Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Особенности проведения процедуры тестирования.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1.     "В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

2.     "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

3.     "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"

4.     "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

5.     "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

6.     "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

7.     "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разботайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»

Список А (терминальные ценности)

1.     активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.     жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3.     здоровье (физическое и психическое);

4.     интересная работа;

5.     красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6.     любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.     материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.     наличие хороших и верных друзей;

9.     общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15. счастливая семейная жизнь;

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. творчество (возможность творческой деятельности);

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)

1.     аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2.     воспитанность (хорошие манеры);

3.     высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4.     жизнерадостность (чувство юмора);

5.     исполнительность (дисциплинированность);

6.     независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7.     непримиримость к недостаткам в себе и других;

8.     образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9.     ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15.широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

19.                       чуткость (заботливость).

            Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Все исследуемые справились с заданием. Трое справились легко, двое после оказания помощи. Типичными ответами из списка А стали: наличие хороших и верных друзей,), здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках), активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

Типичными ответами из списка В стали: смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).  Для удобства восприятия предлагаем табличный вариант  обработки результатов .

 ценностные ориентации

Респонденты

1

2

3

4

5

1

Наличие хороших и верных друзей

Здоровье (физическое и психическое)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Наличие хороших и верных друзей

Здоровье (физическое и психическое)

2

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)


Наличие хороших и верных друзей

Здоровье (физическое и психическое)

Наличие хороших и верных друзей

3

Смелость в отстаивании своих мнений

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

Графически полученные результаты можно представить следующим образом:


Выводы по главе II.

Для эффективной профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков необходимо знать,  на какие  материальные, социальные, духовные ценности ориентированы подростки. Важно учитывать и уровень сформировавшихся ценностных ориентаций.

В ходе эксперимента мы наблюдаем склонность респондентов к конкретным целям, инструментальные же ценности  больше ориентированы на независимость, самостоятельность, смелость в отстаивании своих решений.

            У 80 % респондентов (от общего количества респондентов) наблюдается ориентация на наличие хороших и верных друзей, у 60 % респондентов  наблюдается ориентация на физическое и психическое здоровье, 40% ориентированы на материальное благополучие.

Таким образом, можно утверждать, что у респондентов недостаточно сформированы ценностные ориентации.

На основе полученных данных предлагаем программу тренингов личностного роста, способствующих формированию убеждений о ценности  здоровья, формированию активной социальной позиции участников и развитие у них способности производить значимые  положительные изменения в своей жизни.

 

                                                       Заключение.

Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковой популяции России.

В заключение следует указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить на межведомственной основе (совместно с ГУВД, Комитетом по делам семьи и молодежи) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа региональных особенностей наркоситуации в детско-подростковой популяции, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на наркоситуацию в регионе.


Образовательные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию. Наиболее эффективен такой подход к детям с искаженным характером представлений о наркоситуации и о наркотиках, к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркосреду).

К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем "обучения через предмет"- это валеология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни.

В настоящее время многие программы по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:

- образовательный компонент: углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;

- психологический компонент: углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;

- социальный компонент: активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

Второе направление - разработка авторских  образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ.

Это превентивные, т.е. несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе также лежит обучение через предмет, а именно такие предметы как история, биология, химия, литература и частично ОБЖ.

В условиях образовательного учреждения развитие этого направления первичной профилактической работы в школе обеспечивается прежде всего осознанием проблем первичной профилактики зам. директора по учебной и воспитательной работе. Разработка авторских программ обеспечивается чаще всего активно озабоченными угрожающей наркотической ситуацией учителями-предметниками, в программы которых входит формирование у учащихся знаний о наиболее общих механизмах действия психоактивных веществ, о истории их распространения, о морально-этических проблемах, возникающих перед человеком при злоупотреблении наркотиками и т.д. Для формирования этого направления работы также могут привлекаться лектора - специалисты по отдельным проблемам здоровья и развития (половое воспитание, психическое здоровье и проблемы зависимости) и школьный врач.

Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотической профилактики:

образовательный компонент - минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употреблении психоактивных веществ;

психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать "нет", нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;

социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.

Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для учащихся.

Чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы необходимо в каждой территории для методического обеспечения первичной профилактической помощи на постоянной основе организовать межшкольные обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников детства по методам и формам активной профилактической работы в образовательной среде, а также путям обмена новым опытом в этой работе. Программы семинаров должны носить практическую направленность, обучать навыкам отношения к ребенку, который начал употреблять психоактивные вещества, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества. Через такие семинары необходимо распространять новый опыт по инновационным психолого-педагогическим методам формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а также активные психологические установки противодействия приему наркотиков.

Таким образом, первая задача нашего исследования была решена в процессе анализа литературы по изучению проблемы профилактики  алкоголизма и наркомании среди подростков.

При проведении констатирующего эксперимента мы подобрали и апробировали диагностическую методику по изучению сформированности ценностных ориентаций у подростков.

 Проблема профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков не исчерпывается рамками данной курсовой работы, на данную тематику возможны и другие исследования.


                                    

                                  Библиографический список.

1.     Акопян А.С.,Харченко В.И., Мишиев, В.Г.: Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России.- Москва, 1999.

2.     Алферов Ю.А., Гуляев В.Н. Словарь наркомана. Домодедово,
1996.

3.     Анохина И. П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. — М., 2002.

4.     Бахрошин Н. Любовь, героин и весна // Версия. 1999.24 сентября.

5.     Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при ал­коголизме. — М., 1974.

6.     Бузина Т. С. Психологические факторы риска ВИЧ-инфицирования больных опийной наркоманией: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1998.

7.            Буева Л. П. Реабилитация воспитания // Учительская газета.
1999. № 32.

8.     Валентик Ю. В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. — М., 2002.

9.     Вопросы философии: научно – познавательный журн./январь 2007.

10.    Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

11.    Герасименко Н.Ф. Россия без будущего? Наркомания и алкого­лизм угрожают генофонду нации. М., 1999.

12. Грюнталь Н.А. Нарушения регуляторной функции самосознания у больных опийной наркоманией: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2002.

13. Данилин А. Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков. М., 2000.

14. Драган II.Г., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес. Выявле­ние и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. П. Г. Пономарева. М., 1998.

15. Елшанский С. П. Психосемантические аспекты нарушений структури­рования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. — М., 1999.

16. Закон об ограничении курения табака» № 87 принят Гос. Думой 21.06.2001., одобрен Советом Федерации 29.06.2001.

17. Кварпши Л.М. Эйфория: достижение, характеристика, анализ ощущений.     М., 1991.

18. Китова О.: Прозевали, прокурили, газета РБ № 20 от 10.06.2008.

19. Кодекс РФ об административных правонарушениях по состоянию на 25.02.2008.

20.    Колесников А.Н. Коварство мифов. Деградация личности — рас­
пад страны // Учительская газета. 1999. № 10.

21. Колесников A.M. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути Комиссаров Б.Г., Романенко А.А. SOS. Наркомания. Ростов-на-Дону, 2000.

22.    Кофи Аннан. Выступление на Первом всемирном конгрессе ан­
тинаркотических сил. М., июнь 1999 г. // Вестник Интерпола.
Международная газета. 1999. 26 июня.

23. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М., 1991.

24. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л., 1991.

25. Материалы Первого Всемирного конгресса антинаркотических
сил // Вестник Интерпола. Международная газета. 1999. 26 июня.

26. Наркомания и России: угроза нации. Материалы парламентских слушаний "О неотложных мерах по борьбе с распространением наркомании и России», 2 марта 1998 г. / Доклад Совета по внешней и оборонной политике. М., 1998

27. Не считай себя виновной // Комсомольская правда. 1999. 1 фев­раля.

28.    Никитина В. Чистка мозга для наркоманов // Аргументы и фак­ты. 2000. № 1-2.

29. Новая экономическая газета № 24 2008 (с.10.).

30.    Прими наркомана с миром // Аргументы и факты. 1999. № 32.

31. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М., 1994.

32. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. — М., 2002

33. Речное Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин СМ. и др. Шаг за шагом от
наркотиков: Книга для родителей. СПб., 1999.

34. Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. — М., 2002.

35. Рязанцев С.В., Рыбаковский Л.Л.: Стратегия демографического развития России. – Москва,2007.

36. Сирота Н.А. Клинико-психологические характеристики гашишной нар­комании в подростковом возрасте: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. — М., 1990.

37. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ...'д-ра мед. наук. — СПб., 1994.

38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилак­тика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр, и мед. психол. — 1994. — № 1. — С. 63 — 74.

39. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профи-лактики наркоманий как база для разработки практических превентив­ных программ // Вопросы наркологии. — 1996. — № 4. — С. 59 — 67.

40. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. — М., 2000.

41. Сирота НА., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. — М., 2000.

42. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и ал­коголизма у подростков. От теории к практике. — М., 2001.

43. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная про­грамма первичной профилактики злоупотребления наркотиками и дру­гими психоактивными веществами. — М., 2001.

44.    Собкин В.С., Абросимова З.Б, Адамчук Д.В., Баранова Е.В.:Проявление девиац Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 39.

45. Социально – гуманистические знания: научно – познавательный журн./январь 2008.

46.    Социология в России/Под ред. В.А. Ядова.Изд.2. М., 1998.

47. Спасти своего ребенка // Московский комсомолец. 1998. 17сентября

48. Тапилина В.С.: Качество населения и потребление алкоголя в современной России, Ин –т экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск: ЭКО № 9 2005.

49. Указ президента РБ от 22.12.2006 № УП – 617 (ред. От 07.06.2008) «Об утверждении программы по противодействию злоупотреблению наркотикамит и их незаконному обороту в РБ на 2007 –2009 годы».

50.    Федеральная целевая программа «Комплексные меры противо­действия потреблению наркотиков и их незаконному обороту
на 1999—2001 годы...» // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1999. № 20.

51. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Роберт Д.Г., ХайманС.Е. Нарколо­гия. М. СПб., 1998.

52.    Шашков В.Н. В сетях нарколоббии. М., 1999.






.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты