Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Введение


Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах общественного производства со всей остротой ставит вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозможно качественное обучение и прогнозирование последующей успешности профессиональной деятельности.

Высокая практическая значимость указанной проблематики обуславливает ее изучение представителями различных наук, в том числе и психологии. С точки зрения последней, трудности изучения процесса профессионализации осложняются тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ её выполнения [20?]. Поэтому не выделяются уровни профессионализма, а учитываются только возраст и время работы по специальности.

При изучении проблем профессионализации конкретного индивида необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативным, с другой (поскольку конечная цель – самостоятельная работа по выбранной специальности) – исследовать “врастание” человека в новую для него среду в определенное профессиональное сообщество. Проследить такое “врастание” во всей полноте характеристик невозможно. Ведь жизнь – это не жестко обусловленная последовательность действий и форм поведения, реализация которых с необходимостью приводит к определенной цели. У каждого студента есть (в разной степени осознанные) смыслы жизнедеятельности, стратегические схемы, которые содержат как личностный (индивидуальный) аспект, так и социально детерминированный. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии успешности/неуспешности обучения (в виде приемлемых границ продвижения), нормы и ценности, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе профессионализации все эти моменты находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которого интегрируются в представлениях студента о себе и своей профессиональной судьбе. Неопределенность последней выступает, как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное поведение) обнаруживает особенности и некоторые детерминанты процесса профессионализации, а также личностные качества его участников.

Многие проблемы профессионализации студентов-психологов разносторонне рассмотрены в специальной литературе.

Проблема профессионального сознания является одним из “ пробелов” в современной науке. Возможно, это объясняется, прежде всего, сложностью самого предмета исследования, его феноменальным характером. То есть в профессиональном сознании находит отражение одновременно биологических и социальных проявлений человека. Сложности в изучении профессионального сознания вызваны также тем, что в современной науке отсутствует однозначная интерпретация тех или иных проявлений профессионального сознания. В то же время следует заметить, что именно профессиональное сознание студентов является, с нашей точки зрения тем слиянием интеллектуальных и эмоциональных компонентов, обусловливающими гармоничное развитие профессионалов. В настоящих же вузовских учреждениях подчас придерживаются чрезмерно теоретизированных, интеллектуально нагруженных систем обучения, что делает личностно - отстраненным взаимодействие Студент – Деятель.

В современном российском обществе отмечаются последствия отсутствия долгое время ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение, иерархии общественных ценностей, и отсутствия социальных гарантий и государственной поддержки.

Ведь, долгое время перед отечественной психологией и педагогикой, стояла лишь одна задача – воспитать и обучить будущего «строителя коммунизма».

И как следствие, стала остро проблема нехватки профессионалов, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается тенденция массового обучения в ВУЗах. Повсеместное внедрение западных ценностей, которое наше, еще неокрепшее, общество достаточно некритично впитывает в себя, находит отражение и в моделях поведения современного студента. Очень часто, выпускники школ при выборе будущей профессии руководствуются её популярностью, какими-то амбициозными представлениями о ней. Но мало кто из них всерьез задумывается, подходит ли она ему, обладает ли он теми качествами, которые будут необходимы ему в работе, интересна ли ему та сфера, в которой ему в дальнейшем придется работать.

Сложности в современной профессиональной идентификации, а также, при учете самой специфики становления и развития профессионального сознания, будущих специалистов позволяет назвать тему данного исследования актуальной.

Целью нашего исследования стало изучение становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1)                изучить формирование профессионального сознания к овладению профессии, на разных этапах обучения;

2)                произвести оценку становления и развития профессионального сознания будущего психолога;

Объектом данного исследования стало профессиональное сознание будущего психолога.

Предмет – становление и развитие профессионального развития будущего психолога.

В ходе исследования мы предположили, что становление и развитие профессионального сознания будущего психолога возникает и стабилизируется с I курса института и в ходе обучения обычно существенно не меняется. При слабой исходной мотивации студент может прекратить трудный процесс обучения; при более сильной мотивации он окончит факультет, но предпочтет работу не по специальности; при ещё более сильной – будет работать по специальности вне зависимости от уровня заработной платы.

Теоретико-методологической основой работы явились:

- психосоциальные теории, развивающие традицию Э.Эриксона;

-теории когнитивного структурирования, использующие идеи Ж. Пиаже;

-личностно-типологические модели и субъективно-средовые модели. Директивная модель, которая нацелена на унификацию ”образовываемого материала, формирование члена общества с заданными свойствами (Какой человек нам нужен?)” Адаптивные (“настраивающиеся”) модели учитываются индивидуальные особенности студентов. Индирективные модели образования и самообразования (Гегель, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.) Основными принципами индирективной педагогики являются: активная самодеятельность (С.Рубинштейн), активное участие воображения и творчества (Давыдов), целевая детерминация, для профессионального становления, как и для личностного роста, смыслообразующие мотивы (цели) имеют приоритет над побудительными (причинами) (А.Адлер, Леонтьев, Арсеньев).

Эмпирической базой работы являются результаты конкретных исследований, проведенных в 1997-1998 г. в МГУ имени Ломоносова г. Москвы. Собственное исследование проведено в Нижнекамском филиале Московского гуманитарно-экономического института.

Основные методы исследования: опрос (анкетирование), методы математико-статистического анализа данных, сочинения на темы: Деятельность, в которой я наилучшим образом выражаю, воплощаю себя, Мой выбор профессионального пути.

Научная новизна: в исследовании проведен системный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления и развития профессионального сознания будущего психолога, который и позволил определить проблемную область для дальнейших более глубоких исследований.

Структура и объем работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, общим объемом 60 печатных листов. В списке литературы – 53 наименования. Приложение содержит Бланк анкеты и список вопросов.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель, объект, предмет, задачи и методы, научная новизна.

В первой главе «Теоретико-методологические основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога» нашли отражения основные, как в отечественной, так и зарубежной психологии, направления изучения становления и развития профессионального сознания будущего психолога.

Во второй главе «Психологическая диагностика как механизм развития профессионального сознания будущего психолога» были конкретно определены проблема и задачи практического исследования. В ней также описана специфика метода анкетирования и опроса. Приведены и проанализированы результаты всего исследования.

В заключении кроме указания основных выводов данного исследования, намечаются перспективы для дальнейшего изучения проблем становления и развития профессионального сознания будущих психологов.


Глава 1 Теоретико-методологические основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога


1.1.                 Формы становления личности в процессе её профессионализации


В психологии профессионального образования фиксируется смещение исследовательского интереса с разработки описательно- нормативных моделей личности и деятельности специалиста, на основе которых формулировались требования к содержанию его профессиональной подготовки (профессиографический подход), к исследованию профессионального сознания и самосознания субъекта деятельности - его ценностей, смысловых образований, рефлексии. Возникает необходимость выхода за пределы узкотехнологического понимания профессиональной деятельности в сферу психологии сознания,развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации.

В ряде работ указывается на необходимость проведения такого рода исследований профессионального сознания, которые открывали бы и обосновывали пути его целенаправленного формирования, поскольку профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, между тем, оно зачастую складывается стихийно.

«Труд,- пишет А.Б. Орлов, - рассматривается как сложный психологический «агрегат», складывающийся из набора психологических деталей и оптимизирующийся посредством совершенствования тех или иных узлов. При этом задача педагога и психолога видится в том, чтобы предельно дробно описать психолого-педагогические компоненты труда специалиста, определить наилучший режим функционирования каждого из этих компонентов (т.е. сконструировать своеобразный психолого-педагогический норматив труда специалиста) и сформулировать эту норму в качестве императива для преподавателя ВУЗа, института усовершенствования и, наконец, для самого специалиста («специалист должен…)».

Последние годы отмечены появлением целого ряда работ, исследующих профессиональное сознание.

Последнее полагается в качестве важнейшей категории, реально отражающей существо процесса профессионального становления и развития психолога, прежде всего – на этапе вузовского образования. Однако специальный анализ содержания вузовского образования позволяет утверждать, что именно профессиональное сознание оказывается главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки психолога и его конкретной профессиональной деятельностью.

Одним из основных недостатков в подготовке психологов на сегодняшний день выступает господство в высшей школе так называемого знаниевого подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно- предметных знаний. Подобное положение вещей неоднократно подвергалось критике.

Отмечалось, что в процессе обучения студенты имеют дело не с содержанием профессиональной деятельности, а с научными предметами. Учебная деятельность в традиционном образовании оказывается «нейтральной» по отношению к предмету будущей профессиональной деятельности [2].В результате обучения мы имеем (в лучшем случае) знатоков, эрудитов в конкретной области знания, но не субъектов целостной психологической деятельности. Выявляется оппозиция: ученик (может быть, чрезвычайно способный к усвоению основ наук, успешно сдающий зачеты, экзамены, но несостоятельный как профессионал, в этом смысле – «вечный студент») и деятель. Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием контекстов применения знаний, комплексным характером психологических ситуаций, требующих системного их использования, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику. Устроившись на работу, выпускник вуза на несколько лет проваливается в «яму адаптации».Отмечено, что моделью обучения, соответствующей «знаниевому» подходу в традиционном психологическом образовании, является вербальное обучение, основывающееся на трансляции, запоминании и воспроизведении текстов коммуникации.

Указанное противоречие не является следствием только недостатков в организации процесса образования в ВУЗе. Конкретные технологии профессионального образования опираются также и на традиционные психологические исследования сознания. Значительная их часть проводилась в рамках гносеологического (познавательного, субъект - объектного) отношения. В своих крайних проявлениях такое отношение выступало как гносеологическая редукция – сведение сознания к знанию субъекта о мире и себе в мире, подмена реально практических отношений человека с миром одной их стороной – познавательной[20]. Гносеологизм не может быть основой анализа становления и развития профессионального сознания, поскольку рассматривает индивида не как субъекта деятельности (практика), а как субъекта познания (теоретика). Соответственно, исходным принципом исследования и формирования профессионального сознания должно стать понимание того, что работа со знанием не тождественна работе с сознанием.

С критикой гносеологизма и натурализма в философии и психологии неоднократно выступали философы и методологи деятельностного подхода.

Они отмечали, что натурализм и гносеологизм ориентируют нас, прежде всего на предзаданность объективной действительности: человеку противостоят независимые от его деятельности объекты внешнего мира, вступающие в те или иные взаимоотношения с ним, воздействующие на него и через это данные его сознанию.

Методолого – деятельностный подход, напротив, предполагает включение в теоретический анализ самого субъекта с присущей ему структурой мыслительной деятельности, поскольку наши представления об объекте задаются и определяются не только и даже не столько материалом природы и мира, сколько средствами нашего мышления и нашей деятельности.

С этих позиций предлагается принципиально иное понимание содержания образования в целом и профессионального образования в особенности. Во главу угла ставится рефлексивно – мыслительная культура как форма организации сознания профессионала [3].Утверждается, что реализация деятельностного подхода в образовании, обеспечивая вскрытие деятельностной природы и структуры преподаваемых знаний, ориентирует на развертывание рефлексии студентов, позволяет сформировать у них способности к проектированию, прогнозированию своей профессиональной деятельности. Все это обеспечивает им осознание не только того, с чем (объект) субъект имеет дело, но и – что (как) он делает или может делать.

Такое обучение призвано обеспечить становление подлинного «хозяина», действительного субъекта профессиональной деятельности. При этом отмечается, что преодоление «знаниевого» подхода не означает принижения роли знаний, но лишь изменяет их место и функциональное назначение в образовательном процессе: из основной цели образования знания становятся средством становления профессионала [11]. Иными словами, потребностью и, соответственно задачей, стоящей перед образующимся, полагается не столько освоение научно – предметных знаний, сколько порождение и проектирование способов употребления[3].

Таким образом, в методологическом подходе профессиональное сознание выступает, прежде всего, как деятельностно организованное сознание. Важнейшей его характеристикой становится не просто наличие реальной рефлексии, но ее двойная, разновекторная направленность. « Кто бы и когда бы ни действовал,- отмечал Г.П. Щедровицкий,- он всегда должен фиксировать свое сознание, во- первых, на объектах своей деятельности – он видит и знает эти объекты, а во – вторых, на самой деятельности – он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи».

В деятельности у субъекта может доминировать направленность первого типа; при этом он как бы привязан к « объектной причинности» и не нацелен на анализ собственной деятельности. Направленность рефлексивного сознания второго типа проявляется в том, что субъект оказывается способным отличить себя от своей деятельности, противопоставить её себе в качестве объекта; только в этом случае его деятельность может стать предметом преобразования и развития. Деятельностно организованное сознание, таким образом, обеспечивает преодоление проблемных ситуаций в деятельности и ее развитие посредством рефлексивного выхода, процедур проблематизации и перенормирования. Соответственно, развитие деятельности понимается здесь как развитие ее средств при сохранении прежней цели.

В психологии плодотворная попытка гносеологизма и субъект – объектных установок в изучении сознания была осуществлена С.Л. Рубинштейном. Он отмечал, что «абсолютизация гносеологического отношения отрицает то, что сознание существует в бытии».

Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере, а в самой практике реальной жизни и для этой жизни[20]. Одновременно С.Л. Рубинштейн обращается к проблеме рефлексии. С появлением рефлексии сознание выступает «как разрыв, как выход человека из непосредственной поглощенности процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, для суждения о ней».

Следует специально отметить, что при такой трактовке рефлексии впервые становиться понятной возможность ценностного и ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности.

Таким образом, и в методологическом подходе Г.П. Щедровицкого, и в работах С.Л. Рубинштейна преодоление установок гносеологизма при трактовке сознания осуществляется за счет обращения к категории «рефлексия».

Г.П. Щедровицкий и его последователи берут в качестве исходной основы, предельной онтологии мыследеятельностную реальность как универсум идеальных схем и средств деятельности. С.Л.Рубинштейн одним из первых вводит принципиально новую онтологию человеческой психологии, которая задается базовым отношением «Человек – Мир». Человек в этом отношении выступает как часть бытия, но как такая часть, которая преобразует все бытие». Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека». Иными словами, сознание и деятельность здесь оказываются предельными и взаимосвязанными способами бытия человека в мире; ни один, ни другой способ вне этой взаимосвязи не может быть адекватно понят (отсюда, кстати, известный принцип единства сознания и деятельности).

Сопоставляя две рассмотренные позиции, становится очевидным, что, говоря о « деятельностно организованном сознании», необходимо одновременно удерживать реальность и « сознательно организованной деятельности», и наоборот. Однако здесь и возникает кардинальный вопрос: «А кто, собственно, является субъектом и сознания, и деятельности?» В рассматриваемых позициях ответ на вопрос невозможен, так как в них отсутствует ещё одно (третье) фундаментальное основание бытия человека – общность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты