Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

Для лучшего понимания образа жизни заключенного обратимся к особенностям правового положения лиц, отбывающих лишение свободы.

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания [25].

Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, более всего изменяет жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения, а их правовое положение определяет соответствующее содержание. Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется. В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. контроля. Таким образом, субъективное право осужденного следует определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений [26].

Статья 11 гл. 2 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы не случайно посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления, поскольку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законодательства, как установлено в ст. 1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Многие из перечисленных прав относятся к естественным правам человека и гражданина и конкретизируют соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужденного. Относительно правового положения осужденных к лишению свободы можно констатировать, что большинство прав, законных интересов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется в соответствии с закрепленными в ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы: относящиеся к сферам режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, общего образования и профессиональной подготовки. В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, значительная часть относится к сфере режима, играющего роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Что касается конституционных обязанностей, то большинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Это, например, относится к обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду. Исключение, согласно ст. 23 Федерального закона от 12 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) [34], составляет обязанность нести военную службу, которая не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста и лишения свободы. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию РФ и иные законы детализируется в ст. 11 УИК РФ [32] . Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, осужденным вменяется в обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами. Подробной детализации на ведомственном уровне подвергнуто конституционное право на обращения в государственные и иные органы, которому посвящен § 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Учитывая важность данного права для обеспечения статуса осужденных, не только законодатель, но и ведомство, одной из основных задач которого является исполнение наказаний, постоянно совершенствуют изданные ими нормативные акты. Так, для усиления обеспечения права осужденных к лишению свободы на обращения приказом Минюста России от 8 июля 2002 г. № 191 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений внесены изменения, согласно которым все ответы, поступающие по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, не позднее чем в трехдневный срок под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

Специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, поэтому основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Осужденным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст. 89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бандероли (ст. 90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст. 91 УИК РФ); осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст. 94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ) и т. д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специальные обязанности осужденных, как-то: вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст. 11 УИК РФ); носить одежду установленного образца (ст. 82 УИК РФ); соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; по установленному образцу застилать постель; соблюдать правила личной гигиены; носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки; в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку. Осужденные обязываются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а вещи, посылки, передачи и бандероли – досмотру [10].

Обязанности осужденных к лишению свободы устанавливаются и при помощи такого способа правового регулирования, как запреты. Осужденным, в частности, запрещено: вести телефонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправительных учреждениях (ст. 92 УИК РФ); получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, издания порнографического характера, а также подписываться на них (ст. 95 УИК РФ); нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять жаргонные слова; играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия; хранить или пользоваться запрещенными вещами, предметами и продуктами питания, перечисленными в Перечне.

Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений, так как они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях является несовершеннолетие правонарушителей, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой -- открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе.

Согласно ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет, кроме лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Последней категории несовершеннолетних, а также всем остальным несовершеннолетним - на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.

Порядок исполнения наказания в воспитательных колониях организуется таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно осуществлять воспитательное и педагогическое воздействие на несовершеннолетних, их образование и профессиональную подготовку. На обеспечение этих задач нацелен режим отбывания наказания в воспитательных колониях. Режим в местах лишения свободы проявляется как разновидность правопорядка. Роль режима заключается не только в обеспечении реализации правоограничений, установленных законодательством, но и в определении правил поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительного процесса, нормализации любой их деятельности. Такое методологическое понимание режима характерно и для воспитательных колоний, где он, будучи основным средством исправления, создает необходимые предпосылки для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия, предупреждения преступлений и правонарушений в местах лишения свободы.

Рассматривая режим как правопорядок исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, можно выделить несколько групп его требований (в зависимости от субъектов, а также осуществляемых мероприятий). Это требования, обращенные, с одной стороны, к персоналу воспитательных колоний, с другой - к несовершеннолетним осужденным. Кроме того, различаются режимные требования при осуществлении в воспитательных колониях различных мероприятий исправительного и воспитательного воздействия.

Уголовно-исполнительный кодекс максимально дифференцирует условия отбывания лишения свободы несовершеннолетними. В воспитательных колониях, в отличие от иных видов исправительных учреждений, определено не три (обычные, облегченные и строгие), а четыре вида условий отбывания лишения свободы - обычные, облегченные, льготные, строгие, где дифференцированно реализуется различный объем правоограничений.

Вновь поступившие в воспитательную колонию осужденные помещаются в обычные условия отбывания наказания, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания (ч. 2 ст. 132 УИК РФ). Также в обычные условия в процессе отбывания наказания могут переводиться несовершеннолетние осужденные из облегченных, льготных (в случае нарушений режима) или строгих условий отбывания наказания (если они зарекомендовали себя положительно).

В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее шести месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные. Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания (п. 3 ст. 132 УИК РФ) [6].

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в соответствии с ч. 4 ст. 132 УИК РФ из обычных условий отбывания наказания в облегченные: а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин -- по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях; б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, -- по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

Для подготовки к условно-досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Эти условия предусмотрены только в воспитательных колониях с тем, чтобы создать обстановку, способствующую социальной адаптации, предупреждению рецидива после освобождения осужденного из исправительного учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания (п. 8 ст. 132 УИК РФ). Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов следующие. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режимов в обычных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 1 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 % МРОТ; б) иметь 6 краткосрочных свиданий и 2 длительных свидания в течение года; в) получать 8 посылок или передач и 8 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 2 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии; в) получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации данной колонии. В соответствии с ч. 3 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; б) пользоваться деньгами; в) получать посылки, передачи и бандероли без ограничения; г) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии; д) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. В соответствии с ч.4 ст.133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах; б) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года; в) иметь 4 краткосрочных свидания в течение года.

Итак, для лучшего понимания образа жизни нашей выборки, мы проанализировали литературу, связанную с тем, чем отличается образ жизни в колонии, её сотрудников, и заключенных, и что нам даёт право говорить, что он регламентирован. Мы увидели, что как на правовом, так и на бытовом уровнях жизни, все, что дозволено делать заключенному колонии прописано в законодательстве РФ и сделать то чего в нём нет, он не имеет права. Что же касается сотрудников колонии, то у них так же есть определённые обязанности, от которых отказаться они не могут. Вся их деятельность, которую им необходимо осуществлять на рабочем месте, четко прописана – регламентирована. Так же, как и заключенные они обязаны делать только то, что написано в регламенте, но заключенные колонии находятся в таком положении, временно, а служащие на постоянной основе. Именно поэтому мы считаем, что у сотрудников колонии оценка собственной свободы будет ниже, чем у её заключенных.

2. Эмпирическое исследование понимания свободы у мужчин с регламентированным образом жизни

2.1 Организация и ход исследования

Цель: исследовать представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.                 Изучить представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты