В. Особенности переработки информации и принятия решений.
Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой, двигательной); типы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота, гибкость, самостоятельность, критичность и т.д.). Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.
Г. Структура исполнительских действий.
Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двигательных актов; участие в работе пальцев и кистей рук, верхних и нижних конечностей; сочетания различных движений и требования к их координированности; характеристика действий по скорости, точности, автоматичности. Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности. Характер речевой деятельности (ее сложность или стереотипность, особенности профессиональной терминологии, необходимость правильной дикции, громкости речи и т.д.).
Д. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
Наличие и частота ошибок, анализ их причин. Систематизация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и образований, выделение ошибок различных типов:
- сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации);
- гностических (ошибки при переработке информации и принятии решений);
- моторных (связанных с недостатками психомоторики и речи);
- личностных (обусловленных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т.д.).
Е. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.
Распределение времени и усилий специалистов на выполнение операций по приему, переработке информации и реализации решений; соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств. Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.
5.Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.
А. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.
Особенности влияния различных операций в процессе деятельности и факторов внешней среды на психическое состояние человека; общая динамика работоспособности; изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т.д.
Б. Основные эмоциональные состояния специалиста.
Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, требующее значительных усилий для его преодоления; степень их обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими факторами.
В. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
Влияние изменения состояния на эффективность и надежность работы специалиста; возможности управления динамикой психологического состояния, приемы и средства, используемые для этого.
Индивидуальные различия выраженности тех или иных состояний; социально-психологические качества человека, в наибольшей мере обеспечивающие преодоление неблагоприятных состояний .
6.Психограмма.
А. Личностные особенности.
Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям по интересам, опыту социального поведения; требованиям к волевым качествам и чертам характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, уверенность в своих силах, исполнительность, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость и т.д.), организаторским способностям и другим качествам.
Б. Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.
В. Особенности мышления, памяти.
Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.
Требования к воображению.
Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.
Г. Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.
Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.
Ж. Противопоказания к деятельности.
Третий этап.
Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.
Первый этап.
Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:
составление перечня специальностей;
предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;
группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.
Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.
Второй этап.
По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:
ознакомление с рабочим местом специалиста;
определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;
выявление показателей успешности профессиональной деятельности.
Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.
Третий этап.
Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.
На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:
определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;
изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);
изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);
выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;
обработка, интерпретация и оформление в профессиограмме полученных результатов;
окончательная оценка профессионально важных качеств;
установление набора методик для определения профессионально важных качеств;
разработка программы профессионального обучения и профотбора.
На этом этапе применяются следующие методы: метод гигиены труда, хронометраж, метод моментных наблюдений, методы эргономики труда, наблюдение и самонаблюдение, личностные опросники, проективные методы, биографический метод, анализ результатов деятельности, социометрия, анализ документов, эксперимент, анализ ошибок, экспертная оценка, опрос, методы физиологии труда (электроэнцефалограмма, электрокардиография и т.д.), содержательно-психологический анализ.
Основываясь на этой программе, возможно, проводить профессиографическое исследование с последующей разработкой профессиограммы, которая в последующем может быть реально применима при профессионально-психологическом отборе.
Выводы по главе 1
1.Понятие профессионально важные качества трактуется разными авторами по своему. Это обосновывается различными подходами к определению понятия, а также с обращением к нему многих ученых.
2. В самом общем виде профессионально важные качества трактуются как - структурные составляющие псохограммы; такие характерологические особенности индивида, от которых зависит степень эффективности исполнения им служебных обязанностей. (Психологический словарь, 1990, с.123).
3.Важность профессионального отбора не вызывает сомнений в силу того, что к людям, от решений которых зависит жизнь и судьба многих других людей, должны предъявляться особые требования.
4.Определение профессиональной пригодности сотрудника правоохранительной организации проводится в целом по результатам его правоохранительной деятельности и носит, как правило, комплексный характер, в основе которого лежат критерии, характеризующие эффективность и качество его труда.
5.Анализ и изучение любой профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, результатом которого является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.
6.Таким образом, проведенное профессиографическое исследование, с разработанной в процессе профессиограммой, в дальнейшем реально применять при профессионально-психологическом отборе.
Глава 2. Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД
2.1 Программа и методики исследования
В настоящее время существует достаточно многочисленная категория кандидатов, желающих работать в органах внутренних дел.
Общая мотивационная структура поступления в ОВД характеризуется следующими составляющими:
1.Смена профессии в результате формирования определенных жизненных убеждений (участие в борьбе с преступностью и антиобщественными явлениями, стремление к справедливости, защите слабых, укрепление порядка, дисциплины и организованности).
2.Неудовлетворенность прежней работой (отсутствие перспективы роста; невозможность себя проявить; не ценят как специалиста; отсутствие главного дела, скучная, монотонная работа; ратина, неразбериха, беспорядок, устаревшее оборудование, низкая организация труда, разочарованность в профессии).
3.Длительное сотрудничество в ОВД (оперативный отряд, внештатный сотрудник, служба во внутренних войсках, работа по вольному найму).
4..По совету и примеру друзей и родных, работающих в ОВД.
5.Привлекла романтика профессии (реализовалась мечта детства, призвание, влияние книг и фильмов, нравится форма, погоны).
6.Материальное неблагополучие (низкая зарплата, отсутствие жилья).
7.Стремление к общению, живой, интересной, нешаблонной работе.
8.Решение психологических проблем (желание проверить характер, укрепить волю, самосовершенствоваться, быть значительнее).
Поэтому необходимость в профессионально психологическом отборе возрастает еще больше. А изучение ПВК сотрудников правоохранительных организаций является не менее важным, для последующей эффективности профессиональной деятельности.
Поэтому целью нашего исследования является психологический анализ ПВК сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие). Объектом исследования является личность сотрудника ОВД и влияние некоторых ПВК на его профессиональную деятельность, предметом - профессионально важные качества сотрудника ОВД.
Нами были поставлены следующие задачи:
Определить уровень нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, социальной адаптации сотрудников ОВД;
Выявить, наиболее предпочитаемую стратегию поведения сотрудников в конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление);
Установить взаимосвязи между исследуемыми профессионально важными качествами, и обосновать, как они влияют на профессиональную деятельность сотрудников ОВД;
Разработать методические рекомендации.
Характеристика выборки: сотрудники ОВД (г. Сухиничи) -20 человек; образование средне-специальное, высшее;
стаж работы от 20-ти до 22-х лет;
возрастной состав от 45 до 50 лет.
Структура организации: Данный отдел внутренних дел содержит множество подразделений и подструктур:
Начальник ОВД – управление и координация всего отдела милиции.
Зам. начальника по следствию - управление следственным отделом.
Следственный отдел поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
Зам. начальника по кадрам - подбор и проверка поступающих рабочих кадров.
Уголовный розыск- работа над раскрытием, расследованием и предупреждением уголовных преступлений: убийств, краж, грабежей и т.д.
ОГИБДД - деятельность связана с регулированием движения транспорта и предупреждения ДТП происшествий на улицах и дорогах.
Начальник службы участковых инспекторов - координирует и проверяет работу инспекторов.
Участковые инспектора милиции - обеспечение общественного порядка, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению на обслуживаемой территории.
Отдел вневедомственной охраны - охрана жилых и нежилых помещений, а также охрана правопорядка.
Дежурная часть - прием и передача сотрудникам милиции важной информации.
Инженер оперативной связи - качественное осуществление связи.
Паспортно-визовая служба- выдача паспортов, оформление и выдача виз гражданам РФ.
Бухгалтерия – учет и подсчет всей поступающей и выдаваемой документации.
Психолог в данной организации отсутствует.
Исследование предполагает проведение трех соответствующих методик, выбор которых обусловлен теоретическим анализом проблемы и задачами исследования.
1. Исследование нервно-психической устойчивости сотрудников ОВД методикой «Прогноз» (Санкт-Петербургской военно-медицинской академии)
Описание методики: Данная методика содержит 84 утверждения, прочитав каждое, испытуемому необходимо ответить "да" или "нет» (см. приложение №1). Методика направлена на определение уровня нервно-психической устойчивости личности в поведении.
Обработка данных: Подсчитывается сумма баллов-правильных ответов, соответствующих "ключу".
Также методика содержит шкалу "лжи" для проверки искренности ответов (более 5 баллов-результаты недостоверны). Результаты соотносятся с условной шкалой НПУ, она в интервале от 1 до 10.
2. Исследование стрессоустойчивости и социальной адаптации сотрудников ОВД методикой Холмса и Раге.
Описание методики: Доктора Холмс и Раге (США) изучили зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Данная методика содержит 43 события. Испытуемому необходимо вспомнить все события, случившиеся с ним в течение последнего года и отметить их в бланке (см. приложение №2).
Обработка результатов: Подсчитывается по каждому бланку общая сумма и соотносится с представленным "ключом" ответов.
3.Диагностика предрасположенности личности сотрудника ОВД к конфликтному поведению К.Томаса.
Описание методики: Томас выделял 5 типов поведения в конфликтной ситуации: - сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление, компромисс.
Методика содержит 30 пар неальтернативных утверждений. Испытуемым необходимо выбрать из каждой пары по одному суждению, которое в наибольшей степени соответствует особенностям "Вашего поведения". Далее отметить соответствующее суждение в прилагаемом бланке (см. приложение №3).
Обработка результатов: количество баллов набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Основным методом обработки было угловое преобразование Фишера.
2.2 Анализ результатов
1. Обработка результатов по первой методике выявила групповой показатель, который наглядно представлен в виде диаграммы:
Интерпретация результатов
Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушения поведения.
Об ее устойчивости или неустойчивости свидетельствует ряд факторов, например, тип нервной систем (уравновешенный, возбудимый и т.д.), эмоционально- волевые качества личности, и т.д.
Высокая нервно-психическая устойчивость характеризуется отсутствием избыточной агрессивности, эмоциональной напряженности, импульсивностью совершаемых поступков. Личность вынослива к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, отличается высокой работоспособностью, а также стеническим типом реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях.
Личности с низкой устойчивостью, с трудом переносят нервно-психические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания особенно в напряженных, экстремальных условиях ее деятельности.
Диаграмма показывает, что большинство испытуемых (12 человек) выявили средний уровень нервно-психической устойчивости. Поэтому можно предположить, что испытуемые в среднем устойчивы к небольшому стрессу, в каких-либо конфликтных и напряженных ситуациях присутствует самоконтроль над своими эмоциональными реакциями, настроением. Также можно сказать, что в большинстве случаев, испытуемые способны осознанно брать на себя ответственность, быть в меру настойчивыми и агрессивными; а также при "помощи" развитых волевых качеств добиваться поставленных задач.
2. В результате обработки данных, получился групповой результат, который представлен в диаграмме:
Интерпретация результатов
1-пороговая степень сопротивляемости стрессу.
2-высокая степень сопротивляемости стрессу.
3- низкая степень сопротивляемости стрессу.
Не менее важными факторами профессиональной пригодности являются, такие качества личности как стрессоустойчивость, которая определяется как психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии психического равновесия; и социальная адаптация - это показатель того, насколько личность приспособлена к социуму.