Профилактика половых преступлений против несовершеннолетних

В заключительных рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о правах ребенка содержится требование независимого контроля за положением детей и становления института Уполномоченного по правам ребенка.

Совместно с ЮНИСЕФ и Минтрудом РФ в 1998 году начата реализация проекта по отработке модели деятельности Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне. Так, в Москве принят первый в России закон об Уполномоченном о правах ребенка, введен пост Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике, заинтересованность в последующем введении Уполномоченного по правам ребенка проявляют другие субъекты РФ муниципальные образования, неправительственные организации. На сегодняшний день действуют девять Уполномоченных по правам ребенка на уровне муниципальных образований, в рамках органов исполнительной власти субъектов РФ и Уполномоченные-на общественных началах.

К деятельности Уполномоченного по правам ребенка относится:

1) право беспрепятственного доступа к детям, в том числе в детских учреждениях независимо от ведомственной принадлежности, с целью выявления нарушения их прав;

2) рассмотрение жалоб на действие или бездействие административных органов и должностных лиц;

3) право Уполномоченного на обращение в различные органы власти и управления для устранения выявленных нарушений прав детей совместно с обязанностью этих органов к незамедлительной реакции на обращения Уполномоченного и реализация мер к устранению нарушения прав детей или конкретного ребенка;

4) предоставление возможности детям обратиться к Уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;

5) пропаганда идей Конвенции о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей;

6) подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей.

Вместе с тем возникаю проблемы для реализации института Уполномоченного по правам ребенка. Во-первых, институт Уполномоченного по правам ребенка существует пока в режиме эксперимента на основе распоряжений и постановлений администраций регионов, что явилось препятствием для выполнения Уполномоченными своих функций. Следовательно, возникает необходимость следующего этапа введения института Уполномоченного по правам ребенка. Во-вторых, это отсутствие гарантий независимости, слабое финансирование, которая сдерживает развитие деятельности Уполномоченного по правам ребенка. В этой связи усилия регионов в деле ведения на своей территории должностей Уполномоченных по правам ребенка должны быть подкреплены законодательно.

Не смотря на то что, Россия располагает разветвленной сложившейся структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности этого контроля. В этой связи институт Уполномоченного должен занять свое место в сложившейся системе-в сферах, неохваченных контролем или служить стимулятором для повышения качества и эффективности такого контроля в интересах детей. К тому же контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам ребенка, который не входит в структуру и не зависит от органов исполнительной власти, должен сыграть позитивную роль в усилении защиты прав и законных интересов ребенка, оказывать помощь исполнительной власти в совершенствовании ее работы и деятельности подведомственных  ей учреждений и должностных лиц.[69]

Права ребенка, прежде всего, это право на защиту от половых посягательств на личную свободу, половую неприкосновенность и нравственное развитие. Согласно Конвенции меры борьбы с половыми преступлениями против несовершеннолетних должны включать реабилитационные программы для жертв половых преступлений, уголовную ответственность. Поскольку ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно обращаться за защитой своих прав и является наиболее зависимым от взрослых, назревает необходимость введения независимого механизма контроля за соблюдением этих прав. Таким механизмом является Уполномоченный по правам ребенка.

2.3. Уголовное законодательство как мера борьбы с половыми преступлениями против несовершеннолетних

В целом Уголовные законы о половых преступлениях представляют собой часть социальных воззрений общества относительно должного поведения человека в сфере половых отношений.

В зависимости от способа удовлетворения полового влечения вышеуказанные преступления можно разделить на две группы: где оно имеет место и где оно отсутствует.

 К первой группе относятся: все виды изнасилования, понуждения лица к половому сношению, половое сношение с лицом, не достигшим 14-летнего возраста.[70] С объективной стороны изнасилование может выступать в следующих формах: 1) половое сношение с применением либо угрозой применения насилия к потерпевшей; 2) половое сношение с применением либо угрозой применения насилия к другим лицам; 3) половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей. В случаях с использованием беспомощного состояния потерпевшей необходимо заключение соответствующей экспертизы, если беспомощное состояние наступило под воздействием алкогольного (признается лишь такая степень опьянения, которая лишала возможности сопротивления)  или наркотического опьянения, если потерпевшая страдала душевным расстройством либо находилась в состоянии психологического ступора.[71]

Ко второй группе относятся насильственные действия сексуального характера, понуждение к мужскому или женскому гомосексуализму либо совершению иных действий сексуального характера; мужской или женский гомосексуализм по отношению к лицу, не достигшего 14-летнего возраста, и развратные действия. Закон предусмотрел несколько способов понуждения, исключающие физическое насилие, угроз его применения либо использование беспомощного состояния.

Понуждение может выражаться как шантаж или угрозы уничтожения, повреждения или изъятия имущества. Вторым способом понуждения законодатель называет использование материальной или иной зависимости потерпевшего. В случае реализации такой угрозы при наличии всех признаков соответствующего состава преступление нужно вести речь о совокупности злоупотреблением полномочиями или должностными полномочиями либо превышением должностных полномочий. Зависимость может быть вертикальной, основанной на доминировании одного человека над другим (служебная, административная, материальная), и горизонтальной при равном микростатусе людей (семейная, дедовщина). Субъектом преступления горизонтальной зависимости могут выступать родители или опекуны.

  Следует провести четкое разграничение между составами этих двух категорий преступлений. Такое разграничение может быть проведено по нескольким параметрам:

1.               При изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера обвиняемый воздействует на жертву с помощью физического насилия, угроз его применения либо использует беспомощное состояние потерпевшего (ей). При понуждении используются только угрозы, и они менее интенсивны, носят иной характер. Воздействие на психику потерпевшего (ей) осуществляется путем физического нарушения и ущемления его (ее) интересов либо угрозы это осуществить.

2.               Угроза в составе изнасилования и насильственных действий сексуального характера связанна немедленным причинением вреда жизни и здоровью, при понуждении угроза обычно должна быть реализована в будущем.

3.               В преступлениях первой категории, угроза может быть высказана в адрес потерпевших или любых других лиц, даже не знакомых им, а при понуждении угроза должна касаться лишь интересов потерпевшего (ей) либо близких им лиц.

4.               Изнасилование и насильственные действия сексуально характера признаются оконченными в момент начала осуществления деяний, описанных в диспозициях этих статей. Принуждение окончено с момента оказания психического воздействия на потерпевшее лицо, с целью склонить его к совершению сексуальных действий.[72]

 Что касается структуры наказаний за сексуальные преступления, то, не смотря на изменения, современный Уголовный Кодекс в целом сохранил ее содержание, приводя по родовым объектам-преступление против личности и преступление против общественной безопасности.[73]

К первой группе относится изнасилование, насильственные действия сексуального характера (субъектом является любое лицо, независимо от пола) наказывается сроком лишения свободы от 3 до 6 лет. Если насильник знает или осознает, что потерпевшая не достигла совершеннолетия, то УК предусматривает ответственность за изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах и наказывается сроком лишения свободы от 10 до 25 лет, в зависимости от возраста потерпевшей.[74] При насильственных действиях сексуального характера срок лишения свободы несколько ниже от 4 до 10 лет и от 8 до 15 лет. В тоже время действия сексуального характера и половое сношение с несовершеннолетним лицом без применения насилия наказываются сроком лишения свободы до 4 лет или ограничением свободы до 3 лет.

Принимаются во внимание физические данные потерпевшего лица, предыдущее поведение и взаимоотношение с обвиняемым. Обстоятельства, при которых произошло знакомство.

Наказания за понуждения и развратные действия сексуального характера, варьируются от штрафа (от трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от 3 месяцев) до исправительных работ (до 2 лет). Их отличия заключаются в сроках лишения свободы, так при понуждениях к действиям сексуального характера наказание в виде лишения свободы составляет до 1 года, тогда как при развратных действиях сексуального характера срок лишения свободы до 3 лет либо ограничением свободы до 2 лет.

В эту же группу входит торговля несовершеннолетними, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет. При особо отягчающих обстоятельствах (неоднократность, сделка совершена в отношении двух или более несовершеннолетних, совершение преступлений группой лиц или организованной группой, лицо, использующее свое служебное положение, незаконный вывоз несовершеннолетнего за границу либо его возращение, купля-продажа, принятие в аренду несовершеннолетнего в целях совершения преступлений, а так же действий сексуального характера) сроком лишения свободы от 3 до 10 лет. Деяния же, повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия наказываются лишением свободы от 5 до 15 лет.[75]

Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией в зависимости от субъективной стороны наказывается исправительными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет. Если же преступление совершило лицо, на которое возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего (родитель, педагог), то срок ограничение свободы будет составлять от 3 до 5 лет, или от 4 до 6 месяцев арест, с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такого.

Вторая группа включает организацию или содержание притонов для занятий проституцией наказание назначается штрафом в размере от семисот одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишением свободы до 5 лет. Распространение или изготовление порнографических материалов или предметов наказывается штрафом в размере от пятисот минимальных размеров оплаты труда или размере заработной платы или иного дохода за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением свободы до 2 лет.[76]

Поскольку меры предотвращения и защиты детей от сексуальных преступлений на сегодняшний день оказались на практике недостаточными. Законодатели и специалисты предложили внести рекомендации. В первую очередь это повышение социального престижа семьи, претворить в жизнь конституционную обязанность государства по защите материнства и детства.

Законодатели обращают внимание на создание условий для нормального физического и духовного развития детей защитить от нравственного растления, сексуальной и экономической эксплуатации. Немаловажная роль законодателями отводится систематическому контролю за деятельностью исполнительной власти за работой по предупреждению растления несовершеннолетних.

Разрабатывается единая концепция борьбы с сексуальной эксплуатацией и растлением. В рамках этих рекомендаций говорилось об повышении эффективности надзора за соблюдением законности в сфере охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Пожелания были адресованы федеральным и местным властям. Особое внимание предлагалось обратить на противодействие деструктивным процессам в социально-культурной и других сферах общества порождающим жестокое обращение с детьми. Необходима так же система мер по реабилитации несовершеннолетних-жертв сексуальных преступлений.

В процессе парламентского слушания рассматривалось действующее законодательство, которое отстало от требований времени, норм и принципов международных актов, предусматривающих защиту детей от сексуального и нравственного совращения. Вносились предложения о разработке и принятия Федерального закона «О защите нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации», о дополнении Закона «Об образовании» нормой, устанавливающей гарантии обеспечения сохранности жизни и здоровья детей при осуществлении экспериментальной инновационной деятельности.  

Современное уголовное законодательство не избежало жесточайшей критики, которой поверглись статьи 131, 132, 134, 135, 151, 241, 242 Уголовного Кодекса РФ, касающихся преступлений против несовершеннолетних. Действующее Уголовное законодательство, по мнению экспертов, не соответствует сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в сфере правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних. Группа депутатов Государственной Думы разработала проект Федерального закона «О внесении изменений дополнений в Уголовный Кодекс РФ», который, как считалось, способен обезопасить детей от любого насилия. Авторы нового законопроекта предлагают расширить правовые гарантии защиты несовершеннолетних от любых форм растления и усилить уголовную ответственность за преступления, связанные с коммерческими, организованными и транснациональными формами секс-и порнобизнеса, и использование в нем детей.[77]

 Предлагалось повысить с 14 до 16 лет возраст потерпевших от преступлений сексуального характера и развратных действий, ужесточить наказание для педофилов и рецидивистов, установить уголовную ответственность за изготовление  и оборот детской порнографии и вовлечение занятие проституцией, сопряженное незаконным перемещением или удержанием потерпевшего за границей, а также повышение ответственности за похищение человека.

 Впервые устанавливалась уголовная ответственность за массовые, публичные формы растления детей с использованием СМИ, Интернета и рекламы. Впервые вводилось четкое законодательное определение ряда уголовно-правовых понятий, используемых в новых измененных и дополненных законопроектом нормах: «продукция сексуального характера», зрелищные мероприятия сексуального характера», «продукция порнографического характера», «действия сексуального характера», «проституция», «пропаганда насилия и жестокости».[78]

 По мнению большинства участников парламентских слушаний, подготовительный законопроект послужит серьезной преградой на пути массового растления несовершеннолетних.[79]

Однако с таким явлением как секс-траффик и сексуальное рабство предстоит еще бороться в рамках Уголовного законодательства. Правительство признало, что такая форма торговля людьми, действительно имеет место в ряде регионов. Пока в России нет закона, который предусматривал наказания за такие преступления. Лишь отдельные аспекты секс-траффика могут стать основанием для уголовного расследования, например, похищение и вывоз несовершеннолетнего за границу, с целью продажи-возбуждается дело по факту похищения. Впрочем, несколько попыток довести подобные дела до суда до сих пор оканчивались неудачей.[80]

Программой действий по предотвращению торговли детьми и детской проституции, детской порнографии и эксплуатации детского труда было предложено всем государствам внести изменения в законодательство для того чтобы их граждане, совершившие преступления состоящие в жестоком обращении и эксплуатации детей в проституции и порнографии за границей, могли быть судимы в своей стране, а так же в той стране где было совершенно преступление.[81]  

На сегодняшний день подготовлены поправки в Уголовный кодекс РФ, ведущие речь конкретно о торговле людьми. Предлагаемый  законопроект «О противодействии торговли людьми», вводит новые понятия «крепостное состояние», «подневольное состояние», «рабство», «жертва торговли людьми», «криминальная эксплуатация». Борьба с работорговлей возлагается на межведомственную Федеральную комиссию, на базе уже существующих структур. Законодатели считают необязательным создавать для реализации специальный административный орган, т.к. выделенные средства могут пойти на содержание чиновников, а не на помощь пострадавшим. В рамках проекта предлагалось расширить полномочия исполнительных органов власти, для оперативного вмешательства, при работорговле.

Говорилось о существенной роли взаимодействия общественных организаций и государственных структур при оказании помощи пострадавшим.[82]

Проблема не решается одними уголовными мерами, необходимо обеспечить личную безопасность несовершеннолетним пострадавшим от сексуальной эксплуатации, в этой связи необходимо создавать специальные реабилитационные центры, устанавливать гарантии, включая беспрепятственного возращения на родину.[83] Данное положение соотносится с международным Протоколом 2000 года «О защите жертвы торговли людьми», подписанным Россией, на основании которого предоставляется материальная, финансовая, визовая поддержка и медицинская помощь.[84] 

 Поскольку в таких преступлениях нередко замешаны государственные чиновники, то их необходимо лишать должности и в последующем запретить заниматься этой деятельностью.

В законопроекте введена статья за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов с целью торговли людьми.

Так как Россия подписала Конвенцию о транснациональной организованной преступности, то в соответствии с нею должна привести свои правовые акты. Что во многом должно содействовать при совместной деятельности с иностранными государственными и негосударственными структурами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты