Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Где преподаватель и студент совместно оформляют и осмысливают субъективную реальность студента. Так, в процессе совместной работы создаются условия, для того чтобы студенты сами открывали возможности своей будущей профессии и ориентиры своего профессионального становления.

Важно, также отметить, что деятельностный подход вместе с постулатом непосредственности вывел за пределы психологического рассмотрения и непосредственное переживание психического, заменив его такими опосредствующими понятиями, как деятельность, интериоризация, чувственная ткань сознания.

Феноменологический подход помогает удержать “территорию психического”. «”Феноменологический опыт” – это та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая последовательно проводится, так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и во всех горизонтах».

Феноменологическая программа исследования привела Гуссерля к необходимости решения проблемы интерпсихического. Беря за отправной пункт анализа жизнь отдельного Я, он должен был понять, как можно мыслить такие социально-психологические феномены, как общение и взаимодействие, коммуникация, понимание и трансляция опыта. Поскольку”…универсальная жизнь сознания… выходя за пределы отдельного Я, соединяет любое Я с другим Я в действительной или возможной коммуникации…- пишет Гуссерль, - можно исходить из собственной имманентной жизни и прослеживать ее интенциальность, воспроизводя и сохраняя в чистоте феноменологическую континуальность опыта, связующего одного субъекта с другим.

Основные принципы феноменологического подхода: принцип феноменальности (изучать не механизмы, а феномены); принцип целостности (целое не является суммой частей, а предшествует им); не анализ, а “аналитика видения”; принцип очевидности и приоритета собственного “видения” над свидетельствами очевидцев; принцип вживания и непосредственного понимания (постижения сущности); принцип приоритета качественных исследований над количественными.

профессионализация психолог личность

Глава II Психологическая диагностика и механизм развития профессионального сознания будущего психолога


2.1 Проблема, гипотеза и задачи исследования


Проблемой данного исследования стало становление и развитие профессионального сознания будущих психологов.

Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по темам введения в профессию ”Психолог”, развития профессионального сознания, профессионализация в процессе обучения выявило такие актуальные проблемы:

-сложности профессиональной идентификации, которую испытывает молодежь при выборе профессии;

-сложности становления и развития профессионального сознания будущих психологов.

В связи с вышеобозначенным, в основу нашего исследования мы взяли гипотезу, что становление и развитие профессионального сознания будущего психолога, которое возникает и стабилизируется с I курса ВУЗа и в ходе обучения обычно существенно не меняется. При слабой исходной мотивации студент может прекратить трудный процесс обучения; при более сильной мотивации он окончит факультет, но предпочтет работу не по специальности; при еще более сильной – будет работать по специальности вне зависимости от уровня зарплаты.

Задачами эмпирического психолого-педагогического исследования являются:

-изучить формирование профессионального сознания к овладению профессии, на разных этапах обучения;

-произвести оценку становления и развития профессионального сознания будущего психолога.

2.2 Методика исследования


Выборка

В исследовании участвовали студенты 1, 3 и 5-го курсов ф-та психологии Нижнекамского филиала Московского гуманитарно–экономического института – 192 человека (1-й курс – 109 студентов, 3-й курс 52 студента, 5-й курс – 31).

Возраст студентов составил от 17 до 31 лет, включительно.

По гендерному составу, на 1-м курсе парней было 40 (36,7%) , девушек 69 (63,3%); на 3-м курсе парней – 23 (44,2%) , девушек – 29 (45,8%); на 5-м курсе 13 парней(41,9%) , 18 девушек(58,1%). И, в целом, парней 76 (39,6%) , девочек 116 (60,4%).

Следует отметить, что группы были естественными, а, следовательно, можно предположить, что они репрезентативны.

Система обучения во всех трех курсах не отличалась, то есть была традиционной.

У студентов исследовалась динамика: а) мотивов выбора данной профессии и последующего обучения, представленных в феноменальном поле сознания; б) представлений о будущей профессиональной деятельности на разных этапах обучения.

Используемые методики

Мотивы выбора профессии выявлялись путем опросов, бесед, исследования продуктов деятельности, изучения экспертных мнений, . Учебной группе давалось задание: письменно, в развернутой форме, ответить на вопрос: “По каким причинам вы выбрали (либо продолжаете получать) данную профессию?” Предлагалось привести все возможные мотивировки, гарантировалась конфиденциальность. В общей сложности обследованные первокурсники упомянули около 80 соответствующих мотивировок, которые для упрощения дальнейшего анализа были условно разделены на 5 групп (типов): профессиональные, “меркантильные”, просоциальные, случайные (реально действующие, но не в сфере будущей профессиональной деятельности), инфантильные. В дальнейшем изучалось изменение охарактеризованных групп мотивов в процессе обучения. Отмечалось и анализировалось изменение их соотношения, а также появление новых побудительных мотивов, имеющих ту же или противоположную направленность. Проводился сравнительный анализ побудительных мотивов в отношении студентов разных курсов одного вуза.

Для выявления представлений о будущей профессиональной деятельности на разных этапах обучения использовались следующие методы: беседа; анализ документов, продуктов деятельности, биографических данных; фокусированные интервью; экспертные оценки, исследовались продукты деятельности студентов. Рассматривались мотивационные и эмоционально-когнитивные аспекты представлений, а также связанные с этими представлениями поведенческие проявления. Сравнивались данные о декламируемой мотивации, полученные в разное время и разными средствами. Для выявления и фиксации разных аспектов представлений был проведен опрос-анкетирование студентов I-III-V курсов в Приложении№1 Также было предложено написать два сочинения на темы: “Деятельность, в которой я наилучшим образом выражаю, воплощаю себя”, ”Мой выбор профессионального пути”.

Ответы оценивались по следующим формальным критериям: конкретность/абстрактность (ясность, четкость, размытость представлений о будущей профессиональной деятельности, о мотивах работы по данной профессии); реалистичность/нереалистичность; непротиворечивость и последовательность; стремление к достижению конкретного рабочего места/декларативность желания работать в данном учреждении, должности.

Процедура проведения, основные требования

Учитывая особенности такого психологического метода, как опрос, влияние различных артефактов, искажающих результаты (эффекта аудитории и др.), нами было определено, что студенты будут отвечать только в письменной форме. Гарантировалась конфиденциальность.

Опрос проводился в течение 1-1,5 часа с интервалом в 1-2 дня с использованием анкеты (в Приложении №1). Всего было проведено 20 срезов: 10 срезов для определения мотивов выбора профессии, и 10 срезов для выявления представлений о будущей профессиональной деятельности.

Обработка результатов заключалась в том, чтобы выявить мотивировки, разделить их на 5 групп, изучить изменения их соотношений, а также появление новых побудительных мотивов, имеющих ту же или противоположную направленность. Проводился сравнительный анализ побудительных мотивов в отношении студентов разных курсов одного вуза.

Что же касается сочинений, то было предложено дома, в письменной форме написать сочинения. Конфиденциальность также гарантировалась.

Обработка результатов заключалась в том, чтобы выявить представления студентов - психологов, о своей будущей профессии.


2.3 Результаты исследования


В ходе проведения психолого-педагогического исследования мотивов выбора профессии и представлений о будущей профессиональной деятельности (среди I-III-V курсов) были получены следующие результаты.

Результаты опроса анкетирования динамики мотивов выбора профессии от I-го к V-му курсу у студентов-психологов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института представлены в таблице №1

С целью проведения количественной обработки данных большинство вопросов и утверждений анкеты были прокомментированы так, что более высокие баллы приписывались ответам, свидетельствующим о более сильной мотивационной и эмоционально-когнитивным аспектам.

Таблица №1 Динамика мотивов выбора профессии от 1-го к 5-му курсу у студентов-психологов (в %)

Типы и категории мотивов

1-й курс N= 109

3-й курс N=52

5-й курс N=31

1. Профессиональные


Интерес к профессии

49

60

48

Призвание

12

22

28

Интерес к науке

80

34

66

Стать профессионалом

8

42

35

2. Просоциальные


Помощь людям

56

74

48

Интерес к людям

12

22

35

3. “Меркантильные”


Помощь себе

48

24

10

Возможность личностного роста

35

44

74

Престиж профессии

5

10

19

Деньги

13

12

10

Карьера

8

10

10

4. Случайные


Совет родителей

13

10

5

Советы друзей

19

12

0

Советы учителей

5

0

0

Встреча с хорошим психологом

24

0

0

Желание учиться в вузе

14

0

0

5. Инфантильные


Случайный выбор

15

0

0

Советы астролога

2

0

0

День открытых дверей

2

0

0


Как отражено в Таблице №1, у первокурсников мотивация выбора профессии характеризуется ярко выраженным интересом к науке психологии и к профессии психолога. Превалирует профессиональные и просоциальные мотивы. Среди “меркантильных” мотивов наиболее сильно выражены категории ”разобраться в себе”, ”помочь себе”, ”возможность личностного роста”, наименее выражены “престиж”, ”карьера”, ”деньги”. Сравнительно невысока доля случайных и инфантильных мотивов. В процессе дальнейшего обучения весомая доля профессиональных и просоциальных мотивов сохраняется (“пик” просоциальной мотивации приходится на 3-й курс). В группе “меркантильных” мотивов сохраняется высокая значимость “помощи себе” и ”возможности личностного роста”: “престиж, деньги, карьера” остаются мало выраженными. На старших курсах появляются специфичный именно для студентов-психологов феномен – аффективное нежелание обсуждать вопросы, связанные с будущей работой, зарплатой, карьерой (неприятие самой темы).

Анализ показал, искаженный образ деятельности психолога-профессионала. Диффузность и нереалистичность их представлений проявляется в незнании конкретных сфер профессионально-психологической деятельности, а также в “мифологизации” и идеологизации профессии (преувеличение возможностей психологов в практической и научной деятельности, социального статуса психолога, значимости результатов его работы, положения в коллективе, условий оплаты труда).

Представления о профессиональной деятельности идей по двум типам, условно обозначенными нами как “успешная” и ”неуспешная” динамика.

А) Успешная динамика выражается в расширении круга адекватных представлений о профессии (знание сфер приложения сил, реальных мест работы, трудностей и проблем, условий оплаты труда, возможностей карьерного роста). Основным фактором успешной динамики является принятие действительности – готовность к профессиональной самореализации в имеющихся жизненных условиях.

Б) Неуспешная динамика выражается в том, что при отсутствии качественных изменений в структуре профессиональной мотивации у студента появляется квазипрофессиональная лексика (терминология), повышается социальная желательность ответов, накладывается табу на обсуждение таких проблемных областей профессионализации, как уровень зарплаты, престиж, карьерный рост. Неуспешная динамика обусловлена психологической (мотивационной) и профессиональной неготовностью к смене социальной позиции студента на позицию трудящегося профессионала. Несмотря на удовлетворительную (чаще хорошую) академическую успеваемость, такие студенты осознают собственный непрофессионализм, испытывают по его поводу негативные эмоции и в связи с этим отказываются от профессиональной самореализации.

Основные причины отказа студентов от профессиональной самореализации:

- социально-экономические (основная – низкий уровень оплаты труда);

- личностные особенности: неадекватно завышенный уровень притязаний; личные проблемы как основной мотив выбора профессии, теряющий свою актуальность к концу обучения; возрастная смена ценностно-смысловой иерархии, в результате которой определяющими становятся “меркантильные” потребности, удовлетворение которых мало вероятно в профессиональной деятельности психолога;

- специфика обучения на ф-те психологии (самая характерная черта – значительное преобладание теоретических знаний над практическими);

- сложность самой профессиональной деятельности психолога.

По поводу последнего пункта поясним, профессиональных знаний, умений, навыков, которыми овладевает студент за время обучения, недостаточно для успешного решения целого ряда профессиональных задач, возникающих на самых ранних этапах самостоятельной профессиональной деятельности.

Просили студентов обратиться к личному опыту и написать домашнее сочинение на тему: ”Деятельность, в которой я наилучшим образом выражаю, воплощаю себя”. Предлагалось описать, как протекает такая деятельность, какие чувства, мысли и переживания она вызывает.

Студенты писали охотно, даже вдохновенно. Отказов практически не было. Опыт такой деятельности имел каждый.

Анализ текстов позволяет обнаружить качества деятельности и свойства внутреннего опыта, выделяемые студентами. Приведем данные анализа выборки, включающей более 192 работ.

1.       Высокая продуктивность, чувство полного владения предметом деятельности: “когда я писала в таком состоянии, мои работы всегда были одни из лучших”, ”работа шла легко и быстро”, ”я не совершала ни одного неточного движения”, ”я не ощущала своего тела, но одновременно имела полный контроль над ним”, ”я чувствовала себя властелином, чувствовала, что я могу все, могу сделать что-то выдающееся”.

2.       Полное доверие к себе, собственного достоинства: “мне было все равно, имеет ли эта работа какое-то значение для окружающих, но для меня она была бесценна”, ”я никогда не задумывалась, понравится ли моя работа, как ее оценят”, ”в такие моменты я чувствую себя полноценной, сформировавшейся для своих лет личностью”, ”когда я начинаю танцевать, то не думаю, какие движения я буду делать, как отреагируют на них окружающие люди”.

3.       Положительные эмоции “для меня в такие минуты возникает поток счастья и глубокого наслаждения своей деятельностью”, “какое же это удовольствие – вкладывать всю душу в то, что ты делаешь!”, ”в эти минуты я чувствую огромный прилив сил, энергии и ощущения блаженства”, ”меня вдруг охватило всепоглощающее чувство радости, счастья и удовлетворения”.

4.       Предельная концентрация на деле и чувство полного слияния, единства с ним: “в это время я ни о чем другом не думаю – для меня существует только танец”, ”у тебя появляется ощущение, что ты как будто частица льющихся звуков”, ”время останавливалось, окружающий меня мир переставал существовать и оставался только тот мир, о котором я пишу”, поток накрывает меня, когда я пишу рассказы: мне не хочется ни есть, ни пить, не хочется спать, даже дыхание кажется чем-то лишним. Слова текут и ложатся ровно на свои места. Я просто не имею права остановиться, поставить точку, пока она сама не ляжет на нужное место”, “не хочется ни говорить, ни думать, ни о чем, кроме того, что ты – в звоне мечей, что меч – это часть тебя и твой враг – друг, потому что вы друг друга понимаете лучше, чем кто-либо”, ”над своей работой я могла сидеть часами без сна и отдыха, ничего вокруг не замечая, полностью погрузившись в свои мысли, ничего не существовало в тот момент, кроме моего голоса и произносимых мною стихов, будто они рождались во мне, я и стихи принадлежали друг другу”, ”я не ощущала ни времени, ни расстояния, ничего, кроме происходящего здесь и сейчас. Я была вместе с течением воды, я чувствовала, куда она идет, где она огибает камни”.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты