Основы психологии труда

Основы психологии труда

Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации


Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи.

Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и способности.

Психол. – кими предпосылками являются:

* понимание деятельности;

* осознание ответственности;

* определение последовательности и способов работы.

Такая готовность является результатом всестороннего развития личности.

В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:

– мотивационный (отношение к профессии);

– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);

– операционный (владение способами и приёмами);

– волевой (самоконтроль);

– оценочный (самооценка).

Высокий уровень развития этих компонентов – показатель проф. готовности.

Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.

На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.

В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.

Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал. различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)

Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:

1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;

4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.

Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.

Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, к существ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.

Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:

1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.

2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:

* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.

* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.

* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.

3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.

4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическая неадаптированность лежит в основе текучести кадров.

Факторы адаптации:

1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)

2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)

Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).


Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога


Психолог должен знать свои:

– личностные особенности;

– свои способности и возможности;

– сильные и слабые стороны;

– способы компенсации недостатков.

Психолог должен уметь регулировать свои:

– эмоциональные состояния;

– мобилизовать психич. функции (память, внимание, мышление);

– осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации;

– планировать профессионально-важные качества.

Психолог должен уметь развивать в себе профессионально-важные качества:

– интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)

– рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);

– потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.

Психологу нужны знания:

– о возрастных и типологических особенностях людей;

– представление о динамике развития личности в онтогенезе;

– соотношение воспитания, обучения и развития;

– взаимодействие обучаемости и обучённости.

Психолог должен знать:

– психологич. процессы и явления в отношении, развитии, поведении.

– умение общения.

Психолог должен ориентироваться в психологии семьи и семейном воспитании.

Психолог должен опираться на знания соц. – психологич. особенностей коллектива и малых групп. Психолог должен иметь представление о психологич. закономерностях самопознания, самовоспитания и самообразования. Должен обладать профессион. умениями:

– организационные, коммуникативные, психодиагностические;

– прогнозирование вариантов развития;

– психопрофелактики и психокоррекции;

– возрастного, индивидуального и семейного консультирования.

От психолога требуется:

критичность, независимость, нестандартность мышления, руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны, способность выполнять разнообразную деятельность. энтузиазм. аккуратность, последовательность, терпимость, упорство, способность обучать других, чувство ответственности.


Противопоказания к деятельности практического психолога


Противопоказания:

* незрелость личности;

* низкая сила «ЭГО»;

* низкий интеллект;

* отсутствие эмпатии;

* недостаточная независимость мнения;

* невозможность решать свои проблемы;

* излишняя заторможенность;

* плохое сопротивление стрессу;

* потребность в гиперопеке;

* высокая тревожность;

* чувство виновной ничтожности.

Рекомендовано развивать в себе:

– логичность мышления;

– независимость мышления;

– точность;

– изобретательность;

– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).


Культура речи практического психолога


Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла.

Виды речи:

* внутренняя;

*внешняя: устная

письменная.

Профессиональное общение психолога:

* заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе

* подчеркнуть ценность и последствия беседы

* использовать соответст. условия для беседы, виды слушанья, правильную технику слушанья

* учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль собеседника

* уважать его мнение, ход рассуждений

* избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы

* не давать оценок и советов

* ясно и просто формулировать свои мысли

* помнить о целях беседы и её задачах

* придерживаться оптимальной интенсивности тока и темпа беседы, соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного

* следить за ходом беседы, поведением собеседника, стараться восстановить контакт при его нарушении

* при официальном общении психолог должен находиться за столом напротив

* при неофициальной беседе – во втором или 3-ем кресле.


Общая характеристика системы «человек – машина» (СЧМC)


Эта система в отличии от других чисто технических систем, характеризуется особенностями, которые присущи человеческой деятельности:

1) универсализм – человек может используя по-новому те или иные свойства системы, применять её для решения других задач. которые не планировались при проектировании системы и не предусматривались инструкцией

2) адаптативность – приспособление системы к изменяющимся условиям, её функционирования (применение алгоритмов, изменение характеристик системы по отношению к входным сигналам)

3) помехоустойчивость – возможно дублирующее восприятие (слух + зрение) для увеличения помехоустойчивости.

4) резервирование – возможно компенсирование в случае отказа машины (те функции, которые подходят по физич. характеристикам для человека) и ликвидация неполадок техники.

5) изменчивость:

* положительная (приспособление к изменениям в работе системы)

* отрицательная (сильная зависимость от факторов, которые могут ухудшить состояние – утомление, болезнь).

СЧМС характеризуется эффективностью:

а) производственной (насколько приспособлен для решения задачи)

б) соц. – личностной (формирование навыка, изменение к цели деятельности)

Свойства СЧМС: (необходимы для решения поставленных задач и адекватности системы):

* информационная организация (наличие всей необходимой информации)

* наличие физических характеристик (устройства включения, переключения)+ мотивы и потребности человека

* обеспечивающие процессы (материально-техническое обеспечение)

СЧМС также характеризуются:

1) выходными показателями

2) ценой функционирования (затраты энергетических и материальных средств + напряжение физических и психических свойств человека).


Классификация СЧМС


Основу СЧМС составляют 4 признака:

1) целевое назначение системы

2) характер человеческого звена

3) тины структуры машинного звена

4) взаимодействие компонентов системы

По целевому назначению системы выделяют:

* управляющие (автомобили, самолёты)

* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)

* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)

* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)

* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).

По характеристикам человеческого звена система делится на:

*моносистемы (один человек и несколько устройств)

* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).

По характеру машинного звена выделяют 4 класса:

1) инструментальные системы (приборы, инструменты)

2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)

3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)

4) технические комплексы (атомная станция с операторами).

По типам связи человек и машина:

* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)

* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)

* регулярные, но эпизодические.


Показатели качества СЧМС


При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:

1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи

2) иметь ясный и однозначный физический смысл

3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить

4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.

Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).

При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:

физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.

При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:

* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)

* процессы, связанные с переработкой информации

* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).


Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности


Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления.

Наиболее характерная черта:

оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи.

Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.

Информационная модель реализуется с помощью устройств в отображении информации.

Особенности работы с информационной моделью:

необходимо соотносить сведенья полученные с помощью приборов между собой и с реальными объектами.

Деятельность оператора строится на основании соотнесения этих сведений.

Основные типы деятельности оператора (в связи с особенностями переработки информации):

1) обнаружение с немедленным обслуживанием (оператор от восприятия переходит сразу к исполнительным действиям; нет многозначных связей между стимулом и ответом; нет необходимости воссоздавать полностью все данные)

2) информационный поиск с отсроченным обслуживанием (передаётся большое количество поступающей информации + информация из памяти → информационный поиск → преобразование информации→ принятия решения → реализация решения).


Средства операторской деятельности


Операторская деятельность – взаимодействие и управление человека-оператора объектами, явлениями внешнего мира. Осуществляется при помощи след. средств:

1) простые орудия труда – весь поток информации необходим для управления процессом преобразования. Человек сам осуществляет и контролирует процесс воздействия:

а) работа с инструментами – изменяющее воздействие на предмет труда зависит от двигательных реакций человека

б) орудия, с помощью которых естественный образ предмета изменяется (его можно рассматривать как простейшую модель – изменение масштаба или ракурса – микроскоп)

в) орудия памяти (чертёж, запись, фотография)

г) орудия преобразования информации (счёты)

2) машины – при работе с машиной человек осуществляет неполный контроль, т. к. часть регулирует машина:

а) простая машина – преобразование программы по линейному принципу→ обработка информации сразу → можно вносить коррективы

б) репредуктивно-преобразующая машина – почти полное отчуждение человека от предмета труда (ЭВМ)

в) продуктивно-преобразующая машина взаимодействия – информационный обмен между замкнутыми системами преобразования информации (кибернетические устройства).


Организация операторской деятельности


Эффективность и безопасность профессион. деятельности составляет здоровье человека-оператора – и это в значительной степени зависит от организации деятельности, т.е. от системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (восстановление работоспособности, распределение служебных обязанностей и расстановка кадров, стимулирование труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранение профессион. здоровья).

Главной задачей организации деятельности явл. разработка и соблюдение рационального режима труда, и отдыха; регламентация последовательности и продолжительности периода работы и отдыха с целью обеспечения повышения производительности труда и сохранение здоровья человека-оператора.

Режим труда и отдыха опред.:

а) продолжительность рабочей смены

б) длительность и надёжность рабочего процесса

в) продолжительность и периодичность перерывов в работе и способов организации отдыха

г) длительность восстановительного периода после работы

д) суточное время работы.

Правильная организация деятельности оператора предполагает создание безопасных и безвредных условий труда.

Безопасность труда – это соотношение условий и организаций труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.


Психологические характеристики человека-оператора


Человек-оператор – это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления.

Психолог. характеристики:

1) особенности темперамента (в них проявляется сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов

2) интерес к операторской деятельности, стремление совершенствовать своё мастерство

3) настойчивость, терпимость, смелость в сочетании с инициативностью, сообразительностью и самокритичностью

4) способность к кратковременному большому напряжению, при возникновении стрессовых ситуаций

5) эмоциональная устойчивость (особенно эмоционально-моторная и эмоционально-сенсорная)

6) широта распределения, быстрота переключения и устойчивость внимания

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты