Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

Факторы, порождающие различные формы отклонений.

а) внешние факторы риска;

б) внутренние факторы риска.

Внешние факторы.

1.                 Процессы, происходящие в обществе:

Отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей.

Несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений.

Безработица (явная и скрытая).

Отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми.

Разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи и школы).

Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявить физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им соответствующую помощь.

 Недоступность для детей качественного бесплатного дополнительного образования (кружков, секций и др.).

Доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2.                 Состояние семьи, ее атмосфера:

Неполная семья.

Материальное положение семьи (как бедность, так и богатство).

Низкий социально-культурный уровень родителей.

Стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка).

Отрицание самооценки ребенка.

Недостаток или избыток удовлетворение потребностей ребенка.

Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.

Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3.                 Несовершенная организация внутришкольной жизни:

Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик – учитель»; необъективный подход к оценки знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

Внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Внутренние факторы.

К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей [25].

1.4 Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте

Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим не только резко отстают от своих одногодок, но и от более младших детей. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, еще в дошкольном возрасте, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению, как в дошкольном, так и в школьном детстве не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются [26].

Как правило, в СРО для несовершеннолетних поступают дети с нарушением эмоционально-психической сферы: эмоционально неустойчивые, непредсказуемые в своих действиях, неспособные адекватно оценивать свое поведение. Дети пребывают в стрессовом состоянии: высокая тревожность, раздражительность, враждебность или замкнутость, недоверие, заторможенность. Основная часть подростков с низким интеллектуальным уровнем. Почти все курят, пробовали алкоголь, стоят на учете в ОДН. Большиству детей свойственно ощущение собственной незначительности и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей. Все это является результатом неправильного семейного воспитания и служит предпосылкой формирования девиантного поведения [27].

Глава 2. Исследования критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте

2.1 Программа исследования

Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют подростки от 14 до 17 лет мужского пола. Вторую группу составляют подростки от 14 до 17 лет женского пола. Все подростки воспитываются в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних (приюте).

Исследование проводилось при помощи двух методик: «Опросник Шмишека» и «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

«Опросник Шмишека» предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

«Опросник Шмишека» содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей: демонстративный тип, застревающий тип, педантичный тип, возбудимый тип, гипретимный тип, дистимный тип, тревожный тип, экзальтированный тип, эмотивный тип, циклотимный тип [18].

Методика «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал:

1.Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала.). Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аугаагрессивного поведения.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

7.Шкала склонности к деликвентному поведению. Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка [20].

2.2 Выявление критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте

Выявив подростков, воспитывающихся в приюте, мы можем разделить их на группы (См. Таблицу 1).

Таблица 1.

Группы испытуемых, различающихся по половому признаку.

1 группа

2 группа

Испытуемые мужского пола

Возраст,

лет

Испытуемые женского пола

Возраст,

лет

№1

15

№16

16

№2

14

№17

16

№3

17

№18

17

№4

15

№19

14

№5

14

№20

14

№6

16

№21

17

№7

16

№22

15

№8

17

№23

16

№9

14

№24

14

№10

15

№25

14

№11

15

№26

15

№12

17

№27

16

№13

15

№28

17

№14

14

№29

14

№15

14

№30

14

Как видно из Табл. 1. подростков в возрасте 14 – 17 лет мы можем разделить на две группы: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки.

Анализируя полученные данные по выявлению подростков по половому признаку мы можем сделать следующие выводы (См. Таблицу 2).

Таблица 2.

Количество испытуемых в группах испытуемых, различающихся по половому признаку.

Пол

Количество

человек

%

Мальчики

15

50

Девочки

15

50

Как видно из Таблицы 2 мальчиков 15 человек, что составляет 50%, девочек 15 человек, что составляет 50%.

При помощи методики «Опросник Шмишека» выявим у двух групп испытуемых типы акцентуации личности (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Типы акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте.

мальчики

Ис-мые

Дем.

бал.

Застр.

бал.

Педан.

бал.

Возбуд.

бал.

Гипер.

бал.

Дист.

бал.

Трев.

бал.

Экз.

бал.

Эмот.

бал.

Цик.

бал.

№1

10

14

12

12

9

9

9

24

12

15

№2

10

22

14

18

9

12

15

24

24

24

№3

18

10

14

18

18

0

18

24

18

18

№4

10

10

10

6

9

6

0

12

15

9

№5

22

20

12

21

18

12

12

24

21

21

№6

18

16

12

24

21

6

9

12

15

18

№7

18

18

14

15

9

12

9

6

18

12

№8

20

14

10

18

18

6

15

24

24

12

№9

8

14

12

21

15

12

18

18

15

24

№10

16

16

18

15

18

3

6

18

18

18

№11

16

14

22

12

15

12

9

24

15

21

№12

10

12

14

15

15

18

9

24

15

21

№13

12

10

8

18

18

12

9

18

15

15

№14

18

12

10

18

24

9

15

18

9

24

№15

2

14

15

12

9

12

12

12

15

15

Критич.

значение.

Всего

1

1

1

3

2

0

0

7

3

6

%

6,6

6,6

6,6

20

13,3

0

0

46,6

20

40

Девочки

Ис-мые

Дем.

бал.

Застр.

бал.

Педан.

бал.

Возбуд.

бал.

Гипер.

бал.

Дист.

бал.

Трев.

бал.

Экз.

бал.

Эмот.

бал.

Цик.

бал.

№16

14

8

14

18

15

6

21

24

15

18

№17

18

14

14

21

12

12

12

24

15

21

№18

6

10

14

9

15

3

0

6

9

9

№19

8

10

16

15

19

9

0

24

15

15

№20

14

16

18

15

21

6

12

18

15

15

№21

18

14

12

12

24

12

6

18

18

18

№22

16

8

12

18

12

9

12

18

18

15

№23

6

10

6

15

6

6

9

18

18

15

№24

16

14

10

15

21

15

9

24

21

21

№25

10

18

12

21

12

21

18

18

15

21

№26

14

18

12

18

18

12

12

24

15

18

№27

10

14

10

15

18

9

0

6

15

6

№28

18

12

10

21

9

6

3

18

18

18

№29

9

20

8

24

24

12

15

18

21

24

№30

12

18

20

21

24

12

21

24

24

21

Критич.

значение.

Всего

0

0

0

5

5

1

2

6

3

5

%

0

0

0

33,3

33,3

6,6

13,3

40

20

33,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты