Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

Таблица 3 - Средние показатели по группам (среднее арифметическое)

Шкалы

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

1 — Цели

33,5

32,8

33,4

2 — Процесс

31,2

28,4

31,4

3 — Результат

26,5

25,2

25,8

4 —ЛК-Я

21,5

20,8

21

5 — ЛК-жизнь

28

29,9

33

Общий показатель ОЖ

136,8

137,3

144,4


По таблице 2 видно, что все показатели как, по шкалам, так и по общему показателю ОЖ, находятся в пределах средних значений. В тоже время у сотрудников колонии, данные по 2-й шкале более низкие, по сравнению с заключенными и контрольной группой. Это говорит о том, что возможно группа сотрудников менее удовлетворена своей жизнью, чем остальные наши респонденты. Самые высокие значения по 5 шкале (локус контроля - жизнь или управляемость жизни) и по общему показателю ОЖ оказались у контрольной группы. Что показывает, что мужчины с регламентированным образом жизни, меньше, чем другие убеждены в том, что человеку можно контролировать свою жизнь, свободно принимая решения, которые помогут достичь главных целей в жизни.

По результатам 3-й и 4-й шкал можно говорить о том, что хотя у всех 3-х групп значения не выше среднего, у заключенных они более высоки, что говорит о том, что они больше удовлетворены тем, как прожили уже пройденный отрезок свой жизни и смогут построить свою жизнь, так как хотят. Возможно, это мнение заключенных об их жизни после того, как они выйдут из тюрьмы – они уверены, что смогут построить свою жизнь так, как хотят и добиться всех своих целей. У сотрудников же эти, значения, наоборот меньше остальных, из чего видно, что они меньше других довольны прожитой жизнью и не уверены в том, что человек свободен выбирать как ему нужно построить свою жизнь. Из этого можно предположить, что именно поэтому они остаются на своей работе, даже чувствуя на ней себя не свободными – они считают, что все предопределено и раз они так живут, значит так и надо жить. Они не верят, в то, что они смогут изменить свою жизнь, хотя возможно за этим скрывается страх, что-то менять в своей жизни.


2.2.5 Результаты, полученные с помощью методики Н. Холла на диагностику «эмоционального интеллекта»

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. эмоциональная осведомленность;

2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4. эмпатия;

5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).


Таблица 4 – Средние значения (среднее арифметическое) по диагностике «эмоционального интеллекта» Н. Холла

Шкалы

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

1.эмоц-я осведомленность

11

9,2

10,6

2.упр-е своими эмоциями

9,2

4

4,6

3.самомотивация

11,5

8,2

8,4

4.эмпатия

10,3

9,1

8,2

5.распознование эмоций др. людей

9,9

8,2

7,3

эмоц-й интеллект

42,8

40,1

38,7


Интегративный уровень эмоционального интеллекта определяется по следующим количественным показателям:

-                   70 и более - высокий;

-                   40-69 - средний;

-                   39 и менее - низкий.

Количественные показатели уровня по шкалам:

-                   14 и более - высокий;

-                   8-13 - средний;

-                   7 и менее – низкий.

Из таблицы №4 видно, что показатели всех 3 групп респондентов находятся на среднем уровне, как отдельно по шкалам, так и по общему уровню эмоционального интеллекта. Наиболее высокие показатели у группы заключенных. Это особенно заметно по шкалам 2 и 3: «управление своими эмоциями» и «самомотивация». По шкале 2 можно сказать, что заключенные лучше могут сдерживать свои эмоции, если это необходимо. Можно предположить, что это из-за того что, им необходимо управлять своими эмоциями, так как любое проявление негативных эмоций будет пресекаться охраной. Так же без управления своими эмоциями заключенным будет сложно находить общий язык со своими сокамерниками. Из этого можно сделать вывод, что это качество важно для выживания в условиях заключения в колонии и мужчины находящиеся в этой ситуации это понимают, и активно используют это качество в общении, как с охраной колонии, так и с такими заключенными, как и они. Это же касается и 3 шкалы, которая говорит о способности произвольно управлять своими эмоциями.

В свою очередь, у сотрудников по этим шкалам наиболее низкие показатели. Это говорит о том, что у них плохо развит неосознанный контроль своих эмоции, и о неумении ими управлять. Так же сотрудники колонии эмоционально не ригидны – не отходчивы, что так же говорит о плохом контроле своего эмоционального состояния. Мы предполагаем, что такие данные связаны с тем, что сотрудникам колонии приходиться справляться с большим количеством негативных эмоций, на рабочем посту.

Так же видно, что самый высокий эмоциональный интеллект оказался у заключенных. Это так же можно объяснить тем, что им он нужен для того чтобы «выживать» в заключении, при общении с охраной и с заключенными, и на воле для того, чтобы совершать преступную деятельность, по отношению к окружающим людям. Наиболее низкий эмоциональный интеллект оказался у сотрудников. Это говорит о том , что они плохо распознают эмоциональные состояния других людей, так же они плохо справляются со своими эмоциями. Учитывая, что их работа требует большой эмоциональной выкладки, у них может происходит накопление всех своих негативных эмоций.

Вывод

Таким образом, мы выяснили, что у сотрудников колонии и её заключенных представление о свободе разное, так же как и оценка того, насколько свободны сами испытуемые. Эти различия так же видны и внутри групп, но с меньшей дифференциацией.

Для заключенных ценность собственной свободы наиболее важна, чем для сотрудников колонии, поэтому и представляют они её в положительных красках. Для того, чтобы почувствовать себя свободными заключенным необходимо освободиться и оказаться среди близких людей, что они смогут осуществить в ближайшем будущем, так как сроки лишения свободы наших респондентов не превышают 1 года, поэтому и оценивают себя более свободными, чем сотрудники, которые работают там годами. Заключенные колонии обладают более высоким эмоциональным интеллектом, чем у её сотрудников, что облегчает им существование пребывания в колонии, за счет умения управлять своими эмоциями. Сотрудники колонии представляют свободу в более негативных красках, что является следствием того, что они считают, себя не свободными из-за своей работы, с которой они уходить не собираются, а следовательно и свободными почувствовать себя не смогут. Их выбор оставаться на прежней работе объясняется тем, что ценность собственной свободы для них не является приоритетной, и поэтому они могут ей пренебречь.


Заключение


В нашей работе мы провели теоретический анализ понятия свободы, в котором мы увидели большое количество различных мнений и походов на тему свободы, так как понятие свободы очень широкое и многогранное. Во всем этом многообразии мнений можно увидеть общее мнение, а именно то, что свобода- способность выбирать. Это же касается и нашего образа жизни, мы сами его выбираем. Даже когда он регламентирован у нас есть выбор: менять его или нет. Если же, человек чувствует себя не свободным и продолжает так жить, несмотря на внутренний дискомфорт, то опираясь на мнение Р. Мэй, можно утверждать, что это может быть связано с его нерешительностью, неспособностью вмешиваться в ход собственной жизни. В соответствии с нашей темой мы попытались дать определение понятию «регламентированный образ жизни». Для лучшего понимания образа жизни нашей выборки, мы проанализировали литературу, связанную с тем, чем отличается образ жизни в колонии, её сотрудников, и заключенных и что нам даёт право говорить, что он регламентирован. Мы увидели, что как на правовом, так и на бытовом уровнях жизни, все, что дозволено делать заключенному колонии прописано в законодательстве РФ и сделать то чего в нём нет, он не имеет права. Что же касается сотрудников колонии, то у них так же есть определённые обязанности, от которых отказаться они не могут. Все, что им необходимо делать на своей работе четко прописано – регламентировано. И тут очень важно понимать, что любой заключенный, в нашем случае, колонии поселения, где срок лишения свободы минимальный, осознает, что он в скором времени покинет это место и его образ жизни измениться. А сотрудники думают об обратном - их образ жизни, если и измениться, то не скоро.

Проанализировав теоретический материал мы сформулировали следующую гипотезу:

Подростки с ограниченными возможностями отличаются представлениями о свободе и некоторыми личностными характеристиками.

Наша тема «представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями», в которой под ограниченными возможностями мы подразумеваем регламентированный образ жизни. Так как регламентированный образ жизни это - условия повседневной жизни, которые четко прописаны и которые трудно изменить, живя в обществе, то нам кажется, что наша выборка из сотрудников колонии и её заключенных кажется наиболее адекватной. Возрастные критерии контрольной группы были аналогичны возрастам сотрудников колонии и заключенных. Контрольная группа состояла из мужчин разных профессий. Итак, выборка научного исследования состояла из 45 человек, из них:

-                   15 сотрудников колонии для несовершеннолетних, в возрасте от 26-40 лет;

-                   15 заключенных колонии для несовершеннолетних, в возрасте от 13-14лет;

-                   Контрольную группу составляют 15 мужчин в возрасте от 13-39 лет.

В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

1.                 Изучили представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

2.                 Провели анализ ценностных ориентаций у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

3.                 Изучили смысложизненные ориентации заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

4.                 Изучили уровень эмоционального интеллекта у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних.

Для ряда решения поставленных задач мы использовали следующие методики:

1.                 Метод незаконченных предложений

2.                 Семантический дифференциал Осгуда

3.                 Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

4.                 Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

5.                 Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла

В нашем исследовании мы выяснили, что ценностно-смысловое понимание свободы у 3 групп разное (заключенные, сотрудники и контрольная группа).

Группа заключенных характеризуется тем, что во-первых, для них свобода – радость и счастье. В целом, они представляют свободу, в положительных красках, считая, что она делает человека счастливым, ярким, сильным и т. д., что говорит о том, что заключенные колонии хотят быть свободными, но так же они считают, что свобода ограничивает и делает их зависимыми, что может быть связано с тем, что, они считают, что из-за желания стать свободными, они нарушили закон и попали в колонию, в которой они чувствуют себя ограниченными во многом и зависимыми.

Они высоко оценивают важность ценности свободы. Это же касается и оценки чувства собственной свободы, которая у них более высокая, чем у сотрудников колонии и контрольной группы.

Для того, чтобы чувствовать себя свободными заключенным надо оказаться дома среди родных и близких, ради которых если нужно будет, они пожертвуют своей свободой. Заключение в колонии мешает им быть свободными.

Самый высокий эмоциональный интеллект из 3 групп респондентов, оказался у заключенных, который облегчает им существование пребывания в колонии, за счет умения управлять своими эмоциями, а так же умения «считывать» эмоции других людей.

Заключенные больше, чем сотрудники и контрольная группа удовлетворены тем, как прожили уже пройденный отрезок свой жизни и уверены, что смогут построить свою жизнь, так как хотят.

Группа сотрудников характеризуется тем, что они не чувствуют себя свободными из-за своей работе, на которой они работают многие годы, и скорее всего, с которой уходить не собираются, а следовательно и свободными почувствовать себя не смогут. Их выбор оставаться на прежней работе объясняется тем, что ценность собственной свободы для них не является приоритетной, и поэтому они могут ей пренебречь.

Сотрудники колонии готовы пожертвовать своей свободой ради семьи, либо ради высокой цели, которой может служить работа в колонии. Оценка личностной свободы у них меньше, чем у заключенных и контрольной группы, что объясняется тем, что сотрудники понимают, что их регламентированный образ жизни им трудно изменить, работая на прежней работе.

Эмоциональный интеллект оказался у сотрудников ниже, чем у заключенных и контрольной группы. Это говорит о том, что они не умеют справляться со своими негативными эмоциями, которые копятся в них и не находят конструктивного выхода. Это отражается и на общей оценке удовлетворенностью жизни, так как, по сравнению с контрольной группой, сотрудники менее удовлетворены своей жизнью и не уверены в том, что человек свободен выбирать, как ему нужно строить свою жизнь.

Из всего вышесказанного можно предположить, что сотрудникам необходима психологическая помощь, для общего поднятия эмоционального фона и для поддержания состояния внутреннего комфорта, в которое входит так же и чувство собственной свободы. Для этого в колониях поселения необходимы комнаты психологической разгрузки, чтобы общее настроение сотрудников было положительное, не угнетенное, тем, что они чувствуют себя несвободными из-за своей работы.

Таким образом, мы образом мы подтвердили нашу гипотезу, в которой мы говорим о том, что подростки с ограниченными возможностями отличаются представлениями о свободе и некоторыми личностными характеристиками.

Список использованной литературы

1.                 Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психол. журн. 1997. - Т. 18. № 5. - С. 7-19.

2.                 Бобылева, И. Ю. Длительные сроки лишения свободы / И. Ю. Бобылева - М. - 1992.

3.                 Васильева, Ю.А., Леонтъев, Д.А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений / Ю. А. Васильева, Д. А. Леонтьев // Иностранная психология. 1994. - Т. 2. № 2(4). - С. 83-86.

4.                 Водолазский, Б.Ф. Психологические особенности личности осужденного / Б. Ф. Водолазский – Омск: Высшая школа милиции - 1982.

5.                 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет / Г. Ф. В. Гегель. - М.: Мысль - 1971. - Т. 2.

6.                 Дементьев С.И. Построение уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы / С. И. Дементьев - 1986.

7.                 История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс" - 2001 - 576.2.

8.                 Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е. Р. Калитеевская // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.

9.                 Камю А. Бунтующий человек / А. Камю - М.: Политиздат - 1990.

10.            Коваль М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Дисс. канд. юрид. наук. / М. И. Коваль. – Рязань: РИПЭ МВД РФ - 1995. - 78 с.

11.            Кузьмина Е.И. Психология свободы / Е. И. Кузьмина - М.: Изд-во Моск.ун-та -1994.

12.            Леонтъев Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев - М.: Смысл - 1993.

13.            Леонтъев, Д. А. Пилипко, Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Д. А. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. - № 1.- С. 97-110.

14.            Леонтьев, Д. А. Психологический журнал / Д. А. Леонтьев // Том 21 - №1 – 2000.

15.            Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. / М. К. Мамардашвили - 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1992.

16.            Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу - М.: Смысл - 1999.

17.            Михлин, А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 года) / А. С. Михлин -Под ред. П.Г.

18.            Мищенкова, О. Р. / О. Р. Мищенкова – М.: ВНИИ МВД России - 1996. - 58 с.

19.            Михлин, А. С. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения / Михлин А. С. // Российская юстиция, 1997 г.- N 4.

20.            Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше - Соч.: В. 2 т. М.: Мысль - 1990. - Т. 2. С. 5-237.

21.            Петровский В. А. Личность в психологии / В. А. Петровский - Ростов Н/Д.: Феникс - 1996.

22.            Петровский В. А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / В. А. Петровский - Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл - 1997. - С. 124-144.

23.            Пригожин, И. Стенгерс, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс - М.: Прогресс - 1986.

24.            Сартр, Ж. П. Тошнота: Избранные произведения./ Ж. П. Сартр - М.: Республика - 1994.

25.            Селиверстов, В.И., Филимонов, О.В./ В. И. Селиверстов, О. В. Филимонов - Правовое положение осужденных. М. - 1997.- С.11.

26.            Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России / В. И. Селиверстов - М. - 2005. - С.120.

27.            Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

28.            Социология и психология осужденных в местах лишения свободы / Учебно – методическое пособие - Под общ. Ред. Д- Ра. Юрид. Наук, канд. Псих. Наук, проф. О.Г. Ковалева. – М.: НИИ ФСИН России, 2005.- 120 с.

29.            Сундуров, Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности / Ф. Р. Сандуров - 1980.

30.            Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний / Ю. М. Ткачевский - М. - 1997.

31.            Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. В.И. Селиверстова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 574 с.

32.            Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Рязань: Логос. - Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. - 2006. - 444 с.

33.            Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - М. - Рязань: Логос - академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний - 2006. - 600 с.

34.            Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. - М.: высшее образование, 2006. - 431. - (Основы наук).

35.            Ушатиков, A.M., Казак, Б. Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных./ А. М. Ушатиков, Б. Б. Казак - Рязань, 2001 г. – 122 с.

36.            Ушатиков, А.И., Казак, Б.Б. Основы пенитенциарной психологии / А. И. Ушатиков, Б. Б, Казак – Учеб. Под ред. С.Н. Пономарева. – Рязань: Академия права и управления Минюста России – 2001.

37.            Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

38.            Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм - М.: Прогресс - 1990.

39.            Фромм, Э. Душа человека/ Э. Фромм - М.: Республика- 1992.

40.            Характеристика личности осужденного (социально – психологический портрет) / Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ УИС Минюста России- 2004.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты