Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы

* повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

* психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий. Неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

* необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

*неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

* недостаточная профессиональная подготовленность;

* специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

* профессиональный опыт;

* профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

* особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

* изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

* неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

* низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.


Выводы


1. В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);

2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);

3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.

При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.

Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.

2. Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.

3. Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.


Глава 2. Исследование особенностей связи компонентов самоотношения с индексом агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы


2.1 Организация исследования


Цель: выявить особенности взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы.

Объект исследования: самоотношение, агрессия сотрудников охранно-конвойной службы.

Предмет: особенности взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы.

Гипотеза:

мы предполагаем наличие связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.

Задачи:

1) провести теоретический обзор определений понятий "агрессия", агрессивность, агрессивное поведение;

2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности;

3) дать психологическую характеристику охранно-конвойной службы (подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых);

4) провести исследование особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы; провести исследование особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у не сотрудников охранно-конвойной службы;

5) проанализировать результаты и сделать выводы;

4) разработать рекомендации для психологической службы МВД, позволяющие формировать и поддерживать у сотрудников охранно-конвойной службы неагрессивные реакции в условиях, провоцирующих агрессивные проявления; решать задачи по снижению уровня агрессивности у высокоагрессивных сотрудников.

В исследовании принимали участие 25 сотрудников охранно-конвойной службы и 25 человек, не являющихся сотрудниками охранно-конвойной службы (мужчины в возрасте 25 - 45 лет).


2.2 Характеристика методик исследования


1) Методика изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева


Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. знания составляют содержательную часть его представлений.

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С. Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Тест предназначен для изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.п.

На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы. Отвечая, помните простые правила:

-        Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первым ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями.

-        Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

-        Помните, что – плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

- Читайте последовательно каждое из приведенных выше утверждений и решайте, верно оно по отношению к Вам или неверно.

Описание шкал «МИС»

Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) – включает пункты с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 «самоуверенность» – содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, ко юром у есть за что себя уважать.

Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 «саморуководство» – отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) – включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 «самоценность» – отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 «самопринятие».

Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

Шкала 7 «самопривязанность».

Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 «внутренняя конфликтность».

Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 «самообвинение».

Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.

Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора:

I. Самоуважение.

В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4).

Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

II . Аутосимпатия.

В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7).

Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

III. Внутренняя неустроенность.

Данный фактор содержит шкалы, фиксирующие внутреннюю конфликтность (8), самообвинение (9), и связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Показатель по каждой шкале подсчитывается суммированием совпадений ответов испытуемого с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл.


2) Методика «Агрессивность» Басса - Дарки


Методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы.

Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.


Глава 3. Результаты исследования


1) Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева (Приложение 1)


Сотрудники охранно - конвойной службы

Исследование выявило в целом средние показатели по шкале 1 Открытость у сотрудников охранно - конвойной службы (5,7). У 28% сотрудников этот показатель низкий; у 44 % высокий; у 28 - средний.

Показатели по шкале 2 "Самоуверенность" в целом средние - 5,68. Низкие показатели у 36 % ; у 44 % - средние; у 20 % показатели высокие.

По шкале 3 "Саморуководство" показатели средние (6). У 20 % показатели низкие; у 40% средние;, у 40 % высокие.

По шкале 4 "Зеркальное Я" показатели средние (5,84). Низкие показатели у 28 % сотрудников; средние - у 24%; у 48 % высокие.

По шкале 5 "Самоценность" в среднем по группе показатели низкие (3,72). У 68 % сотрудников показатели низкие, у 32 % средние.

По шкале 6 "Самопринятие" показатели низкие (4, 24). У 56 % показатели низкие, у 28% средние, у 16 % - высокие.

По шкале 7 "Самопривязанность" показатели низкие (4,12). Низкие показатели у 52 % сотрудников, средние у 44 %, высокие у 4 %.

По шкале 8 "Конфликтность" показатели высокие (6,68) У 56 % показатели высокие, у 24 % - средние, у 20 % - низкие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты