Практика запоминания

16. Запоминание чисел с помощью СЧС

Использовать словесно-числовой список для запоминания можно несколькими способами. Во-первых, как уже было описано в предыдущем разделе, можно использовать СЧС в качестве хорошо усвоенного списка слов для ассоциирования с ним перекодированных согласно ЦБК в слова чисел (метод связных ассоциаций). Кроме того, можно использовать слова списка непосредственно при перекодировании слов: это значительно ускоряет поиск нужного слова, так как в СЧС на 100 слов готовое слово есть для каждого двузначного числа. Слова эти в таком случае представляется целесообразным запоминать методом последовательных ассоциаций (слова же, находящиеся в списке заранее подобраны таким образом, чтобы быть наиболее эмоциогенными). Во-вторых, можно представить на какие предметы похожи запоминаемые числа (по форме (как это делалось при запоминании исторических дат с помощью рисунков), материалу, цвету, размеру и пр.). Подобранные слова-ассоциации нужно последовательно связать со словами СЧС методом связных ассоциаций.

17. Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)

Недлинные числа достаточно удобно запоминать при помощи так называемой системы Шедд (Shedd). Суть ее состоит в том, что числу, подлежащему запоминанию, ставиться в соответствие некоторая фраза, число слов в которой соответствует количеству цифр в числе, а количество букв в каждом слове соответствует цифре, которую это слово обозначает (причем нулю соответствует десятибуквенное слово). Яркими и, наверняка, знакомыми примерами использования этого метода может быть запоминание числа π при помощи всевозможных стихотворений и фраз. Например, дореволюционное «Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает» (3,1415926535) или «учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать» (3,14159265359) и так далее. Тот же способ применяют, чтобы запомнить исторические даты. Например, год падения Константинополя (1453 год), не учитывая «1», можно представить так: «люди пойдут там», а год рождения царицы Клеопатры VII (69 год до н. э.) – «царица-красавица». Однако, следует сказать, что данный метод требует некоторых навыков, а для некоторых чисел бывает совсем не просто составить более или менее связную фразу.

 

18. Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)

 

18.1. Линейный конспект

Ведение конспектов лекций (хотя не обязательно только лекций: можно сказать просто конспектов) является, пожалуй, одной из необходимейших частей обучения, по крайней мере, до тех пор, пока Вы не убедитесь в надежности вашего запоминания материала.  Основная функция любого конспекта – приспособить информацию, изложенную в книге, журнале, на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека. Конспект по своей сути всегда субъективен, так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации. он отбрасывает все, что ни имеет для него особого значения: это могут быть слова и фразы, служащие для организации структуры текста (они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений), а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения. Можно дать несколько наиболее общих советов по конспектированию  лекций: во-первых, лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы. Первые страницы ее нужно отвести для оглавления, в последующих оставлять поля для заметок (желательно достаточно широкие (не меньше четверти ширины страницы); нумерация страниц и оглавление способствует быстрому поиска по конспекту, хотя, возможно, некоторым это и покажется излишеством, так как найти нужное место в своем конспекте значительно легче, чем в книге, но со временем, в течение которого вы не пользуетесь записями, вы попросту забудете очередность тем и тогда оглавление будет просто находкой). Во-вторых, конспекты лекций следует начинать с записи темы и плана.  В-третьих, необходимо записывать все новые понятия, определения, обобщения, выводы, а также выписывать где-нибудь в одном месте незнакомые вам термины. В-четвертых, часто повторяющиеся и  длинные слова писать следует по возможности сокращенно. В плане сокращений ограничивать себя не стоит: можно сокращать до одной буквы с различными индексами, использовать значки, символы. Однако желательно где-нибудь на полях, хотя бы в начале использования соответствующего обозначения (или даже в специально отведенном месте для условных обозначений), все же явным образом оговорить его значение при последующем использовании. В-пятых, записанную лекцию рекомендуется дома обработать: уточнить её содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания, разъяснения неизвестных терминов. Полезно также выделять основные мысли, термины и т. п. контрастными ручками или фломастерами, так как цвет способствует целостному визуальному восприятию, а следовательно и последующему запоминанию и воспроизведению (однотонно синий конспект, одинаковый на всех страницах, достаточно плохо вспоминается визуально). Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей темы. Это поможет глубже осмыслить новый материал.

Теперь коснемся содержания конспекта. Главный смысл конспекта заключается не в точном дословном записывании за лектором или переписывании книги, а в изложении основных мыслей своими словами (лат. conspectus - излагаю). Именно в этом и заключается эффективность такой формы сохранения информации: она как бы проговаривается, прописывается (а тем самым сохраняется надолго) и является результатом творческой работы автора (принцип личных комментариев). Но это одновременно составляет определенные трудности, а именно то, что такая творческая обработка требует времени, которого на лекциях, как правило, не хватает, отсюда и возникает необходимость домашней обработки записей с целью раскрыть намеченные мысли. При написании конспекта важно не торопиться (принцип паузы). Таким образом, вы сможете уловить смысл фразы или, еще лучше, нескольких фраз, а затем кратко изложить его во всего лишь одном или двух предложениях. Важно сначала понять мысль, и уже только потом записать понятое.   

Однако рассмотрим самые очевидные недостатки конспекта, организованного в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Во-первых, линейный конспект представляет собой усеченный дубликат исходного текста или чьей-то речи, поэтому не представляет богатых возможностей для творческой переработки информации (в крайнем случае можно внести некоторые разъяснения в термины). Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Современные научные выводы заключаются в том, что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое (психологи называют подобное целостное представление гештальт) и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, является уже фактически готовым текстом, что не оставляет практически никаких возможностей для его расширения и модернизации (ведь это требовало бы его полного переписывания).

 

18.2. Карты памяти (Mind maps)

Но существует и альтернативный метод конспектирования, который учитывает очевидные недостатки традиционного линейного конспекта. Это так называемые Карты памяти (Mind Maps) (далее ММ), изобретенные психологом Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Метод MM наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга (левое полушарие отвечает за логическое мышление, а также за анализ чего-либо в деталях; правое полушарие отвечает за образное мышление (воображение) и восприятие информации в целом (в виде гештальта)), благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). Метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, так как ведение записей осуществляется в менее напряженном творческом режиме. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его "единым взором ", воспринять его как единое целое.
Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движения от общего к деталям. Ваша карта может расти, позволяя Вам все глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета. Наконец, отметим, что карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение, позволяет вам очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Вот лишь некоторые из них: подготовка к экзаменам, презентациям, докладам, планирование дел, самоанализ, решение житейских проблем и т.д. Постоянное использование методики позволит вам сделать свое мышление более организованным, четким, логичным.

Рассмотрим только основные принципы использования метода ММ (более подробно о методе можно узнать из книг Тони Бьюзена, например, «Максимально используй свой разум» («Make the most of your mind»)).

1.      Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов), поэтому для начала рекомендуется запастись цветными ручками, карандашами и фломастерами.

2.      Лист предпочтительно располагать горизонтально: так вы отводите больше места под свой рисунок (конспект), что позволит вам его расширять и модернизировать.

3.      В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге или тема лекции).

4.      Используя разноцветные ручки, выводим из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того, чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. Поначалу это, возможно, будет затруднительно, но практика в использовании карт памяти, вскоре позволит Вам, практически не задумываясь, выбирать самые подходящие ключевые слова. На крупных ветвях помещайте более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова.

5.      Вы можете детализировать свой конспект настолько, насколько считаете нужным. Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему "дереву" карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее – тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности).

6.      Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирайте в соответствии с важностью данного ключевого слова.

7.      Обильно снабжайте карту различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы (пространственные структуры)).

8.      Различными стрелочками показывайте связи между различными идеями. Одним словом, не ограничивайте себя в картотворении: чем более субъективный характер она будет носить, тем лучше.

Теперь скажем несколько слов о том, как тренироваться составлять ММ. Очевидно, сразу идти на лекцию с фломастерами и листом А4 бессмысленно, так как, не имея навыков, мало вероятно, что вы успеете что-то зафиксировать. Очень эффективным способом тренировки является «картографирование» выпусков новостей (начать можно с телевизионных (это легче, так как есть еще и видеоряд, который, возможно, поможет Вам при выборе степени конкретизации и основных тем), а затем перейти на радио). Затем можно перейти к конспектированию теле- и радиопередач. Необходимо отметить, что в процессе тренировки важнейшую роль играет не только само «картографирование», но и последующая проверка. Поэтому важно иметь возможность последующего воспроизведения конспектированного в оригинальной форме (запись с радио или телевидения). Кроме того, не следует пренебрегать практикой в составлении различных планов на день (сделать, позвонить, сказать, отдать, взять и т. п.). Одним словом, в составлении карт памяти нужно постоянно тренироваться, и только в этом случае можно добиться достаточно полного и, в то же время, компактного и понятного изложения материала.

 

19. Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)

В данном разделе не ставиться цель дать какие-либо рекомендации по применению описываемых методов, так как они достаточно сложны, а кроме того непосредственно касаются соматической составляющей человека, а потому при неправильном использовании могут навредить здоровью. Так что приведенная ниже информация носит исключительно ознакомительный характер, а более детальная информация об описываемых техниках может быть найдена в специальной литературе.

19.1. Гипнопедия

Гипнопедия (от греч.  ‘ύπνος – сон и παιδέα – обучение) – метод обучения во время естественного сна. Предполагается, что он использовался еще в храмах Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Возрождение метода произошло в первой половине ХХ века. В 1936 году советский ученый А. М. Свядош доказал, что во время сна человек может воспринимать и запоминать информацию, а она при этом не искажается и, что важнее всего, может быть воспроизведена после пробуждения. Большой вклад в возрождение метода внес профессор Л. А. Близниченко, который провел большое количество опытов по изучению особенностей гипнопедической речи. Гипнопедию используют, главным образом, при обучении иностранным языкам, хотя это не единственная область ее применения.

Приведем основные принципы гипнопедического метода:

1.      Тембр голоса и качество произношения имеют значение. Тембр должен быть приятным, а произношение четкое.

2.      Громкость речи. Обычная разговорная речь не подходит, гораздо лучше шепот. Перед засыпанием речь должна быть громкой, затем  через пять минут после засыпания громкость снижается и речь едва слышна, а перед прекращением сеанса громкость увеличивается (мы, вероятно, еще помним одно из положений по организации процесса запоминания о том, что на начало и конец должно приходиться большее число повторений, чем на середину; здесь число повторений заменяется увеличением громкости звука).

3.      Скорость речи. Скорость произношения запоминаемого материала должна быть увеличена на 10-15% по сравнению с обычной скоростью речи, то есть скорость речи должна быть около 160-170 слов в минуту.

Что нужно для обучения?

1.      Рабочее место, оснащенное специальной аппаратурой. Помещение должно быть изолированно от внешних шумов и иметь благоприятные условия для сна (кровать). Под аппаратурой подразумеваются приборы для контроля сна и устройство для воспроизведения звука.

2.      Программированные материалы, то есть правильная запись учебного материала на магнитофон. Учебные материалы должным быть в двух вариантах: печатном и звучащем, между которыми не должно быть расхождений. Материал записывается на кольцевую ленту и, таким образом, будет постоянно повторяться.

3.      Контроль за усвоением материала после занятий (утром).

4.      Врачебный контроль за состоянием обучающегося до и после практики.

Днем происходит первичное осмысление материала, создается впечатление о нем, ночью происходит запоминание. Обучение во сне имеет четыре фазы:

Фаза I. Студент не спит, работает зрительная, слуховая, моторная память (читает, слышит, повторяет вслух). Длительность – 15 минут (кольцевая лента проходит 3-4 раза).

Фаза II. Студент только слышит материал, засыпает. Длительность – 45 минут (лента повторяется 7-8 раз).

Фаза III. Студент спит. Речь в динамике едва слышна (длительность – 15 минут (повторение ленты – 3-4 раза), затем магнитофон выключается и идет обычный ночной сон.

Фаза IV. Магнитофон включается за 30 минут до пробуждения. Сначала речь почти не слышна (5 минут), затем громкость постепенно увеличивается (лента повторяется 3-4 раза).

При правильном применении метода достигаются достаточно высокие результаты. Например, в течение семестра студенты, изучавшие иностранные языки при помощи описываемого метода в одном из московских ВУЗов, выучили на 30% больше иностранных слов, чем их однокурсники, не пользовавшиеся гипнопедией. Гипнопедия доказала свою эффективность. Однако некоторые ученые ставят под сомнение естественность сна, которым спит обучающийся во время сеанса. Они считают, что это скорее гипноз, а потому предостерегают от возможных пагубных последствий этого не до конца изученного феномена.

 

19.2. Фармакологические методы улучшения памяти

Все описанные выше методы требуют определенных усилий, фармакологические же методы усилий не требуют, именно поэтому так активно ведутся поиски «таблетки памяти» (кстати, одна такая недавно якобы была найдена в Индии. Ее производят из одного из местных растений. Она облегчает состояние даже у людей с болезнью Альцгеймера). Как правило, вещества, улучшающие память это некоторые химические соединения, стимулирующие активность нервных клеток. Среди таких средств можно назвать камфакинам – вещество, повышающее чувствительность нервных клеток к электрическим импульсам. По итогам исследования было отмечено улучшение кратковременной памяти (быстрота счета у молодых людей увеличивалась на 20%, а у пожилых – до 50%).

Отметим, кроме того, положительное влияние алкалоидов (таких как кофеин (в кофе) и теофилин (в чае)) на память. Они препятствуют преждевременному разрушению естественных источников клеточной энергии (молекул циклического аденозинмонофосфата (АМФ)), тем самым сохраняя клеткам энергию для активной работы. Кроме того, увеличивается количество всех медиаторов; за счет некоторых из них повышается настроение, что создает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.

С химической точки зрения, важным фактором хорошей памяти является сбалансированное питание. Пища должна содержать в достаточных количествах: белки, витамины, магний, кальций, глютаминовую кислоту (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы).

Скажем также несколько слов о веществах, ухудшающих память. Ухудшают память так называемые холинолитические (антихолиноергические) средства. Они уменьшают количество важнейшего медиатора – ацетилхолина. К данной группе средств относятся атропин, сколопамин, метамизил и др. Они проявляют в виде ухудшения долговременной памяти . Также ухудшают память алкогольные напитки и курение.

Вообще с разного рода химическими веществами, могущими изменить метаболизм, нужно быть крайне осторожными. Мозг сам по себе является огромной химической лабораторией, вырабатывающей сотни различных веществ и всегда это происходит в самый подходящий момент. Это процессы, заложенные в человеке генетически и выверенные тысячелетиями филогенеза, и потому наверное не стоит вклиниваться в столь совершенную систему. С помощью различных химических средств «мы можем усилить пламя, но не можем добавить в костер топлива».

 

20. Заключение

В предыдущих девятнадцати разделах мы попытались указать на различные способы запоминания, идя от большего к меньшему, от общего к частному. Возможно, что такая логика изложения вкупе с устанавливаемыми между разделами взаимосвязями позволит читателю найти собственный, индивидуальный подход к своей памяти. Нахождение этого подхода к себе является поистине важнейшим фактором успешной творческой деятельности и на любом другом поприще.

 

Список использованной литературы

1.      Адам Д. «Восприятие, сознание, память. Размышления биолога», М. 1983 г.

2.      Ильюченок Р. Ю. «Память хорошая, память плохая», Новосиб. 1991 г.

3.      сост. А. Е. Польский «Как улучшить свою память?», Минск 2000 г.

4.      Никитина Т. Б. «Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания)», М. 1999 г.

5.      Пугач Ю. К. «Развитие памяти. Система приемов. Часть 1. Образная память», Минск 1995 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты