Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"










Практическая часть

Оценка нервно - психического напряжения, астении, сниженного настроения

1. Ведение

Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно - количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно - психического напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).


2.  Опыт 1

Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно - психического напряжения.

Оснащение опыта. Опросник нервно - психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно - психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция испытуемому. "Заполните, пожалуйста, первую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемых баллов путем их суммирования. При этом за отметку "+", поставленную испытуемым против пункта "а" вычисляется 1 балл, против пункта "б" - 2 балла и против пункта "в" - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно - психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного - 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, - от 71 до 90. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (протокол ).

3.  Опыт 2

Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов - утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опыта №1.

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак "+"  в одну из четырех граф в правой части бланки".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак "+", стоящий в графе "нет, наверное", начисляется 1 балл, в графе "пожалуй, так" - 2 балла, в графе "верно" - 3 балла и в графе "совершенно верно" - 4 балла. Весь диапазон шкалы таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять  результаты исследования здоровых лиц за "отсутствие астении", то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом 1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - "отсутствие астении", 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - "слабая астения", 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - "умеренная астения" и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - "выраженная астения". В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности (Протокол ).


4.  Опыт 3

Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.

Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующий проявления сниженного настроения - субдепрессии.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опытов 1 и 2 .

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак "+"  в одну их четырех граф справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 "прямых" (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 "обратных" вопросов (2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).

Каждый вопрос оценивается от 1 до 4 баллов. "Обратные" ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" ответам, суммируются, и полученная таким образом "сырая" оценка переводится в шкальную при помощи формулы:

                                                                         О

О` =  80   * 100

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов - лица не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов 0 глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия). Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия (Протокол №10 с указание как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

Расчет баллов:

                                                                         44

О` =    80    * 100

                                                              О` =    55

5.  Методический материал

5.1.   Опросник нервно – психического напряжения (НПН). (Опыт 1)

Номер признака

Содержание признака

Отметка испытуемого

1

Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких – либо неприятных физических

ощущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения

в) наличие большого количества неприятных физических о

ощущений, серьезно мешающих работе

 

+

 

 

 

 

 

2

Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких – либо болей

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро

исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе

 

 

+

3

Температурные ощущения:

а) отсутствие каких – либо изменений в ощущении температуры тела

б) ощущение тепла, повышение температуры тела

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»

 

+

4

Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство

некоторого мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шей, рук (тики, тремор)

 

+

5

Координация движения:

а) обычная координация движений

б) повышение точности, легкости, координированности

движений во время письма, другой работы

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

 

+

6

Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела

 

+

7

Ощущение со стороны сердечно – сосудистой системы:

а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений со стороны сердца

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие

работе

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца

– учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце

 

+

8

Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений в животе

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе

ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»

в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

 

+

9

Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких - либо ощущений

б) увеличение глубины и учащения дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания - отдышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле»

 

+

10

Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких - либо изменений

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть

 

 

+

11

Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких - либо изменений

б) умеренное усиление потоотделения

в) появление обильного «холодного» пота

 

+

12

Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких - либо изменений

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

 

+

13

Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи, лица, шеи, рук

б) покраснение кожи, лица, шеи, рук

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка

 

+

14

Восприимчивость, чувствительность к внешним

раздражителям:

а) отсутствие каких - либо изменений, обычная

чувствительность

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним

раздражителям, не мешающим работе

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость,

 фиксация на посторонних раздражителях

 

 

+

15

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих

способностях

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех

в)чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

 

+

16

Настроение:

а) обычное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью

в) снижение настроения, подавленность

 

+

17

Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне

 

+

18

Обеспокоенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких - либо изменений в сфере эмоций и чувств

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт» активное желание действовать

в) чувство страха, паники, отчаяния

 

+

19

Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких - либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях

 

+

20

Особенности речи:

а) обычная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости

голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности)

в) нарушение речи - появление длительных пауз, запинок,

увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос

 

+

21

Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе,

мобилизованность, высокий психический тонус

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии,

снижение психического тонуса

 

+

22

Особенности памяти:

а) обычная память

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно

в) ухудшение памяти

 

+

23

Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких - либо изменений

б) повышение сообразительности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость

 

+

24

Сообразительность:

а) обычная сообразительность

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость

в) снижение сообразительности, растерянность

 

+

25

Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

 

+

26

Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких - либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики

 

+

27

Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты