Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста

По анкете № 2 были получены следующие результаты: 70 % учащихся в 1 классе на вопрос о том, сколько раз в день они чистят зубы, указали, что два, но при этом отметили, что их заставляют делать это родители. 30 % делают это самостоятельно без контроля родителей, при этом ответы данных детей на первый вопрос в анкете №1 были положительными.

Рассматривая данный аспект во втором классе, можно отметить изменение данной пропорции лишь на небольшое количество процентов: 60 и 40 % соответственно. Интересным является факт сопоставления результатов ответа на данный вопрос детей 1 и 4 класса: наблюдается ярко выраженная разбежка в процентном отношении. 90% учащихся 4 класса чистят зубы утром и вечером без напоминания об этом родителей. И лишь 10% детей чистят зубы нерегулярно, при этом важно отметить, что на первый вопрос анкеты №1 они ответили отрицательно. То есть можно предположить, что причиной отсутствия сформированности привычки чистить зубы утром и вечером являлось отсутствие примера со стороны родителей. При этом хотелось бы заострить внимание на том, что все 100% учащихся 4 класса считают чистку зубов утром и вечером обязательным для человека.

Другой темой для исследования явилась гигиена рук и тела. 50% учащихся моют руки перед едой только потому, что заставляет мама. 40 % учащихся моют руки после прогулки и перед едой, т.к. это постоянно делают их родители. Т.е. в данном случае пример взрослых является важным толчком для перенимания действия со стороны ребенка. И лишь 10% учащихся никогда не моют руки перед едой, а после прогулки они моют руки, только если «родители увидят, что они очень грязные» (из ответа мальчика на вопрос анкеты № 2).

Относительно с низкими положительными результатами оказались ответы детей на вопрос о том, делают ли они утром зарядку. В 1 классе лишь 10 % учащихся дали положительный ответ на данный вопрос. Но вот ответить на вопрос о том, зачем нужна человеку зарядка, дети ответить затруднялись. Во 2 классе зарядкой занимаются также лишь 10 % учащихся, и только лишь потому, что по утрам делает зарядку мама/папа. В 3 классе 60% учащихся могут дать толковый развернутый ответ на вопрос о значении зарядки в жизни человека, но, несмотря на это, процент ребят, которые делают зарядку все же остается крайне низким (15 %). В 4 классе 90 % ребят говорят о разносторонней пользе утренней зарядке и спорта. И лишь 20 % учащихся занимаются утренней зарядкой, гуляют с родителями перед сном. Таким образом, можно сделать вывод, что даже наличие знаний об оздоровительном значении утренней зарядки не является гарантом выполнения действий по здоровому образу жизни. Т.е. можно еще раз отметить, что для формирования понятий о здоровом образе жизни достаточно изучения курса о здоровье человека в школе, а вот для ведения здорового образа жизни необходимо, помимо вооружения детей теоретическими знаниями, выступать и положительным примером для подражания.

То есть можно говорить о том, что теоретическое знание о полезности и необходимости данного действия не всегда гарантирует перевод данного понятия в деятельность самого ребенка, т.е. подкреплением для практического применения знаний обязательно должен являться пример взрослых, в данном случае – пример родителей.

Обратим внимание на вопросы с элементами интервьюирования. Важно отметить, что уровень понимания важности многих аспектов здоровья и здорового образа жизни, а также сложность и обоснованность ответов учащихся изменяется прямопропорционально возрасту самих учащихся, а также во многом зависит от подкрепления знаний, умений и навыков из окружающей среды самого ребенка. Это можно доказать, пронаблюдав диалектику ответов учащихся на вопрос о том, что такое здоровье. 70% учащихся 1 класса ответили «не знаю», 30% - дали пространные немотивированные односложные ответы («когда дяденьки бегают и прыгают», «когда мама не дает пить таблетки» и т.д.). Ответы учащихся 2 класса более близки к пониманию понятия здоровья. И лишь дети 4 класса могут более менее ответить на данный вопрос и обосновать свой ответ («Здоровье – это когда человек чувствует себя хорошо…», «…когда у человека хорошее настроение и у него ничего не болит», «…когда человек может много работать и не уставать»).

На вопрос о том, что приносит вред здоровью человека, 50% учащихся первого класса ответили «не знаю», остальные 50% ответов учащихся не смогли отразить сущности данного понятия («…это то, что запрещает делать мама…», «…это то, что больно…», «…это то, что делают взрослые…»). И лишь ответы ребят 4 класса более полно и обоснованно отражают причины и источники вреда здоровью человека («…это курение, алкоголь, наркотики», «…это неправильное питание», «…нарушение режима дня», «…несоблюдение правил гигиены»).

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций учащихся позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровье и здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте.

 
Таблица 2.1
Таблица рангов ценностных ориентаций у учащихся (в процентном соотношении)

Ценности

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Хорошие друзья

70

50

50

20

Красивая одежда

50

40

40

10

Здоровье

20

50

80

90

Компьютер

70

50

40

10

Интересные игры

50

50

30

10


Как показывает таблица 2.1 не у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Это дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, в первом классе только 20% учащихся , во втором – 50% учащихся говорят о том, что высшая ценность – это здоровье. И лишь уже в 3 (80 %) и в 4 (90 %) классах учащиеся уделяют большее внимание здоровью, как важной ценности в жизни.

Таким образом, можно говорить о том, что правильное образование и воспитание способно влиять на формирование представлений о значимости здоровья для человека.

При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен.

Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к курению, закаливание, гигиена, деятельность на пользу обществу, режим дня. Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в таблице 2.2.


Таблица 2.2
Составляющие здорового образа жизни (в процентном соотношении)

Составляющие ЗОЖ

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Занятия спортом

20

30

60

70

Отсутствие привычки к наркотикам

20

30

50

60

Общение с природой

10

10

20

40

Отсутствие пристрастия к алкоголю

30

30

50

80

Правильное питание

20

30

50

90

Отсутствие привычки к курению

30

60

70

90

Закаливание

-

-

10

20

Гигиена рук и тела

40

10

30

90

Режим дня

10

20

40

90


Как показывает таблица 2.2, учащиеся 1 класса придают важное значение следующим составляющим здорового образа жизни: гигиена рук и тела, отсутствие пристрастия к алкоголю и курению, затем по приоритетности идет здоровое и правильное питание и занятия спортом.

В 4 же классе учащиеся уделяют большее внимание различным составляющим: увеличение процентного соотношения в таких пунктах, как режим дня, гигиена рук и тела, учащиеся все больше понимают влияние курения и алкоголя на организм, болшое внимание уделяется и занятию спортом.

Следовательно, представления о здоровом образе жизни у учащихся усложняются и углубляются в процессе обучения: прежде всего они сводятся к гигиене, режиму дня, занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Таким образом, у учащихся 4 класса более широкое представление о здоровом образе жизни.

Нами анализировался также такой вопрос, как желание изменить собственный образ жизни. Мы соотносили желание ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности.

Было выявлено, что хотели бы вести более здоровый образ жизни 10% учащихся 1 класса, 30% учащихся 2 класса, 40% - 3 класса и ,60% - соответственно 4 класса. Как видно из приведенных данных, чем менее реализованным считают испытуемые здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них желание к ведению более здорового образа жизни.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте. Здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций у детей лишь к 4 классу, но вместе с тем количество детей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью все же составляет лишь 90 %, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых.

Представления о здоровом образе жизни сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию.

Нами обнаружено, что большая часть испытуемых считает здоровый образ жизни необходимым.

Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень представлений о здоровье младших школьников в начале обучения очень низок, в процессе обучения происходит усложнение и углубление понятий, перевод житейских понятий в научные. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию физической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников понимания необходимости ведения здорового образа жизни, но при одном важном условии: социальное окружение должно выступать примером для всемерного подражания формирующейся личности. С данной целью были разработаны тематические беседы для внеклассных мероприятий, цель которых – формирование и углубление представлений школьников о здоровье, а также воспитание гармонично развитой личности, ведение здорового образа жизни для которой является одним из важных составляющих компонентов (см. Приложение 7).

Также был составлен рекомендательный перечень для педагогов и воспитателей по проведению необходимых мероприятий, формирующих у младших школьников представления о здоровье и здоровом образе жизни:

- Назначение ответственных учащихся в классе за соблюдение санитарно-гигиенического режима;

- Организация специальных занятий с целью формирования знаний учащихся по личной гигиене, гигиене учебного труда, экологии, валеологии (уроки оздоровительного часа, уроки физкультуры);

- Организация выпуска классной газеты «Мое здоровье», материалы которой должны быть направлены на предупреждение заболеваний учащихся, профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни, а также касаться вопросов экологии, валеологии; содержать полезную информацию о способах самооздоровления (например, рецепты народной медицины, режим дня и т.п.);

- Формирование бережного отношения к природе, к окружающему миру, любви ко всему живому (классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия, экологические КВНы, викторины);

- Планирование спортивно-оздоровительных мероприятий в течение года с привлечением родителей (спортивные кружки, секции, бассейн);

- Организация способности учащихся к самодиагностике и оценке своего здоровья;

- Совместная работа психолога и учителя по формированию здорового образа жизни.




Заключение


Качество жизни человеческого существования всецело зависит от того, как к телу относится сам человек и общество в лице других людей. Особенно сильное влияние оказывает эта социальная общность на детей. Воздействие взрослых на детей происходит не только на уровне слов, но, прежде всего, на уровне интонаций, мимики, поведения, отношения к тому или иному событию. И чтобы не говорили родители повзрослевшему ребенку о вредности потребления того же алкоголя и табака, их собственный пример и поведение во время праздничных застолий, будут иметь гораздо большее влияние на детское сознание, чем любые высказывания.

Таким образом, многочисленные факты и исследования доказывают, что поведение и многие представления человека, не всегда являются результатом его свободного выбора. Чаще всего - это результат взаимодействия изначально данного естественно-природного человеческого организма с социальной средой и воздействия на него социокультурного окружения.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Основной деятельностью, первой и важнейшей обязанностью младшего школьника становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе, о себе самом.

Проблема воспитания здорового образа жизни и культуры здоровья будет существовать на протяжении развития общества. Правильное воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие проблемы человечества, связанные со здоровьем. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Поэтому воспитание здорового подрастающего поколения является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных, физических сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

Важный источник формирования представлений о здоровье и поведения по соблюдению здорового образа жизни младших школьников в учении — их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителей и родителей, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала.

Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется, и ребенок начинает выполнять его самостоятельно.

Таким образом, сформированность понятия здоровья и здорового образа жизни, а также навыки по сохранению и укреплению своего здоровья зависят не только от усвоения теоретических знаний, но и от примера, который дети наблюдают в своей семье, в кругу сверстников, в школе и на улице.




Список использованных источников


1.       Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

2.       Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С-Пб, 1993.

3.       Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.

4.       Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

5.       Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993.

6.       Гарбузов В. И. От младенчества до старости. Л., 1991.

7.       Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

8.       Джеймс У. Психология. М., "Педагогика", 1991.

9.       Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.

10.   Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990.

11.   Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991.

12.   Колосов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии ребенка. М., 1996.

13.   Лищук В. А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. М., 1992.

14.   Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.

15.   Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

16.   Понедельник С. В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994.

17.   Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.

18.   Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М.,1995.

19.   Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991.

20.   Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

21.   Эльконин Б Д Введение в психологию развития M., 1995.

22.   Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина, М.,1997.

23.   Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты