Таблица
|
в очень незначительной мере (1) |
в достаточно незначительной мере (2) |
в небольшой, но и в немаленькой мере (3) |
в достаточно большой мере (4) |
в очень большой мере (5) |
Денежный заработок (А) |
|
|
|
|
|
Стремление к продвижению по работе (Б) |
|
|
|
|
|
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (В) |
|
|
|
|
|
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (Г) |
|
|
|
|
|
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (Д) |
|
|
|
|
|
Удовлетворение от самого процесса и результата работы (Е) |
|
|
|
|
|
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (Ж) |
|
|
|
|
|
Исследование проводилось с целью подтверждения общей гипотезы.
Результаты обеих групп представлены в таблице 1
Показатель выраженности типа мотивации берем средний для обоих групп.
Таблица 1
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ |
1 |
4,8 |
4,6 |
1 |
1,2 |
3,7 |
4,1 |
5 |
4,6 |
4,3 |
1,1 |
2 |
5 |
4,7 |
1 |
1,2 |
4 |
3,6 |
4 |
3,8 |
4,6 |
1,1 |
2.2 Анализ полученных результатов
В ходе испытаний по методике Е.А. Климова были получены ответы на 20 вопросов. Представим их в сводной таблице для каждой из групп по соответствующим областям.
Таблица 4
Суммарные результаты контрольной группы.
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-З |
Ч-Х |
1а (2) |
1б (8) |
2а(3) |
2б(7) |
3а(6) |
3б(4) |
4а(8) |
46(2) |
5а(6) |
5б(4) |
6а(1) |
|
66(9) |
|
7а(0) |
|
7б(10) |
8а(6) |
|
8б(4) |
|
9а(10) |
|
96(0) |
|
10а(6) |
|
|
106(4) |
|
11а(0) |
11б(10) |
12а(3) |
126(7) |
13а(4) |
13б(6) |
14а(10) |
14б(0) |
15а(6) |
15б(4) |
16а(4) |
|
16б(6) |
|
17а(0) |
|
17б(10) |
18а(4) |
|
18б(6) |
|
19а(10) |
|
19б(0) |
|
20а(5) |
|
|
20б(5) |
|
28 |
76 |
30 |
35 |
28 |
Как видно из таблицы большинство испытуемых (учащихся технической специальности) обнаруживают предрасположенность к профессиональной ориентации в группе «Человек-Техника».
Наглядно результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Как видно из диаграммы преобладающей областью для контрольной группы является сфера деятельности «Человек-Техника». Учитывая тот факт, что участники контрольной группы обращались к специалистам для профориентации это объясняет высокие академические результаты обучения.
Таблица 5
Суммарные результаты контрольной группы.
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-З |
Ч-Х |
1а (4) |
1б (6) |
2а(6) |
2б(4) |
3а(7) |
3б(3) |
4а(5) |
46(5) |
5а(3) |
5б(7) |
6а(4) |
|
66(6) |
|
7а(2) |
|
7б(8) |
8а(6) |
|
8б(4) |
|
9а(8) |
|
96(2) |
|
10а(4) |
|
|
106(6) |
|
11а(8) |
11б(2) |
12а(7) |
126(3) |
13а(6) |
13б(4) |
14а(4) |
14б(6) |
15а(6) |
15б(4) |
16а(5) |
|
16б(5) |
|
17а(6) |
|
17б(4) |
18а(5) |
|
18б(5) |
|
19а(7) |
|
19б(3) |
|
20а(9) |
|
|
20б(1) |
|
41 |
44 |
47 |
28 |
41 |
Как видно из таблицы для выборки из десяти человек определенной закономерности не наблюдается. Что подтверждает изначальное предположение.
Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Как видно из диаграммы в исследуемой группы не обнаружено преобладающей сферы деятельности. Не смотря на то, что студенты проходят обучение по техническому направлению, область «Человек-Техника» не преобладает над остальными. Возможно это объясняет посредственные результаты обучения. Участники этого опроса не обращались за услугами специалиста по профориентированию.
Анализ полученных результатов по методике «Изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А. Реана» полностью подтверждает выдвинутое предположение. Студенты, демонстрирующие высокие результаты в процессе обучения и прошедшие ранее тесты на профориентацию получают образование для работы по специальности в той сфере, которая доминирует. При этом мотивационный комплекс личности подтверждает больший уровень удовлетворения выбранной специальностью у студентов контрольной группы.
Следует так же заметить, что по данным исследований, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса. Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. А следовательно это доказывает необходимость выбора профессии в «своей» сфере деятельности. И наглядно видно при сравнении двух групп студентов, в данном исследовании
Заключение
Сегодня уделяется недостаточно внимания молодежной профилактики профориентации. Но тем не менее, в нашей стране такая система существует и люди, которые занимаются этим делом понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Главная цель профилактики профессионального ориентирования заключается в формировании готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, а так же общего понимания сути такой деятельности.
Результатом профилактики профориентирования должно являтся понимания психологического содержания видов труда, важности формирования профессиональной пригодности, в том числе, учет персональных особенностей, личных качеств.
Именно выявление личностных особенностей и предрасположенностей лежало в основе проведенного исследования.
На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.
Список литературы
1. Белюзева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профес-сиональной работы (Профессиональное образование 2004 №5 – с. 10)
2. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации (Вопросы психологии 1988 №1 – с. 77-82)
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев.: «Наукова Дулека», 1989
4. В мире профессий. Сборник профессионального материала. – Барнаул, 2003
5. Захарав Н.Н Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988 с. 22
6. Зеер Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Академический проект, 2003 с.122
7. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995 с. 285-293
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996
9. Климов Е.А., Кроткова Г.Ф. Правильно выбирать. (Семья и школа. Журнал для родителей. – 1977 №5 с. 26-28
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: 1990
11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение. 1984
12. Комплект психологических методик для проведения профессиональной консультации. – Барнаул, 1996 с. 4-9
13. Кузин В.С. Психология. – М.: Агар, 1997 с. 285
14. Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. – 1985 №1 с. 86-93)
15. Мои жизненные и профессиональные планы. Книга для учащихся старших классов. – М.: 1994
16. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998
17. Немов Р.С. Практическая психология 1 ч. – М.: Просвещение, 1998 с. 91
18. Основы психологии. Практикум для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 с. 176-180
19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: «Первое сентября», 2004
20. Пряжников Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО» МОДЭК, 1996
21. Пряжников Н.С. Имитация игры как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. – М.: 1988 с. 37-40
22. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991
23. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995
24. Практикум по психолгии профессиональной деятельности и менеджмента (Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. – СПб, 2001 с. 36-39
25. Сборник профессиограмм современных профессий. – Барнаул, 2003
26. Тест Дж. Холланда (Профессиональное образование. – 2004 №5 с. 11)
27. Человек, труд, профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ: Ульяновск, 1994 с. 156
28. Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование – 2004 №3 с. 25)
29. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная организация школьников. – М.: 1987
30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319
Приложение 1.
Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации
Фамилия, имя, отчество…………
Возраст………… Школа……… Класс………. Дата………
1. Состояние здоровья: а) здоров б) функциональное отклонение в) хроническое заболевание
Заключение подросткового врача
2. Информированность о мире профессий: а)полная б)недостаточная в)отсутствует
3. Наличие профессионального плана: профессия…………………
Учебное заведение……………………………..
4. Сформированность профессионального плана: а)сформирован б)частично сформирован в)не сформирован
5. Осознанность выбора профессии:
6. Ведущие мотивы:
7. Сведения из “Анкеты оптанта”:
Любимые занятия…………………………………………………………
Предпочитаемые профессии………………………………………………..
Опыт работы……………………………………………………
Успешность обучения по дисциплинам: естественным……………….
Точным…………………………………………………
Гуманитарным………………………………………...
Труду………………………………………………….
А)ярко выражены (в какой области деятельности?)
Б)не выражены
8. Интересы и склонности ДДО: П-Т-Ч-З-Х – карта интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29
9. Коммуникативные и организаторские склонности:
К – 1,2,3,4,5
К – 1,2,3,4,5
10. Выраженность профессиональных интересов и склонностей
11. Особенности поведения:
12. Заключение профконсультанта:
а)оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)
б)оптант нуждается в углубленной профконсультации
Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия…
Пути профессионализации…………………………………………………
Запасной вариант профессионального выбора……………………………
Домашнее задание………………...…………………………………………
Противопоказанные сферы деятельности………………………………….
Психолог-консультант…………………………
(подпись)