую характеристику:

Жизненная позиция характеризуется накоплением активности, которая проявляется позже, но без демонстративных черт. Поведение обусловлено мотивацией на соответствие общепринятым социальным нормам и принципам.

Эмоциональный фон характеризуется скупостью эмоционального реагирования, осторожностью, а также противоречивостью в проявлении негативных эмоций (демонстрация внешней холодности противоречит внутреннему конфликту, раздражимости). Таким образом, можно говорить о смешанном типе реагирования.

В межличностном общении отмечается высокая нравственность поведения. Соответствие догматическим принципам и ригидным установкам.

Спецификой реагирования на стрессовую ситуацию является склонность к психосоматическим проявлениям и заболеваниям на почве тревожных переживаний. Наиболее доминирующими защитными механизмами являются: отсутствие яркого эмоционального реагирования, внутриличностный конфликт, рациональность мышления и поведения.

Самооценка умеренно заниженная. Когнитивный стиль характеризуется наличием инертного стиля мышления, догматичного склада ума с опорой на существующую точку зрения.

Характерологические особенности профиля: конформность и ригидность поведения, исполнительность, любовь к аккуратности, верность принципам, конкретность, раздражительность.

Условиями оптимальной эффективности для данного типа служащего являются те виды деятельности, где требуется соблюдение высоконравственного образа жизни, следование догматическим нормам, а также реализация догматического мышления.

Наиболее подходящая профессия для данного типа – чиновник.

Женский профиль (см. прил. 5) несколько отличается от мужского, и имеет следующее кодирование: -6859/142370.

Здесь также присутствует доминирование по шкале ригидности (6), но характеристика включает в себя специфические особенности по шкалам индивидуальность (8), мужественность / женственность (5), оптимистичность (9), что в сочетании с понижением по шкале социальных контактов (0) обуславливает следующую характеристику:

Активная жизненная позиция, гармонично сочетается с мотивацией на достижение успеха и оптимистичный эмоциональный фон.

Данный профиль характеризуется внешне-обвинительным типом реагирования.

В межличностном стиле общения отмечается доминирование таких характеристик как соперничество, соревновательность, стремление к отстаиванию своего мнения.

Муниципальных служащих данного профиля отличает субъективное восприятие стрессовых ситуаций. Многие трудные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности, не воспринимаются представительницами данного профиля как стрессовые, отсюда и специфичность реагирования в стрессовых ситуациях.

Наиболее характерные защитные механизмы – это рациональность, обесценивание объекта, проекция, интеллектуальная переработка.

Самооценка характеризуется уверенностью в себе, адекватным восприятием себя, и в целом имеет позитивное окрашивание.

Когнитивный стиль характеризуется синтетический складом ума, склонностью к точным наукам.

Характерологические особенности данного профиля: устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, любовь к аккуратности, верность принципам, прямолинейность, изобретательность, рациональность, конкретность. Наличие лидерских черт, демонстративности, общительности и трезвости взглядов обеспечивают наличие умения увлекать людей, эмоционально захватывать их идеями. Данный тип можно охарактеризовать как реалистично рациональный, с проявлением мужественных черт. В целом такие личности являются хорошими генераторами идей.

Оптимальная эффективность деятельности будет достигаться при условии удовлетворения потребности в свободе. Очень важным моментом является наличие свободы принятия решения, реализации стремления ко всему новому.

Наиболее успешной будет профессия, где требуется точный расчет, возможна реализация в живописи, и там где требуется творчество.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения опросника личностной ориентации.

Общие результаты тестирования по опроснику отражены в приложении 5. Результаты диагностики по данному опроснику указывают на разнородность степени выраженности показателей по различным шкалам.

Можно отметить высокие показатели по таким шкалам как: «ценностные ориентации», «самоуважение», «взгляд на природу человека», «синергичность» (см. рис. 1).

Относительно всей выборки 71% опрошенных имеет высокие показатели по шкале «ценностные ориентации». Данный результат указывает на то, что муниципальные служащие разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности, а также руководствуются ими в процессе выполнения профессиональной деятельности.


Рис. 1. Результаты тестирования муниципальных служащих по опроснику личностной ориентации


67% испытуемых из всей совокупности имеют также высокие показатели по шкале «самоуважение», что свидетельствует о способности утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. Данную черту можно отметить скорее как тенденцию на всей совокупности выборке, т. к. этот результат вступает в некоторое противоречие в сочетании с показателями по другим шкалам.

Высокие результаты по шкале «взгляд на природу человека» отмечается у 60% опрошенных. Данная шкала отражает степень конструктивности взглядов на природу мужественности и женственности человека.

64% испытуемых из всей выборки имеют высокие значения по шкале «синергичность». Результаты по этой шкале указывают на способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. Данную тенденцию можно наблюдать как в процессе осуществления своей профессиональной деятельности: в стремлении к ее упорядочиванию и структурированию рабочего дня, так и в самой личности муниципального служащего.

Результаты по шкалам: «поддержка», «спонтанность», «потребность в познании», «креативность» имеют низкие показатели (рис. 2.).


Рис. 2. Показатели по результатам опросника личностной ориентации, имеющие низкие значения


Низкие результаты по шкале «поддержка» указывают на неспособность муниципальных служащих руководствоваться исключительно своими принципами и взглядами (67% опрошенных) в процессе выполнения профессиональной деятельности. Такие результаты можно объяснить жесткой регламентацией рабочего времени, ограничениями в полномочиях, указанных в должностных инструкциях и в постоянном контроле за ходом и качеством выполнения профессиональной деятельности: как извне (населением города), так и внутри муниципальной власти (руководством структурного подразделения).

У 69% испытуемых отмечаются низкие показатели по шкале «спонтанность». Характеристика этой шкалы отражает степень свободы личности в проявлении спонтанности реагирования на ситуацию, умения быть самим собой.

Низкие показатели также можно отмечать по шкале «потребность в познании» – 67% испытуемых. Данный результат отражает общую тенденцию на отсутствие стремления к новому, получения новой информации в той или иной области относительно профессиональной деятельности.

По шкале «креативность» 67% испытуемых имеют низкие показатели. Таким образом, выраженность творческой направленности личности муниципальных служащих находится на низком уровне.

Полученные результаты по опроснику личностной ориентации муниципальных служащих можно объяснить условиями и спецификой их профессиональной деятельности, которая накладывает свой отпечаток на формирование характера и степень выраженности определенных личностных черт. Так, необходимость умения целостного видения ситуации, анализа и прогноза управленческого решения, постоянный контакт с населением города, соблюдение законодательства, а также статусность положения способствуют выраженности таких характеристик как: синергичность, самоуважение, взгляд на природу человека, приверженность ценностным ориентациям (по данным шкалам мы отметили высокие показатели). И наоборот, регламентированность труда, все тоже соблюдение законодательства и других принципов препятствуют развитию таких личностных качеств как креативность, спонтанность поведения, потребность в познании и поддержка. Результаты по данным шкалам находятся на низком уровне.

Таким образом, комплексная диагностика по методикам: MMPI, личностной ориентации опросник, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», показала степень выраженности выделенных нами специфичных личностных качеств муниципальных служащих. Полученные результаты объясняются особенностями деятельности муниципальных служащих, а также индивидуальностью каждого испытуемого.

В целом совокупность характеристик муниципальных служащих обуславливает наличие определенных личностных типов. Данная типология сформировалась скорее в процессе осуществления трудовой деятельности, ведь именно специфика профессионального труда накладывает свой отпечаток на личность служащих.


2.3            Социально-психологическая характеристика основных личностных типов муниципальных служащих


Обработка результатов, полученных в ходе проведения экспериментального исследования, проводилась методом факторного анализа, в результате которого были выявлены пять основных факторов.

Полученные факторы включают в себя доминирующие шкалы по всем проводимым нами методикам и позволяют выделить пять основных типов муниципальных служащих. По каждому из типов была составлена характеристика, включающая в себя описание личностного профиля по методике MMPI, а также доминирующих шкал по опроснику личностной ориентации и многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность».

Соотношение данных типов можно представить следующим образом:

– первый тип – генератор идей – 23%;

– второй тип – рационализатор – 21%;

– третий тип – исполнитель – 21%;

– четвертый тип – нарцистический – 21%;

– пятый тип – активно-инфантильный – 10%.

Рассмотрим характеристику каждого из полученных типов в отдельности.

Первый тип муниципального служащего – «генератор идей»

Данный профиль имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: 86» – 27045913. Доминирование по шкалам «индивидуальность» и «ригидность» с занижением по шкале «эмоциональная лабильность» обуславливают следующую характеристику:

Пассивная, созерцательная жизненная позиция обуславливает наличие мотивации на избегание неуспеха.

Эмоциональный фон характеризуется устойчивостью эмоционального реагирования.

Внешне-обвинительный тип реагирования отражается на избирательности в межличностном общении, субъективности в оценке чего-либо, проявлении соперничества и стремления к отстаиванию своего мнения.

Субъективное восприятие стресса сказывается на растерянном поведении при реагировании на стрессовую ситуацию.

Используемые защитные механизмы: уход в мир мечтаний, интеллектуальная переработка проблемы.

Самооценка данного типа: адекватно устойчивая.

Для когнитивного стиля характерен аналитический склад ума, абстрактно-аналитический стиль мышления, а также способность воссоздавать и склонность к раздумьям.

Характерологические особенности: доминирование чувств над действиями, высокая творческая активность, оригинальность в высказываниях и суждениях, хорошие генераторы идей, но не реализаторы, устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, конформность, ведомость поведения, трудности в адаптации.

Условиями оптимальной эффективности являются: наличие свободы при принятии решения и возможности проявления индивидуального подхода к решению проблемы.

Профессия должна соответствовать такому условию как отсутствие режимного вида деятельности, трудности при выборе профессии также обусловлены проблемами с трудовой адаптацией.

В целом, личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на низком уровне, что указывает на заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению.

Данный показатель включает себя также низкие уровни по параметрам поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и средний по моральной нормативности. В целом данные параметры обуславливают наличие таких характеристик как: неустойчивость самооценки, а также адекватного восприятия действительности, слабая выраженность умения выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, данный показатель зависит скорее от внешних условий и ситуации в целом, чем от усилий и навыков самого индивида. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит также от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам: «ориентация во времени», «гибкость поведения», «сензитивность», «самопринятие», указывают на умение жить настоящим, не зацикливаясь на прошлом и будущем, строить свои планы относительно имеющегося прошлого с перспективой в будущее. Умения ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам, наличие такой характеристики как отзывчивость на чувства и нужды других людей, а также на высокую способность утверждать себя благодаря собственной силе и значимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты