Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Именно общность, деятельность и сознание в своем единстве составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому и не выводимы одно из другого. Все три стороны целостной человеческой реальности являются одновременно и следствиями, и предпосылками друг друга; здесь все во всем. А потому и психологический анализ конкретных форм этих оснований должен изначально быть ориентирован на целостность типа жизнедеятельности человека в определенной культуре.

В свете сказанного проблема развития и формирования профессионального сознания должна рассматриваться в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма деятельность, сознание, общность. Так, профессиональная деятельность – всегда сознательна и совместна (осуществляется в сообществе); профессиональное сознание – деятельностно и интерсубъективно (существует и возникает в сообществе); профессиональная общность обусловлена включенностью субъектов в совместную коллективно – распределенную деятельность, основывающуюся на сознательном позиционном самоопределении каждого.

В настоящий момент отсутствует сколь–нибудь убедительная концепция (модель) профессионализма психолога, тем не менее, усиление исследовательского интереса именно к проблеме профессионального педагогического сознания вполне оправданно. Оно связано с кардинальным изменением, прорывом в представлениях о сущности труда психолога (в картине существовавшей прежде, в лучшем случае находилось место мышлению). Эти изменения мы связываем с преодолением парадигмы субъект – отношений в деятельности психолога. Теоретической основой этого преодоления для нас выступило различение категорий «деятельность психолога» и «образовательный процесс».

Итак, настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале. Он рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно – исторический контекст профессионального труда. В подлинном «Профессионале» органично соединяются «Личность» и «Мастер».

Трактовка способа существования сознания как рефлексии позволяет представить реализацию ценностного и ответственного отношения психолога к своей деятельности не только как осознание и трансформацию оснований собственных действий, но как осознание и изменение самого способа бытия, проявления субъектности в отношениях с Другим. С этих позиций мы можем утверждать, что профессиональное сознание, помимо способности к рефлексии средств, характеризуется способностью субъекта к ценностно – смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования. Понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно - смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действительность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее.


1.2 Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»


Сегодня перед психологией профессионализма стоит актуальная задача изучения взаимопереходов, связей, единства трех сторон профессиональной жизнедеятельности. Принципиально, что и отдельные стороны, и обозначенная взаимосвязь могут быть поняты быть поняты только через исходное целое – человека как профессионала. Отсутствие подобных работ на настоящий момент свидетельствует о сложности указанной задачи: «описать, к примеру, деятельность психолога и личность психолога значительно проще и привычнее, чем выявить их реальную психологическую целостность на уровне конкретного носителя – субъекта».

Однако «реальную психологическую целостность» невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того – не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека – в саморазвитии – как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Развитие рефлексии (самосознания) оказывается не сводимым ни к формированию, ни к «заражению», ни к спонтанному «созреванию». В отношении развития профессионального сознания выявленная нами рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности как раз и является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала.

Определяя принципы исследования развития профессионального сознания и методы работы с ним, мы выделяем два наиболее важных момента. Первый из них связан с пониманием предмета психологического исследования сознания и работы по его формированию. Таковым определяется «не ставшее, наличное сознание человека, но сознание становящееся, находящееся в «переходе», в трансформации, …сознание развивающегося, духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию и духовному освобождению»[14,c.74]. Второй момент задает понимание условий развития сознания. Призыв искать ответ на вопрос о том, что и как развивается в интерпсихической ситуации развития, в межиндивидуальном пространстве человеческих встреч, в системе связей и отношений, характеризующих то сообщество, в которое включен и в котором развивается человек, актуален и в отношении развития профессионального сознания будущих психологов [18].

На современном этапе психологических исследований развитие важнейших человеческих способностей мы связываем с категорией «со – бытийная общность», которая как предмет психологического исследования впервые была обоснована в работах В.И.Слободчикова [9].Сущностное понимание со – бытийной общности схватывает внутренние противоречия, движущие силы развития живой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее. Со – бытийная общность является источником становления и развития человеческой субъективности. Общность образуется как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного и ролевого функционирования в такое пространство взаимодействия, где место, способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.

Использование категории «общность» чрезвычайно эвристично для понимания условий и закономерностей развития конкретных форм сознания. Общность является сферой смыслов (со – мыслей) – неслиянных – нераздельных, а потому для всех прозрачных и легко читаемых, пространством позиционного самоопределения и обретения картины мира, освоения культурных норм деятельности и превращения их в собственные цели и способы действия. В исследовании проблемы генезиса механизмов рефлексивного сознания, «со– бытие» рассматривается как источник и интерпсихическая форма его существования.

Применительно к практике профессионального образования данное положение оказывается принципиальным. Включаясь в новую для него профессиональную практическую деятельность, будущий психолог сталкивается с вопросами и проблемами, для решения которых ему необходимо профессиональное сотрудничество с другими психологами. Но такое сотрудничество невозможно в формах взаимодействия, практикуемых в учебной деятельности вузов; будущий психолог нуждается в иных, отличных от учебных, формах сотрудничества с преподавателями и коллегами.

Для обеспечения перехода студента от деятельности учения к профессиональной деятельности должна проектироваться специфическая форма общности студентов, преподавателей вуза, психологов, реализующих совместную деятельность. Именуется данная общность и деятельность, соответственно, «учебно-профессиональное сообщество» и «учебно-профессиональное сотрудничество». В учебно-профессиональном сообществе становится субъект профессиональной деятельности, открывается ее предметность, обеспечиваются условия вхождения студента в деятельности по типу позиционного самоопределения, в противоположность адаптации к роли психолога. Учебно-профессиональное сообщество становится средой развития к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве будущий психолог получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности, как необходимого условия смыслообразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.

Говоря о профессиональном сознании, нельзя не затронуть вопрос о том, кто же есть на самом деле Психолог – профессионал. Условно можно выделить следующие принципиальные отличия:

1.       Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. Специалист – психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.

2.       Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что–либо понять в проблемах окружающего мира.

3.       Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика.

4.       Особая ответственность психолога – профессионала. Задача профессионала сложная – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов. Не всем это нравиться, что затрудняет работу настоящего психолога.

5.       Психолог – профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также – с бывшими сокурсниками, преподавателями. Со смежными специалистами. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально – эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких – то неудач и трудностей.

6.       Наличие у психолога- профессионала документа о психологическом образовании. В большинстве случаев получение диплома все–таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, то есть диплом служит знаком профессионализма.

7.       Особый профессиональный такт и следование профессионально – этическим нормам у психолога – профессионала. Задача хорошего психолога создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это не казалось. Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

8.       Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога – профессионала. Он должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения, какого- то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано. Лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность, какой то идеей.

9.       Развития профессиональная психогигиена труда у психолога – специалиста. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется недостаточное внимание; поэтому сам психолог – профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя. Речь идет не только о психическом здоровье, но и физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало.

10.  Важная характеристика психолога – профессионала – осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях. Имеется в виду астрология, хиромантия, дианетика. Речь идет не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы названных подходов нужно – хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».

Вместе с тем, профессиональная психология, долго боровшаяся за признание своей научности, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа. Даже если признать существование психических непознанных явлений в трактовках перечисленных ненаучных подходов, психологи должны обладать чувством собственного достоинства.

Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога – профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи – специалисты. Это больше направлено на ориентир для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога – профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом. Иногда, говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существует довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер. А вот умения – менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания, затем по мере освоения умения оно все менее осознаётся, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист, с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все – таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по – новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала – психолога.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е.А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам.

Психолог – профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами, но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Пугаться этих «кризисов» не следует, ведь только преодолевая какую – то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.

Необходимо так же отметить, что для того, чтобы стать профессионалом, необходимы соответствующие основания профессионального становления и условия, при которых возможно их проявление.

Первое основание – творческий подход к делу. Профессионализм соизмерим с творческим отношением к делу. Профессионал непрерывно рождается внутри самой работы, на каждом ее шаге. При этом каждый следующий шаг может не вытекать из предшествующего, а быть моментом порождения чего–то нового – мысли, чувства, понимания, действия. В противном случае человек всего лишь реализует стереотипы поведения, мышления и чувствования, лишенные живой мысли, живого чувства продлевает ранее наработанное, само собой идущее.

Внутренним средством и основным условием профессионального успеха и мастерства является полная вовлеченность в то, что ты делаешь здесь и сейчас. Исследователи в области психологии профессионализма подчеркивают, сколь важно специалисту владеть этим внутренним средством деятельности: «Занимаясь каким-то делом “здесь и сейчас”, важно уметь мобилизовать себя… на полную отдачу сил. И отдача здесь обязательно обернется обретением: наши способности – как умственные, так и физические, как общие, так и специальные – развиваются только в напряженной деятельности».

Итак, профессионал видится нам как человек, который может и должен соответствовать требованиям текущего момента – уметь разрывать свою непрерывность, высвобождаться из–под власти стереотипов и порождать совершенно новый, предельно точный, единственно нужный и возможный сейчас ответ. Через такой ответ он впервые обретает новый опыт. Становление профессионала есть движение в пространстве “возможного” человека. Попасть в это пространство и двигаться в нем можно лишь в исключительно собранном состоянии (“полного отсутствия”).

Второе основание – это органическое переплетение, единство процессов профессиональной деятельности и жизни. Надо сказать, что лучшие выпускники ф-та психологии ВУЗов это осознают: “Я не воспринимаю свою профессиональную деятельность как нечто отдельное или другое по отношению к жизни. Наоборот: профессиональные ситуации для меня оказываются такими же серьезными (в каком-то смысле “быть или не быть”), как и жизненные. Точнее сказать, профессиональные ситуации жизни” (из материалов интервью с выпускниками ф-та психологии МГУ).Арз

Можно сказать, что деятельность профессионала всегда имеет личностный оттенок, т.е. в ней всегда отражается и воплощается его личность. Во всем, что он производит, будь то объекты, мысли или поступки, он и соответствует себе, и в то же время узнает самого себя. На этот “узел”, прочно связывающий себя и дело, не раз опирался в своей практической работе К. Юнг: ”…только наши дела покажут, кто мы есть”(2001,с.432).Арз

Третье основание, без которого попросту немыслим процесс профессионального становления, - уровень развития ценностно-смысловой сферы. Сопоставляя творчество Моцарта и Сальери, Б.М. Теплов обращает внимание на то, что именно ценностно-смысловая сфера профессионала является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает этот процесс.

Важно отметить, что студенты нуждаются в специальной проработке своего ценностно-смыслового пространства, в осознании места и роли в нем профессиональных ценностей и охотно и с большим интересом включаются в эту работу. Допустимо использование каких-либо развивающих методик.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты