Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих

Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер).

«Менеджер не знает о множестве существующих способов и методов управления, не желает их изучать и тем более применять. С людьми работает, как умеет, и привык работать. Своим подчиненным он может заявлять: «Кого не устраивает работа со мной, увольняйтесь» (51).

Осознанная некомпетентность (развивающийся менеджер).

«Руководитель понял, что ему необходимо развиваться, определил границы развития (они в дальнейшем могут расширяться) и начал обучаться. Такие менеджеры по мере обучения пытаются применять полученные знания на практике» (51).

Осознанная компетентность (компетентный менеджер).

«Данный менеджер отличается тем, что найдет выход из любой сложной ситуации, в которую попадает. Компетентные менеджеры высшего звена управления, как правило, всегда на виду и достаточно известны общественности и профессионалам» (51).

Неосознанная компетентность (мудрый менеджер).

«Мудрого менеджера отличает, то, что он не попадает в сложные ситуации, из которых нужно искать выход. Очень часто данные менеджеры знают оптимальное решение, но не могут его логически объяснить другим. Иногда они не обладают большой эрудицией и обширными управленческими знаниями, и со стороны не всегда производят впечатление очень умных людей. Сложные ситуации разрешаются успешно для них, как бы сами собой. Несмотря на то, что многие из них являются менеджерами высшего звена управления, их исключительность зачастую незаметна для широкой общественности» (51).

На основе данных уровней автор выстроил модель компетентности, базирующуюся на стандартах компетентности менеджеров ведущих западных стран, т. к. российские стандарты компетентности отсутствуют; стандарты компетентности менеджеров ведущих западных стран, по мнению автора, разработаны очень качественно, комплексно и системно, хотя и имеют некоторые ограничения. Например, стандарт MCI-2 (для менеджеров среднего звена) предусматривает следующие блоки компетентности:

·                      инициировать и проводить улучшения услуг, товаров и систем;

·                      контролировать и совершенствовать предоставление услуг и поставку товара;

·                      контролировать использование ресурсов;

·                      обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами;

·                      нанимать и отбирать кадры;

·                      совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей;

·                      планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную;

·                      налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи;

·                      собирать, оценивать и организовывать информацию;

·                      обмениваться с коллегами информацией для принятия решений.

Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах:

1.                  По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах;

2.                  На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности;

3.                  Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1).


Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров


Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность.

Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности.

Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).

Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:

1.                  компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;

2.                  компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;

3.                  компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;

4.                  компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;

5.                  компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие;

6.                  компетенции социального взаимодействия;

7.                  компетенции в общении;

8.                  компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность;

9.                  компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;

10.             компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации.

Первые пять основных компетенций входят в состав компетентности, относящейся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в состав компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности:

·                    социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

·                    специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

·                    персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;

·                    аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (15, 53 с.).

Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.

Проанализировав многочисленные психологические источники мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы перейдем к рассмотрению основных личностных характеристик муниципальных служащих, составляющих его профессиональную компетентность.


1.3            Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих


Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.

Современный этап развития местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важнейшей составляющей как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий. Делаются попытки создания концептуальной модели специалиста в области муниципального управления, исследуются профессиологические подходы, разрабатываются критерии и методики оценки уровня развития личностных качеств муниципальных служащих, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности (41).

Рассмотрим общую характеристику деятельности муниципальных служащих.

Муниципальная служба, как это определено в законодательстве Российской Федерации, представляет собой профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (53). С другой стороны, муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности муниципальных служащих, определяемый разделением труда в сфере муниципального управления, обособлением определенной группы трудовых отношений (31).

Исходя из вышеуказанного определения муниципальной службы, можно выделить основные ее признаки:

1)                 Это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти;

2)                 Это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления…муниципальные служащие – это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;

3)                 Это деятельность по исполнению полномочий этих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;

4)                 Это деятельность, организуемая на постоянной основе. Где постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм, стабильность ее выполнения (12, 147 с.).

По Законодательству муниципальная служба основана на следующих принципах (53):

1.                  Верховенство конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальных служащих должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих.

2.                  Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.

3.                  Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

4.                  Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

5.                  Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6.                  Равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.п.

7.                  Единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций

8.                  Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.

9.                  Внепартийность муниципальной службы (32).

По своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность. От имени муниципального органа «муниципальная служба в рамках законодательства использует такие методы административной власти, как планирование, прогнозирование, управление, организацию, контроль. С помощью муниципальной службы проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания органов местного самоуправления» (30,143 с.).

Отсюда видно, что деятельность муниципального служащего должна регулироваться знаниями следующих законодательных актов:

-                    Конституция Российской Федерации (Глава 8)

-                    Гражданский Кодекс Российской Федерации (Глава 5 Части 1)

-                    Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

-                    и другое (58,13).

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление трудно предсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, система муниципального управления является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе знаний муниципального служащего следует отнести не только углубленное знание данного региона, его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной. Подготовка муниципальных служащих должна включать в себя получение знаний по следующим дисциплинам: экономическая теория, государственное регулирование, экономика, маркетинг, менеджмент и другие (31).

Существует законодательно установленные квалификационные требования к муниципальным служащим, согласно которым муниципальный служащий должен:

– знать об особенностях и специфике управляемых объектов – территориальных, социально-экономических систем. Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

– обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности: управление экономическими процессами, управление социальными процессами, управление политическими процессами;

– обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности – правовой – контроль за исполнением законодательства (31).

Муниципальная служба является частью местного самоуправления и соответственно, обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. В связи с этим, муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, навыки и способности, прежде всего в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты