Практика запоминания
  • Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
  • Представляйте Ваши ассоциации визуально.
  • Преувеличивайте Ваши ассоциации. Придавайте им неестественный размер.
  • Ваши ассоциации должны двигаться. Все ассоциируемые слова должны двигаться и участвовать в этих действиях активным образом (не должно быть перечисления, например)
  • Возможно самое важное – не надо бояться своих ассоциаций, их нелепости. В конечном счете, о них, возможно, никто никогда не узнает.

Овладение методом ассоциаций требует определенной практики, а, следовательно, волевых усилий, ибо поначалу обучение ему несколько утомительно. Однако результаты этой работы – выработанный навык ассоциирования – будет в дальнейшем очень и очень полезен.

5. Цифробуквенный код (ЦБК)

Цифро-буквенный код (ЦБК) является одной из самых совершенных методик запоминания, имеющет очень широкий спектр применения и пригодна даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.

Первую такую систему придумал в середине XVII века Станислав Минкфон Веснштайн. С тех пор она неоднократно совершенствовалась. Вероятная причина неширокой распространенности данного метода в нашей стране та, что в оригинале он был придуман для латинского алфавита. ЦБК для кириллицы взят из книги Н. К. Корсаковой и И. А. Корсакова «Наедине с памятью».

Техника основана на условном соответствии между согласными буквами и цифрами от 0 до 9. Еще одним преимуществом приводимого кода является то, что он двумерный, то есть каждой цифре соответствует две согласных буквы. Между тем, существую ЦБК, основанные на соответствии цифр гласным буквам, но такой код получается одномерным, так как в кириллице всего 10 гласных букв (существует также смешанный код, в который входят и гласные, и согласные буквы). Приведем наш двумерный код в виде таблицы:


  


Для того, чтобы пользоваться методами, построенными на данном коде, необходимо знать его, как таблицу умножения. Таблицу кода необходимо запоминать в двух направлениях: соответствие цифре буквы и соответствие букве цифры (цифра → буква и буква → цифра). О применении данной схемы будет сказано в разделе «Запоминание чисел с помощью ЦБК».

6. Словесно-числовой список (СЧС)

Словесно-числовой список (СЧС) – это список слов, которые вы будете помнить одновременно с их порядковыми номерами (слова являются словесным воплощением чисел, им соответствующих, по законам ЦБК (о составлении слов соответствующих числу по закону ЦБК см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).

СЧС очень эффективен для запоминания больших объемов информации. Также СЧС может стать тем «хорошо усвоенным рядом слов», который необходим для применения метода связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).

Преимущества СЧС перед методом связных ассоциаций:

·        Список достаточно велик, поэтому с его помощью можно сохранить в памяти больший объем информации.

·        Список лучше помниться по сравнению с «хорошо усвоенным рядом слов», так как является самокодирующимся (зная номер слова достаточно просто вспомнить само слово, если хорошо усвоен ЦБК).

·        В любой момент можно сказать номер элемента, так как слова списка заучиваются вместе с их номерами.

СЧС подобен блокноту, так как запоминаемые элементы, связанные со словами списка, как бы записываются в заранее приготовленное место.

Список можно использовать с любого места, главное запомнить с какого места начато использование (как и блокнот собственно).

СЧС – помощь в быстром нахождении кодовых слов для кодирования чисел в ЦБК (см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).

Однако довольно о преимуществах метода. Перейдем непосредственно к его составлению и использованию. Наиболее распространенным является СЧС на 100 слов. Составляют его так:

1)      Взяв лист бумаги, пишут на нем числа от 1 до 100. Каждому числу на основе ЦБК пишут соответствующее слово (лучше несколько слов) (о методе составления см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).

2)      Из написанных нескольких слов выбирают одно (наиболее яркое или понравившееся) (принцип эмоциогенности).

3)       Каждому числу должно соответствовать только одно слово.

4)      Список переписывается заново так, чтобы каждому числу соответствовало уже только одно выбранное слово.

5)      В новом списке не должно быть близких по значению слов (таких, которые могут вызвать схожие ассоциации; например: лампа – рампа, красивый – прекрасный и т. п.).

6)      Слова должны быть как можно более короткими.

7)      Список заучивается так же, как и ЦБК (слово → число, число → слово).

Но существует способ превратить СЧС из блокнота в настоящий справочник. Таким справочником станет для Вас СЧС на 1000 слов. В таком большом количестве ячеек памяти появляется возможность рубрикации (что является необходимым согласно непосредственному (существует опосредованное, предполагающий подсознательную рубрикацию материала) пониманию шестого принципа хорошей работы памяти (см. «основные принципы хорошей работы памяти»)). Например, ячейки от 1 до 300 отводятся для текущих дел (оперативная память), от 301 до 500 – последовательность великих князей в Киевской Руси и царей в России и т. п. Таким способом можно создать достаточно большое число рубрик по интересующим Вас областям.

В связи с увеличением числа слов у СЧС, увеличивается и число значащих букв в этих словах (с двух в списке на 100 слов до трех в списке на 1000). В связи с этим в словах  с 1 до 99 должно быть только две согласные буквы. Кроме того, для некоторых чисел бывает непросто подобрать подходящее слово, в этом случае можно использовать словосочетания или небольшие фразы.

Составление такого большого списка потребует усилий, но они обязательно окупятся в  ходе пользования этого универсального справочника. Стоит также отметить, что если в какой-то момент вы «записали» в одну и ту же ячейку разную информацию (здесь раньше уже было что-то записано, а вы записали еще что-то), то это как правило не ухудшает воспроизведения ни того, ни другого материала. Такая особенность, очевидно, еще больше расширяет возможности СЧС.

 

7. Метод Цицерона (метод мест)

Этот метод считается одним из наиболее древних способов запоминания. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106 – 49 гг. до н. э.), как считается, уже пользовался этой мнемотехникой. По дошедшим до нас сведениям, он мысленно расставлял по своему дому ключевые моменты своих речей, внешне же он просто прогуливался по дому. Вероятно, что именно благодаря этому приему он мог произносить свои речи не пользуясь записями, воспроизводя при этом по памяти большое количество различных фактов, дат и цитат. Хотя существует мнение, что до Цицерона методом мест пользовался древнегреческий поэт Симонид. Закончив исторический экскурс, перейдем к собственно описанию самого метода.

Суть его состоит в том, чтобы запоминаемые единицы информации (слова, даты, предложения, мысли) мысленно расставить в хорошо знакомой комнате (на самом деле не обязательно в комнате, можно вдоль хорошо знакомого вам маршрута или в вашем родном, и потому хорошо знакомом, районе) в определенном порядке. Затем нужно только вспомнить комнату (или другое вышеозначенное пространство), чтобы вспомнить данные, по ней расставленные.

Однако, прежде чем начать расстановку, нужно договориться о последовательности обхода комнаты или последовательности мест, на которые будет размещаться информация. Первый раз можно, как Цицерон, пройтись по комнате реально, расставляя предметы мысленно. Для прочного же соединения предмета и места нужно придумать между ними эмоциогенную связь (см. «Техника ассоциаций»).

Метод Цицерона весьма эффективен и имеет широкий спектр применений, но наиболее удобен он при запоминании цепочек слов, которые могут иметь любую природу (ключевые слова речи, необходимые покупки и пр.). Еще одно преимущество метода – его простота: после второго-третьего применения вы будете воспроизводить запомненное в полном объеме.

 

8. Метод последовательных ассоциаций

Метод последовательных ассоциаций применяется, главным образом, при запоминании списков слов. Метод состоит в последовательном связывании между собой слов списка (ассоциация (см. «Техника ассоциаций»)). При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов (здесь необходимо соблюдение всех четырех правил ассоциации).

В итоге должен получиться связный сюжет или рассказ их всех слов списка.

Необходимо отметить, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим строго по порядку. Каждый элемент сюжета (слово) становиться на короткое время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Не должно быть перечислений (они легко забываются) и лишних слов (перепутываются с запоминаемыми).

 

9. Метод связных ассоциаций

Чтобы воспользоваться методом для запоминания какого-либо списка слов, потребуется любой другой, предварительно твердо заученный список слов, в котором слов должно быть не меньше, чем в запоминаемом.

Сам метод состоит в том, чтобы каждое слово нового списка связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Слова связываются простой ассоциативной связью, что является преимуществом по сравнению с методом последовательных ассоциаций, так как не нужно создавать цепочку ассоциаций (экономия сил). Порядок воспроизведения нового списка гарантируется твердым знанием порядка в ранее заученном. С помощью метода связных ассоциаций реализуется запоминание по словесно-числовому списку (он сам и является твердо заученным списком слов).

Скажем дополнительно несколько слов о твердо заученном списке. Чтобы более или менее уверенно чувствовать себя перед лицом информационных потоков, в этом списке должно быть не менее 20 слов. Кроме того, чтобы иметь возможность эффективно пользоваться описанным методом, надо очень хорошо знать опорный список слов. О природе твердо заученного списка. Опорные слова могут быть любыми хорошо известными Вам (кроме того, они обязательно должны иметь заданный порядок). Например, это могут быть ключевые слова вашей любимой песни или стихотворения, наконец, это могут быть последние (первые) слова каждого тома Большой Советской Энциклопедии. Кроме того, этим твердо заученным списком может быть словесно-числовой список, описанный ранее.

Суммируя сказанное в разделах 8 и 9, можно сказать, что для запоминания небольших списков слов (до 8 слов) более удобен метод последовательных ассоциаций, при большем числе элементов более удобен метод связных ассоциаций.

 

10. Метод карманов

Этот почти шуточный метод является достаточно эффективным при запоминании небольших рядов слов (в ряду также может быть несколько чисел). Этот метод очень похож на метод Цицерона, только здесь «хорошо знакомой комнатой» являются карманы вашего пиджака и брюк (пусть у Вас их и немного). В связи с небольшим числом предметов в некоторых случаях вовсе не обязательно оговаривать «направление обхода» Ваших карманов. Суть этого «обхода карманов» состоит в том, что Вы, имея некоторый список слов (желательно, чтобы это были не абстрактные понятия), визуализируя их, рассовываете их по своим карманам. При этом просто необходимо, чтобы это происходило эмоциогенно (см. рекомендации в разделе «Техника ассоциаций»), ибо карманы – вещь привычная, и наскоро брошенное в них легко забывается. Хорошо если предметы при их положении в карман будут ломаться, надуваться, крошиться, растекаться, шуметь, пахнуть и т. д. – словом действовать так, как если бы это было в реальной жизни и доставляло бы Вам массу хлопот.  

 

11. Запоминание списка абстрактных понятий

Бывают случаи, когда требуется запомнить ряды слов, имеющих абстрактное значение, кроме того, важен еще и порядок их воспроизведения. Помочь выполнить данную задачу может приводимый ниже метод.

Прежде всего, надо составить четкий список запоминаемых слов. Затем, нужно, используя личный опыт, конкретизировать данные слова: то есть вспомнить яркое впечатление, связанное с каждым словом. Каждое слово-ассоциацию необходимо записать рядом с ассоциируемым словом. Кроме того, важно мочь различать близкие по значению запоминаемые понятия (близких по значению слов-ассоциаций желательно не допускать), которые могут ввести в заблуждение при воспроизведении. На последнем этапе работы нужно составить из слов-ассоциаций сюжетные предложения (см. «Метод последовательных ассоциаций»).

Помимо приведенного метода, для решения описанной задачи подходит СЧС. Слова-ассоциации связываются со словами СЧС методом связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).

 

 

 

12. Метод фонетических ассоциаций (МФО)

Описав несколько способов усвоения различных списков слов, нам хотелось бы привести также несколько методов запоминания иностранных слов (этому посвятим разделы 12 и 13). Известно, что качество общения на иностранном языке во многом зависит от того насколько быстро Вы способны вспоминать нужные слова или, говоря более обще, от вашего словарного запаса. Знание приблизительно 3-4 тысяч слов можно назвать достаточным для повседневного общения. Приводимый метод фонетических ассоциаций (МФО) позволит в некоторых случаях облегчить процедуру усвоения нового иностранного слова.

Замечено (возможно, и Вы это замечали), что некоторые слова других языков очень похожи по звучанию на слова родного языка. Именно на этом и основан МФА. К иностранному слову подбирается фонетический аналог из родного языка (при желании такой аналог можно подобрать почти к любому слову). Затем, составляется связное предложение, в которое входит как фонетический аналог, так и перевод данного иностранного слова (предполагается, что он Вам известен). Приведем несколько примеров. Испанское слово «galera» в переводе означает «тюрьма»; можно составить такое, например, предложение «на галере уплыли из тюрьмы». Другой пример. Немецкое слово «spannend» переводиться как «увлекательный». Отсюда забавное предложение (это и к лучшему) «увлекательная носка шпал».

 

13. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как маленькие дети, только учащиеся говорить, учат слова? Поскольку они не имеют слов, с которыми можно было бы ассоциировать новые как их «перевод» (а именно так, чаще всего делаю взрослые люди), они ассоциирую звук слова непосредственно с предметом, которому он соответствует (мама говорит ребенку «Принеси тапочки!» и указывает на них. После нескольких таких эпизодов ребенок твердо усваивает, что значит «тапочки», как, впрочем, и что значит «принеси»). На этом же принципе непосредственной ассоциации слова и предмета, ему соответствующего, основан МВВО. Нужно живо вообразить себе перевод иностранного слова. На примере покажем как это делать. Английское слово «fich» переводиться как «рыба». Представляем себе рыбу (любую) со всеми ее особенностями: запахом, выпученными глазами, бьющуюся об стол; представляя себе это, нужно все время произносить про себя или вслух «fich» (примерно как аффирмацию, машинально). Так представлять нужно около 1,5-2 минут. Затраченное время себя оправдывает.

 

14. Запоминание исторических дат с помощью рисунков

Закончив описание методов запоминания иностранных слов, которых, конечно, существует значительно больше, чем было описано, приступим к способам усвоения различного рода числовой информации. Этому мы посвятим следующие четыре раздела. Полагаем, никого не придется убеждать, что подобного рода информация играет крайне важную роль в наше время. Запоминание номеров телефонов, исторических дат, времени встреч, различных числовых паролей и т. п. является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Первый описываемый нами метод предназначен для запоминания особого вида   чисел – исторических дат. Историческая дата – это не только число, но и событие, то есть нечто предметное или, по крайней мере, то, что можно представить предметно. Именно эта возможность предметного представления и лежит в основе описываемого метода. Суть его в том, что историческую дату нужно зарисовать. Пугаться не нужно: панораму Сталинградской битвы рисовать не придется. Нужно лишь попытаться найти цифры, входящие в дату, в каких-нибудь предметах, относящихся к событию, которому дата соответствует. Попытаемся привести пример. Мы хотим запомнить дату Швейцарского похода А. В. Суворова (1799 год). Думаю, что цифру «1» можно не запоминать: это и так ясно. Цифру «7» можно ассоциировать с горным перевалом, который пришлось пересекать русской армии, а «9» ассоциируем первую – с завихрением ветра, вторую – с согнувшимся от стужи и тяжести обмундирования солдатом. Расположим эти кадры слева направо и получим некоторую картинку. Ее нужно запомнить. Не должно пугать то, что метод требует рисования: это не нужно сдавать в художественную школу, рисунок требуется лишь для лучшего усвоения ассоциаций цифр (в конечном счете, в вашем воображении остается еще одна и притом более совершенная «копия», или лучше все-таки сказать оригинал, «эйдос»). Не бойтесь своих ассоциаций.

 

15. Запоминание чисел с помощью ЦБК

Чтобы запомнить числа с помощь ЦБК, их необходимо сначала перекодировать в слова, слова же эти потом можно запоминать любым удобным для Вас способом.

Как перекодировать числа в слова? Вопрос этот важен для нескольких описываемых в данной работе техник и методов. Опишем способ перекодирования теоретически, а затем продемонстрируем на примере.

Сначала нужно разбить число, подлежащее перекодированию, на двузначные числа, начиная с его конца (начиная с разряда единиц). Если в числе нечетное число цифр, то «одинокое» число нужно представить в виде 01, 02 и т. д. Вторым шагом, используя таблицу ЦБК (см. «Цифробуквенный код (ЦБК)»), переведем цифры двузначных чисел в слова с таким расчетом, чтобы цифра из разряда десятков соответствовала первой букве слова, а другая цифра – второй согласной букве слова (вообще в слове может быть сколько угодно согласных букв, но значимыми из них будут только первые две, однако желательно подбирать слова покороче). Что касается «одиноких» чисел, то можно представлять их в виде слова, в котором есть всего одна согласная буква. Кроме того, числа, подлежащие запоминанию, можно делить и на трехзначные числа, но в них, в таком случае, будут значимы три первые согласные буквы.

Поясним на примере. Мы хотим запомнить число 30932. Разбиваем его на двузначные числа: 03, 09, 32 (или 3,09, 32 или 030, 932). Теперь перекодируем в слова в соответствии с таблицей ЦБК (напоминаем, для применения метода таблицу нужно знать «на зубок»). 03 – «мох» (слово, безусловно, неединственное); 09 – «нора»; 32 – «кадет» («код»). Образуем из трех образованных слов предложение методом последовательных ассоциаций (см. соответствующий раздел): «Мох заткнул нору, в которой сидел кадет». Чтобы облегчить воспроизведение числа, значимые слова можно условиться делать только именами существительным и других существительных в ассоциативных предложениях не вводить. Сохранять слова (то есть дву- трехзначные числа) можно также методом связных ассоциаций с любым хорошо знакомым списком слов, в т. ч. СЧС (см. соответствующие разделы).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты