Профессиональное ориентирование в молодежной среде

Таблица


в очень незначительной мере (1)

в достаточно незначительной мере (2)

в небольшой, но и в немаленькой мере (3)

в достаточно большой мере (4)

в очень большой мере (5)

Денежный заработок (А)






Стремление к продвижению по работе (Б)






Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (В)






Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (Г)






Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (Д)






Удовлетворение от самого процесса и результата работы (Е)






Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (Ж)







Исследование проводилось с целью подтверждения общей гипотезы.

Результаты обеих групп представлены в таблице 1

Показатель выраженности типа мотивации берем средний для обоих групп.


Таблица 1


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

ВМ

ВПМ

ВОМ

1

4,8

4,6

1

1,2

3,7

4,1

5

4,6

4,3

1,1

2

5

4,7

1

1,2

4

3,6

4

3,8

4,6

1,1


2.2 Анализ полученных результатов


В ходе испытаний по методике Е.А. Климова были получены ответы на 20 вопросов. Представим их в сводной таблице для каждой из групп по соответствующим областям.


Таблица 4

Суммарные результаты контрольной группы.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

1а (2)

1б (8)

2а(3)

2б(7)

3а(6)

3б(4)

4а(8)

46(2)

5а(6)

5б(4)

6а(1)


66(9)


7а(0)


7б(10)

8а(6)


8б(4)


9а(10)


96(0)


10а(6)



106(4)


11а(0)

11б(10)

12а(3)

126(7)

13а(4)

13б(6)

14а(10)

14б(0)

15а(6)

15б(4)

16а(4)


16б(6)


17а(0)


17б(10)

18а(4)


18б(6)


19а(10)


19б(0)


20а(5)



20б(5)


28

76

30

35

28


Как видно из таблицы большинство испытуемых (учащихся технической специальности) обнаруживают предрасположенность к профессиональной ориентации в группе «Человек-Техника».

Наглядно результаты представлены на диаграмме 1.


Диаграмма 1


Как видно из диаграммы преобладающей областью для контрольной группы является сфера деятельности «Человек-Техника». Учитывая тот факт, что участники контрольной группы обращались к специалистам для профориентации это объясняет высокие академические результаты обучения.


Таблица 5

Суммарные результаты контрольной группы.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

1а (4)

1б (6)

2а(6)

2б(4)

3а(7)

3б(3)

4а(5)

46(5)

5а(3)

5б(7)

6а(4)


66(6)


7а(2)


7б(8)

8а(6)


8б(4)


9а(8)


96(2)


10а(4)



106(6)


11а(8)

11б(2)

12а(7)

126(3)

13а(6)

13б(4)

14а(4)

14б(6)

15а(6)

15б(4)

16а(5)


16б(5)


17а(6)


17б(4)

18а(5)


18б(5)


19а(7)


19б(3)


20а(9)



20б(1)


41

44

47

28

41


Как видно из таблицы для выборки из десяти человек определенной закономерности не наблюдается. Что подтверждает изначальное предположение.

Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.


Диаграмма 2


Как видно из диаграммы в исследуемой группы не обнаружено преобладающей сферы деятельности. Не смотря на то, что студенты проходят обучение по техническому направлению, область «Человек-Техника» не преобладает над остальными. Возможно это объясняет посредственные результаты обучения. Участники этого опроса не обращались за услугами специалиста по профориентированию.

Анализ полученных результатов по методике «Изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А. Реана» полностью подтверждает выдвинутое предположение. Студенты, демонстрирующие высокие результаты в процессе обучения и прошедшие ранее тесты на профориентацию получают образование для работы по специальности в той сфере, которая доминирует. При этом мотивационный комплекс личности подтверждает больший уровень удовлетворения выбранной специальностью у студентов контрольной группы.

Следует так же заметить, что по данным исследований, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса. Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. А следовательно это доказывает необходимость выбора профессии в «своей» сфере деятельности. И наглядно видно при сравнении двух групп студентов, в данном исследовании



Заключение


Сегодня уделяется недостаточно внимания молодежной профилактики профориентации. Но тем не менее, в нашей стране такая система существует и люди, которые занимаются этим делом понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Главная цель профилактики профессионального ориентирования заключается в формировании готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, а так же общего понимания сути такой деятельности.

Результатом профилактики профориентирования должно являтся понимания психологического содержания видов труда, важности формирования профессиональной пригодности, в том числе, учет персональных особенностей, личных качеств.

Именно выявление личностных особенностей и предрасположенностей лежало в основе проведенного исследования.

На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.



Список литературы


1.           Белюзева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профес-сиональной работы (Профессиональное образование 2004 №5 – с. 10)

2.           Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации (Вопросы психологии 1988 №1 – с. 77-82)

3.           Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев.: «Наукова Дулека», 1989

4.           В мире профессий. Сборник профессионального материала. – Барнаул, 2003

5.           Захарав Н.Н Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988 с. 22

6.           Зеер Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Академический проект, 2003 с.122

7.           Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995 с. 285-293

8.           Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996

9.           Климов Е.А., Кроткова Г.Ф. Правильно выбирать. (Семья и школа. Журнал для родителей. – 1977 №5 с. 26-28

10.       Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: 1990

11.       Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение. 1984

12.       Комплект психологических методик для проведения профессиональной консультации. – Барнаул, 1996 с. 4-9

13.       Кузин В.С. Психология. – М.: Агар, 1997 с. 285

14.       Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. – 1985 №1 с. 86-93)

15.       Мои жизненные и профессиональные планы. Книга для учащихся старших классов. – М.: 1994

16.       Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998

17.       Немов Р.С. Практическая психология 1 ч. – М.: Просвещение, 1998 с. 91

18.       Основы психологии. Практикум для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 с. 176-180

19.       Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: «Первое сентября», 2004

20.       Пряжников Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО» МОДЭК, 1996

21.       Пряжников Н.С. Имитация игры как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. – М.: 1988 с. 37-40

22.       Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991

23.       Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995

24.       Практикум по психолгии профессиональной деятельности и менеджмента (Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. – СПб, 2001 с. 36-39

25.       Сборник профессиограмм современных профессий. – Барнаул, 2003

26.       Тест Дж. Холланда (Профессиональное образование. – 2004 №5 с. 11)

27.       Человек, труд, профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ: Ульяновск, 1994 с. 156

28.       Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование – 2004 №3 с. 25)

29.       Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная организация школьников. – М.: 1987

30.       Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319



Приложение 1.


Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации


Фамилия, имя, отчество…………

Возраст………… Школа……… Класс………. Дата………

1.                 Состояние здоровья: а) здоров б) функциональное отклонение в) хроническое заболевание

Заключение подросткового врача

2.                 Информированность о мире профессий: а)полная б)недостаточная в)отсутствует

3.                 Наличие профессионального плана: профессия…………………

Учебное заведение……………………………..

4. Сформированность профессионального плана: а)сформирован б)частично сформирован в)не сформирован

5.                 Осознанность выбора профессии:

6.                 Ведущие мотивы:

7.                 Сведения из “Анкеты оптанта”:

Любимые занятия…………………………………………………………

Предпочитаемые профессии………………………………………………..

Опыт работы……………………………………………………

Успешность обучения по дисциплинам: естественным……………….

Точным…………………………………………………

Гуманитарным………………………………………...

Труду………………………………………………….

А)ярко выражены (в какой области деятельности?)

Б)не выражены

8.                 Интересы и склонности ДДО: П-Т-Ч-З-Х – карта интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29

9.                 Коммуникативные и организаторские склонности:

К – 1,2,3,4,5

К – 1,2,3,4,5

10.            Выраженность профессиональных интересов и склонностей

11.            Особенности поведения:

12.            Заключение профконсультанта:

а)оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)

б)оптант нуждается в углубленной профконсультации

Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия…

Пути профессионализации…………………………………………………

Запасной вариант профессионального выбора……………………………

Домашнее задание………………...…………………………………………

Противопоказанные сферы деятельности………………………………….

Психолог-консультант…………………………

(подпись)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты