Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

2.                 Проанализировать ценностные ориентации у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

3.                 Изучить смысложизненные ориентации у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

4.                 Изучить уровень эмоционального интеллекта у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних.

Для проведения данного исследования использовались следующие методики:

1.                 Метод незаконченных предложений (оригинальная методика)

2.                 Семантический дифференциал Осгуда

3.                 Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

4.                 Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

5.                 Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла

1.                 Метод незаконченных предложений.

С помощью метода незаконченных предложений мы выясняли мнение наших респондентов о том, что такое свобода, и что они понимают под этим понятием. Методика состоит из 23 незаконченных предложений на тему свободы, испытуемым необходимо их закончить, написав первое, что приходить ему на ум. В этих предложениях отражалось их личное мнение, что такое свобода (Свобода это - …), насколько они считают себя свободными/не свободными (Я свободен/не свободен на…%), их чувственные образы при мысли о свободе (Когда я думаю о свободе у меня возникает чувство(ва) - …), что мешает им быть свободными (Я не могу быть свободным потому что - …), что им необходимо для свободы и т. д. Понятие свободы очень многогранное и каждый понимает свободу по своему, но, безусловно, есть и сходства. Мы выявим различия и сходства у наших 3 групп респондентов, а так же выясним оценку их личностной свободы.

2.                 Семантический дифференциал Осгуда.

Семантический дифференциал состоит из пар противоположных друг другу по значению прилагательных, которые означают качественные свойства свободы. Респонденту необходимо выбрать одно из них, а степень выраженности отметить на шкале от 0-3. В результате обработки теста, мы хотим выявить общее представление о свободе у 3 групп мужчин и сравнить эти группы между собой. Методика представлена в виде приложения к дипломной работе.

3.                 Методика «ценностные ориентации» М. Рокича.

Испытуемым даётся два списка ценностей (терминальные и инструментальные ценности), которые необходимо проранжировать от 1-18, где 1 место отдаётся наиболее значимой ценности, а 18 – наименее значимой. С помощью этой методики определяем значимость для респондента свободы.

4.                 Тест смысложизненных ориентации (СЖО) является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории.

Опросник состоит из 20 пар полярных утверждений, по отношению к кторым респондент оценивает их соответствие действительности по семибалльной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в средние значения по группам.

Субшкалы:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

С помощью этой методики мы хотим увидеть есть ли связь между субъективной оценкой собственной свободы и удовлетворенностью своей жизнью.

5.                 Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. Эмоциональная осведомленность;

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4. Эмпатия;

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Для проведения исследования нами была сформирована выборка респондентов, состоящая из:

-                   15 сотрудников колонии для несовершеннолетних возрастом от 20 – до 40 лет;

-                   15 заключенных колонии для несовершеннолетних, возрастом от 13 -14лет;

-                   15 мужчин в возрасте от 13-39 лет (контрольная группа).

Для подтверждения гипотезы нами были использованы следующие методы:

1.                 Методики: метод незаконченных предложений; семантический дифференциал Осгуда; методика «ценностные ориентации» М. Рокича; тест смысложизненных ориентаций (СЖО); диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла;

2.                 Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.


2.2           Анализ ценностно-смыслового понятия свободы у мужчин с регламентированным образом жизни


Логика построения эмпирического исследования строилась в соответствии с поставленными эмпирическими задачами.


2.2.1 Результаты, полученные с помощью метода незаконченных предложений

Одной из наших задач является выяснить ценностно - смысловое понимание свободы у мужчин.

Для решения нашей задачи мы проанализировали методику незаконченных предложений. Она представлена в виде приложения к дипломной работе.

Результаты показали, что у 3-х групп мужчин, включая контрольную группу, ценностно-смысловое понимание свободы разное, но есть и сходства.

По данным методики мы выявили сходства у 3-х групп испытуемых. Во всех группах испытуемые писали, что отдадут свою свободу ради семьи и близких людей. У заключенных об этом написали 14 человек из 15; у сотрудников так ответили 7 человек, в контрольной группе об этом написали 6 человек из 15.

При определении свободы только в группе заключенных встречалось, что свобода – это неограниченное пространство. Это объясняется тем что, заключенные колонии не имеют право, не только выходить за пределы территории колонии, но и должны в определённое время быть только в определённом месте, например, в пределах спортивной площадки. Так же 8 заключенных из 15 сказало, что свобода – это свобода и счастье.

Мы выяснили, что только у группы заключенных при слове «свобода» возникают мысли о доме, о родных и близких. Об этом сказало 5 респондентов из 15. Из этого мы можем сделать вывод, что длят того, чтобы чувствовать себя свободными, заключенным необходимо оказаться дома среди родных и близких людей. Это доказывают ответы на незаконченное предложение, в котором мы спрашивали, что мешает респонденту быть свободным: 10 заключенных ответили, что им мешает быть свободными заключение в колонии. По сравнению с ними в контрольной группой 8 человек из 15 сказали, что их свободу ограничивает наличие обязанностей, а для свободы им необходима материальная независимость.

При определении свободы в группе сотрудников колонии, 9 из 15 сказали, что свобода – это независимость. При слове «свобода», у 9 из 15 респондентов возникает чувство полёта и радости. А 3 испытуемых сказали, что у них возникает чувство разочарования, «потому что это лишь мечта». По этим данным видно, что сотрудники колонии хотят чувствовать себя свободными, но некоторые считают, что чувства свободы им уже достичь невозможно. Это говорит, о том, что у некоторых сотрудников колонии, может наблюдаться негативное эмоциональное состояние, связанное с чувством разочарованности в работе, а вследствие этого и в жизни. Это доказывают ответы на предложение, в котором спрашивается, что мешает испытуемому быть свободными: 6 респондентов ответили, что быть свободными им мешает работа. Так же, 2 респондента ответили, что им ничего не мешает быть свободными, хотя при этом один из испытуемых ответил, что он не свободен на 100%. Это может говорить о том, что респондент ещё не уверен, что ему нужно для того, чтобы чувствовать себя свободным.

Только сотрудники колонии отвечали, что отдадут свою свободу ради «высокой цели» (3 респондента из 15). Именно эти испытуемые утверждали, что они не свободны из-за своей работы. Так же они отвечали, что свободны только на 10-20%. Это показывает, что возможно эти люди склонны к альтруизму. Они считают, что, работая в колонии, они делают благое дело, ради которого можно пожертвовать своей свободой. Но все равно, эти люди хотят быть свободными, но скрывают это, даже от самих себя и держат все свои негативные эмоции в себе.

Один из респондентов открыто проявлял агрессию в своих ответах. Например, предложение «Я не могу быть свободным потому что - ..» он закончил, ответив: «вы напрягаете своими тестами»; предложение «При слове «свобода», мне в голову приходит мысль(ли) - …», респондент закончил: «что этот тест составили идиоты». Так же испытуемый оставил нам послание, написав сзади одной из методик: «Я в шоке от ваших тестов! Подобного бреда я не встречал!!!». Такие данные показывают, что у некоторых сотрудников на работе происходит накопление негативных эмоций, которые не находят конструктивного применения, и выливаются в виде агрессии на посторонних людей. В таких случаях необходима профессиональная психологическая помощь, для того, чтобы избежать негативных последствий, связанных с ухудшением психики и здоровья личности. Кроме того, нашими респондентами предлагалось оценить в % чувство собственной свободы и не свободы.

Таблица 1 - Оценка респондентами собственной свободы. (Среднее арифметическое по группам)

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

Не свободен

50%

68%

55%

Свободен

65%

38%

43%


Из таблицы 1видно, что оценка личностной свободы у мужчин, находящихся в заключении, более высокая, у сотрудников колонии – наиболее низкая. Можно предположить, что это из-за того, что сотрудники понимают, что их регламентированный образ жизни им трудно изменить, оставаясь на прежней работе. В то время как заключенные осознают обратное: они скоро выйдут из колонии и окажутся на свободе, где их образ жизни не будет столь регламентирован. Они утверждают, что на данный момент только тюрьма им не даёт свободы. Полученные данные согласуются с теоретическим анализом литературы, об отличиях в образе жизни заключенных и сотрудников колонии, имеющих определённые обязанности, от которых отказаться не могут. Вся их деятельность, которую им необходимо осуществлять на рабочем месте, четко прописана – регламентирована. Так же, как и заключенные они обязаны делать только то, что написано в регламенте, но заключенные колонии находятся в таком положении, временно, а служащие на постоянной основе. Возможно, именно поэтому у сотрудников колонии оценка собственной свободы ниже, чем у её заключенных.

2.2.2 Результаты, полученные с помощью семантического дифференциала

Следующей нашей задачей было изучить представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии поселения.

Семантический дифференциал состоит из пар противоположных друг другу по значению прилагательных, которые означают качественные свойства свободы. Респонденту необходимо выбрать одно из них, а степень выраженности отметить на шкале от 0-3. В результате обработки теста, мы хотим выявить общее представление о свободе у 3 групп мужчин и сравнить эти группы между собой. Методика представлена в виде приложения к дипломной работе.

Результаты показали, что в основном респонденты приписывают свободе положительные качества. Большинство респондентов ответили, что свобода: смягчающая, сладкая на вкус, делает мирным, делает самостоятельным, счастливым, ярким и сильным; она приятная и осознанная. В свою очередь, только заключенные говорят о том, что свобода ограничивает и делает зависимым. Возможно, они считают, что из-за желания стать свободными, они нарушили закон и попали в колонию, в которой они чувствуют себя ограниченными во многом и зависимыми. Так ответили 2 респондентов из 15.

Сотрудники колонии приписывали свободе, как положительные качества, так и отрицательные. Положительные качества такие же, как и в данных заключенных. Отрицательные качества: свобода делает агрессивным и несчастным; она опасная и ожесточающая. Эти данные можно объяснить тем, что мужчины работающие в колонии бояться быть свободными из-за того, что бояться что-то менять в своей жизни. Эти данные отражают основные идеи концепции Р. Мэя. Интересный факт отмечен в контрольной группе, где три респондента указали на то, что свобода делает слабее. Возможно, это объясняется тем, что для заключенных и сотрудников важно

Так же данные показали, что только контрольная группа говорила, о том, что свобода делает слабее. Возможно, это объясняется тем, что для заключенных и сотрудников важно чувствовать себя сильными, так как считают, что свободнее, тот, кто сильнее и чтобы, стать свободным надо быть сильным.

Из этих данных можно предположить, что заключенные колонии представляют себе свободу более положительно, по сравнению с её сотрудниками и контрольной группой. Это можно объяснить тем, что они находятся в заключении и больше чем другие ценят свободу - она для них более желанна, чем для тех, кто может ей пользоваться каждый день.


2.2.3 Результаты, полученные с помощью методики «ценностных ориентаций» М. Рокича

Следующей нашей задачей был анализ ценностных ориентаций у сотрудников и заключенных колонии.

С помощью методики «ценностные ориентации» М. Рокича мы выясняли важность ценности свободы, и какое место наши испытуемые ей отдают в своей жизни. В ходе анализа этой методики мы выяснили, что наиболее важна свобода, по сравнению с контрольной группой для заключенных колонии поселения.

При ранжировании ценностей свобода у всех присутствовала в первой десятке ценностей. Менее важна ценность свободы оказалась для сотрудников колонии поселения. Они свободу ставили в конце списка ценностей.

Данные заключенных по этой методике можно объяснить, так же как и по предыдущим методикам: находясь в заключении, они больше ценят свободу, чем люди находящиеся на свободе. Показатели сотрудников колонии мы можем объяснить, сравнив показатели с методикой незаконченных предложений, в которой мы узнали, что внутренне они не ощущают себя свободными. Тогда можно предположить, что люди работающие сотрудниками колонии осознают, что они не свободны работая на такой работе, но так как они не высоко оценивают важность свободы, они не хотят менять свой образ жизни, а следовательно и работу.

2.2.4 Результаты, полученные с помощью теста смысложизненных ориентации (СЖО)

С помощью этой методики мы хотим увидеть есть ли связь между субъективной оценкой собственной свободы и удовлетворенностью своей жизнью.


Таблица 2 - Средние значения субшкал и общего показателя ОЖ

Шкалы

1 — Цели

32,9

2 — Процесс

31,09

3 — Результат

25,46

4 —ЛК-Я

21,13

5 — ЛК-жизнь

30,14

Общий показатель ОЖ

103,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты