Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

3.                 Методика обработки данных, т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

1. В качестве цели нашего исследования мы определили особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов университета.

Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задач, гипотезы исследования (Приложение А).

В первой части нашего исследования мы выбрали типологию Карла Юнга, в части шкалы «экстраверт-интроверт». Именно по этой шкале определяется мотивация личности. К. Юнг разработал типологию характеров [29, 30, 31] в основе, которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).

Таблица 2 – Типология характеров по К. Юнгу [29, с. 83]

Каждый человек оперирует в четырех категориях:

В этих категориях человек «предпочитает» быть:

1.

направление потока энергии

1.

Экстравертом или Интровертом

2.

способ получения информации

2.

Ощущающим или Интуитивным

3.

способ принятия решений

3.

Мыслительным или Чувствующим

4.

основной повседневный образ жизни

4.

Решающим или Воспринимающим



Для всех нас является естественным всего один способ поведения внутри каждой категории, который мы используем легче и чаще, чем другой. Поэтому говорят, что мы «предпочитаем» одну функцию другой. Комбинация наших «предпочтений» определяет психологический тип.

Несмотря на то, что все люди функционируют внутри полного спектра предпочтений, каждый человек имеет естественное предпочтение, которое лежит в той или иной категории из четырех возможных.

Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (Интровертный, Introverted) или от внешних источников (Экстравертный, Extraverted). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас.

Поэтому нам важно было определить тестированием по Юнгу психотип студентов гуманитарных факультетов.

Методика К.Юнга, которую мы выбрали, представляет собой опросник из 20 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один.

2. В качестве основной методики сбора информации нами был выбран анкетный опрос.

К количественной группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте [32].

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [32,33].

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором студенты отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждый из них имеет равный шанс быть отобранным [34].

Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. При этом считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий как «доверительный интервал», «ошибка выборки», невозможно распространение того, что получено для выборки на всю генеральную совокупность. Первое понятие означает, что существует интервал вокруг значения (для выборки) характеристики, в котором находится истинное (для генеральной совокупности) значение этой характеристики. Второе понятие используется для оценки отклонения выборки от генеральной с совокупности. Эти понятия взаимосвязаны между собой [35, с. 258].

Исследования Терехина В.А. [36] и др. показали, что на 1, 3 курсах студенты переживают особый кризис, который проявляется в том, что у учащихся возникает неуверенность в собственных силах, растет тревожность в отношении собственного будущего, снижается интерес к учению, появляются сомнения в правильности выбора профессии. Еще один кризисный период наступает к окончанию 5-го курса в связи с предстоящим началом самостоятельной профессиональной деятельности [6, с. 28].

Суть кризиса состоит в противоречии между потребностями студентов в освоении нового вида деятельности и имеющимися у них для этого средствами и способами [37]. Поэтому в качестве исследуемой группы нами были определены студенты именно 1, 3, 5 курсов.

Исследование проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов филологического (20 чел.), исторического (20), юридического (20 чел.), управленческого (20 чел.) факультетов Самарского государственного университета.

Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Численность единиц генеральной совокупности обозначается N (1750 чел.), объем выборочной совокупности n = 80 чел.

Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, выраженное в процентах, называется процентом выборки:


[(n/N) * 100] = 0,0457 *100 = 4,57%


Выборочная совокупность исследуется по количественному признаку. В этом случае обобщающей характеристикой генеральной совокупности является генеральная средняя х. Если выборка бесповторная, количественная: Δx = tμx = t√σ2/n *(1- n/N) [35]



2.2 Интерпретация и анализ тестирования и анкетирования мотивов учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов


Объектами данного исследования стали студенты гуманитарных факультетов, представленные выборкой в 80 человек, в возрасте 17-25 лет, обучающихся на 1, 3, 5 курсах филологического, исторического, юридического факультетов и факультета управления Самарского Государственного университета.

Для анализа статистических данных, полученных в результате исследования нами была использована методология Татаровой Г.Г. [28], Наследова А.Д. [38], Хили Дж. [39], Девятко И.Ф. [40].

В качестве вспомогательной диагностической методики использовался тест Юнга на «интроверсия-экстраверсия» направленности личности, прошедший необходимые психометрические испытания и показавший удовлетворительные результаты [41].

I. 1. Результаты тестирования показали, что среди студентов гуманитарных факультетов преобладают личности интровертивного типа. Среди протестированных студентов гуманитарных факультетов таковых оказалось 72,5%.


Рисунок 2 – Распределение студентов по тесту Юнга



Однако необходимо отметить, что интровертивных личностных типов больше на чисто «женских» гуманитарных факультетах:

·                    Исторический - (85,0%)

·                    Филологический - (90%)

3.                 По факультетам распределение «экстраверт-интроверт» можно представить следующим образом:


Рисунок 3 – Распределение экстраверт-интроверт по факультетам


Результаты анализа свидетельствуют, что среди студентов гуманитарных факультетов преобладают студенты интроверты, т.е. личности с богатой внутренней сферой, ранимые, застенчивые, более приспособленные к работе в спокойной, доброжелательной обстановке, доверительных отношениях с сокурсниками и преподавателями.

По К. Юнгу соционический психотип интровертивной направленности имеет низкие значения направленности на профессиональную сферу и высокое значение направленности на творческую сферу. Особенно это характерно для женщин. Таким образом, результатами тестирования было выявлено, что направленность на профессиональную сферу имеет низкие значения, как у студентов филологической и исторической специальностей, так и у женской группы выборки факультета ГМУ. Это объясняется тем, что чаще всего интровертивные типы направлены на внутреннее самосовершенствование, а не на профессиональный рост и карьеру. Для них характерна заинтересованность во мнении других людей, Данные анализа подтвердили результаты исследования Кириленко Н.Я.[27].

3. По результатам анкетирования, которое проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов гуманитарных факультетов было выявлено, что:

3.1. Для студентов гуманитарных факультетов ведущими факторами мотивации являются:

1) соответствие преподавания профессиональной направленности

2) условия учебной деятельности

3) межличностные отношения с преподавателями

4) качество преподавания

3.2. Среди факторов второго уровня значимости студенты выделили:

1.                 межличностные отношения со студентами

2.                 учебный процесс

3.3. Для студентов факультета ГМУ:

1) условия учебной деятельности

2) администрирование

3) повышение статуса

3.4. Для студентов юридического факультета:

1) условия учебной деятельности

2) межличностные отношения с преподавателями

3.5. Для студентов исторического факультета:

1.                 межличностные отношения с преподавателями

2.                 соответствие преподавания профессиональной направленности

3.                 качество преподавания

3.6. Для студентов филологического факультета:

1.                 межличностные отношения с преподавателями

2.                 соответствие преподавания профессиональной направленности

3.                 качество преподавания

Распределение факторов по факультетам представлено в Таблице 3 и на Рисунке 4.


Таблица 3 – Распределение факторов, влияющих на мотивацию по факультетам

Факторы

Распределение по факультетам, %

Все

ГМУ

Юрид.

Истор.

Филол.

признание

5,7

6,9

5,7

6,8

6,4

достижения

6,4

6,9

6,5

6,8

6,8

учебный процесс

6,4

6,9

8,9

6,8

7,3

ответственность

5,0

5,4

6,5

5,2

5,6

повышение статуса

8,6

6,2

2,4

3,7

5,4

администрирование

9,3

6,9

4,7

6,0

6,9

контроль

7,1

7,7

3,2

3,7

5,6

межличностные отношения со студентами

7,9

6,9

8,9

9,0

7,9

межличностные отношения с преподавателями

7,9

8,5

9,8

9,8

9,1

условия учебной деятельности

9,3

9,2

8,1

6,8

9,1

стипендия

6,4

6,9

7,3

7,5

7,1

внеучебная деятельность

5,7

6,9

8,1

7,5

7,1

качество преподавания

7,8

6,9

9,6

9,0

8,5

соответствие преподавания профессиональной направленности

7,8

7,7

9,6

9,0

9,1

Всего

100,0

100,0

100,0

100

100,0



Рисунок 4 – Распределение факторов, влияющих на мотивацию студентов по факультетам


Условные обозначения: 1 - признание; 2 - достижения; 3 - учебный процесс; 4 - ответственность; 5 - повышение статуса; 6 – администрирование; 7 - контроль; 8 - межличностные отношения со студентами; 9 - межличностные отношения с преподавателями; 10 – условия учебной деятельности; 11- стипендия; 12 – внеучебная деятельность 13- качество преподавания; 14 – соответствие преподавания профессиональной направленности.

Анализ Таблицы 3 и Рисунка 4 свидетельствует, что мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов различна в зависимости от выбранной специальности.

Но, следует отметить, что мотивации учебной деятельности сходны у студентов:

а) исторического и филологического факультетов.

Следовательно, наша гипотеза № 3 подтвердилась частично.

3. Среди ответов на вопрос анкеты «Что не нравится в процессе учебной деятельности» в качестве «Другое» были представлены следующие ответы:

«Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период».

«Меня поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультрамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает?»

«Некоторые товарищи – преподы до сих пор считают, что схоластические умствования на предмет абстрактно-далекий от реальной жизни студентов, тупое написание мегатонн никогда нечитаемых текстов, это гораздо лучше, чем практическая учебная деятельность, которая нравится студентам. И ведь как агрессивно эта позиция защищается! Главное – аттестацию пройти, а уж чего там из студентов реально выйдет – не наше дело!»

С нашей точки зрения, преподавателям университета важно обратить внимание на усиление такого фактора мотивации, как межличностные отношения со студентами. Для этого требуется разнообразить формы и методы учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.), и использовать различные модели педагогического общения.

Для усиления мотивации учебной деятельности студентов администрации вуза и факультетов гуманитарного цикла необходимо определить политику университета как образовательного учреждения, освещать миссию, стратегические цели и задачи, улучшать условия учебной деятельности (санитарно-гигиенические, материально-технические, межличностные отношения в системе «администрация-преподаватели-студенты»).

4. Анализ ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?», показал, что в зависимости от курса ответы студентов меняются следующим образом:

1) полностью соответствует

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не соответствует

5) затрудняюсь ответить


 

Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?»


Рассогласование ожиданий от учебной деятельности и действительности, показывает, что при поступлении в университет необходимо проводить тестирование студентов на определение психологического типа.

5. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [42].

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, о чем свидетельствуют ответы на вопрос «Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты