Практика запоминания

Практика запоминания

Уральский Государственный Университет им. А. М. Горького

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 «Практика запоминания»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Плотников В. И.

 

 

 

Автор:

студент философского факультета (гр. 101)

Фельдман В. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2005 год

Содержание:

Содержание……………………………………………………………………2

Вступление…………………………………………………………………….3

1.           Предварительные положения……………………………………….......3

2.           Основные принципы хорошей работы памяти…………………….......4

3.           Организация процесса запоминания……………………………………5

4.           Техника ассоциаций……………………………………………………...6

5.           Цифробуквенный код (ЦБК)…………………………………………….7

6.           Словесно-числовой список (СЧС)…………………………………........7

7.           Метод Цицерона (метод мест)…………………………………………. 9

8.           Метод последовательных ассоциаций…………………………….... ....9

9.           Метод связных ассоциаций………………………………………….. ....9

10.       Метод карманов………………………………………………………….10

11.       Запоминание списка абстрактных понятий……………………………10

12.       Метод фонетических ассоциаций (МФО)……………………………...11

13.       Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)………………….......11

14.       Запоминание исторических дат с помощью рисунков………………...11

15.       Запоминание чисел с помощью ЦБК…………………………………...12

16.       Запоминание чисел с помощью СЧС…………………………………...12

17.       Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)………13

18.       Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты  памяти)…………………………………………………………………………….13

18.1. Линейный конспект……………………………………………....13

18.2.      Карты памяти (Mind maps)……………………………………...14

19.       Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)……………………………………16

19.1.       Гипнопедия……………………………………………………...16

19.2.       Фармакологические методы улучшения памяти……………..17

20.       Заключение……………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Данная работа будет посвящена человеческой памяти. Но нас не будут интересовать вопросы, связанные с ее физиологией, с ее значением для человека как социального существа и тому подобное. Наша задача состоит в описании приемов, позволяющих человеку, говоря метафорически, не утонуть в потоке поступающей информации, или, проще говоря, запомнить, сохранить и в нужный момент вспомнить интересующую информацию. Это важно еще и потому, что без должным образом организованной памяти крайне затруднительно (если вообще возможно) обучение, а именно постоянное обучение является  важнейшей частью жизни современного человека.

Кратко коснемся логики нашего изложения. Первые два раздела мы посвятим основаниям, принципам запоминания. Раздел 3 посвятим «гигиене умственного труда» и некоторым моментам организации деятельности по запоминанию. В разделах 4 – 6 опишем три фундаментальные техники, которые, не являясь сами по себе мнемотехниками, лежат (в той или иной степени) в основе приведенных ниже методов запоминания. После описания трех техник мы приведем их приложения к практике (чему собственно и посвящена работа): запоминанию слов, иностранных слов и чисел.  Безусловно, что приведенные здесь методы запоминания не являются описанием всех возможных приложений техник (это практически невозможно сделать). Мы также укажем на два альтернативных способа ведения записей. Их, как и все методы запоминания, мы попытаемся представить как применения принципов раздела 1 и 2 на практике. Затем в разделе 19 опишем некоторые искусственные методы улучшения памяти.

Как возможно понятно из предыдущего абзаца, у нашей работы по описанию способов запоминания информации есть два основания:

1.      Принципы хорошей работы памяти.

2.      Фундаментальные техники запоминания, выбранные нами по собственному вкусу, однако являющиеся достаточно распространенными и хвалимыми в литературе.

Эти два основания, взаимнопереплетаясь и соединяясь в различных своих частях, а также в сочетании с уже порожденными ими методами, образуют все приведенные здесь методы (это взаимопереплетение мы попытались продемонстрировать с помощью большого количества ссылок к разным частям работы (рекомендуется проходить по ссылке, так как иногда она отсылает к новому, но сейчас необходимому разделу, либо способствует повторению уже пройденного, а это важно для качественного усвоения)). Мы считаем, что подобная систематизация может способствовать более глубокому пониманию изложенного и, как следствие, к творческому переосмыслению и усовершенствованию (созданию новых) приведенных методов запоминания.

 

1. Предварительные положения

Прежде чем приступить к описанию самих приемов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

Первое.  В литературе по нашему вопросу существует мнение, и на наш взгляд обоснованное, что главным препятствием на пути к развитию хорошей (отличной) памяти является, как не странно, сам человек, ее «владелец». Человек нередко говорит себе фразы вроде «Нет, столько мне не запомнить!» или «Боже мой, этот человек безумно много знает! Объяснение этому одно – он гений. Но я-то простой смертный, мне такое не по силам!», тем самым он отрезает себе путь к «гениальной» памяти. Известно, что на исход любого дела очень сильное (если не определяющее) влияние оказывает установка, высказанная (или подсознательно даже сформулированная) перед началом предприятия. Если установка пессимистическая, то можно утверждать, что и исход дела будет не лучшим. В случае с памятью дело обстоит также. Правильная установка – это уже 50% успеха в намеченном деле (вторые 50% - это техника исполнения). В подтверждение наших слов скажем, что у знаменитых мнемонистов и людей, отличавшихся феноменальной памятью, не было выявлено никаких структурных изменений мозга (не вызывает пожалуй сомнений, что именно мозг является хранилищем нашей памяти), которые могли бы объяснить столь феноменальные способности. Видимо все дело в психике, в установке. Установка эта должна быть подсознательной и неоспоримой, ибо только так можно победить неуверенность в собственных силах (о том, как именно ее победить см. главу «Организация процесса запоминания»).

Второе. Хотя мы и обещали, что не будем касаться физиологии памяти, но все-таки невозможно не упомянуть одного любопытнейшего факта. Памяти как способу фиксации информации и последующей возможности ее воспроизведения, в отличие от рефлекса, достаточно единственной серии импульсов, приходящей к нейронам головного мозга. Эти импульсы производят в нейронах некоторое изменение (структурное или функциональное физиологам до сих пор точно не известно), создавая так называемый след памяти. Доказано, что этот след больше никогда не исчезает и всегда существует возможность его воспроизведения (сознательно или под гипнозом). Другими словами, хотя, пожалуй, несколько преувеличено, можно сказать, что человек не в состоянии что-либо забыть вообще, проблема может состоять лишь в воспроизведении следа. Чтобы таких проблем не возникало как раз и нужно применять различные техники запоминания (мнемотехники). А этот «физиологический» экскурс пусть будет вторым подкреплением нашей уверенности в возможности отличной памяти и в необходимости овладения мнемотехниками.

 

2. Основные принципы хорошей работы памяти

Приведенные ниже семь принципов хорошей работы памяти касаются, в общем, не только процессов запоминания, но и любой другой целенаправленной деятельности, а потому могут быть названы универсальными. Но именно универсальность и кажущаяся простота и может иногда затруднять их применение. Трудность же, как уже было сказано, искупается стратегической эффективностью. Вот эти принципы:

·        Принцип паузы. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановку и подумать. В отношении памяти следует помнить, что она определяется главным образом стратегией мышления, пауза же позволяет избежать поспешности при выборе подходящей стратегии.

·        Принцип эмоциогенности. Свойства памяти таковы, что сведения вызывающие сильные эмоции (не обязательно положительные) несравнимо лучше запоминаются, чем не вызывающие таковых. Так что, сохраняя что-либо в памяти, нужно позаботиться о том, чтобы не остаться к этому равнодушным (один из способов – см. ниже «принцип личных комментариев»).

·        Принцип расслабления. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Успокоившись и сделав несколько глубоких вдохов, вы обязательно вспомните необходимое.

·        Принцип осознания (внимания). При усвоении информации любого типа информации следует сознательно включать как можно больше чувств, другими словами, проявлять максимальное внимание к объекту изучения. Большинство людей просто не наблюдательно, но в этом они склонны обвинять свою память.

·        Принцип личных комментариев. Комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти, кроме того, комментирование позволяет, как бы вжиться в материал, сделать его «своим».

·        Принцип организации материала. Во время записи и использования информации следует использовать категории и основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, при запоминании чьего-либо имени следует помимо зрительной ассоциации имени и лица человека, которому принадлежит имя, классифицировать имя, поместив его, например, в категорию «друзья бабушки» или «одногруппники» и т. п. Когда вы действуете таким образом, в голове образуется дополнительная привязка для данного имени, позволяющая быстрее его вспомнить.

·        Принцип использования материала. Постоянное использование материала обеспечивает быстрое вспоминание. Чем чаще используется информация, тем легче ее извлекать.

 

3. Организация процесса запоминания

Качество усвоения и сохранения данных зависит не только от самого способа запоминания (мнемотехники), но и от обстановки, в которой оно производиться, психологического настроя человека, организации во времени, задач, которые ставятся и т. п. Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций.

1)         Обстановка. Рекомендации в отношении обстановки традиционные, но это нисколько не умаляет их ценности и пренебрегать ими не стоит. Помещение, в котором предстоит работа, должно быть хорошо проветренным и тихим. Рабочее место, а это, по настоятельной рекомендации многих исследователей, должен быть именно стол (занятия в сидячем положении, а не лежа на диване!), должно быть хорошо освещено (даже не в целях сбережения зрения, просто при слабом освещении мозг склонен заснуть (через главный на данный момент орган чувств поступают слишком слабые сигналы, значит можно спать)). Кроме того не следует пренебрегать порядком на рабочем месте: на столе и вокруг него не должно быть лишних предметов (оставим «творческую атмосферу» для художественной мастерской, где мы не беремся устанавливать порядки).

2)         Психологический настрой. В разделе 1 мы обещали привести некоторые рекомендации, которые помогли бы победить неуверенность в собственных силах. Одними из наиболее эффективных способов в этой (и не только этой) области являются самовнушение и самогипноз. По причине большей доступности мы более подробно остановимся на самовнушении. Эта техника была изобретена в начале ХХ века французским аптекарем Эмилем Куэ и с некоторыми усовершенствованиями дошла до наших дней, не утратив своего значения. Следует обратить внимание на то, что данный способ эффективен также для регуляции психического состояния и поведения, развития определенных личностных качеств, борьбы против человеческих слабостей. Техника состоит в повторении (до 20 раз подряд, хотя некоторые специалисты говорят и о большем числе повторений) одной и той же фразы, так называемой аффирмации (от лат. Affirmo – утверждаю). Это простое упражнение постепенно закрепляет в подсознании идею, содержащуюся в аффирмации. Подсознательная же сфера активно включается в процесс осуществления идеи. Как применять технику?

а) Повторяйте утверждение до 20 раз машинально, сосредотачивая внимание на его смысле в начале упражнения (если вы отвлеклись, то это не страшно – продолжайте повторять). В течении дня делается обычно три сеанса: утром после пробуждения, приблизительно в полдень и вечером непосредственно перед сном.

б) Для эффективности перед началом повторения надо снять напряжение: расслабиться, сесть или прилечь.

в) Правила выбора аффирмации:

·        Фраза должна быть простой (одно предложение) (например: «У меня хорошая память» или «Я легко запоминаю то, что читаю»);

·        Фраза должна иметь позитивный смысл (утверждение). Не должны использоваться частица «не», слово «нет» и т. п. слова со значением отрицания. В противном случае подсознание будет воспринимать как руководство к действию отрицаемую фразу (таковы его свойства);

·        Фраза должна быть в настоящем времени (утверждаемое как будто бы уже наличествует);

·        Фраза должна быть конкретной, но не слишком прямолинейной (примеры ошибок: «мои способности растут» (неконкретно), «я помню все» (слишком прямолинейно)).

Несколько слов о самогипнозе. По сравнению с самовнушением самогипноз дает результаты значительно быстрее, так как теснее связан с подсознанием, однако его применение требует специальных тренировок. Суть его состоит в том, что те же самые аффирмации произносятся в моменты максимально  возможной в сознательном состоянии открытости подсознания, то есть непосредственно перед сном, в состоянии засыпания (состояние, характеризуемое α- и δ-активностью головного мозга).   

3)         Организация во времени. Этот пункт можно обозначит также как гигиена мозговой деятельности. Мозг не следует перегружать. Оптимальным считается режим, при котором 30-40 минутные периоды активности сменяются 10-15 минутным отдыхом. Кроме того укажем, что чем меньше мозг отвлекается на постороннюю информации, тем лучше усваивается основной объект нашего внимания. Поэтому наиболее важный материал, который должен быть как можно полнее и точнее запомнен рекомендуется повторять незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.

4)         Постановка задач. Мозг гораздо лучше может справиться с задачей в том случае, если она перед ним поставлена, а не когда он работает в «режиме ожидания». Если еще перед началом деятельности сформулировать задачу непременно усвоить такой-то объем материала такой-то сложности, то бессознательно будет выбран соответствующий метод работы, и таким образом можно с большей вероятностью ожидать благоприятного исхода дела. Кроме того наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию (принцип организации материала).

5)         Процесс. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Помимо этого, лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на  середину.

6)         Вербализация (пересказ своими словами). Данный пункт в первую очередь касается смыслового запоминания прочитанных текстов. В попытке усвоить смысл какого-либо текста очень сильно может помочь его словесный пересказ (желательно вслух) своими словами (принцип использования материала).

 

4. Техника ассоциаций

Ассоциирование является частью большинства методов эффективного запоминания. В широком смысле ассоциацией называют связывание чего-то с чем-то. Эта связь между двумя или более явлениями (предметами, словами и т. д.) такова, что актуализация одного из них влечет за собой появление других.

Человек, основываясь на своем жизненном опыте, может в любой момент подобрать ассоциацию к любому слову (свободные ассоциации), но она как правило будет представлять собой штамп мышления, то есть привычную форму, которая именно в силу своей привычности легко забывается. Поэтому для овладения методом ассоциаций необходимо научиться создавать новые ассоциации между любыми элементами. Приведем несколько примеров. Возьмем три пары слов: банка – кастрюля, яблоко – аспирин, телефон – дерево. А теперь придумаем между ними ассоциативную связь. Для первой пары:«Кастрюлю засунули в банку» (представьте!); для второй – «Откусил яблоко, а оттуда посыпался аспирин»; третье – «Дерево сплошь обвесили телефонами». К одним и тем же словам можно подобрать огромное количество различных ассоциативных связей. Приведем несколько правил составления ассоциаций:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты