Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

4. Модель ситуации риска наркотизации подростков. Выделяют­ся пять доминирующих сфер, в которых может разворачиваться ситуация риска наркотизации для подростка.

1. Личностные факторы. Изучение связи между личностными факторами и употреблением наркотиков производилось путем срав­нения целого ряда личностных параметров у потребителей психо­активных веществ и подростков, их не употребляющих. В результа­те было выделено несколько наиболее значимых факторов: само­оценка, психологическая склонность к поиску ощущений, им­пульсивность, склонность к протестному поведению, конформ­ность, депрессия, тревога, слабый контроль эмоций, неустойчи­вость границ в межличностном общении (например, агрессия).

2. Процессы, происходящие в семье. В данном контексте наиболее значимыми являются: стиль родительского поведения (что разре­шается, что не позволяется и когда; какая система наказаний ис­пользуется; техники контроля и родительского мониторинга; се­мейная коммуникация, взаимодействие между родителями; осо­бенности поведения родителей в целом).

3. Социальное влияние сверстников. Исследуются влияния свер­стников на решения и выбор поведения подростка: оказывают ли сверстники социальную поддержку или подавляют личность; упот­ребляют ли они наркотики и алкоголь и как подросток к этому относится; какими ролевыми моделями являются сверстники для подростка.

4. Социальные и личностные навыки самоуправления. Определя­ются навыки саморегуляции и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки це­лей, принятия решения, групповой дискуссии, персональной и социальной компетентности, разрешения проблем).

5. Ожидания, связанные с алкоголем и наркотиками. Выявляются убеждения, касающиеся психоактивных веществ, их действия, исходов их употребления; когнитивные мотивации, связанные с проблемой, употреблять их или нет, когда, сколько раз, при ка­ких обстоятельствах или не употреблять никогда и т.д. В контексте данных исследований наиболее интересна концепция «когнитив­ных медиаторов», выдвинутая Л. Шеером и Ж. Ботвиным [Scheier L., Botvin G.J., 1999]. Авторы считают, что на пути социальных вли­яний, которые могут оказывать окружающие (родители, учителя, сверстники), встают так называемые «когнитивные медиаторы» — убеждения, суждения, полученные из опыта самого подростка; при­внесенные и усиленные убеждения семьи, являющиеся эффектом рекламы, и т.д. Таким образом «когнитивные медиаторы» могут играть как роль факторов риска, так и роль протективных факторов в зависимости от их качества и содержания. Важно то, что процесс социальных влияний управляем, что позволяет оптимистически относиться к грамотно построенным превентивным программам.

         Еще одним немаловажным фактором риска является недооценивание пагубного влияния наркотиков на организм. Это своеобразные мифы, которыми часто руководствуются подростки.

Миф первый. «Я только попробую, это не страшно и не опас­но». Известно, что подросткам свойственно ощущать себя бессмерт­ными и бесстрашными. Этим они подчас и руководствуются, впервые приобщаясь к наркотикам.

Миф второй. «Я в любое время могу отказаться, я — не нарко­ман». Моральное состояние наркомана не содержит чувства вины, так как, по его убеждению, он не совершает преступления. Кроме того, даже если он уже не просто приобщился, а злоупот­ребляет наркотиками, то все равно не чувствует себя больным, он считает себя жертвой. В чем-то он, конечно, прав: нарко­ман — действительно жертва наркотизированной культуры, ук­лада жизни и пр. Жестокая обманчивость этого мифа в том, что в любое время он отказаться от наркотиков не сможет.

Миф третий. Человечество уже проиграло несколько крупных сражений в защиту своего здоровья: оно не смогло во время и адекватно ответить на никотиновый и алкогольный вызов. Человече­ство решило, что коль скоро люди хотят курить и пить алко­гольные напитки, то в этом и состоит их благо, а значит, и благо всего общества. В этом их воля и личное право. Почему же к наркотикам надо относиться иначе?

Отсюда вытекает ложное понимание наркоманами общей стратегии действия общества в условиях брошенного ему нар­ковызова: чем дольше борьба, тем слабее сопротивление об­щества вплоть до появления лояльности к наркоманам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3            Анализ методов и форм первичной профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

Антинаркотическая профилактическая деятельность определяется как межведомственная, т.е. деятельность, которая должна проводиться совместно специалистами управления внутренних дел, образования, здравоохранения, и Комиссий по защите прав несовершеннолетних.

Положительным фактором является создание в территориальных образованиях подпрограмм региональной целевой программы и территориальных межведомственных комиссий, организующих и контролирующих выполнение мероприятий на местном уровне.

Практически все антинаркотические мероприятия воспитательного характера, осуществляемые управлением образования, проводятся комплексно, совместно с управлением здравоохранения, внутренних дел и реализуются по следующим направлениям:

1. Поиск форм и средств повышения эффективности профилактической антинаркотической работы.

Пример такого подхода целесообразно привести по следующим  регионам:

* в Ростовской области профилактическая антинаркотическая работа строится на основе статистического анализа данных по злоупотреблению наркотическими и токсическими средствами среди несовершеннолетних, на основе учета фактов задержания детей и подростков в алкогольном и наркотическом опьянении со сверкой данных между территориальными органами управления образованием и органами внутренних дел с выделением групп "детей риска".

Специалистами наркологической службы разработаны и представлены в распоряжение учебных заведений методические пособия "Основы аномального развития личности", "Современные представления о наркотизме", которые позволяют немедицинским специалистам своевременно реагировать на случаи употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Многие вопросы социально-коррекционной и реабилитационной помощи реализуются через психолого-педагогические Центры. На территории области действует 15 психолого-педагогических и реабилитационных центров, 23 школы работают в режиме "школы здоровья"; в системе школьной психологической службы занято 468 психологов; работает областной "телефон доверия"). В области действует 2О3 муниципальных учреждения для дополнительного образования детей.

*В последние 10 лет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан принимает активное участие в межведомственной работе по реализации республиканских программ «По борьбе с преступностью», «Охране общественного здоровья, профилактике пьянства и алкоголизма», «По противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2004-2006 годы».

При Республиканском наркологическом диспансере сформирован электронный банк данных по диспансерному и профилактическому учету лиц, потребляющих наркотические вещества. Производится постоянный обмен информацией с заинтересованными министерствами и ведомствами.

По инициативе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом по молодежной политике с 2004 года в летний период организованы профильные смены для детей с аддиктивным поведением. В 2005 году курс оздоровления прошли более 500 детей из группы профилактического учета. Во время прохождения профильных смен проводились лекции с участием врачей наркологов, социальных работников, педагогов, психологов. В 2006 году данный опыт работы продолжен.

Одним из положительных примеров совместной профилактической работы является проведение широкомасштабных антинаркотических акций в городах и районах республики под девизом «Башкортостан – территория здоровья», «Жизнь без наркотиков, алкоголя и табака». В организации и проведении акций приняли участие Главы администраций городов и районов, представители Министерства здравоохранения, Министерства народного образования, МВД РБ, Госкомитет РБ по молодежной политике, ведущие ученые медицинского университета.

Это позволило донести до населения, особенно молодежи, информацию о медицинских, правовых, социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков и табака.

Проведение совещаний и конференций имеет важное значение для развития наркологической службы. 25 августа 2005 г., при поддержке Правительства республики, прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегия государственного реагирования на наркоситуацию в условиях субъекта Российской Федерации», в работе которой приняли участие специалисты антинаркотической деятельности из 16 субъектов Российской Федерации.

23 марта 2005 г. по инициативе Министерства здравоохранения и наркологической службы республики в городе Уфе проведен республиканский Форум «Сохраним здоровье души и тела».

28 апреля 2005 г. в городе Нефтекамск проведена научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в Республике Башкортостан». На Форуме и научно- практической конференции были освещены вопросы научных исследований в области наркологии, профилактике наркологических заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.

По инициативе глав администраций городов и районов республики, в учебных заведениях организованы наркологические посты, в состав которых входят медицинские работники. Регламентирован порядок работы по выявлению потребителей психоактивных веществ. Тесно отлажено взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, в состав которых входят врачи наркологи. Основной задачей работы наркопостов является профилактика наркологических заболеваний. Применяемые профилактические программы предназначены для усиления защитных факторов и ослабления факторов риска. Эти программы основаны на интерактивных приемах – диалогах, групповых дискуссиях.

В республике функционирует 10 центров медико-психологической службы и 16 пунктов психологической помощи детям. 1630 социальных педагогов и психологов, непосредственно в школах, проводят психологическую коррекцию.

Организованы регулярные выступления ведущих специалистов наркологической службы в ГУП ТРК «Башкортостан». Наркологи также активно участвовали в совместной работе со средствами массовой информации по подготовке различных материалов профилактической направленности. В настоящее время, в республиканском кинопрокате находится 66 документальных и 30 художественных фильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Особый интерес у телезрителей вызвала серия документально-публицистического фильма «Героин N», снятый на студии ГТРК «Башкортостан», основанный на реальных историях из жизни наркоманов.

Организован выпуск методических пособий, информационных сборников, буклетов, памяток для населения по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Задачи, поставленные в начале Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения органами здравоохранения, в целом, выполнены

2. Пропаганда здорового образа жизни через образовательную деятельность.

Во всех регионах в рамках учебных курсов ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности, - валеологии, а также биологии, химии и других предметов педагоги регулярно обсуждают с учащимися проблемы профилактики наркомании. Общим недостатком этого подхода является широкая представленность в учебных программах медицинских аспектов наркоманий и недостаточная разработка методических основ формирования ценностей здорового образа жизни.

3.      Последипломное обучение и переобучение специалистов образовательных учреждений по программам оказания первичной профилактической помощи.

 В каждом регионе на постоянной основе проводятся обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде. Программы большинства семинаров имеют практическую направленность, обучают навыкам первичной оценки токсико-наркотического опьянения, психологическим основам разьединения асоциальных групп, в которых практикуется прием наркотиков, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества.

4. Проведение мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде.

Во многих регионах осознана необходимость мониторинга для планомерного развития первичной профилактической работы. Например, в Самарской области Комитетом по делам молодежи регулярно проводится социологический анализ состояния проблемы наркомании в области. В других регионах подобная работа проводится на основе разовых социологических опросов в школах, что в виде единичных срезов дает обобщенную характеристику уровня распространенности употребления наркотиков и отношения детей и подростков к этой проблеме. Следует отметить недостаточную методологическую разработку основ проведения этих опросов, отсутствие нормативной базы для проведения мониторинга на постоянной основе и малую значимость результатов единичных, малосовместимых друг с другом опросов, проводимых по разным методикам.

5. Разработка концепции первичной профилактики наркоманий в образовательной среде.

Разработка концепции осуществляется по инициативе Министерства образования научной группой специалистов с обсуждением ее ключевых положений с соответствующими управлениями Минтруда, Минздрава России, Госкомпечати России, заинтересованными общественными организациями. Одновременно Министерство проводит конкурсы авторских программ антинаркотического воспитания и профилактической помощи детям и подросткам. При этом особое внимание уделяется авторским программам, в которых развиваются методические приемы и средства для обеспечения перехода в антинаркотическом воспитании от установок на информирование детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к психолого-педагогическим технологиям формирования у детей активной психологической защиты от употребления ПАВ.

С учетом остроты ситуации и неразработанности многих теоретических и практических вопросов профилактики наркомании у подростков Министерство считает необходимым на первом этапе создать одно-два учреждения нового типа с профилактической и реабилитационной направленностью,  которые могли бы использоваться в качестве федеральных экспериментальных площадок для проведения исследований по проблемам коррекции и профилактики наркоманий, аддиктивного (зависимого) поведения детей и подростков, а также для разработки и апробации новых психолого-педагогических технологий, направленных на формирование позитивных жизненных навыков и активной психологической позиции по отношению к приему ПАВ, новых моделей комплексной социально-реабилитационной помощи. Такие учреждения будут одновременно выполнять функцию методических и координирующих органов по организации на федеральном уровне профилактической, коррекционной и социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы с зависимостью.

6. Разработка законодательных предложений и нормативных актов, регулирующих развитие первичной антинаркотической профилактической деятельности.

С позиций концепции первичной антинаркотической профилактической помощи медико-социальная реабилитация при алкоголизме и наркомании должна учитывать особый возрастной, психологический и социально-правовой статус несовершеннолетнего, определяющий специфику реабилитационного процесса для детей и подростков.

Эта специфика заключается в том, что в ней, во- первых, больший объем должны занимать меры профилактической помощи для детей и подростков с зависимостью от психоактивных веществ и с первых проявлений зависимости оказание профилактической помощи должно сочетаться с социально-психологической и медицинской реабилитацией.

Во - вторых, в объеме реабилитационных мер для несовершеннолетних ведущее значение должны получить различные формы общеобразовательного обучения (компенсирующее, коррекционно-развивающее, дополнительное) и профессионального обучения, а не только трудотерапия как это предусматривается в Центрах медико-социальной реабилитации.

В - третьих, реабилитационные меры должны носить дифференцированный характер с учетом различия групп несовершеннолетних, нуждающихся в медико-социальной помощи: дети и подростки с зависимостью от психоактивных веществ без стойких нарушений поведения асоциального характера; несовершеннолетние с зависимостью от психоактивных веществ и девиантным поведением; несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом и наркоманией и совершившие преступления.

Разработка законодательных предложений по вопросам социально-медицинской реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманиями и токсикоманиями, получила определенное развитие.

 Наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя существует высокий риск заболевания тяжелыми инфекциями - гепатиты, ВИЧ-инфекции и СПИД, венерические болезни - и такой же высокий риск их распространения. Потребители наркотиков быстро дезадаптируются, так как практически невозможно сочетать учебу с потреблением наркотиков. С нарастанием школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетние потребители наркотиков постоянно втягиваются в криминальную деятельность, разрушают семью и становятся потенциально  опасными.

Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией требуется совершенствовать законодательство. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для активной первичной профилактической работы и для реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

7. Опыт разработки проблем первичной профилактики в зарубежных странах.

Первым существенным моментом зарубежного опыта в области профилактики является положение о том, что на государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 8О% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана разветвленная социально-реабилитационная сеть помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты