Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста

2) познавательная активность;

3) игровая деятельность;

4) целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности; умственное развитие (по методике Е.А. Стребелевой).

В соответствии с используемой диагностикой, параметрами уровня развития общения являются:

− инициативность,

− чувствительность к воздействиям взрослого,

− ориентация на образец и реакция на оценку взрослого.

− инициативные действия с предметами, адресованные

− степень развития активной речи, любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;

− степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);

− способность выполнять речевые инструкции взрослого.

Показателями самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности выступают:

− способность принимать предметную задачу;

− способность находить способы действия. Показатель целесообразности действий, способности оторваться от "слепых" проб и перейти к подбору действий, ведущие к намеченной цели, готовность удерживать цель на протяжении достаточно долгого времени;

− самостоятельность, проявляемая ребенком в ходе осуществления действия;

− особенности самооценки;

− поиск оценки взрослого.

Анализ игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:

 1. Наличие у ребенка потребности в игре с сюжетными игрушками.

 2. Владение игровыми навыками: умением выполнять игровые действия, варьировать их, действуя в рамках несложного сюжета, подбирать для него игрушки.

 3. Воображение, благодаря которому ребенок придумывает или принимает предложенную взрослым игровую ситуацию или сюжет, развивает их, использует в игре предметы-заместители.

 4. Зона ближайшего развития процессуальной игры

При анализе познавательной активности следует учитывать следующие показатели:

 1. Интерес к действию с незнакомым предметом.

 2. Характер ориентировочной деятельности и особенности предметных манипуляций.

 3. Наличие обращений за помощью к взрослому.

 4. Умение самостоятельно воспроизводить образец нового действия в независимых пробах с аналогичным предметом.

 Основными параметрами оценки умственного детей раннего возраста можно считать:

 − принятие задания;

 − способы выполнения задания;

 − обучаемость в процессе обследования;

 − отношение к результату своей деятельности.

Используемая в исследовании методика Е.А. Стребелевой способствовала установлению контакта экспериментатора с детьми и их заинтересованности в продолжении "игры"

Данная методика обеспечивала положительное эмоциональное состояние ребенка на всем протяжении обследования. Детям были интересны задания, однако малыши постоянно пытались изменить правила взаимодействия со взрослым. Методика предусматривает, чтобы экспериментатор не давал словесную инструкцию при показе образца действия. Многие дети настойчиво добивались не просто реакции взрослого в ответ на свои предметные действия и участия в них, но и вербализированной оценки. Кивка головы, улыбки и т.п. действий взрослого было недостаточно.

Итак, методами диагностики нашего исследования являлись:

- наблюдение экспериментатора за поведением детей в период адаптации к ДОУ;

- анкетирование воспитателей, наблюдающих за детьми в период адаптации;

- опросник для родителей для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм);

- анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ;

- опросник для воспитателей "Учет преобладающего настроения ребенка";

- методика, разработанная авторским коллективом лаборатории психического развития дошкольников и методика, разработанная Е.А. Стребелевой, посвященные определению уровня психического развития ребенка.

3.3 Описание полученных результатов

Наблюдение в период адаптации

Наблюдения и анализ поведения детей раннего возраста в ясельной группе детского сада позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОУ, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. По результатам листов наблюдения в период адаптации мы отнесли детей к трем разным группам – легкой, средней и тяжелой адаптации.


Таблица 3 Распределение детей по различным группам адаптации

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Наличие хронич. заб-ия

Группа легкой адаптации

Группа средней адаптации

Группа тяжелой адаптации

1

Вера А.

+




2

Вова Л.

+




3

Оля Г.

+




4

Света Г.

+




5

Надя К.

+




6

Оля П.

+




7

Света С.

+




8

Кристина С.

+




9

Коля Т.

+




10

Илья К.

+




11

Лена Л.

+




12

Лера Н.

+




13

Сережа Ж.

-




14

Алла Г.

-




15

Женя Н.

-




16

Алла С.

-




17

Миша Т.

-




18

Кирилл Ж.

-




19

Олег У.

-




20

Алена Н.

-





Итого, общий итог распределения детей по различным группам адаптации представим в таблице 4.


Таблица 4 Общий итог распределения детей по группам адаптации

Категория детей

Группа легкой адаптации

Группа средней адаптации

Группа тяжелой адаптации

1

Основная группа

0

7 (58,35%)

5 (41,65%)

2

Контрольная группа

7 (87,5%)

1 (12,5%)

0


Рис.1. Общий итог распределения детей по группам адаптации

Группа легкой адаптации

По нашим наблюдения, период легкой адаптации длился примерно 7 дней. У детей в данное время наблюдались незначительные расстройства сна и аппетита, которые быстро нормализовались. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой, отказывались одевать слюнявчик. В первые дни в группе дети были достаточно активны, но несколько растеряны -осматривались вокруг, приглядывались к сверстникам, взрослым, иногда плакали, звали маму и говорили, что хотят домой. Разлука с родителями в первые дни посещения детского сада была омрачена слезами, но по прошествии недели стала восприниматься спокойно. У детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети, хорошо адаптирующиеся к детскому саду стали активно взаимодействовать со сверстниками, легко включаться в групповые игры, организованные взрослым -такие как хороводы, салочки и т.д., зачастую они становятся участниками совместных забав - игр с куклами, формочками-куличиками, которые продолжаются довольно длительное время и без руководящей роли взрослого.

Мы выяснили, что дети этой группы эмоционально относятся к присутствию ровесника - радуются при его появлении, интересуются другим ребенком, стремятся рассмотреть его, потрогать, наблюдают за ним; огорчаются при уходе сверстника (например, в ситуации, когда дети играют, а одного ребенка забирают родители или зовет воспитатель). Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища - улыбаются ему, предлагает игрушки, вокализируют; отвечают на обращение другого ребенка - берут предлагаемую игрушку, принимают предложение поиграть вместе, ярко выражены подражательные действия.

Также нами было выявлено, что у детей данной группы хорошо налажен контакт с воспитателем, они охотно выполняют его просьбы (например, убрать игрушки перед прогулкой, помочь отнести посуду после еды), учитывают его замечания, при трудностях уверенно обращаются за помощью, активно привлекают внимание если что-то непонятно или не получается в игре, стараются вовлечь его в свои игры. При выполнении режимных процедур часто проявляют самостоятельность - не ждут пока воспитатель начнет их одевать, а открывают свои шкафчики и пытаются одеться сами, стараются показать, что они многое умеют. На занятиях дети активно включены в деятельность группы, веселы, внимательно слушают инструкции взрослого, с удовольствием и интересом выполняют их, желают показать, что могут хорошо выполнить задание.

Мы обратили внимание на то, что по отношению к незнакомым взрослым (экспериментаторам) дети как данной группы, так и остальных сначала (при первых посещениях детского сада) вели себя настороженно, проявляли некоторое недоверие, избегали близких контактов, прикосновений. Затем, по прошествии некоторого времени, дети привыкли и начали относиться к экспериментаторам как к сотрудникам детского сада (воспитателю, педагогу, заменяющему воспитателя, администрации).

Дети с легкой адаптацией проявляли интерес к экспериментатору, демонстрировали желание общаться, приносили игрушки, просили покачать на каруселях, показывали свои личные вещи и задавали вопросы (Что это? Что у тебя в сумке? Где твоя мама?). В ситуации затруднения малыши часто обращаются за помощью - при режимных процедурах, игре.

Например, мальчик Женя Н. (возраст 2 г.8 мес., хронических заболеваний нет). Придя в группу, подошел к машинкам и спросил у воспитателя, можно ли взять одну из них. Получив разрешение, он стал катать ее по полу, подъезжая то к одному ребенку, то к другому, пока не объехал каждого. Подъезжая к детям, он внимательно рассматривал их, с интересом слушал, о чем они разговаривают. Но когда воспитатель предложил сесть за стол, чтобы позавтракать, Женя засобирался домой, заявив, что есть он будет дома. Такая ситуация повторялась в течение недели. Через неделю Женя сам взял стульчик и сел за стол, ел он с аппетитом. Когда уходил домой, сказал, что он теперь каждый день будет приходить в детский сад, ему здесь нравится.

У ребенка легкая форма адаптации. При разговоре с мамой выяснилось, что она готовила сына к детскому саду, объясняла ему правила поведения, учила самостоятельности, культурно-гигиеническим навыкам. На площадке во время прогулки объясняла ребенку, что надо играть со всеми детьми и делиться своими игрушками. Все это благотворительно повлияло на ребенка.

Группа адаптации средней тяжести

В ходе наблюдения нами было замечено, что во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше - от двух недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не хочет отпускать маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. В период адаптации у детей нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются только через 2-3 недели, снижается речевая и общая активность ребенка, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели в группе ребятишки были несколько пассивны и малоподвижны, у многих в руках можно было увидеть игрушку принесенную из дома, но постепенно они освоились в группе, стали замечать окружающую остановку, игрушки, стали включаются в групповые игры, организованные взрослым, но на короткое время и довольно быстро теряли интерес. Общение детей без руководящей роли взрослого длится недолго и быстро распадается, дети не могут долго удерживать совместную деятельность. Тем более, когда детей больше двух. В совместной игре дети в основном используют только одно игровое действие, и эта игра быстро распадается. Например, при игре в "парикмахерском уголке" дети только расчесывают куклу или только сушат ее волосы феном. Дети редко проявляют инициативу к общению - как со сверстником, так и со взрослым. У некоторых детей данной группы наблюдаются трудности установления контактов с другими детьми. Данные дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложения поиграть, но не стараются вовлечь его в свои забавы. У детей наблюдается желание получить от воспитателя подкрепление, в виде положительной оценки своей деятельности, а также внимание и ласку, некоторые занятиях дети довольно активны и заинтересованы, стараются выполнить инструкции взрослого. Но довольно часто, что ребенок может отвлекаться и отвлекать других детей, стремятся к постоянному физическому контакту с ним. В ходе режимных процедур малыши редко стремятся к самостоятельности в самообслуживании, чаще ждут, когда их оденут перед прогулкой, некоторые просят покормить.

Мы выяснили, что дети довольно легко идут на контакт с экспериментатором, откликаются на предложение поиграть, но сами редко проявляют инициативу к общению. От экспериментатора ждут поддержки своей деятельности, часто задают вопрос -А мама придет?. Некоторые дети данной группы хотят ласки - прижимаются, берут за руки, просятся на колени.

Например, девочка Оля Г. (2 г. 9 мес., частые простудные заболевания). Первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и просила отвести ее домой к маме. За стол садилась, но сама есть отказывалась, просила, чтобы ее покормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала наблюдать за детьми, но играть с ними отказывалась. Если у кого-то из детей что-то падало,- она подходила, поднимала игрушку и подавала ее ребенку, а сама возвращалась к воспитателю. Через три недели по просьбе воспитателя она согласилась поесть сама, стала играть с куклами (кормить их, укладывать спать, качать). Во время игры Саша приговаривала: "Не плачь, не плачь. Сейчас мы с тобой поиграем, поедим, поспим, и мама придет за нами. Ты же у меня хорошая девочка. Вот умница!"

У девочки адаптация средней тяжести. Во время беседы с Олиной мамой выяснилось, что девочка до прихода в детский сад общалась только со взрослыми, поэтому ей так тяжело было привыкнуть к детям — они ее пугали, она не понимала их.

Группа тяжелой адаптации

Наблюдая за детьми из данной группы, нам стало ясно, что при тяжелой адаптации ярко выражены нарушения в поведении -ребенок или подавлен или сильно возбужден, наблюдается неадекватное поведение. Малыш часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывает игрушки, отнимает их у других детей, ломает чужие постройки - пирамидки, куличики. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопросы как бы переходили в жалобный плач и требование позвать маму; на каждый стук двери вскакивали и с возгласом "Мама" бежали к выходу. Попытки взрослых отвлечь ребенка от его переживаний игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткое время. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами. У ребенка из данной группы – Николая Т. (2 г. 8 мес., наличие хронического заболевания), после сильного эмоционального напряжения в яслях, дома случались обмороки. Улучшение состояния детей проходило очень медленно - в течение полутора-двух месяцев. За это время дети несколько раз болели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты