Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

Главная опасность ранней зрелости, по мнению Эриксона, заключается в излишней поглощённости собой и из­бегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальные личностное взаимодействие (работодатель - работник) и устанавливать поверхностные кон­такты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовле­чённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимно­стью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчуждённо­сти и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, пре­пятствуют интимности условия урбанизированного, обезличенного технологического об­щества.

Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким от­ношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе», именно этот аспект интимности (то есть слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека) Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Иными словами, для того, чтобы находиться в истин­но интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у инди­видуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную иден­тичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фак­том: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не так продолжительны, как браки тех, кому за двадцать. Эриксон усматривает в этом факте, доказательст­во того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. С его точки зрения невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путём. Несмотря на то, что интимность обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завя­зываться отношения - хотя и на временной основе.

5.2. Любовь

Придерживаясь принципа историзма, рассмотрим развитие любви от биологического влечения до высших форм своего вы­ражения.

Половое влечение человека как биологического существа оп­ределяется инстинктом продолжения рода и природным механиз­мом полового отбора.

Под влиянием половых гормонов изменяется поведение жи­вотных, начинается строительство гнёзд, формируется роди­тельское поведение, прежде всего материнское, которое в наибо­лее яркой форме проявляется сразу же после родов. Таким об­разом, половые влечения животных опосредуются различными природными механизмами, которые в своей совокупности и оп­ределяют половые отношения.

Но природа создала механизм не только полового влечения, она позаботилась и о постоянном развитии вида. В качестве такого механизма выступает естественный отбор. Рассматривая ме­ханизм естественного отбора, Ч. Дарвин писал:

«Если человек может достигать, и действительно достигал вели­ких результатов путём применения систематического и бессозна­тельного отбора, то чего же не в состоянии осуществить естествен­ный отбор! Человек может влиять только на наружные и видимые признаки. Природа,— если мне будет дозволено олицетворять под этим термином естественное сохранение организмов или вы­живание наиболее приспособленных,— заботиться о внешности лишь настолько, насколько эта внешность полезна какому-нибудь суще­ству. Она может влиять на всякий внутренний орган, на каждый от­тенок общего телосложения, на весь жизненный механизм. Чело­век отбирает ради своей пользы, природа — только ради пользы охраняемого организма. Каждая особенность строения, подверг­шаяся отбору, утилизуется вполне; это вытекает из самого факта отбора».

Современные исследования показывают, что природа заложи­ла в человеке влечение к вполне определённому типу особей про­тивоположного пола. И эта предопределённость действует на генном уровне. Иными словами, человек выбирает генетически подходящего партнёра, или научно — генетически комплемен­тарного. Для того чтобы человек мог «разглядеть» партнёра, ко­торый ему подходит на генетическом уровне, природа позаботи­лась о механизме выбора. Признаки генетической совместимо­сти представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахе. Эти признаки - релизоры воспри­нимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запуска­ют механизм влечения, воздействуют на гормональные механиз­мы, формируют «любовное» поведение. В жиз­ни реализация генетической предрасположенности осложняет­ся многочисленными социальными факторами.

Генетическая комплементарность является одним из условий счастливого брака, но не единственным. Несоблюдение принци­па генетической комплементарности способствует распаду бра­ка, приводит к сокращению количества детей в таких семьях, в ряде случаев подобные браки оказываются бесплодными. Как отмечают ученые, природа как бы защищает себя от нежелательного потомства. Дети генетически комплементарных ро­дителей бывают более красивыми, физически более жизнес­тойкими, жизнеспособными, с большими интеллектуальными воз­можностями.

Природа заложила предраспо­ложенность во влечении мужчины к женщине, которое часто про­является в непреодолимой страсти. Можно с определённой ме­рой уверенности утверждать, что любовники созданы друг для друга природой.

 Но у любви есть и вполне осознаваемый высший стимул — оставить в потомках память о себе. Рождение ребенка — вот та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному суще­ству. В конечном счете, любовь — стремление к бессмертию. Стремление к бессмертию, как отмечает Платон, реализуется двумя путями: через деторождение и через добродетели, и чем люди до­блестнее, тем больше стремятся к добродетели, к духовному бессмертию.

 В развитии любви одного человека к другому наблюдается оп­ределённая периодизация. Этот процесс стал предметом анали­за поэтов и писателей. Любопытное описание любви и её развития, даёт Стендаль. Он выделяет четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщесла­вие и представляет генезис любви следующим образом: восхи­щение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристалли­зация; сомнение; вторая кристаллизация.

Первый этап — восхищение лицом противоположного пола трудно точно описать. «Любовь подобна лихорадке, она родится и чахнет без малейшего участия воли». Можно только от­метить, что состояние восхищения зависит от общего состояния, в котором пребывает человек, от его предшествующего опыта и от поведения объекта восхищения. Любовь зарождается, когда че­ловек начинает представлять себе возможные наслаждения, ко­торые мог бы он получить от объекта восхищения. Уже на этом этапе намечается идеализация объекта восхищения и, возмож­но, формирование надежды на то, что объект восхищения отве­тит взаимностью. Соединение восхищения с представлением о возможном наслаждении и возможном ответном чувстве зарождает любовь.

Представление о возможном наслаждении переходит в наслаж­дение, когда человек видит, осязает, ощущает всеми органами чувств и как можно на более близком расстоянии существо, ко­торое он любит и которое любит его. В этом состоянии начина­ется активная идеализация объекта любви (первичная кристал­лизация). Объект любви наделяется различными добродетелями.

Если на данном этапе наступает близость, процесс идеализа­ции партнёра может прекратиться или приостановиться на вре­мя, но появляются новые радости любви и новые качества у лю­бимого. Если же объект восхищения не отвечает взаимностью, то наступает период сомнения. Человек может сделать попытку отказаться от объекта восхищения, но при этом может обнару­жить, что другие радости жизни исчезли. «Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью появляется и глу­бокое внимание». Наступает период второй идеализации, соче­тающейся со стремлением убедить себя, доказать, что объект вос­хищения отвечает взаимностью. «Влюбленный непрерывно блуж­дает между тремя мыслями: в ней все совершенно, она меня лю­бит, как добиться от нее величайшего доказательства любви, ка­кое только возможно? ... Самый мучительный миг еще молодой любви тот, когда влюбленный замечает, что им сделано непра­вильное умозаключение».

Постигая в любви красоту не только тела, но и души, чело­век становится духовным. В любви каждый отдаёт себя друго­му и через это раскрывается во всём своём могуществе, во всей своей духовной силе. В любви человек выражает своё нравствен­ное содержание. Нравственный закон требует, чтобы себя забывали в другом. Любовь сама отдаёт себя другому. Любовь — это самая интимная точка соединения природы и разум.

В жертвенности любви источник зарождения нежности, чувств и отношений. Любовь — это природа и разум в их пер­воначальном объединении, т.е. природное влечение и разум, влечение и нравственность. Можно сказать, что только там, где есть расположение к нравственности, природное влечение про­является в форме любви.


5.3. Одинокие люди

Во многие исторические периоды одиночество являлось печальным следствием какого-либо бедствия или войны, либо рассматривалось как признак возможной неполноценно­сти или незрелости. Некоторые состоящие в браке люди придерживались (и сейчас придер­живаются) стереотипных представлений об одиноких людях как этаких жизнелюбцах или, напротив, неудачниках. Жизнелюбцы ведут бурную, весёлую жизнь, не отказывая себе ни в чем. Неудачники, на взгляд многих, - это физически непривлекательные люди, социальная жизнь которых отличается бедностью или вообще отсутствует. Возможно, они хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару. Или же они слишком незрелы, чтобы жить отдельно от своих родителей. Подобные стереотипы способствуют тому, что образ жизни многих одиноких людей предстает в искажённом свете.

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взве­шенного решения - нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательства­ми, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

Многие люди выбирают безбрачие потому, что оно позволяет им наслаждаться близ­кими отношениями в том случае, когда те благополучны, и избегать проблем, которые несёт с собой неудачное супружество. Они не хотят себя привязывать к партнеру, стоящему на пу­ти их собственного развития. Как не хотят они и испытывать чувство скуки, досады, раз­дражения, сексуальной неудовлетворённости и одиночества, общаясь с человеком, которого они уже давно переросли. Наблюдая за тем, как терпит крах супружеская жизнь их друзей, приходят к выводу, что жить одному лучше.

 

6. Семейный цикл

Семьи имеют предсказуемый жизненный цикл, характеризуемый рядом важных со­бытий, или ступеней. Первым событием в этом цикле становится становление родительской семьи. Отделение от семьи родителей может происходить в момент вступления в брак или ранее, если человек сделал выбор в пользу независимости - решил жить один или с какой-то группой людей. Второе важное событие – это, как правило, вступление в брак, со всеми сопровождающими его адап­тационными нюансами: налаживания отношений с новым человеком и новы­ми родственниками.

Наиболее типичным третьим событием становится рождение первого ребёнка и начало пе­риода родительства. Это событие иногда называют образование собствен­ной семьи, или переходом к родительству. Существуют и другие важные события в жизнен­ном цикле семьи: поступление в школу первого ребёнка, рождение последнего ребёнка, уход последнего ребёнка из семьи и смерть одного из супругов. В расширенной семье, включаю­щей в себя также и ближайших родственников, несколько таких циклов могут взаимодейст­вовать, обеспечивая повторение события и тем самым, уменьшая адаптационные трудности каждого из членов семьи.

За последние 50-100 лет семейные циклы изменились как во временной структуре со­ставляющей их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором они достигали различных степеней се­мейного цикла, и среднее время между наступлением различных событий в семейной жизни. Так, увеличивается период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, причём продолжительность этого постродительского пе­риода неуклонно продолжается.

6.1. Родительство


Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. Кроме того, родительство возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным стату­сом. С рождением ребёнка резко возрастают эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной на­пряжённостью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдением опре­делённого порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре заботы одного или обоих родителей.

Ряд исследований показал, что в период беременности оба родителя вносят в свою жизнь определённые коррективы. Им необходимо решить вопросы, касающиеся родов, под­готовить дом к появлению в нем младенца, определить, будут ли продолжать работать оба родителя и т.д. кроме того, будущие родители часто бывают озабочены тем, сумеют ли они справится с новой для себя ролью и каким будет их ребёнок. В течение этого периода супру­ги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери могут де­монстрировать различные реакции на появление ребёнка.

Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни. Во время первой беременности, женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой к будущему ма­теринству, которое становится частью её новой жизни, и долгие годы будет занимать в ней центральное месть. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым рождением ре­бёнка, которого она еще даже не знает. С беременностью отныне связаны многие противо­речивые чувства. Однако для женщин труднее всего, быть может, осознать, что, с одной стороны, она хочет стать матерью и иметь ребенка, а с другой - боится его, т.е. что её чувст­ва амбивалентны.

Причина, по которой женщины стремятся родить ребенка и стать матерью, разнооб­разны. Для некоторых рождение ребёнка составляет смысл жизни или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребёнка брачный союз становится семьей, и они хотят иметь эту семью, общаться с другими такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременно­стью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать за ребёнком, следить за его ростом и разви­тием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. На­конец, женщина может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой лич­ности, настоящей женщины и тем самым повысить свою значимость, завоевать большее уважение.

В то же время существует множество причин, которые заставляют женщину избегать рождения ребёнка. К их числу относится, прежде всего, противоречие между материнством и работой. Для современной женщины, часто имеющей хорошее образование и интересную профессию, трудно смириться с мыслью, что она не может полностью отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности быть одно­временно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое они могут посвятить друг другу, а появление третьего в отношениях меж­ду двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребёнка к матери, но и матери также трудно смириться с близостью между отцом и ребёнком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность перед родственниками и обществом, которая возлагается на неё с рождением ребёнка. Беспокоят и грядущие экономические заботы или даже просто не­обходимость тратить на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд.

Эриксон подчёркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и рождению детей.

К своим амбивалентным чувствам женщина может относиться по-разному. Она мо­жет полностью игнорировать положительные чувства и подчёркивать лишь отрицательные или же игнорировать отрицательные и подчёркивать только положительные. Если же жен­щине хватает психических ресурсов и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой ро­ли.

Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить для себя значение своей работы и найти равновесие между ней и мате­ринством. Она может частично отказаться от личного времени и честолюбивых стремлений и в то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и родительскими обязанностями разрешаются гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать текущие и надвигаю­щиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении труда после рождения.

Во время первой беременности часто изменяется отношение к своей матери. Будущая мать начинает лучше её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувство­вать себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность испытывать чувство быть бабушкой.

Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина может стать матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь ни­кому подражать и не испытывая при этом неуверенности.

Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей. Изменение ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для себя чувства гордости, волне­ния, к которым примешивается чувство возросшей ответственности, иногда непомерной - и потому тяготеющей. Некоторые мужчины завидуют способности супруги производить на свет потомство и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью и малышом. Супругам приходится сокращать время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты