Профессиональное ориентирование в молодежной среде

Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий. Этому как раз служит профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

Цель - рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

Таким образом, профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. Стоит заметить, что потребность в разработке методологических вопросов профориентации стала ощущаться сравнительно недавно.

Теория профориентации – это форма научного знания, дающего представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами и склонностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается нехватка в кадрах.

Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:

1. Професиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии.

2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное - в основном обусловлено внутренними факторами.

Рассмотрим основные части теории профессиональной ориентации: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Следовательно одной из самых важных задач является сбор новых фактов и правильная их интерпретация.

Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез, которые также составляют важную часть теории. Так, для каждого региона можно определить свои особенные факторы, влияющие на окончательный выбор профессии. Предположение о таких возможных факторах способствует созданию эмпирических методов исследования, которые в свою очередб позволяют оценить интересующее явление и на их основе создать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с молодежью.

Важная часть теории профориентации – это определенные закономерности. Их поиск служит конечной целью научной деятельности. Определение закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специализированного научного языка. Этот язык отличается очень высокой, точностью, выразительностью, большими возможностями соотнесения профориентации с понятиями из смежных наук, даже с такой как математика.

Уровень развития каждой теории часто определяется наличием и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Нужно сказать, что система принципов профориентации еще не завершена окончательно, необходимо еще много сделать для удовлетворения всех предъявленных к данной системе требований.

Так как объектом профессионального ориентирования служит процесс социально-профессионального самоопределения человека, то важно в первую очередь сформулировать набор принципов, которыми должны руководствоваться представители молодежи при выборе своей будующей профессии.

1.     Выбор должен быть сознательным. Определяясь с будующей профессией человек должен учитывать потребности не толmrj свои, но и общественные.

2.     У каждого человека есть доминирующие склонности к той или иной разновидности деятельности. Так что при выборе профессии необходимо учитывать как этот факт, так и существующие условия на рынке труда. Определить, в каких специалистах сейчас наиболее заинтересованы работодатели.

3.     Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо искать самому и при этом действовать активно!

4.     при выборе будущей профессии следует предусмотреть возможность дальнейшего повышения своей квалификации.

В профессиональном ориентировании есть ряд принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. В их числе:

·        Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

·        Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

·        Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

·        Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

·        воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

·        взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

·        дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

·        оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, работы;

·        соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям в кадрах определенных профессий.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

1.2 Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение


Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования, проведенного научной группой преподавателей кафедр педагогики и экономической теории Московского государственного университета совместно с центром занятости, рынка труда города Москвы и проблем занятости молодежи, были выявлены:

-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

-причины незанятости безработной молодежи,

-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

-факторы успешной профессиональной карьеры,

-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем точку зрения исследователей, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящеее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределениии с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессонального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. К этой же категории можно прибавить многочисленное число выпускников высших учебных заведений, лишенных возможности найти работу по специальности.

Совместная научно-практическая деятельность ученых и практиков в рамках вопроса по профессиональному ориентированию способствовала формированию профессионального сотрудничества специалистов, участвующих в работе по профессональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации и трудоустройству молодежи, а также координации действий на рынке труда и рынке образовательных услуг в организации подготовки специалистов.

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать любому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, а еще лучше – испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.

Проблема выбора профессии – серьезная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный аспект выбора профессии – готовить молодежь к труду честному, добросовестному.

На сегодняшний день проблема выбора профессии выпускниками решается самостоятельно. Проблемам профориентации в обществе отводится далеко не главное место.

Профессиональная ориентация сегодня больше на словах, а не на деле является неотъемлемой частью непрерывного образования. Об этом свидетельствуют факты приведем некоторые из них:

·        40 % школьников, сохраняют отрицательное отношение к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах.

·        не все выпускники полной общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9 – 11 кл.;

·        выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10 – 20 профессиях, а во Франции, например, о 200 – 250 профессиях;

·        низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий. Согласно данным исследования, до 20% старшеклассников в настоящее время не имеют профессиональных планов.

Этот перечень можно продолжать, однако мы остановимся на ряде причин, которые ослабили работу по профессиональному самоопределению молодежи:

·        межшкольные учебно-производственные комбинаты не располагают возможностями представления большого количества профессий;

·        с переходом на новые экономические отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;

·        ослабили работу, а кое-где уже закрываются, созданные в свое время центры профориентации молодежи.

·        слабые нормативно-правовые основы интегративных связей практики и науки, нежелание различных административных органов по-государственному решать вопросы профессионального самоопределения молодежи;

Практика показывает, что профессиональная направленность молодежи не соответствует ни реальной потребности общества в кадрах, ни возможностям и способностям самих школьников, определенная часть которых к окончанию школы не имеет конкретно выраженных профессиональных стремлений и планов. Это приводит к тому, что часть молодых людей не может разумно воспользоваться своим правом на выбор профессии.

Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии человека, а также человек не сможет принести пользу обществу.

Очень часто молодой человек теряется в огромном количестве профессий и не может остановить свой выбор на конкретной профессии. В условиях социально- экономической нестабильности именно школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профилактике профориентации молодежи на протяжении всех лет обучения в школе и в Вузе. Система должна обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность профориентационного процесса.

Система профессиональной работы в основном состоит из двух направлений. Просветительная работа и консультационная работа.

От того, как построит такую работу, каким содержанием, методами, формами работы наполнить процесс профилактики будет зависит конечная цель- готовность молодых специалистов к выбору профессии.

Кроме того, определение сущности профессионального самоопределения молодежи является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим кретерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии. Обобщенная психологическая характеристика профессионала может быть представлена, по мнению А.К. Марковой, следующим образом: специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности; сознательно изменяющий себя в ходе осуществления труда; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это ставшие классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климов (1976, 1983, 1988, 1990), А.Е. (1979), Л.А. Йовайми (1983), В.В. Назимова (1972), Е.Н. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Е.Н. Головаха и А.А. Кроник (1984, 1988, 1993) при планировании и рассмотрении жизненного пути человека используют разработанную ими идею «событийного подхода».

Существует множество зарубежных исследований в области профориентации. Например, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле.

Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека».

Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды.

Многообразие различных концепций вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью населения конкретных стран, регионов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты