Основы психологии труда

*человеку даются только те функции, в которых реализоваться с помощью техники.

*человеку даются те функции, которые требуют очень большую ответственность и имеют большую значимость.

*сопоставление преимущественно возможных по различным показателям человека и технических устройств для выполнения определенных функций.

Психологические признаки психологии труда (по Е.А. Климову)


Активность человека, использующего производительность оборудования, инструменты на рабочем месте, не всегда можно назвать трудом в психологии. Климов утверждает, что под трудом в контексте психологии труда понимают – функционирующую психическую систему, которая характеризуется 4 признаками. Эти признаки следует оценивать и осмысливать в совокупности некоторой активности человека, которая может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть в какой-нибудь степени приписан каждый их четырех признаков.

Если хотя бы один из признаков не может быть приписан, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова.

Признаки по Климову:

1) сознательное предвосхищение социально-ценного результата. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает данную активность трудом. Признак предвосхищения имеет место и при отдыхе и в спорте. Дело в том, что и как предвосхищается. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищенный результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т.е. как социально-ценный. Следовательно, ценность положительная.

2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели. Имеет когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный выражается в сознании субъектом неизбежности принятого порядка вещей и сознание ответственности перед людьми.

Аффективный выражается в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности, с условиями протекания деятельности, соотносимые с целью. Человек не просто помнит цель, но его тревожат факты рассогласования алгоритма действий данной деятельности.

3) сознательный выбор применения совершенствования, создание орудий и средств деятельности. Имеет три компонента:

* когнитивный (знание средств труда)

* операторный (владение средствами труда)

* аффективный (эмоциональное состояние, переживания)

4) осознание межлюдских производственных зависимостей и отношений, как живых так и овеществленных (когнитивный и аффективный компонент).


Психологические регуляторы труда


Система регуляторов человеческого поведения представляет собой сложную психологическую структуру. Центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, в создании информационных условий для практики формирования должной системы соотносящихся психологических регуляторов.

Основные группы регуляторов:

* образ объекта (предметы труда, внешние средства, условия и проявления трудовой деятельности):

а) чувственный образ (сенсорный, перцептивный)

б) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения)

в) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий)

* образ субъекта:

а) актуальный образ Я (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях)

б) обобщенный образ Я (Я-концепция – Я в прошлом, Я ныне, Я в будущем, Я среди других, Я как представитель профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общества)

* образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

а) потребности, потребностные отношения

б) эмоции, чувства, эмоциональные отношения

в) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности

г) направленность личности, мировоззрение.


Классификационные признаки трудовой деятельности


Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.

Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда.

Содержание трудовых задач в видах рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей, условий и организации трудового процесса. Разнообразие характеристик трудовой деятельности дает возможность классификации ее видов по различным классификационным признакам:

1) по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют:

* физический труд

* умственный труд

2) по характеристикам цели труда, рабочим нагрузкам, организации трудового процесса умственный труд разделяют на:

а) оперативный (операторский):

* стандартный (преподавание, учебная практика)

* нестандартный (научная работа, музыкальные произведения)

* эвристические (изображение)

б) динамический и статический

в) однообразный и разнообразный

3) в зависимости от условий труда выделяют:

* в комфортных условиях

* в необычных условиях (при постоянном воздействии неблагоприятных факторов)

* в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за безопасность)

4) по форме организации деятельности выделяют:

* регламентированный (нормированный)

* нерегламентированный (ненормированный)

* смешанный (вахта)

* индивидуальный и коллективный.



Психологическое содержание труда


В содержании труда с психологической точки зрения входят:

1) цели (представления о результатах труда). Русалова выделила следующие цели:

* материальная заинтересованность

* непосредственный интерес к процессу

* переживание социальной значимости результатов труда

2) мотивы (это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека):

материальные, духовные, социальные

Мотивы выделенные Томашевским:

* безопасность (физическая, материальная, общественная)

* удобство (стремление из всех доступных способов выполнения задания выбрать наиболее простой)

* удовлетворенность процессом

* мнение товарищей.

3) проективные программы действий (опираются на предвосхищаемый конечный результат и учет всех трех закономерностей относительно того, какие необходимо использовать средства и способы для получения результата)

* контрольные процессы (обратная связь) – сравнение достигнутого промежуточного результата и подцели, т.е. контролируются все последовательные операции.


Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления


Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.

Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но и социальная группа. Т.О. субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Для того, чтобы стать субъектом труда надо:

1) достижение высокого уровня развития способностей и др. профессионально важных качеств личности

2) удовлетворенность трудом

3) адекватное отражение объекта труда

4) развитие системы саморегуляции

5) усвоение общественно-выработанных способов деятельности

6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионального развития его личности опирается на:

а) профессионализация субъекта труда – это формирование специфических видов трудовой деятельности человека на основе развития профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих функции регуляции, становления и совершенствования субъекта труда.

б) профессионал – это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности соответствуют требованиям конкретной деятельности, обеспечивают формирование и реализацию необходимого уровня эффективности труда.

Этапы становления:

* стадия предигры (до 3-х лет) – происходит развитие сенсорики, перцептивных способностей, а также овладение манипулятивными орудийными и функциональными деятельностями.

* этап игры (3 -7 лет) – ознакомление с человеческими отношениями, самооценка, способность к самоконтролю.

* период младшего школьного детства (7–11 лет) – произвольность поведения, формирование первых этических институтов, рефлексия, овладение учебной деятельностью

* стадия избрания (11–18 лет) – овладение специальными профессиональными знаниями, представление о первичных человеческих идеалах, чувство взрослости, стремление к самостоятельности, подготовка к труду, планирование профессионального пути, выбор профессии.

* подготовка к профессиональной деятельности (18–23) – овладение представлением о будущей профессии, представление о знаниях, умениях, навыках; определяется профессиональная пригодность

* стадия профессионализма (23–25 – ….) – вхождение в отношения, в профессиональную общность, совершенствование профессионализма, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Условия становления:

а) эффективное воздействие субъекта на объект. Приобретение человеком точной и широкой познавательной ориентированности в среде, в мире профессий и т.д.

б) формирование направленности (интерес к труду, к людям труда, к целям труда и т.д.)

в) усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий труда

г) формирование устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности

д) формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.


Профессиональное самоопределение субъекта труда. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения


Профессиональное самоопределение – это становление человека как субъекта труда, формирование трудовой направленности и трудовых навыков, овладение средствами труда.

Т. е. это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.

Стадии процесса самоопределения:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и ориентировка в различных сферах труда

2) профессиональное обучение, освоение выбранной профессии

3) профессиональная адаптация, формирование индивидуального стиля деятельности, включение в систему производственных отношений

4) самореализация в труде, выполнение тех ожиданий (или не выполнение), которые связаны с данной профессией.

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение (по Климову):

* позиция старших членов или сверстников, учителей

* личные профессиональные планы

* склонности, способности, информированность

* уровень притязаний на общественное признание

* общая активность, самооценка, уровень самореализации.

Для самоопределения важно:

образ Я, образ Профессии, образ Я в Профессии.

При благоприятном соотношении человек не нуждается в специальном вмешательстве. Если нет, то необходимо проф. консультационная ситуация:

знакомство; выявление профессиональных намерений; выявление информированности о мире профессий; диагностика индивидуально-психологических и личностных особенностей человека.


Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы


Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии.

Формы проф. ориентационной деятельности:

1) профессиональное изучение

2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности)

3) профессиональное просвещение (обеспечивает формирование знаний о мире профессий и условие правильного их выбора. Обеспечивает информированность о способах и условиях профессии, прогнозирует общественную значимость.)

4) профессиональная консультация (система психолого-педагогических мероприятий по изучению и оценке способностей, функциональных возможностей человека с целью помощи в выборе профессии)

5) профессиональная адаптация (приспособление человека к социальным, психологическим и профессиональным факторам труда)

Принципы проф. ориентационной работы:

* развивать полноценную психологическую структуру труда

* уважать разные виды труда

* относится к знаниям о профессии как к важному звену мировоззрения

* развивать представление о профпригодности человека

* активизировать процесс самоопределения

* считаться с уже сложившимися личностными качествами и конкретными жизненными ситуациями

* соблюдать профессиональную тайну и такт

* действовать в интересах выбирающего

* кооперируются все психолого-педагогические воздействия на выбирающего


Профессиональная пригодность


Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:

1. при отборе кадров

2. при выборе профессии

3. при обучении какой-либо профессии

Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.

Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).

Профпригодность обусловлена:

* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).

В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.

При определении профпригодности применяют:

тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.

При определении профпригодности следует знать следующее:

1) требования профессии

2) показатели пригодности

3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации

4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.

Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.

Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.

Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.

(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).

Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:

а) гражданские качества (моральный облик человека)

б) отношение к труду, профессии

в) дееспособность (физическая и умственная)

г) единичные, частные, специальные способности

д) навыки, привычки, знания, опыт.


Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора


Профотбор – это специальная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению профессией, достижению определенного уровня мастерства, а также выполнения обязанностей в обычных и стрессовых условиях. Акцент делается на прогноз.

Виды профотбора:

* медицинский;

* физиологический;

* педагогический;

* психологический.

Профотбор рассматривается с двух сторон:

1) как процесс – это извлечение и первичная обработка диагностической информации, а также состояние прогноза

2) как система – это сама процедура проведения диагностического обследования, набор методик, интерпретация их результатов.

Профотбор проводится только психологом или специалистом данной области. Обязательно составление программы; по спецзаказу проведение профотбора, т. к. он должен быть обусловлен и аргументирован. Профотбор проводится на основе оценки психологических и др. показателей, полученных в результате собеседования, наблюдения за поведением и т.д.

Наиболее часто оценивают следующие психологические показатели:

Внимание, мышление, память, тревожность, интелегентность, способности, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость.

Результат профотбора:

1) рекомендует тех людей, которые имеют необходимый уровень качеств для данной профессиональной деятельности.

2) отвод тех людей, которые имеют явные противопоказания к данной деятельности

Ограничение при проведении профотбора – шаблон «выбрать лучших».

Необходимо подумать об оптимальном трудоустройстве тех, кто был отсеян во время профотбора.

Естественный профотбор – если человек находится не на своем месте, то он постоянно в поиске новой работы или перескакивает с должности одной на другую.

Методики для профотбора:

* тесты способностей

* тесты достижений

* опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.


Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности


Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:

1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)

11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)

2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел

3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)

4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты