Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих

С психологической точки зрения, учитывая специфику деятельности муниципальных служащих, наибольший интерес для нас представляет содержание принципа деятельности муниципальных служащих, отражающего их профессионализм и профессиональную компетентность. Причем, профессиональная компетентность муниципальных служащих включает в себя помимо описанных выше знаний и умений специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности. Одной из таких компетенций является личностная компетенция муниципальных служащих, состоящая из совокупности определенных личностных качеств.

Личностные качества определяются условиями и спецификой деятельности на муниципальной службе.

В 1991 г. Международная ассоциация управления городами и районами (ICMA) разработала набор основных компетенций и умений, необходимых для эффективной работы муниципального управляющего. Это наиболее полный список профессиональных компетенций, необходимых муниципальному управляющему (49, 110 с.):

1. Управление персоналом включает в себя такие личностные качества как: умение понимать межличностные отношения, мотивировать людей; объективность в оценке действий других людей; умение понимать командные отношения; способность направлять и координировать усилия группы; креативность; умение определять ожидания, формировать ориентиры, поддерживать всех членов коллектива.

2. Политическое содействие, включающее в себя: понимание групповой динамики и политического поведения; навыка организации коммуникации; способность вовлекать других в процесс анализа ситуации и возможных результатов деятельности; умение предвидеть последствия политических решений; способность передавать правильную информацию и давать здравые рекомендации.

3. Организация услуг включает следующие качества: навык оценки потребностей местного сообщества, наличных ресурсов; предвидение результатов решений, связанных с предоставлением услуг; способность формировать цели и показатели продуктивности деятельности, оценивать результаты; знание методов сбора информации; понимание организационных процессов; способность содействовать организационным улучшениям.

4. Стратегическое лидерство включает: понимание собственного стиля лидерства; проницательность; формирование перспектив; определение набора задач; способность создавать среду, поощряющую к инициативе и инновациям; прозорливость; творчество.

5. Приверженность демократическим принципам, включающая в себя следующие личностные качества: понимание демократических принципов, политических процессов, законодательства о местном самоуправлении; понимание групповой динамики; поддержание ценности различий в организации и в местном сообществе.

6. Организационное планирование и менеджмент подразумевает под собой: понимание и навык работы с бюджетом, финансового анализа; управление человеческим потенциалом; стратегическое планирование.

7. Коммуникация, являющаяся неотъемлемой частью любого управления, содержит в себе следующие характеристики: понимание принципов межличностной и групповой коммуникации; навык слушать, говорить и писать; способность убеждать, адаптировать предъявления к особенностям аудитории; восприятие вербальных и невербальных ответов; навык выбора наиболее эффективных коммуникативных методов для конкретных взаимодействий.

8. Целостность включает: справедливость; честность; понимание деловой и личностной этики; личную целостность; профессиональную целостность; содействие этике поведения в организации посредством личного примера, управленческой практикой, организацией специального обучения (49, 112 с).

Дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретёнными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.

Таким образом, вышеперечисленной классификации раскрывают многообразие необходимых личностных качеств муниципальных служащих. Данные характеристики охватывают обширный пласт и многосторонность характерологических проявлений личности.

Мурашко А.Ф., исследуя проблему профессиональной компетентности различных категорий муниципальных служащих, предлагает следующий перечень показателей профессиональных и личных качеств:

1 категория – «руководители» (наряду с перечисленными ниже показателями качеств, руководители должны обладать качествами, предъявляемыми и к специалисту):

1.1. Способность самостоятельно принимать решения

1.2. Оперативность принятия и реализации решений

1.3. Общая эрудиция и кругозор

1.4. Организаторские способности

1.5. Профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка

1.6. Чувство долга и ответственности

1.7. Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем

1.8. Умение держать слово

1.9. Принципиальность, честность

1.10. Умение вести деловые переговоры

1.11. Способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический климат)

1.12. Восприимчивость к критике

1.13. Умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое

1.14. Склонность советоваться с коллективом

1.15. Умение создать сплоченный коллектив

1.16 Умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязи с другими отделами, ведомственными и отраслевыми организациями, госорганами, отраслями, субъектами Российской Федерации

2 категория – «специалисты»:

2.1. Профессиональная компетентность

2.2. Знание отечественного и зарубежного опыта

2.3. Полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий

2.4. Интенсивность труда

2.5. Творческая активность (наличие авторских свидетельств, печатных работ)

2.6. Энергичность и целеустремленность

2.7. Умение четко излагать свои мысли письменно и устно

2.8. Аналитические способности

2.9. Дисциплинированность

2.10. Владение иностранными языками

2.11. Работа над повышением своей квалификации

2.12. Умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками

2.13. Ответственность за порученное дело

2.14. Инициативность в работе

2.15. Стремление довести начатое дело до конца

2.16. Умение строить деловые взаимоотношения

2.17. Работоспособность

Обобщая описанные выше характеристики можно сделать вывод о необходимости определенного набора личностных черт муниципальных служащих способствующие более эффективному выполнению их деятельности.

Специфика деятельности на муниципальной службе связана с принятием управленческих решений по социально-экономическому благоустройству населения города, и соответственно, зачастую протекает в непосредственно контакте с населением. Данный факт существенно отличает государственного и муниципального служащих и подтверждает необходимость и важность высокоразвитой личностной компетенции в деятельности муниципальных служащих.

Специфика управленческого решения на муниципальной службе, особенность муниципального управления состоит в том, что в основе деятельности на муниципальной службе должна быть социально-экономическая эффективность, качественное жизнеобеспечение населения (20, 46 с.). Содержание профессиональной деятельности на муниципальной службе – принятие и реализация социально-эффективных управленческих решений (20, 44 с.). Основные этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений следующие: постановка и анализ проблемы; прогнозирование и разработка альтернативных вариантов; выбор решения и плана действий; контроль над выполнением решений; коррекция; поведение итогов работы и выход на качественно новый уровень решения все более сложных и интересных проблем (20, 47 с.). Основные профессиональные принципы технологии принятия решений: многофакторный анализ ресурсов, альтернативность, выработка критериев эффективности.

Особенности деятельности на муниципальной службе, специфика принятия профессионально – важных управленческих решений обуславливают необходимость наличия определенного набора требований к личности муниципального служащего предъявляемые со стороны их профессиональной компетентности.

Опираясь на отечественный опыт муниципальной службы и анализируя организацию, характер и ее содержание, можно констатировать, что муниципальная служба имеет ярко выраженную специфику по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. Речь идет, прежде всего, о нормативно правовом, управленческо-коммуникативном и публичном характере муниципальной службы. Форма управленческого труда муниципальных служащих представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, мотивации, регулировании, анализа и контроля за состоянием дел в организации и направлена на решение вопросов жизнедеятельности населения. Здесь от человека требуются исключительно глубокие знания в конкретной предметной области, соответствующие функциям, задачам, направлениям деятельности данного органа власти или его подразделения (19).

Многие авторы по психологии менеджмента отмечают, что для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетным являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования (29, 4):

1.                  Для организационной деятельности: умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные, нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.

2.                  Для социально-психологической деятельности: умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, решать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровные отношения со всеми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; умение убеждать, доказывать, разъяснять, обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законодательные права и обязанности; развивать собственную личность.

Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов необходимы следующие качества:

1.      Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность своего дела.

2.      Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способность разрабатывать новые идеи.

3.      Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять факты и результаты; умение оценивать перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.

Таким образом, проанализировав предложенные характеристики деятельности муниципальных служащих, необходимые в их профессиональной деятельности профессиональные личностные качества видно, что именно условия и специфика деятельности муниципальных служащих определяют содержание профессиональной компетентности муниципальных служащих.

Опираясь на анализ литературы, и, учитывая специфику и особенности деятельности муниципальных служащих, мы будем выделять следующие основные составляющие профессиональной компетентности: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал.

Далее мы рассмотрим данные критерии в отдельности. Одной из основных составляющих профессиональной компетентности является креативность. В психологическом словаре креативность (от англ. сreativity) определяют как «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» (24, 120 с.). Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует проявлению креативности.

Креативность также определяется, как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» (42, 205 с.).

А. Маслоу рассматривает креативность как творческую направленность – врожденное качество (54).

Э. Шостром определяет креативность как выраженность творческой направленности личности, наличие творческого потенциала (38).

Таким образом, учитывая различные точки зрения и специфику деятельности муниципальных служащих, под креативностью мы будем понимать интеллектуальную способность позволяющую порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления при принятии профессионально важных управленческих решений.

Следующая составляющая профессиональной компетентности муниципальных служащих – синергичность.

Э. Шостром определяет синергичность как «способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. Способность осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, а не воспринимать их как антагонистические» (42, 52 с.).

В психологии менеджмента синергичность рассматривается с точки зрения системного подхода в управлении.

Лебедев О.Т. синергичность определяет как направленность действий, приводящая к усилению достижения конечного результата. При хорошем согласовании подсистем в процессе осуществления деятельности возрастает степень упорядоченности системы, усиливается ее синергичность (26, 154 с.). Положительная синергичность способствует более быстрому и качественному достижению поставленной цели. Отрицательная синергичность дезорганизует функционирование системы, тормозит управленческие процессы в организации.

Протасова В.А. исследуя вопросы психологии управления, описывает синергичность как однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата (40). В управлении организацией, по мнению автора, синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Повышение синергии в организации осуществляется, прежде всего, посредством грамотной работы с персоналом. Менеджеру необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

Таким образом, автор раскрывает понятие «синергичность» с точки зрения управления и описывает значимость целостности структуры организации и согласованности деятельности служащих, как важных факторов, влияющих на общую эффективность достижения целей организации.

Применяя термин «синергичность» к сфере муниципального управления нас будет интересовать не столько целостная структура, организованность работы различных подразделений органов местного самоуправления, а также согласованность деятельности муниципальных служащих, сколько синергичность самого муниципального служащего. Синергичность как целостность не только профессиональная, но и личностная.

Таким образом, под синергичностью мы будем понимать способность целостно воспринимать окружающую действительность и самого себя, а также находить закономерные связи в противоречивых жизненных ситуациях в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Важной составляющей профессиональной компетентности является также гибкость поведения.

Словарь русского языка определяет понятие гибкий как «способный трезво оценить обстановку, обстоятельства и приноровиться к ним» (35, 112 с.).

Э. Шостром под гибкостью поведения понимает способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам (42).

Таким образом, под гибкостью поведения мы будем понимать умение ситуационно реагировать в различных жизненных ситуациях, гибкость и разумность в применении некоторых стандартных принципов и оценок.

Ориентация во времени. Первоначально данное качество называется «компетентность во времени», под которым А. Маслоу понимал умение находиться в ситуации «здесь и теперь» (54), насколько человек умеет жить настоящим, связывая его с прошлым и прогнозируя будущее.

Э. Шостром характеризовал данное понятие так: ориентация во времени «определяет степень правильности ориентированности человека во времени» (42, 75 с.), т.е. рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего, где цели личности всегда связаны с текущей деятельностью и прошлый опыт влияет на поведение в настоящем.

В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания данного термина описанное Э. Шостромом.

Рассмотрим такую немаловажную характеристику профессиональной компетентности как сензитивность.

В психологическом словаре сензитивность (sensitivus – чувствительный) определяется как «характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям» (42, 419 с.).

Хрящева Н.Ю. описывая понятие сензитивности, придерживается многокомпонентной теории, включающей в себя понимание сензитивности как «целостное, общее свойство, как способность предсказывать чувства, мысли и поведение других людей» (19, 83 с.) и, с другой стороны, сензитивность как общая способность, включающая в себя четыре основных компонента: наблюдательская сензитивность, теоретическая сензитивность, номотетическая сензитивность, идеографическая сензитивность.

Э. Шостром определяет сензитивность как «чувствительность к собственным переживаниям и потребностям» (38, 194 с.). То есть, сензитивность характеризует степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свое собственное эмоциональное состояние.

Самопринятие. Э. Шостром расшифровывает самопринятие как «способность человека принимать себя вопреки своей слабости» (38, 194 с.). То есть личность принимает себя такой, какая она есть, – со всеми своими недостатками и слабостями.

К. Роджерс считает, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и психологического здоровья (44). Наиболее социально адаптивные те люди, которые чувствуют, что их любят, что они нужны, что их принимают, что они заслуживают уважения. Чтобы развиваться, нужно принимать себя.

Джонсон Д.У. в качестве одного из основных базисных навыков личности выделяет навык самопринятия. Где под самопринятием автор понимает «осознание и принятие себя: осознание своих чувств и реакций» (12, 12 с.). Автор утверждает, что принимать себя не только сводиться к осознанию каких-либо сторон своей личности, но и равнозначно уважению себя. При этом высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Джонсон Д.У. пишет, что принимающие себя люди, считают мир более дружелюбным и соответственно у них меньше защитных реакций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты