Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

26.   Лисовский В.Т. Социология молодежи. – Л., 1976.

27.   Кириленко Н.Я. Особенности ценностной направленности студентов различных специальностей академик РАЕН, профессор. - FIRSTJOB.R/Национальная молодежная биржа труда.

28.   Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.

29.   Юнг К.Г. Психологические типы – М.:Издательство: Харвест, 2006.

30.   Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Бахрах-М, 2005.

31.   Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара, БАХРАХ, 1997.

32.   Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.

33.   Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологический журнал, 1994, № 2. С. 28-42.

34.   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросает, 1998. -292 с.

35.   Едронова В.Н. Общая теория статистики. – М.: Юристь, 2001 – 511с.

36.   Терехин В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности//Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М., 1989.

37.   Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. - Красноярск, 1987.

38.   Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.

39.   Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые исследования. СПб:Питер, 2005.

40.   Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.57-75.

41.   Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. - 248

42.   Маркина Г.И. Мотивация деятельности. – СПб: «Питер», 2001.


Приложение А


Программа исследования


Проблема исследования: к проблеме мотивации учебной деятельности неоднократно обращались как отечественные, так и западные исследователи.

Система образования, в том числе высшее гуманитарное, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке специалистов гуманитарных факультетов.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Как показывают результаты социологических исследований, интерес к учению у студентов ВУЗ из года в год падает. Только 58,4 % студентов имеют достаточно развитый интерес к учебе. Причем налицо ярко выраженная тенденция снижения этого показателя от 63,3 % на первом курсе до 48,1 % на третьем курсе. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения.

Поэтому мы исследуем, какие же на данный момент мотивы у студентов гуманитарных факультетов в процессе учения и факторы их определяющие.

Исследование проводилось со студентами филологического (20 чел.), исторического (20), юридического (20 чел.), ГМУ (20) факультетов Самарского государственного университета.

Предмет исследования: факторы и мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

Цель исследования:

1) выявление факторов, влияющих на особенности мотивации студентов гуманитарных факультетов

2) ранжирование мотивов учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы понятий мотивов и мотивации, представленные различными концепциями и дисциплинарными подходами.

2. Рассмотреть место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов.

3. На основе анализа данных тестирования по К.Г. Юнгу выявить основные соционические типы студентов гуманитарных факультетов.

4. На основе анализа данных анкетирования выявить основные мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов.

Гипотезы исследования:

1.                 Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов зависит от психофизиологического (соционического) типа личности студента гуманитарного факультета;

2.                 Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов изменяются в процессе обучения (от 1 к 3, затем к 5 курсу) и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов.

3. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов различна в зависимости от выбранной ими специальности.



Приложение Б

Порядок действий и процесс интерпретации понятия мотивация учебной деятельности


















Рисунок Б 1 - Порядок действий и процесс интерпретации понятия мотивация учебной деятельности



Приложение В

Тестирование по К.Г. Юнгу


(Компьютерная обработка -#"1.files/image016.gif">немного близких друзей

3.                 большую товарищескую компанию

4.                 Какие книги Вы предпочитаете читать?

5.                 с занимательным сюжетом

6.                 с раскрытием переживаний героев

7.                 Что Вы скорее можете допустить в разговоре?

8.                 опоздание

9.                 ошибки

10.            Если Вы совершаете дурной поступок, то:

11.            остро переживаете

12.            острых переживаний нет

13.            Как Вы сходитесь с людьми?

14.            быстро, легко

15.            медленно, осторожно

16.            Считаете ли Вы себя обидчивым?

17.            да

18.            нет

19.            Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души?

20.            да

21.            нет

22.            Считаете ли Вы себя?

23.            молчаливым

24.            разговорчивым

25.            Откровенны ли Вы или скрытны?

26.            откровенен

27.            скрытен

28.            Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

29.            да

30.            нет

31.            Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

32.            говорить

33.            слушать

34.            Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

35.            да

36.            нет

37.            Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

38.            да

39.            нет

40.            Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

41.            да

42.            нет

43.            Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению?

44.            да

45.            нет

46.            Легко ли Вы меняете ваше настроение?

47.            да

48.            нет

49.            Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

50.            да

51.            нет

52.            Ваши движения:

53.            быстры

54.            замедленны

55.            Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях?

56.            часто

57.            редко

58.            В затруднительных случаях:

59.            спешите обратиться за помощью к другим

60.            не любите обращаться



Приложение Г

Анкета исследования


Уважаемый респондент!

Студенты социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Сделать это совсем несложно. читайте вопрос и варианты ответов на него. Выберите тот вариант, который ближе всего совпадает с Вашим мнением. Если Вы не обнаружили подходящего варианта ответа, то дайте свой.

Полученные данные будут использоваться в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и адрес указывать не обязательно.

Заранее благодарим за участие! А теперь мы хотели бы задать Вам наши вопросы.

1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет:

1.        Исторический

2.        Юридический

3.        Филологический

4.        ГМУ

2. Почему Вы выбрали данный факультет

1.        По призванию

2.        По совету (настоянию) родителей

3.        Друг пошел

4.        Меньше проходной балл

5.        Обучение дешевле

6.        Потому что все равно

7.        Престиж

8.        Как гарантия будущего высокого материального положения

9.                 другое ____________________________________

3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни

1. Учеба в университете

2. Отношения с друзьями

3. Отношения с любимым человеком

4. Работа

5. Развлечения

6. Хобби

7. Семья

8. Другое ___________________

4. Нравиться ли Вам учиться?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Получение знаний

2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях

3. Процесс общения с сокурсниками

4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)

5. Другое ______________________

6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Не получаю необходимых знаний

2. Преподают ненужные для будущей специальности предметы

3. Большая загруженность, мало свободного времени

3. Отношения с преподавателями

4. Отношения со студентами

5. Плохо организована внеучебная деятельность студентов

6. Недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии

7. Другое ____________________________________

7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) достижения знаний и профессионализма,

2) признание,

3) сама учебная деятельность,

4) ответственность,

5) повышение социального статуса,

6) межличностные отношения со студентами,

7) межличностные отношения с преподавателями,

8) качество образования

9) другое _______________________________

8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно?

1) да, считаю

2) нет, не считаю

3) затрудняюсь ответить

4) другое___________________________

9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?

1) полностью соответствует

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не соответствует

5) затрудняюсь ответить

10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами

1) нет

2) да - в группе

3) да - на факультете

4) да - в университете

11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) активность

3) целеустремленность

4) взаимопомощь

5) доверие

6) недоброжелательность

7) разобщенность

8) безразличие

9) другое _________________________________

12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?

1) полностью зависит

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не зависит

5) затрудняюсь ответить

13. Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) профессионализм

3) знание своего предмета

4) лояльность

5) требовательность

6) уважительное отношение к студентам

7) внешний вид

8) не отказывают в помощи

9) другое _________________________________

14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности

1) нет

2) скорее, нет

3) скорее, да

4) да

5) затрудняюсь ответить

15. Укажите, пожалуйста, Ваш пол:

а) м

б) ж

16. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:_____

17. Укажите, пожалуйста, Ваше семейное положение

1.                 Замужем (женат)

2.                 Холост (не замужем)

3.                 Разведен (разведена)

4.                 Вдова (вдовец)



Приложение Д


Таблица Д. 1 - Сводная таблица факторов мотивации

Факультет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

признание

достижения

учебный процесс

ответственность

повышение статуса

администрирование

контроль

межличностные отношения со студентами

межличностные отношения с преподавателями

условия учебной деятельности

стипендия

внеучебная деятельность

качество преподавания

соответствие преподавания профессиональной направленности

Юридический

17

14

12

14

18

15

11

9

11

13

11

7

17

18

1 курс

5

4

6

7

7

7

5

4

2

4

4

3

4

4

3 курс

6

5

4

2

5

5

3

3

4

5

4

3

8

7

5 курс

6

5

2

5

6

3

3

2

5

2

3

1

5

7

ГМУ

16

15

12

15

18

15

11

9

13

11

11

7

17

18

1 курс

4

5

5

7

7

6

5

4

3

5

5

4

6

5

3 курс

6

5

4

3

5

6

4

3

4

4

3

2

5

6

5 курс

6

5

3

5

6

3

2

2

6

2

3

1

6

7

Фил.+ Ист.

18

21

20

34

12

15

17

26

25

14

22

8

23

30

1 курс

7

8

9

8

4

7

8

12

5

3

9

3

5

7

3 курс

6

6

6

6

4

3

7

9

8

7

8

3

10

9

5 курс

5

7

5

20

4

5

2

5

12

4

5

2

8

14



Таблица Д.2 – Группировка факторов мотивации по курсам

Курсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

всего

признание

достижения

учебный процесс

ответственность

повышение статуса

администрирование

контроль

межличностные отношения со студентами

межличностные отношения с преподавателями

условия учебной деятельности

стипендия

внеучебная деятельность

качество преподавания

соответствие преподавания профессиональной направленности

1 курс

16

17

20

22

18

20

18

20

10

12

18

10

15

16

232

3 курс

18

16

14

11

14

14

14

15

16

16

15

8

23

22

216

5 курс

17

17

10

30

16

11

7

9

23

8

11

4

19

28

210

Всего

51

50

44

63

48

45

39

44

49

36

44

22

57

66

658



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты