Практическая часть
Оценка нервно - психического напряжения, астении, сниженного настроения
1. Ведение
Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно - количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно - психического напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).
2. Опыт 1
Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно - психического напряжения.
Оснащение опыта. Опросник нервно - психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно - психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция испытуемому. "Заполните, пожалуйста, первую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемых баллов путем их суммирования. При этом за отметку "+", поставленную испытуемым против пункта "а" вычисляется 1 балл, против пункта "б" - 2 балла и против пункта "в" - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно - психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного - 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, - от 71 до 90. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (протокол ).
3. Опыт 2
Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.
Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов - утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опыта №1.
Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак "+" в одну из четырех граф в правой части бланки".
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак "+", стоящий в графе "нет, наверное", начисляется 1 балл, в графе "пожалуй, так" - 2 балла, в графе "верно" - 3 балла и в графе "совершенно верно" - 4 балла. Весь диапазон шкалы таким образом, включает от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за "отсутствие астении", то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом 1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - "отсутствие астении", 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - "слабая астения", 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - "умеренная астения" и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - "выраженная астения". В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности (Протокол ).
4. Опыт 3
Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующий проявления сниженного настроения - субдепрессии.
Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опытов 1 и 2 .
Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак "+" в одну их четырех граф справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в настоящее время".
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 "прямых" (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 "обратных" вопросов (2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).
Каждый вопрос оценивается от 1 до 4 баллов. "Обратные" ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" ответам, суммируются, и полученная таким образом "сырая" оценка переводится в шкальную при помощи формулы:
О
О` = 80 * 100
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов - лица не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов 0 глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия). Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия (Протокол №10 с указание как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Расчет баллов:
44
О` = 80 * 100
О` = 55
5. Методический материал
5.1. Опросник нервно – психического напряжения (НПН). (Опыт 1)
Номер признака
Содержание признака
Отметка испытуемого
1
Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких – либо неприятных физических
ощущений
б) имеют место незначительные неприятные ощущения
в) наличие большого количества неприятных физических о
ощущений, серьезно мешающих работе
+
2
Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких – либо болей
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро
исчезают и не мешают работе
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе
+
3
Температурные ощущения:
а) отсутствие каких – либо изменений в ощущении температуры тела
б) ощущение тепла, повышение температуры тела
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»
+
4
Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство
некоторого мышечного напряжения
в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шей, рук (тики, тремор)
+
5
Координация движения:
а) обычная координация движений
б) повышение точности, легкости, координированности
движений во время письма, другой работы
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности
+
6
Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела
+
7
Ощущение со стороны сердечно – сосудистой системы:
а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений со стороны сердца
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие
работе
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца
– учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце
+
8
Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений в животе
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе
ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»
в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
+
9
Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких - либо ощущений
б) увеличение глубины и учащения дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания - отдышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле»
+
10
Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких - либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть
+
11
Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких - либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного» пота
+
12
Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких - либо изменений
б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту
+
13
Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи, лица, шеи, рук
б) покраснение кожи, лица, шеи, рук
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка
+
14
Восприимчивость, чувствительность к внешним
раздражителям:
а) отсутствие каких - либо изменений, обычная
чувствительность
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним
раздражителям, не мешающим работе
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость,
фиксация на посторонних раздражителях
+
15
Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих
способностях
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех
в)чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
+
16
Настроение:
а) обычное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью
в) снижение настроения, подавленность
+
17
Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне
+
18
Обеспокоенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких - либо изменений в сфере эмоций и чувств
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт» активное желание действовать
в) чувство страха, паники, отчаяния
+
19
Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких - либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях
+
20
Особенности речи:
а) обычная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости
голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности)
в) нарушение речи - появление длительных пауз, запинок,
увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос
+
21
Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе,
мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии,
снижение психического тонуса
+
22
Особенности памяти:
а) обычная память
б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно
в) ухудшение памяти
+
23
Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких - либо изменений
б) повышение сообразительности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость
+
24
Сообразительность:
а) обычная сообразительность
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость
в) снижение сообразительности, растерянность
+
25
Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость
+
26
Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких - либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики
+
27
Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения: