Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Социальные и педагогические технологии:

— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

— формирование мотивации на изменение поведения;

— развитие проблем - преодолевающего поведения;

Психологические технологии:

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления  наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения, включение в лечение, прекращение употребле­ния алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

-    формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

- формирование мотивации на изменение поведения, прекра­щение употребления психоактивных веществ и постоянное под­держание процесса продвижения к здоровью;

- развитие навыков копинг-поведения, социальной компе­тентности, преодоления искушения наркотизации или алкого­лизации;

- формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддержи­вающих сетях.

Психологические технологии:


- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нрав­ственных ценностей;

- осознание личных целей и путей их достижения;

-осознание влечения и зависимости;

 - формирование копинг-стратегий преодоления влечения и за­висимости;

- изменение жизненного стиля в целом;

- развитие коммуникативной и социальной компетентности;

- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

-развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофар­макологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физи­ологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в об­ществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

— профилактика, основанная в семье (семейные и родитель­ские программы);

— профилактика в организованных общественных группах на­селения;

— профилактика с помощью средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных за­ведениях и вне       их;

— систематическая подготовка специалистов в области профи­лактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— профилактика рецидивов;

— терапия социальной средой;

— профилактика последствий, связанных с употреблением пси­хоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактиче­ские программы.
















1.2            Физиологические, психологические особенности развития подростков, лежащие в основе алкоголизма и наркомании. Факторы риска.

 Употребление психоактивных ве­ществ — это проблема, связанная с особенностями индивида, ок­ружающей его среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, проводящиеся в различных регионах мира, показы­вают, что многие подростки подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенильная депрессия, суицидальное девиантное и делинквентное поведение, алкоголизм и наркомания. Поэтому, опреде­ляя причины употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, мы прежде всего имеем в виду специфический фено­мен, представляющий собой совокупность самых разных проблем, таких, как семейное неблагополучие, а также нарушения комму­никации в семье и в среде сверстников, уходы из дома, плохая успеваемость и прогулы, ранняя беременность и др. Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными на­рушениями психики и поведения или с физическими недостатка­ми [Личко А.Е., Битенский B.C., 1991]. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвра­щения негативных исходов и усиления позитивных результатов раз­вития человека.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя, называются фак­торами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятель­ства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребите­лем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной обществен­ной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактив­ного вещества. Так, факторами риска употребления психо­активных веществ могут быть:

- проблемы, связанные с физическим или психическим здо­ровьем;

- употребление родителями психоактивных веществ;

- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабиль­ность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интел­лекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);

- ранняя сексуальная активность, подростковая беремен­ность;

- проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;

- регулярное общение со сверстниками, употребляющими пси­хоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

- невысокое качество медицинской помощи;

- недоступность служб социальной помощи;

- высокий уровень преступности в регионе. Факторами защиты от риска употребления психоактив­ных веществ, или протективными факторами, могут быть:

- стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теп­лые, доверительные отношения в семье;

- средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;

- высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного ре­шения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устой­чивость к негативному влиянию сверстников, умение контроли­ровать свое поведение;

- высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, фи­зическое и психическое благополучие;

- соблюдение общественных норм в употреблении психоак­тивных веществ;

— высокое качество медицинской помощи;

— низкий уровень преступности в регионе;

— доступность служб социальной помощи.

Обычно человек начинает употреблять психоактивные веще­ства под воздействием не только одного фактора. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факто­ров защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формиро­ванию зависимости от психоактивных веществ.

Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой [1990] разработана классификация факто­ров риска возникновения и развития наркомании в подрост­ковом возрасте.

1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

— патологически протекавшая беременность у матери;

— хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;

— хронические и острые тяжелые психические травмы в пери­од беременности;

— патологически протекавшие роды;

— задержки нервно-психического развития в раннем воз­расте;

— нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной отягощенности:

— психические заболевания;

— алкоголизм;

— наркомания.

3. Факторы нарушенного онтогенеза:

— черепно-мозговые травмы;

— психотравмы;

— тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспи­тания:

— неполные, распавшиеся семьи;

— отсутствие семьи;

— деструктивные семьи;

— воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками);

— психопатологические личностные или акцентуированные ха­рактерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

— формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарас­тающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

— избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

— формальное отношение к внутрисемейным проблемам, иг­норирование их;

— снижение успеваемости;

— нарушения школьной дисциплины;

— неполноценность коммуникативных контактов (поверхност­ное, недифференцированное межличностное общение);

— конфликтность в отношениях со сверстниками — представи­телями формально детерминированного коллектива или избега­ние общения с ними;

— конфликтность в отношениях с учителями и администраци­ей школ;

— нарушение принципа социальной обусловленности комму­никативных связей, построение общения со сверстниками пре­имущественно по «территориальному» принципу;

— уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы об­щения с ними;

— отсутствие устойчивых увлечений;

— склонность к асоциальным формам поведения. 6. Психологические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, соци­альной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в не­посредственное поведение, минуя процесс когнитивного осозна­ния и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответству­ющая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и про­гноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружа­ющими;

— отсутствие стремления к конструктивному разрешению про­блемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных це­лях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в по­ведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

6. Психологические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, соци­альной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в не­посредственное поведение, минуя процесс когнитивного осозна­ния и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответству­ющая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и про­гноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружа­ющими;

— отсутствие стремления к конструктивному разрешению про­блемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных це­лях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в по­ведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Отсутствие оптимальной концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков или других психоактивных ве­ществ осознается как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями. Скорее всего, такой концепции и не может быть, так как постоянно изменяется окружающая среда и характер ее воз­действия на людей. Существует ряд концептуальных моделей, яв­ляющихся наиболее универсальными, но и они развиваются и совершенствуются в процессе изменений, происходящих в мире, и в соответствии с развитием мировой психологии [Сирота Н.А., Ялтонский В. М. и др., 2001]. Рассмотрим эти модели.

1. Трансакционная модель. Поведение человека определяется ха­рактеристиками индивида и среды, в которой он функционирует. Результатом взаимодействия индивида и среды является развитие индивидуальных характеристик человека. На личностное жизнен­ное пространство, психологический и поведенческий статус вли­яют контекстуальные факторы среды, которые в свою очередь под­властны влиянию индивида. Результаты взаимодействия между лич­ностью и средой описываются в терминах «трансакций». Согласно трансакционной модели возможность предвидеть результаты по­ведения человека зависит от идентификации, анализа и понима­ния таких трансакций. Риск наркотизации может быть вызван тре­мя причинами: а) характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиционные особенности; б) характеристиками сре­ды, воздействующей на индивида; в) специфическими комбина­циями индивидуальных и средовых характеристик. Эти причины в совокупности ведут к последовательности событий, вызывающих функциональное или дисфункциональное поведение. Такие по­следствия называются «этиологическими» изменениями, опреде­ляющими эмоциональные и поведенческие исходы, которые мож­но предотвратить с помощью превентивных мер. Развитие ребенка рассматривается как продукт динамических интерактивных состо­яний и опыта, который он получает в процессе функционирова­ния в семейной и социальной среде. Наиболее важным положени­ем этой модели является то, что индивид и среда не рассматрива­ются в отрыве друг от друга. Они — взаимозависимые элементы одной системы, а поведение человека строго обусловлено накоп­ленным опытом.

2. Модель антисоциального поведения основывается на трансак­ционной модели и исходит из того, что в процессе развития ре­бенка существуют периоды несогласованной активности. Взрос­лые, неумеренно стремясь дисциплинировать детей, создают кон­текст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению. Родители, постоянно следящие за детьми и контроли­рующие их действия, требуют выполнения строгих дисциплинар­ных установок; этим они снижают позитивные усилия ребенка и уменьшают для себя вероятность вовлеченности в общение с ним. В ответ на действия родителей у подростка развивается неуступчи­вое поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении пе­редразнивать воспитателей, в разнообразных видах протестного поведения. Это вызывает у родителей негативный ответ, усилива­ющий в свою очередь протест подростка. Таким образом, между ро­дителями и подростком устанавливается взаимодействие на основе насилия и агрессии (скрытых или открытых). Если часто и интен­сивно проявляющееся протестное поведение подростка сопровож­дается чрезмерным нормативным давлением родителей, он обу­чается ригидным поведенческим стереотипам, которые будет ис­пользовать и в дальнейшей жизни, при общении со сверстника­ми, в школе. Одновременно тормозится обучение ребенка лабиль­ным, более подвижным и чувствительным, адаптивным стратегиям. Когда протестное, неуступчивое, ригидное поведение использует­ся подростком при общении со сверстниками и учителями в школе, неизбежны агрессивный ответ или избегание общения. В результате снижается самооценка, успеваемость, формируются негативные трансакции, что ведет к употреблению алкоголя, наркотиков и другим формам саморазрушающего и антисоциального поведения.

3. Модель поведения риска основана на психосоциальных кон­цепциях риска и проблемного поведения. Факторы риска возник­новения и развития психосоциальных расстройств, алкоголизма и наркомании рассматриваются с точки зрения двух доминант — социальной среды и поведения. При этом среда является носите­лем такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведе­ние индивида в ситуациях стресса — возможным фактором риска. Эта концепция привлекает внимание к потенциальным исходам и последствиям, позволяя рассматривать поведение того или ино­го индивида как неоднозначное и усматривать в нем не только негативные, но и позитивные для личности факторы. Например, употребление наркотиков подростками, несомненно имеющее не­гативные исходы, может преследовать позитивные цели, такие, как интеграция в социальную среду сверстников, повышение са­мооценки, снятие эмоционального напряжения и т.д. Поэтому при разработке превентивных программ важно понимать, что асо­циальное поведение просто устранить невозможно — необходимо предложить удовлетворяющую альтернативу. В связи с этим основ­ной целью превенции должно быть именно построение поведения.

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков, ранняя сек­суальная активность, как сказано выше, могут быть инструмента­ми налаживания связей со сверстниками, своеобразной социали­зации, установления автономности от родителей, отвержения ав­торитетов, норм, ценностей, попыткой утверждения собствен­ной зрелости, выхода из детства, приобретения более взрослого статуса. Это характеристики обычного психосоциального разви­тия, при котором поведение риска приобретает функции рычага необходимых и естественных изменений.

Модель поведения риска связана с личностным развитием, психосоциальной адаптацией в подростковом возрасте и свиде­тельствует о том, что определенные формы поведения могут подвергать опасности нормальное развитие. Однако изменить следует лишь форму поведения, оставив прежними цели развития. В ре­зультате успешный компромисс между психосоциальными и лич­ностными сторонами развития подростка может быть найден. Мо­дель подросткового поведения риска включает в себя такие пара­метры, как социальная среда, восприятие среды; личность, пове­дение; биологические и генетические параметры, которые под­разделяются на риск-факторы и факторы протективные, препят­ствующие поведению риска; учитываются также формы и исходы поведения. Эта модель отражает общие уровни в структуре орга­низации различных форм поведения подростков и связана с кон-пепцией жизненного стиля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты